- Эмоциональная стабильность
- Эмоциональная устойчивость — залог душевного спокойствия
- Что такое эмоциональная устойчивость, и зачем она нужна?
- Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость
- Способы развития эмоциональной устойчивости, их плюсы и минусы
- Помощь психолога и эмоциональная устойчивость
- Психологическая и эмоциональная устойчивость
- 4 ключевые характеристики эмоциональной стабильности по Ошо
- Что такое эмоциональная стабильность?
- Признаки невротического состояния
- Что означает быть эмоционально устойчивым в отношениях
- 1. Познавайте жизнь всеми доступными вам способами.
- 2. Прислушивайтесь к себе.
- 3. Любите, а не влюбляйтесь.
- 4. Не бойтесь негативных эмоций.
- Новое видео:
- Роль эмоциональной устойчивости в развитии личности
- Что поможет укрепить эмоциональную устойчивость
Эмоциональная стабильность
Гнев, печаль, тоска, вина, беспомощность, стыд, страх — человек сталкивается в своей жизни с множеством сложных ситуаций, в том числе и с тяжелыми эмоциями. Мы воспринимаем их как очень неприятные, они доставляют нам дискомфорт. Однако сложные эмоции имеют много положительных и даже жизненно важных аспектов. Непонимание своих чувств может серьезно усложнить их.
Эмоции являются движущей силой многих наших поступков. Они становятся важным фактором достижения успеха в жизни. Они могут повысить сопротивляемость жизненным невзгодам и стать источником энергии в решении проблем. Переживание эмоций заставляет некоторых из нас пытаться замаскировать их, подавить или отрицать их присутствие.
Как эмоции влияют на нас?
Это потому, что эмоции говорят нам в первую очередь о нас самих. В конце концов, мы не чувствуем стыда, гнева или раздражения без причины — есть какой-то фактор, который провоцирует эти чувства в нас.
Не бывает плохих эмоций. Иногда мы пытаемся скрыть свою печаль или сожаление от самих себя, но правда в том, что лучше сосредоточиться на них на мгновение и попытаться найти их источники, а затем преодолеть их. Скрытые эмоции часто возвращаются с большей силой, и тогда они причиняют гораздо больше боли.
Также совершенно нормально испытывать более сильные эмоции. Тот факт, что мы чувствуем гнев, злость, похоть, соответствует нашей природе. Сложность, которая может возникнуть при переживании сильных эмоций, заключается в том, можем ли мы правильно их идентифицировать и выражать. Когда вы думаете, что некоторые эмоции невозможно контролировать, или вы боитесь, что эмоции захватят вас, вы боитесь их действий и последствий, и в результате вы блокируете их выражение. Информация, которая может помочь вам испытать более сильные эмоции, заключается в том, что в промежутке между тем, что я чувствую (испытываю эмоцию) и выражаю ее (конкретное поведение), всегда есть «время» подумать о том, что можно сделать с этой эмоцией. Проблемы возникают, когда мы действуем мгновенно, без размышлений, полагаясь на эти эмоции как на единственно правильные побуждения к действию.
Существует пять мудрых стратегий, способных помочь человеку ужиться в реальном мире, в котором преобладают наши эмоции:
конструктивный дискомфорт — нежелательные, но необходимые действия
Эмоциональный реализм
Перфекционизм затрагивает самые разные сферы жизни. Он может быть расположен в сфере чувств и эмоций, когда мы начинаем стремиться к совершенству.
Если вы уверены, что всегда должны быть счастливы, улыбаться и избегать негативных состояний ума, возможно, вы страдаете эмоциональным перфекционизмом.
Эмоционально здоровые люди испытывают самые разные чувства, терпимы и восприимчивы к ним. Они не боятся своего страха, печали или гнева, что не означает, что они поддаются им и бессознательно действуют под их влиянием. Они контролируют их сознанием и позволяют себе их чувствовать. Когда перфекционизм касается сферы эмоций, начинается этап вытеснения трудных чувств.
Для чего предлагается термин «эмоциональный реализм»?
Неизбежные разочарования
Столкнувшись с разочарованием, нам нравится относить свои неудачи к недостаткам или чертам характера, которые мешают нам добиться успеха. Мы часто навязчиво обвиняем себя или унижаем себя из-за того, что не можем взглянуть в лицо нашему идеализированному образу. В результате мы направляем гнев на себя, мы начинаем думать, что заслуживаем неудачи, потому что мы недостаточно хороши. Другие направляют свой гнев на других, на людей, которые не оправдывают их ожиданий, и это заставляет их чувствовать гнев, мстительность и горечь.
К сожалению, обе эмоциональные реакции помещают человека в сеть разочарований. Во многих случаях разочарование может превратиться в длительную печаль — чувство утраты или даже предательства. Это особенно актуально, когда разочарование вызвано людьми, которым мы глубоко доверяли.
Какими бы неприятными ни были разочарования, мы всегда можем извлечь из них уроки. Но сначала нам нужно понять, что произошло. Некоторые разочарования можно предвидеть и предотвратить. Однако есть и неизбежные. Чтобы справиться с разочарованием, мы должны различать ситуации, которые находятся под нашим контролем, и факторы, которые находятся за их пределами. Признание разницы поможет нам лучше справляться с разочарованиями.
Чтобы конструктивно справляться с разочарованием, не позволяйте ему превращаться в апатию. Застрять в отрицательных эмоциях и обсуждать их – это вовсе не путь к переменам. Когда нас поглощают плохие новости, мы теряем из виду то, что правильно в нашей жизни и в мире вокруг нас. Удержание грусти и гнева может сделать их частью нашей личности.
Когда мы ловим себя на негативных мыслях, нам следует перенаправить нашу энергию и сосредоточиться на позитивных решениях. Когда мы слишком заняты размышлениями о ситуациях, которые не оправдали наших ожиданий, мы создаем только ненужный стресс.
Конструктивный дискомфорт и нежелательные действия
Знания о функционировании человеческого мозга позволяют нам сделать вывод, что для большинства из нас радикальные изменения не сработают на пути к достижению наших целей. Почему? Потому что они вызовут дискомфорт, беспокойство и стресс. Потому что немногие из нас могут сразу же внести большие изменения в свою жизнь.
Конечно, достижение крошечных целей каждый день не происходит без усилий. Речь идет о том, чтобы осознавать свои собственные состояния и понять, что для достижения своей цели мы должны игнорировать шепот нашего разума, связанный с погоней за удовольствием — например, когда наша цель состоит в ежедневных упражнениях. То есть, для достижения определенной цели, нужно перетерпеть дискомфорт, но в этом случае он будет конструктивным, так как приведет к успеху.
Например, в случае похудения, не всем захочется отказывать себе в любимой еде или, возможно голодать, но эти, так называемые «нежелательные действия», определенно дадут результат.
Успешное несовершенство
Если вы все время откладываете свои цели на потом, в течение нескольких лет безуспешно говорите себе, что начнете худеть со следующего понедельника, — этот принцип для вас!
Начните с малого. Лучше несколько маленьких действий, но регулярно, чем постоянное откладывание на «когда-нибудь».
Гибкое удовлетворение
Откажитесь от нереалистичных ожиданий и откройте для себя истинное определение любви, самореализации и совершенства. Поймите, что нельзя постоянно ожидать только положительных эмоций во всех отношениях. В основе всех наших несчастий лежит сравнение нашей реальности с романтическим идеалом, в котором они «жили долго и счастливо»!
Вполне возможно, что вы сами обладаете качествами или делаете то, что вас беспокоит в других. У кого-то может быть мало денег, а у вас, в свою очередь, может быть мало времени. Мир — это ваше зеркало.
Итак, сложные эмоции, такие как гнев, печаль, стыд, страх, вина или боль, радость или эйфория, несут важную информацию. Это указатели, которые рассказывают о наших границах, ценностях, кризисах и о том, как мы думаем. Часто то, как мы их чувствуем, и значение, которое мы им придаем, заставляет нас подавлять их. Мы должны помнить, что тело неразрывно связано с эмоциями, которые мы испытываем. Если мы относимся к нему как к инструменту, нам трудно слышать, что оно нам говорит.
- Сила эмоций. Как благодарность, сопереживание и гордость помогают в жизни и работе, Дестено Д.
- Эмоции и чувства, Ильин Е.П.
- Пособие по ТЭО. Техника эмоционального освобождения, Крэг Гари
- Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз, Шапиро Фрэнсин
- Психология эмоций, Вилюнас В.К.
- Заложник эмоций, Кэмерон-Бендлер Лесли
- Учение об эмоциях, Выготский Л.С.
- Эмоция как ценность, Додонов Б.И.
- Эмоции. Не позволяй обстоятельствам и окружающим играть на нервах, Эллис Альберт
- Управление гневом. Как не выходить из себя, спокойно реагировать на все и справиться с самой разрушительной эмоцией, Эллис Альберт
- Эмоции под контролем, Карпова Анна
- Не верь всему, что чувствуешь, Роберт Лихи
Рад Вашим «Спасибо» под статьей, если было интересно.
© Психолог Александр Жеуров, 2021. Копирование возможно только с указанием автора и ссылки на данный сайт.
Эмоциональная устойчивость — залог душевного спокойствия
Жизнь проверяет на прочность каждого человека без исключения. Различные трудности и проблемы способны вывести из состояния душевного равновесия даже самого закалённого и стрессоустойчивого. Несмотря на то, что эмоции — очень нужная и важная составляющая гармонично развитой личности, во многих ситуациях они способны нанести большой вред.
Решения, принимаемые под действием эмоций, далеко не всегда приносят пользу. Широкий диапазон эмоций — это хорошо, но как быть, если от них слишком много проблем? Как развить эмоциональную устойчивость в мире, в котором появляется всё больше и больше стрессовых факторов?
Что такое эмоциональная устойчивость, и зачем она нужна?
Под эмоциональной устойчивостью психологи понимают способность человека противостоять неблагоприятным факторам, преодолевать состояние эмоционального возбуждения и быстро возвращаться к состоянию душевного равновесия после стресса. Для эмоционально устойчивого человека каждая стрессовая ситуация — как тренировка. Он становится сильнее, мудрее, более здраво подходит к решению проблем и спокойно переносит все превратности судьбы.
Почему важно развивать такую устойчивость? Потому что именно она является гарантией того, что человек не «потеряется» в трудной ситуации, перенесёт стресс без нервных срывов и других неприятных последствий. Сильная неустойчивость личности в эмоциональном плане (нейротизм) может стать причиной развития заболеваний на нервной почве, неврозов, депрессии. Не говоря уж о том, что близким такого человека приходится несладко. Они то и дело становятся свидетелями эмоциональных сцен, разборок, паники от преувеличения последствий какой-либо проблемы. Всё это не укрепляет ни любовь, ни дружбу, ведь под действием эмоций человек очень часто ведёт себя неадекватно.
Нейротизм характеризуется неустойчивостью, впечатлительностью, чувствительностью, плохой адаптацией к новым обстоятельствам, высокой степенью беспокойства и напряжённости. Эмоциональная устойчивость, напротив, выражается в умении «брать себя в руки», сохранять организованное поведение и ясное мышление в любой ситуации.
Факторы, влияющие на эмоциональную устойчивость
Начнём с того, что она бывает врождённой и приобретённой: одни с самого детства обладают таким набором качеств, который позволяет им сохранять хладнокровие и поддерживать рациональное мышление в тонусе, а другие развивают стрессоустойчивость путём долгой и усердной работы над собой.
От чего зависит степень эмоциональной устойчивости?
На неё оказывают влияние такие факторы как:
- Темперамент. Очевидно, что «чистые» сангвиники гораздо легче переносят стрессы, чем остальные типы темперамента, поскольку отличаются низким нейротизмом и высокой экстраверсией. Однако чистые типы темперамента встречаются крайне редко. К тому же, не стоит думать, что если вы холерик или меланхолик, то эмоциональная устойчивость для вас недоступна. Просто вам нужно приложить больше усилий для её развития.
- Ведущее полушарие. Как известно, левое полушарие отвечает за логику, а правое — за эмоциональную сферу. Если ведущим является правое, человеку сложнее держать эмоции под контролем и действовать спокойно.
- Наличие подавленных потребностей. Психологи знают: если естественные потребности подавлять искусственно, это может стать причиной развития психологических проблем, которые, в свою очередь, скажутся на эмоциональной устойчивости. Подавление потребностей, будь то физических, социальных или духовных, деформирует личность и её поведение.
- Самооценка, наличие психологических проблем. Человек с заниженной самооценкой, как правило, очень несчастен, что уже не способствует устойчивости. Любые психологические проблемы сказываются на способности личности противостоять стрессам.
- Количество, сила и частота возникновения стрессовых факторов и пр. У каждого свой потолок эмоциональной выносливости. Но даже сильные люди могут очень тяжело переносить трудности, с которыми ранее не сталкивались, особенно, если они навалились разом, и кажется, что выхода нет.
Способы развития эмоциональной устойчивости, их плюсы и минусы
- Различные духовные практики, в особенности, восточные. Часто они сочетают в себе все последующие пункты. Польза от них действительно есть, но стоит учитывать, что освоить их не так-то просто, к тому же на это могут уйти годы. Чтобы добиться успеха, нужно менять жизненный уклад, а это устроит не каждого.
- Медитация. Не всегда она подразумевает погружение в транс. У неё, безусловно, есть плюсы — она помогает абстрагироваться от гнетущих мыслей, успокоиться, освободиться от негативных эмоций, но не решает психологические проблемы.
- Визуализация. Это практически то же самое, что и медитация, только внимание фокусируется на каком-либо видимом объекте, к примеру, на пейзаже. Красивый вид успокаивает нервную систему не хуже, чем приятная мелодия или прикосновение.
- Дыхательные техники. Они тоже очень полезны для физического и психического здоровья. Особенно непосредственно в момент, когда эмоции захлестнули. Контроль над дыханием поможет восстановить душевное равновесие.
- Спорт. Как известно, физическое здоровье очень важно для психоэмоционального состояния. Спорт улучшает самочувствие, повышает настроение, самооценку, запускает защитные реакции организма. Он обязательно должен присутствовать в жизни каждого человека, но, опять же, не решает внутренних проблем.
Всё это поверхностные, косвенные способы повышения эмоциональной устойчивости. Возможно, они хороши для решения сиюминутных задач: когда нужно быстро восстановить равновесие или сохранить внешнее спокойствие. Слабая сторона всех этих техник состоит в том, что они сродни таблеткам от головной боли — действуют только в момент, когда вы их используете.. Они снимают симптом, но не решают проблему, так как не ведут к изменению порога эмоциональной чувствительности. Как только вы прекращаете вышеуказанные практики – проблема возвращается.
Зрить нужно в корень: раз проблема психологическая, значит и причины её кроются в особенностях характера и способах реагирования на стресс. Вот почему помощь психолога наиболее оптимальна — она позволит стабилизировать эмоциональное состояние через решение внутренних «неполадок».
Помощь психолога и эмоциональная устойчивость
Как психолог поможет вам повысить эмоциональную устойчивость?
- Он выслушает вас, проанализирует полученную информацию. С помощью вопросов, уточнений и специальных техник поможет вам под другим углом взглянуть на ситуации, которые вас дестабилизируют.
- Поможет разобраться в себе, вместе с вами обнаружит причины той или иной психологической реакции. В дальнейшем это поможет изменить силу эмоций и переживаний в моменты возникновения сложностей.
- Выявит сопутствующие психологические проблемы, поможет в их решении.
- Разработает индивидуальную модель развития эмоциональной устойчивости, исходя из вашего темперамента, ситуации, жизненного опыта и других факторов.
Пример из практики
Галина пожаловалась психологу, что очень тяжело переживает трудности на работе, в семье и повседневной жизни. Особенно чётко она осознала проблему, когда возникла необходимость покупки квартиры. Связанная с этим нервотрёпка буквально подкосила женщину. Она не спала ночами, всё думала, как бы её не обманули, проворачивала в голове детали, переживала и нервничала. Из-за этого она не могла сконцентрироваться на работе и словно бы выпала из жизни. Очень скоро нервное истощение сказалось и на физическом здоровье: Галина испытывала головные боли, бессонницу, проблемы с пищеварением. Начались скандалы в семье — женщина постоянно говорила только о предстоящей сделке, из-за чего все в доме перессорились.
Как выяснилось в ходе психологической работы, причинами повышенной восприимчивости клиентки Центра были: высокий уровень стресса в жизни и постоянная забота о семье даже ценой отдыха и сна. За последние полтора года Галине пришлось пережить потерю близкого, смену работы, переезд из отчего дома и выход в самостоятельную жизнь старшего ребёнка. Эмоционально она не успевала восстанавливаться и очередной стресс стал последней каплей, «окончательно расшатались нервы», — как это определила сама Галина. Кроме того, свою лепту внесли характерная для женщины повышенная тревожность, склонность постоянно сомневаться и стремление всё, вплоть до мелочей, держать под личным контролем.
В фокусе работы специалиста была и проработка предыдущих стрессов, и работа с чувствами, и расстановка приоритетов таким образом, чтобы потребностям и желаниям Галины тоже находилось место и время. Вместе с психологом не раз рассматривались жизненные установки и опыт, сформировавшие избыточное беспокойство, и постепенно его удалось преодолеть. Эмоциональная устойчивость стала для женщины надёжным спутником в преодолении жизненных неурядиц.
Психолог помог Галине успокоиться, научил оценивать риски и правильно к ним относиться, не преувеличивать проблем. Сделка прошла успешно, сейчас Галина уже живёт в новой квартире. Она по-прежнему посещает психолога, поскольку развитие эмоциональной устойчивости требует времени и усилий. Как призналась сама женщина, без помощи психолога ей было бы намного сложнее справиться с собственными взбунтовавшимися эмоциями.
Психотерапия в этом случае действительно очень эффективна, поскольку способствует внутренним изменениям и восстановлению равновесия на длительный период времени.
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на прием можно по телефону (812) 640-38-55 , написав в Whatsapp или , или заполнив форму ниже.
Консультация психолога онлайн | |
Индивидуальная консультация психолога / психотерапевта | |
Семейный психолог: консультации | |
Консультация сексолога / сексопатолога | |
Детский и подростковый психолог: диагностика и консультации | |
Коучинг (лайф коучинг) | |
Логопед для взрослых | |
Логопед для ребенка | |
Психологическая диагностика | |
Профориентация для подростков и взрослых |
Работа в Fidem |
Наша группа ВКонтакте
Наша группа в Facebook
Fidem в Instagram
Санкт-Петербург,
наб. реки Фонтанки, 92Б
Карта проезда
Психологическая и эмоциональная устойчивость
Психологическая устойчивость, эмоциональная устойчивость, стрессоустойчивость – это понятия, дополняющие друг друга и формирующие систему личности.
Психологическая устойчивость — это социально-психологическая характеристика личности, заключающаяся в способности переносить экстраординарность ситуации без какого-либо ущерба для себя и преодолевать ее последствия с помощью способов, совершенствующих личность, повышающих уровень ее адаптации и социальную зрелость. Фактически эта характеристика означает наличие адаптивного потенциала личности, обуславливающего ее возможности в преодолении трудных ситуаций.
В современной психологической науке предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, ответственных за успешную адаптацию и совладание с трудными жизненными ситуациями.
Следует отметить, что у исследователей нет единого мнения относительно ведущего компонента психологической устойчивости.
Одни авторы считают ведущим когнитивный компонент, другие — эмоциональный и волевой (стрессоустойчивость, эмоционально-волевая устойчивость) или мотивационный компоненты. Некоторые исследователи предлагают рассматривать совокупность качеств, обеспечивающих устойчивость человека к экстремальным факторам. Интегративный подход к рассмотрению этого сложного качества является наиболее перспективным.
Так, например, А.Г. Маклаков ввел понятие «личностный адаптационный потенциал», который определяет устойчивость человека к экстремальным факторам. Он включает в себя следующие характеристики: нервно-психическую устойчивость, уровень развития которой обеспечивает толерантность к стрессу; самооценку личности, определяющую степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, обусловливающее чувство собственной значимости для окружающих; уровень конфликтности личности; опыт социального общения. Все перечисленные характеристики автор считает значимыми при оценке и прогнозе успешности адаптации к трудным и экстремальным ситуациям, а также при оценке скорости восстановления психического равновесия.
Г.С. Никифоров рассматривает психологическую устойчивость как сложное качество личности, уровень которой проявляется в ее профессиональной деятельности, в надежности работника. Психологическая устойчивость, по его мнению, представляет собой синтез отдельных качеств и способностей, в котором объединяются уравновешенность, стойкость, стабильность и сопротивляемость.
Уравновешенность — это способность удерживать уровень напряжения, не выходя за границы приемлемого (не доводя до разрушительного стресса).
Стойкость подразумевает способность противостоять трудностям, сохраняя веру в ситуации фрустрации, а стабильность — постоянный уровень настроения.
Сопротивляемость заключается в способности личности сохранять свободу поведения и выбора образа жизни, а также свободу от любых видов зависимости.
Различные аспекты психологической устойчивости нашли свое отражения и в зарубежной науке.
Так, например, изучая различное влияние стрессовых жизненных событий на болезнь руководителей, С. Кобаса предложил понятие Hardiness — особенность личности, которая в отечественной литературе переводится как выносливость, стойкость или жизнестойкость, смелость, отвага, крепость, дерзость. В дальнейшем понятие Hardiness получила дальнейшее развитие в работах С. Мадди, где оно рассматривается как интегративное качество личности, являющимся показателем психического здоровья человека.
Нardiness состоит из трёх компонентов: обязательности, контроля и способности принять вызов.
Обязательность — это тенденция полностью отдаваться своему делу, каким бы оно ни было, иначе говоря, смысловая и целевая ориентация человека. Включённость — это важное определение себя и окружающего мира, а также характера их взаимодействия. Она даёт силы, мотивирует человека к реализации, лидерству, здоровому образу жизни и поведению, а также даёт возможность чувствовать себя значимым и достаточно ценным, чтобы полностью включаться в решение задач, несмотря на наличие стрессогенных факторов и изменений.
Контроль — это тенденция думать и поступать так, как будто существует реальная возможность влиять на ход событий. Это качество, которое мотивирует к поиску путей влияния на результаты стрессогенных изменений и не позволяет человеку впасть в состояние беспомощности и пассивности. Обладая контролем, человек уверен, что любую трудную ситуацию можно преобразовать так, что она будет согласовываться с его жизненными планами, окажется ему в чём-то ему полезной. Оценивая даже трагические события, человек снижает их значимость и уменьшает тем самым психотравмирующий эффект.
Вызов (способность принять вызов) означает восприятие опасности как сложной задачи, знаменующей собой очередной поворот изменчивой жизни, побуждающий человека к непрерывному росту. Это способность переживать любое событие в качестве стимула для развития собственных возможностей. Этот компонент Нardiness помогает человеку оставаться открытым для окружающей среды и общества. Он состоит в восприятии личностью события жизни как вызова лично себе и предстоящих испытаний.
Таким образом, существует целый комплекс личностных качеств, способствующих адаптивному, нетравматичному переживанию экстремальных ситуаций и обеспечивающих успешность преодоления их последствий, который может быть охарактеризован как интегративная характеристика личности – психологическая устойчивость к экстремальным ситуациям.
В современных зарубежных исследованиях Нardiness считается важным фактором, ведущим к надежным и устойчивым результатам профессиональной деятельности, особенно специалистов экстремального профиля. Так, например, результаты исследования 405 пожарных сообществ Мадрида показали, что Нardiness может являться сдерживающим фактором между профессиональными стресс-факторами и выгоранием.
Деятельность пожарных характеризуются высоким уровнем нервно-психической напряженности, что связано с наличием реальной витальной угрозы, с воздействием экстремальных факторов ситуации, а также необходимостью принимать решения в условиях новизны, неопределённости, дефицита времени и высокой ответственности.
С ростом трудности ситуации эффективность профессиональной деятельности в большей степени зависит от психологической устойчивости специалиста, которая наряду с профессиональным мастерством, предполагающим знания, умения и навыки поведения в экстремальных ситуациях, определяет эффективность и надежность деятельности специалиста экстремального профиля.
Психологическая устойчивость, представляющая собой обобщенный режим функционирования и включающий когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты, должна проявляться на всех этапах выполнения профессиональной задачи пожарных, которые условно можно разделить на три: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап включает в себя сигнал о пожаре и выезд на место чрезвычайной ситуации. Особенностью подготовительного этапа является внезапность и неопределенность информации. Главной задачей специалиста на этом этапе является предотвратить состояние тревожности и привести уровень нервно-психического напряжения к оптимальному уровню — состоянию боевой готовности.
Основной этап включает непосредственные профессиональные действия, направленные на спасение людей и материальных объектов. Особенностями этого этапа являются: опасность, неопределённость ситуации, жесткий дефицит времени. Условия ситуации предъявляют повышенные требования к когнитивным способностям специалиста, что выражается: в объективной оценке и анализе ситуации, в поиске неизвестной или противоречивой информации, в принятии решений. В поведенческой сфере психологическая устойчивость на этом этапе проявляется в активных действиях, направленных на изменение ситуации с использованием неспецифических форм активности, т. е. действий, обеспечивающих наиболее эффективный результат в конкретной чрезвычайной ситуации, гибкости и быстроте перехода от одной задачи к другой. Таким образом, главной задачей специалистов на этом этапе является мобилизация своих ресурсов на выполнение своего профессионального долга.
На заключительном этапе важной задачей является восстановление эмоционального равновесия с помощью приемов саморегуляции и конструктивных преобразующих стратегий совладания.
Таким образом, психологическая устойчивость — это качество личности специалиста, заключающееся в способности не поддаваться неблагоприятным обстоятельствам решаемых задач, не снижать под их влиянием качество выполнения профессиональных действий.
Уровень психологической устойчивости специалиста, с одной стороны, проявляется в надежности профессиональной деятельности. С другой стороны, успешная профессиональная деятельность для многих является базисом для полноценного переживания самореализации и удовлетворенности жизнью в целом, что в свою очередь повышает уровень психологической устойчивости.
Жизнестойкость в модели стресса
Одним из первых и наиболее убедительных исследований, основанных на конструкте жизнестойкости, явилось лонгитюдное исследование менеджеров крупной телекоммуникационной компании штата Иллинойс (Illinois Bell Telephone Company — IВТ).
Стрессогенная ситуация в компании возникла вследствие изменений в законодательстве, регулирующем телекоммуникационный бизнес в США. В результате этих изменений всем предприятиям отрасли предстояли значительные сокращения персонала в течение нескольких месяцев, о чем было заранее известно. Эта ситуация провоцировала реакции дистресса, соматические заболевания и психические нарушения у многих работников, ожидающих решения своей судьбы. Исследование, проведенное Мадди, обнаружило четкую обратную зависимость между выраженностью компонентов жизнестойкости и вероятностью серьезного заболевания в течение года после возникновения стрессовой ситуации у менеджеров компании.
При низкой выраженности всех трех компонентов жизнестойкости вероятность заболевания оказалась равна 92,5 %, при высоком уровне одного из компонентов — 71,8 %, при высоком уровне двух компонентов — 57,7 %, и при высоком уровне всех трех компонентов
—1,1%.
Как работает жизнестойкость? За счет чего она позволяет преодолевать стресс? Согласно психологии стресса, все психологические факторы влияют на стресс одним из двух способов (см. рис. 1): они могут влиять на оценку ситуации («Несет ли она угрозу для меня?», «Могу ли я с ней справиться?»), а могут влиять на реакцию человека, его поведение, преодоление трудностей.
4 ключевые характеристики эмоциональной стабильности по Ошо
Если мы держим свои эмоции под контролем, это позволяет нам быть сострадательными, эффективными на работе и сосредоточенными на том, чего мы хотим достигнуть в жизни. Кроме того, эмоциональная стабильность способствует установлению крепких и продолжительных отношений.
Вопрос заключается только в том, как этой стабильности можно достичь?
Духовный наставник Ошо уже неоднократно говорил о важности эмоциональной стабильности и ответственности людей за свои чувства. Ниже мы познакомимся с его мудростью, а затем перейдем к стратегиям, которые можно применить к себе. Но для начала давайте дадим определение понятию эмоциональной стабильности.
Что такое эмоциональная стабильность?
Эмоциональная стабильность – это способность индивидуума сохранять равновесие и устойчивость. Если вы эмоционально устойчивы, то можете оставаться спокойными даже в стрессовой ситуации. То же самое касается и моментов радости.
Эмоциональная стабильность приходит вместе с эмоциональной зрелостью. Вы сами можете решить стать более эмоционально устойчивым. И в этом вам пригодятся советы Ошо, приведенные далее в статье.
Признаки невротического состояния
Прежде, чем мы начнем рассматривать ключевые черты людей, обладающих эмоциональной стабильностью, будет полезно дать определение полной ее противоположности, а именно – подверженности невротическим состояниям.
Невротик склонен к длительному пребыванию в негативном или тревожном эмоциональном состоянии. Такие личности позволяют тревожности, страху, зависти, вине и прочим так называемым «негативных эмоциям» влиять на их поведение. Но они отнюдь не испытывают эти эмоции сильнее, чем другие люди. Разница между ними и окружающими заключается в том, что невротики более склонны менять свое поведение под воздействием чувств.
Для сравнения – эмоционально стабильные индивиды тоже подвержены негативным эмоциям, однако не позволяют им как-то сказываться на их поведении.
Что означает быть эмоционально устойчивым в отношениях
В большинстве случаев люди стремятся быть эмоционально устойчивыми именно в своей личной жизни. И причина довольно проста: в отношениях мы сильнее подвержены чувства ревности, вины и т.д. Эти переживания влияют на наши поступки, что зачастую заканчивается нервным срывом.
Если вы сможете воспитать в себе эмоциональную устойчивость в отношениях с партнером, то, вероятно, сможете сделать это и в любой другой сфере вашей жизни. Но чтобы прийти к такой стабильности, сначала необходимо изменить свой подход к отношениям, а именно – избавиться от самой идеи того, что отношения как-то влияют на ваше счастье.
Правда в том, что ваши романтические отношения не определяют вашу сущность. Да, любовь является важной частью жизни человека, но сам он обладает уникальной личностью, не зависящей от партнера.
Перечисленные ниже ключевые черты эмоционально стабильных людей помогут вам избавиться от потребности определять себя с точки зрения ваших отношений с другими людьми.
Итак, вот они – 4 ключевые характеристики эмоциональной стабильности от Ошо:
1. Познавайте жизнь всеми доступными вам способами.
«Познавайте жизнь всеми доступными вам способами: хорошее-плохое, горькое-сладкое, темное-светлое, лето-зима. Познайте всю двойственность мира. Не бойтесь опыта, ведь чем больше его будет, тем более зрелыми вы станете», –
Ошо.
Формирования зрелости требует времени. Зрелость приходит к нам с помощью уроков, утрат и успехов, сомнений, гаданий и путаницы в лабиринтах жизни. Одним словом, чтобы понять себя, свои эмоции, а также свои сильные и слабые стороны, вам необходимо познать жизнь с разных ее сторон. Это единственный способ развиваться и становиться лучше.
Как это применимо к нашей ежедневной жизни? Выберитесь из своей зоны комфорта и начните познавать жизнь. Ходите в походы, путешествуйте или же просто пойдите домой каким-то новым маршрутом. Изучайте жизнь!
2. Прислушивайтесь к себе.
«Прислушивайтесь к себе. Ведь вы постоянно даете себе подсказки, вернее, ваш тихий и еле уловимый внутренний голос. Если вы немного помолчите, то начнете видеть свой путь. Будьте самими собой. Не пытайтесь стать кем-то другим, и к вам придет зрелость. Зрелость – это принятие обязательства быть собой, чего бы это вам не стоило. Рискнуть всем ради этого – вот, что такое зрелость», –
Ошо.
Вокруг звучит так много голосов, указывающих, кем вы должны быть, как себя вести и что делать. И порой бывает очень сложно заглянуть внутрь себя и понять, то вы на самом деле. Понимание себя и того, чего мы действительно хотим от своей жизни, играют решающую роль в становлении зрелой и эмоционально устойчивой личности.
Но как понять, кто мы такие? Одним из самых эффективных способов познать себя является ведение дневника. Начните записывать свои чувства, желания и то, что для вас важно. Уделяйте этому занятию по полчаса в день, и вскоре вы начнете понимать, кто вы такие и к чему в действительности стремитесь. А с этим знанием к вам придет и ясность мыслей.
3. Любите, а не влюбляйтесь.
«Зрелая личность не влюбляется, а начинает любить. Влюбляются лишь незрелые люди – они спотыкаются и падают в любовь с головой», –
Ошо.
Говоря о любви, мы часто употребляем слово «влюбиться». Однако Ошо считает его проявлением эмоциональной незрелости. Вместо этого человека должен «вознестись» к любви. А это возможно при отсутствии каких-либо обязательств и при наличии возможности развиваться вместе со своим партнером.
Вот как это объясняет сам Ошо: «Зрелый человек является достаточно целостной личностью, чтобы быть самостоятельным. Когда он дарит кому-то свою любовь, то делает этого без навязывания каких-либо обязательств. Если любовь зарождается между двумя такими личностями, имеет место один из самых больших парадоксов жизни и один из самых прекрасных феноменов: хотя эти двое и вместе, но в то же время они невероятно одиноки. Они настолько близки, что почти сливаются в единое целое. Две любящие зрелые личности помогают друг другу стать еще свободнее. И здесь нет места политике, дипломатии или попыткам доминировать над партнером. Только свобода и любовь».
4. Не бойтесь негативных эмоций.
«Грусть придает глубину, а счастье – возвышает. Грусть дает корни, а счастье – ветки. Счастье, словно дерево, стремится ввысь к небесам, а грусть – как корни, уходящие вглубь земли. Они одинаково нужны человеку, и чем выше становится дерево, тем глубже оно уходит вниз. Чем дерево шире, тем больше его корни. Во всем всегда соблюдается пропорция. Это и есть баланс», –
Ошо.
Без грусти невозможно быть счастливым. Во всем должно царить равновесие. Многие из нас пытаются избегать негативных эмоций, потому что им не нравится их испытывать. Но правда в том, что игнорирование в конечном счете сделает только хуже.
Как научиться принимать свои эмоции? Самый простой способ – стать наблюдателем собственных чувств. Наблюдая за тем, что происходит в вашем теле и разуме, вы сможете расслабиться и просто принять происходящее.
А еще вы сможете общаться с собой как с лучшим другом, чувствующим себя недооцененным, сможете выразить сострадание по отношению к себе самому.
Новое видео:
Роль эмоциональной устойчивости в развитии личности
Роль эмоциональной устойчивости в развитии личности
Формирование личности, развитие его творческого потенциала, самореализация человека зависит от многих факторов, важное место среди которых занимает его эмоциональное состояние в детстве. Проблема эмоционального благополучия и психологической поддержки ребенка школьного возраста приобретает особую актуальность в современных условиях кризиса социальных отношений и повышенного темпа жизни. Проблема обеспечения эмоционального благополучия актуальна особенно с учащимися младшего школьного возраста, эмоциональная сфера которых наиболее восприимчива и уязвима.
Эмоции — субъективные реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха.На их важную роль указывал П.К.Анохин: «Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма, эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализация воздействий и конкретный механизм ответной реакции организма»[1,с.25]. Благодаря возникшей эмоции личность имеет возможность чрезвычайно продуктивно приспособиться к окружающим условиям. Она в состоянии быстро отреагировать на внешнее воздействие, не определив еще его тип, форму, другие частные конкретные параметры. Каждый из нас обладает огромным количеством психических особенностей, определяющих индивидуальные реакции в ответ на внешние раздражители, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни, и вызывающих у нас определенное отношение. Они имеют отчетливо выраженный ситуативный характер, и выражают оценочный личностный резонанс к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в них.
Она одно из важнейших условий обеспечения здоровья, надежности деятельности, сохранения высокой психической и физической работоспособности, интенсивности внимания и произвольной памяти в стрессовых условиях. Показателями эмоциональной устойчивости являются: самообладание, выдержка, хладнокровие, сохранение у человека оптимистического настроения, отсутствие чувства страха, растерянности, и подавленности при возникновении какой-либо угрожающей ситуации. При наличии эмоциональной устойчивости у человека не возникает излишнего возбуждения или апатии, скованности, приводящих к ухудшению мыслительных способностей, нарушению координации движений, упадку сил, ухудшению самочувствия.
Эмоциональная устойчивость должна сочетаться с гибким управлением эмоционального состояния — способностью человека создавать произвольно оптимальное настроение, изменять уровень эмоциональной ориентации. Это дает возможность, корректируя эмоции, делать их адекватными конкретной ситуации, что позволяет, с одной стороны, экономить затрату сил, с другой — использовать эмоциональную самостимуляцию для более полного использования своих потенциальных ресурсов. Эмоциональная неустойчивость характеризуется преобладанием негативных эмоций, перевозбуждением, апатией, истощением нервной системы, импульсивностью с ярко выраженной тенденцией действовать без учета последствий и отсутствием самоконтроля, аффективными вспышками.[4]
Эмоциональная неустойчивость приводит к истощению и психической напряженности, не сбалансированной полноценным восстановлением сил. Отсутствие достаточно сильных эмоциональных переживаний, оказывающих тренирующее воздействие на психику, приводит к снижению эмоциональной устойчивости.
Непрерывное повышение напряженности процесса реализации человеком учебной, трудовой и других видов деятельности, ломка (размывание) устоявшихся стереотипов поведения, повышенный запрос к своевременности и эффективности принятия человеком решений, к быстроте и точности его действий и операций, а также увеличение чрезвычайных ситуаций приводят к возникновению у людей разных возрастных групп специфических проявлений эмоциональной устойчивости и эмоциональной неустойчивости. Такие состояния чрезмерного и длительного психологического напряжения возникают у человека, когда индивид получает эмоциональную перегрузку. Те, кто не умеет регулировать свои эмоции, не проявляют выдержку, подвергаются различным видам нервных и психических заболеваний Стрессы, особенно если они часты и длительны, представляют собой главные «факторы риска» при появлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечные. Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное воздействие кризисных социальных явлений, помогает избежать стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженной ситуации. Поэтому эмоциональная устойчивость рассматривается как один из важнейших психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке.
С помощью сознательно организованных действий можно повысить уровень эмоциональной устойчивости. Она зависит от особенностей личности, вида и характера протекания мыслительной и практической деятельности, качества используемых ею способов целенаправленного регулирования своего эмоционального состояния. Личностные же качества человека обусловлены приобретенными им в ходе жизни знаниями, умениями и свойствами психики. Любые воздействия на человека, способные изменять психическое состояние, вызывают с его стороны те или иные ответственные действия, благодаря которым эффект воздействий усиливается или ослабляется. Развитие эмоциональной устойчивости личности — длительный процесс, который зависит от внешних и внутренних факторов.
Благодаря эмоциональной устойчивости как качеству личности в экстремальных условиях обеспечивается переход психики на новый уровень активности. Такая перестройка побудительных, регуляторных и исполнительских функций позволяет сохранить и даже увеличить эффективность деятельности.[3,с.45-50]
В число показателей эмоциональной устойчивости входит правильное восприятие обстановки, ее анализ, оценка, принятие решений; последовательность и безошибочность действий по достижению цели, выполнению функциональных обязанностей; поведенческие реакции: точность и своевременность движений, громкость, тембр, скорость и выразительность речи, ее грамматический строй; изменения во внешнем виде: выражение лица, взгляд, мимика, пантомимика, тремор конечностей и т.д.
Специфика проявления эмоциональной устойчивости представляет функцию возраста. Для детей раннего младшего возраста характерны запаздывающие эмоциональные реакции на ситуацию, неумение понимать эмоциональные состояния других.
Когда дети видят, что другим плохо, часто приходят в замешательство. Они могут рассмеяться или не знают, как им реагировать на происходящее. В результате социальных контактов появляется радость как выражение базовой эмоции удовольствия. В три-пять лет стыд, соединяясь с эмоцией страха, приобретает новое качество, превращаясь в страх осуждения. В 2-3 года появляются социальные формы гнева — ревность и зависть. Дети сердятся и плачут. После 2 лет эмоциональная реакция становится намного ярче. Увеличивается эмоциональное заражение детей друг от друга и эмоциональная отзывчивость по отношению к другому ребенку. Совместная деятельность носит ярко выраженную эмоциональную окраску, бурно нарастающую в ходе взаимодействия.
Таким образом, для оптимизации своего психического состояния человеку требуется: перестроить свои управляющие программы взгляды на методы психической «настройки»; изменить отношение к тем или иным явлениям жизни; необходимо овладеть способностью к избирательному восприятию действительности, к отвлечению от стрессов; научиться использовать произвольную эмоциональную самостимуляцию; поскольку отрицательные эмоции порождаются внутренними конфликтами в работе над укреплением воли, следует акцентировать усилия на качестве управления своим поведением; совершенствование способности анализировать жизненные ситуации, понимать людей, позволяют раскрыть истинные причины явлений, и познать самого себя и т. д.
В нашем экспериментальном исследовании, посвященном анализу эмоциональной устойчивости, мы изучали динамику характеристик эмоциональной устойчивости у детей младшего школьного возраста.
Мы использовали следующие методики:
-методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса;
-проективная методика «Дерево» (вар. Л.П.Пономаренко).
Анализ результатов исследований, условно выделенных направлений показал, во-первых, правильность определения эмоциональной устойчивости как интегративного свойства личности; во-вторых, что к физиологическим и психологическим особенностям, влияющим на осуществление деятельности в напряженных условиях, относятся, в частности, сила нервной системы; лабильность и подвижность нервных процессов; уровень тревожности; уровень общительности; организованность волевого самоконтроля; эмоциональная возбудимость — физиологическая реактивность; уровень интеллектуального развития.
Таким образом, теоретический и эмпирический анализ позволит утверждать, что профилактика эмоциональной неустойчивости должны осуществляется с помощью различных психотехнических комплексов, обеспечивающих стабилизацию эмоционального фона личности; нарушения в эмоциональной и соответственно физической сфере в младшем школьном возрасте могут возникнуть в результате стрессов, которые в свою очередь, возникают по различным причинам: неуспехи в учебной деятельности, негативные отношения с учителем, страх самовыражения, проблемы во взаимоотношениях с родителями и одноклассниками; когнитивный и эмоциональный параметры личности младшего школьника выполняют разные роли в процессе его формирования. Когнитивный компонент является основой для успешного усвоения знаний, эмоциональный (снижение тревожности) обеспечивает позитивное оценочное отношение к себе, к миру, повышая мотивацию к самореализации и самосовершенствованию.
Литература:
1.Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости
2. Додонов Б.И.В мире эмоций. — Киев,1987
3. Изард К.Е. Эмоции человека. — М.,1980
4. Ольшанникова А.Е.Эмоции и воспитание. -М.,1983
Что поможет укрепить эмоциональную устойчивость
Одним из самых важных и крайне необходимых качеств человека в современном мире, является эмоциональная устойчивость.
Человек практически ежедневно подвергается воздействию различных раздражителей и при слабо развитой эмоциональной устойчивости эти раздражители негативно влияют не только на психологическое (моральное) состояние, но и напрямую затрагивают физиологическое состояние человека. Именно эмоции дают первую реакцию на раздражитель, вследствие чего определяется локализация воздействий и соответственно механизм ответной реакции, в один момент, объединяя в единое целое все функции организма.
Исходя из этого, эмоциональная устойчивость определяется возможностью противостоять нежелательному влиянию внешних и внутренних факторов среды. Соответственно развитая эмоциональная устойчивость, сводит к минимуму отрицательное воздействие мощных эмоциональных потрясений, предупреждает стресс, а еще способствует появлению готовности действовать в любых напряженных ситуациях.
На основании проведенных опросов у эмоционально устойчивых людей, переживших тяжёлые жизненные ситуации, выделяются общие качества, которые помогут вам справляться с самыми сильными потрясениями.
1. Всегда оставайтесь оптимистом
Учитесь видеть светлые стороны, не разделяясь с реальностью. Психологически устойчивые люди, чья жизнь, профессия связана с частыми экстремальными ситуациями (спасатели, военные, сотрудники спецподразделений), умеют соблюдать баланс между позитивным прогнозом и реалистичным взглядом на вещи.
Принимая во внимание негативную информацию относящейся к текущей ситуации, оптимисты не зацикливаются на ней. Они быстро абстрагируются от неразрешимых на данный момент проблем и концентрируют всё внимание на тех, которые могут решить.
выживших в экстремальных ситуациях, он обнаружил то же самое: они балансируют между позитивным отношением к ситуации и реализмом.
Американский журналист Гонсалес, изучая психологию эмоционально устойчивых людей, написал: отличие реалистичных оптимистов в том, что они уверенные в своих силах. Они видят мир таким, каков он есть, но верят, что они в нём рок-звёзды.
2. Лицом к лицу со страхом
Гораздо легче игнорировать свой страх и надеяться, что он просто исчезнет. К сожалению, так бывает очень редко. Как показывает практика, человеку, избегающему пугающих его вещей, становится ещё страшнее, так как происходит искажение реальности и соответственно искажается адекватный ответ на раздражитель. Когда же мы сталкиваемся со страхами лицом к лицу, мы перестаём бояться.
Исследования, проводимые в ходе лечения тревожных расстройств, таких как посттравматический стресс и фобии доказывают эффективность метода активизации (воспроизведении) страха в безопасной среде. Суть его в том, что пациента заставляют встретиться со страхом лицом к лицу на достаточно длительное, в результате чего мозг формирует новые нейронные связи: в данном окружении раздражитель, вызывающий страх, не опасен.
Реалистичный оптимист скажет: — Мне страшно, но это испытание сделает меня сильнее.
3. Моральный ориентир
Также эмоционально устойчивые люди отличаются системой моральных ценностей, закрепляя их четким пониманием правильного и не правильного. Из опроса людей, выживших в экстремальных ситуациях следует то, что они думали и брали во внимание не только себя, но и других людей, это укрепляло их в периоды сильного стресса и в то время, когда они возвращались к жизни после потрясений.
Учитесь бескорыстию, заботе о других, помощь без ожидания ответной выгоды для себя — эти качества формируют стержень системы ценностей эмоционально сильных людей.
4. Социальная поддержка
Для того чтобы работать в оптимальном режиме, нашему мозгу необходима социальная поддержка. Это объясняется тем, что во время общения с окружающими высвобождается окситоцин, который снижает активность миндалевидного тела и снижает уровень стресса.
Находите людей близких вам по интересам, жизненным позициям и т.д. Не стоит уходить в одиночество и закрываться от социума. Ищите поддержку в людях и даже порой в незнакомых людях, человек способен найти стимул для преодоления сложных ситуаций.
Важно не только получать помощь от других, но и оказывать её. Оказывая помощь, вы потенциально получаете возможность получить почти неограниченный внешний ресурс ответов и становитесь значимым человеком для своих близких, тем самым повышается ваша самооценка, вы чувствуете свою нужность и более эффективно справляетесь с возникающими раздрожителями.
Дейл Карнеги говорил: «Вы сможете за два месяца завести больше друзей, чем за два года, если будете интересоваться людьми, а не пытаться заинтересовать их собой».
Но что же делать если мы оказались одни?
5. Подражание сильным личностям
Психолог Эмми Вернер изучавшая жизнестойкость, наблюдала за жизнью детей, которые выросли в неблагополучных семьях, где как минимум один из родителей был алкоголиком, психически больным или склонным к насилию. В результате своих наблюдений, Вернер обнаружила, что у эмоционально устойчивых детей, которые стали продуктивными, эмоционально здоровыми взрослыми, был в жизни хотя бы один человек, который действительно поддерживал их и был образцом для подражания.
В исследовании взрослых людей с сильной эмоциональной устойчивостью была обнаружена аналогичная связь. У большинства людей, которые выходили из тяжелых жизненных ситуаций, отмечается то, что у них есть пример для подражания — человек, чьи убеждения, мироощущение и поведение их вдохновляют.
Так же стоит отметить, что не всегда необходим положительный образ для вдохновения. Иногда сложно найти среди знакомых того, на кого хотелось бы походить. Нередко достаточно иметь перед глазами отрицательный пример — человека, на которого вы ни в коем случае не хотите быть похожим. Это так же является стимулом для снижения стрессовых раздражителей, что в следствии помогает более эффективно преодолевать сложные жизненные ситуации.
6. Спорт
Занятие спортом очень эффективно помогают справляться с психоэмоциональными нагрузками. Это обосновывается прежде всего тем, что стресс испытываемый от физических нагрузок помогает адаптироваться к стрессу, который человек испытает, когда жизнь бросает вызов.
Исследования, проведенные в данном направлении, показывают, что во время активных физических тренировок человек вынужден испытывать те же симптомы, которые проявляются во время эмоционального стресса: тахикардия, учащенное дыхание, потливость. Спустя некоторое время человек, продолжающий интенсивные тренировки, привыкает к тому, что эти симптомы не опасны, в мозге формируются новые связи и интенсивность страха, постепенно снижается.
7. Тренируйте ум
Для эмоционально устойчивых людей характерно, то что они постоянно стремятся к умственному развитию.
В 2004 году в Лондонском университете было проведено исследование, в результате которого было установлено, что постоянное обучение оказывает комплексное положительное воздействие на психическое здоровье: обеспечивает хорошее самочувствие, возможность восстановиться после психологических травм, способность противостоять стрессу, развитое чувство собственного достоинства и самодостаточности и многое другое. Постоянное обучение развивало эти качества благодаря расширению границ — процессу, который является главным в обучении.
8. Развитие когнитивной гибкость
Учитесь смотреть на проблемы с разных точек зрения и по-разному реагировать на стресс. Не стоит придерживаться только одного метода борьбы с трудностями. Вместо этого пытайтесь переключаются с одной стратегии борьбы на другую в зависимости от обстоятельств.
Одним из самых действенных способов борьбы с эмоциональными трудностями, считается юмор. Исследования показывают, что именно юмор позволяет снизить напряженность ситуаций и позволяет легче переносить стресс.
9. Цель — это часть смысла жизни.
У жизнестойких людей нет работы — у них есть призвание. У них есть миссия и цель, которые придают смысл всему, что они делают. И в тяжёлые времена эта цель толкает их вперёд.
Отсутствие цели создает впечатление бесполезности существования на этой планете. А для человека чрезвычайно важно осознавать собственную значимость. Иначе он будет несчастным. Если у человека стоят ясные цели, то ему есть куда двигаться, и он четко понимает смысл жизни. Наличие цели насыщает глубоким смыслом все до мелочей в жизни. Двигаясь к цели человек, начинает воспринимать как удовлетворение не только сам факт получения желаемого, но и испытывает удовольствие в процессе.
Наличие целей открывает вам другие горизонты, они позволяет вам идентифицировать все, что вы хотите сделать, каким бы незначительным это ни было, что в следствии повышает эмоциональную устойчивость.
Резюме: что поможет укрепить эмоциональную устойчивость
1. Питайте оптимизм. Не отрицайте реальность, смотрите на мир ясно, но верьте в свои возможности.
2. Посмотрите страхам в глаза. Прячась от страха, вы ухудшаете ситуацию. Посмотрите ему в лицо, и вы сможете через него переступить.
3. Настройте моральный компас. Развитое чувство правильного и неправильного подсказывает, как мы должны поступить, и подталкивает нас вперёд, даже когда силы на исходе.
4. Оказывайте и принимайте социальную поддержку: даже перестукивания через стену камеры поддерживают.
5. Старайтесь соответствовать примеру для подражания или, напротив, держите в уме личность, которой вы не хотите стать.
6. Занимайтесь спортом: физическая активность адаптирует организм к стрессу.
7. Учитесь всю жизнь: ваш ум должен быть в тонусе, чтобы подкинуть верные решения, когда вы будете в них нуждаться.
8. Справляйтесь с трудностями по-разному и не забывайте посмеяться даже в самых ужасных ситуациях.
9. Наполните жизнь смыслом: у вас должно быть призвание и цель.
Как вам статья?