Особенности пищеварения у детей

Особенности желудочно-кишечного тракта у детей У новорожденных и детей первых месяцев жизни полость рта относительно мала, язык большой, хорошо развиты мышцы рта и щек, в толще щек имеются

Содержание
  1. Особенности желудочно-кишечного тракта у детей
  2. Ферментативная активность слюны в раннем возрасте
  3. Пищевод, желудок у ребенка, детей
  4. Кишечник у детей, ребенка
  5. Двигательная функция желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста
  6. Акт дефекации у детей, ребенка
  7. Кишечник ребенка в первые часы жизни почти свободен от бактерий
  8. Печень у детей, ребенка
  9. Система органов пищеварения у детей, ребенка. Обобщение
  10. Пищеварительная система ребенка
  11. Как устроен процесс питания ребенка во время беременности?
  12. Особенности пищеварительной системы новорожденного
  13. Проблемы с пищеварением у новорожденного ребенка
  14. Как понять, что ребенок готов к прикорму?
  15. Что подразумевает понятие «общий стол»?
  16. Реферат по Возрастной анатомии, физиологии и гигиене «Пищеварительная система. Первое детство»
  17. Введение
  18. Значение пищеварения для жизнедеятельности организма
  19. Особенности пищеварения у детей
  20. Выводы
  21. Особенности пищеварения у детей
  22. Детское пищеварение и диета при его нарушении
  23. В чём отличие от взрослых
  24. Хотите быть здоровыми и держать тело в тонусе?
  25. Диета при нарушениях пищеварения у школьников
  26. Особенности пищеварительной системы у младенцев
  27. Другие статьи

Особенности желудочно-кишечного тракта у детей

У новорожденных и детей первых месяцев жизни полость рта относительно мала, язык большой, хорошо развиты мышцы рта и щек, в толще щек имеются жировые тельца (комочки Биша), отличающиеся значительной упругостью в связи с преобладанием в них твердых (насыщенных) жирных кислот.

Эти особенности обеспечивают полноценное сосание груди. Слизистая оболочка полости рта нежная, суховатая, богата кровеносными сосудами (легко ранима). Слюнные железы развиты слабо, продуцируют мало слюны. Активно функционировать слюнные железы начинают к 3-4-му месяцу жизни, но даже в возрасте 1 года объем слюны (150 мл) составляет 1/10 от количества ее у взрослого человека. Ферментативная активность слюны в раннем возрасте составляет 1/3-1/2 от ее активности у взрослых, однако уровня взрослых она достигает в течение 1 -2 лет.

Читайте также:  Детский гинеколог эндокринолог кто он?

Ферментативная активность слюны в раннем возрасте

Хотя ферментативная активность слюны в раннем возрасте низкая, ее действие на молоко способствует его створаживанию в желудке с образованием мелких хлопьев, что облегчает гидролиз казеина. Гиперсаливация в 3-4-месячном возрасте обусловлена прорезыванием зубов, слюна может вытекать изо рта из-за неумения детей глотать ее. Реакция слюны у детей первого года жизни нейтральная или слабокислая — это может способствовать развитию молочницы слизистой оболочки полости рта при неправильном уходе за ней. В раннем возрасте в слюне низкое содержание лизоцима, секреторного иммуноглобулина А, это обусловливает ее низкую бактерицидность и необходимость соблюдения правильного ухода за полостью рта.

Пищевод, желудок у ребенка, детей

Пищевод у детей раннего возраста имеет воронкообразную форму. Длина его у новорожденных составляет 10 см, с возрастом она увеличивается, при этом диаметр пищевода становится больше. В возрасте до года слабо выражены физиологические сужения пищевода, особенно в области кардиального отдела желудка, что способствует частому срыгиванию пищи у детей 1-го года жизни.

Желудок у детей грудного возраста расположен горизонтально, дно его и кардиальный отдел развиты слабо, что объясняет склонность детей первого года жизни к срыгиванию и рвоте.

По мере того как ребенок начинает ходить, ось желудка становится более вертикальной, и к 7-11 годам он расположен так же, как у взрослого. Емкость желудка у новорожденного составляет 30- 35 мл, к году увеличивается до 250-300 мл, к 8 годам достигает 1000 мл.

Секреторный аппарат желудка у детей 1-го года жизни развит недостаточно, в слизистой оболочке желудка у них меньше желез, чем у взрослых, и функциональные способности их низкие. Хотя состав желудочного сока у детей такой же, как у взрослых (соляная кислота, молочная кислота, пепсин, сычужный фермент, липаза), но кислотность и ферментативная активность более низкие, что определяет низкую барьерную функцию желудка и иное рН желудочного сока (4-5; у взрослых 1,5-2,2). В связи с этим белки недостаточно расщепляются в желудке пепсином (расщепляются в основном катепсинами и гастриксином, вырабатываемыми слизистой оболочкой желудка). Липаза желудка (вырабатываемая пилорическим отделом желудка) расщепляет в кислой среде вместе с липазой женского молока до половины жиров женского молока. Эти особенности необходимо учитывать при назначении различных видов питания ребенку.

Читайте также:  Игрушка своими руками от родителей с любовью

Кишечник у детей, ребенка

Кишечник у детей относительно длиннее, чем у взрослых. Слепая кишка подвижна из-за длинной брыжейки, поэтому аппендикс может располагаться в правой подвздошной области, смещаться в малый таз и в левую половину живота, что создает трудности в диагностике аппендицита у детей раннего возраста (осмотр детский хирург поликлиника «Маркушка»). Сигмовидная кишка относительно длинная, это предрасполагает к запорам у детей, особенно если молоко матери содержит повышенное количество жира. Прямая кишка у детей первых месяцев жизни также длинная, со слабой фиксацией слизистого и подслизистого слоя, в связи с чем при тенезмах и упорных запорах возможно ее выпадение через анальное отверстие. Брыжейка более длинная и легко растяжимая, что может приводить к перекрутам, инвагинациям и другим патологическим процессам. Особенностью кишечника у детей является лучшее развитие циркулярной мускулатуры, чем продольной, что предрасполагает к спазмам кишечника и кишечной колике. Особенностью органов пищеварения у детей является также слабое развитие малого и большого сальника, поэтому инфекционный процесс в брюшной полости (аппендицит и др.) часто приводит к разлитому перитониту.

Секреторный аппарат кишечника к моменту рождения ребенка в целом сформирован, в кишечном соке находятся те же ферменты, что и у взрослых, но активность их низкая. Под влиянием кишечных ферментов, главным образом поджелудочной железы, происходит расщепление белков, жиров и углеводов. Однако рН сока двенадцатиперстной кишки у детей раннего возраста слабокислый или нейтральный, поэтому расщепление белка трипсином ограничено (для трипсина оптимальный рН — щелочной). Особенно напряженно идет процесс переваривания жиров из-за низкой активности липолитических ферментов. У детей, находящихся на грудном вскармливании, эмульгированные желчью липиды на 50 % расщепляются под влиянием липазы материнского молока.

Переваривание углеводов происходит в тонком кишечнике под влиянием амилазы поджелудочной железы и дисахаридаз кишечного сока.

Особенности строения кишечной стенки и большая ее площадь определяют у детей раннего возраста более высокую, чем у взрослых, всасывательную способность и вместе с тем недостаточную барьерную функцию из-за высокой проницаемости слизистой оболочки для токсинов и микробов.

Двигательная функция желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста

Двигательная функция желудочно-кишечного тракта у детей раннего возраста также имеет ряд особенностей. Перистальтическая волна пищевода и механическое раздражение нижнего его отдела пищевым комком вызывают рефлекторное раскрытие входа в желудок. Моторика желудка складывается из перистальтики (ритмические волны сокращения от кардиального отдела до привратника), перистолы (сопротивление, оказываемое стенками желудка растягивающему действию пищи) и колебаний тонуса стенки желудка, которое появляется через 2-3 ч после приема пищи.

Моторика тонкого кишечника включает маятникообразное движение (ритмические колебания, которые осуществляют перемешивание кишечного содержимого с кишечным секретом и создают благоприятные условия для всасывания), колебание тонуса кишечной стенки и перистальтику (червеобразные движения по ходу кишечника, содействующие продвижению пищи).

В толстом кишечнике отмечаются также маятникообразные и перистальтические движения, а в проксимальных отделах — антиперистальтика, способствующая формированию каловых масс. Время прохождения пищевой кашицы по кишечнику у детей короче, чем у взрослых: у новорожденных — от 4 до 18 ч, у более старших — около суток. Следует отметить, что при искусственном вскармливании этот срок удлиняется.

Акт дефекации у детей, ребенка

Акт дефекации у грудных детей происходит рефлекторно без участия волевого момента, и лишь к концу первого года жизни дефекация становится произвольной.

Новорожденный в первые часы и дни жизни выделяет первородный кал, или меконий, в виде густой массы темно-оливкового цвета без запаха. В дальнейшем испражнения здорового грудного ребенка имеют желтую окраску, кислую реакцию и кисловатый запах, причем консистенция их кашицеобразная. В более старшем возрасте стул становится оформленным. Частота стула у грудных детей — от 1 до 4-5 раз в сутки, у детей старшего возраста — 1 раз в сутки.

Кишечник ребенка в первые часы жизни почти свободен от бактерий

Кишечник ребенка в первые часы жизни почти свободен от бактерий. В дальнейшем желудочно-кишечный тракт заселяется микрофлорой. В полости рта у грудного ребенка можно обнаружить стафилококки, стрептококки, пневмококки, кишечную палочку и некоторые другие бактерии. В кале появляются кишечные палочки, бифидобактерии, молочнокислые палочки и др. При искусственном и смешанном вскармливании фаза бактериального инфицирования происходит быстрее. Бактерии кишечника способствуют процессам ферментативного переваривания пищи. При естественном вскармливании преобладают бифидобактерии, молочнокислые палочки, в меньшем количестве — кишечная палочка. Кал светло-желтый с кисловатым запахом, мазевидный. При искусственном и смешанном вскармливании в связи с преобладанием процессов гниения в кале много кишечной палочки, бродильная флора (бифидофлора, молочнокислые палочки) имеется в меньшем количестве.

Печень у детей, ребенка

Печень у детей относительно большая, у новорожденных она составляет около 4 % массы тела (у взрослых — 2 % массы тела). У детей раннего возраста желчеобразование менее интенсивное, чем у детей более старшего возраста. Желчь детей бедна желчными кислотами, холестерином, лецитином, солями и щелочью, но богата водой, муцином, пигментами и мочевиной, а также содержит больше таурохолевой, чем гликохолевой кислоты (таурохолевая кислота является антисептиком). Желчь нейтрализует кислую пищевую кашицу, что делает возможной деятельность поджелудочного и кишечного секретов. Кроме того, желчь активирует панкреатическую липазу, эмульгирует жиры, растворяет жирные кислоты, превращая их в мыла, усиливает перистальтику толстого отдела кишечника.

Система органов пищеварения у детей, ребенка. Обобщение

Система органов пищеварения у детей отличается рядом анатомо-физиологических особенностей, которые отражаются на функциональной способности этих органов. У ребенка на первом году жизни потребность в пище относительно большая, чем у детей старшего возраста. Хотя у ребенка имеются все необходимые пищеварительные ферменты, функциональная способность органов пищеварения ограничена и может быть достаточной только при условии, если ребенок получает физиологическую пищу, а именно женское молоко. Даже небольшие отклонения в количестве и качестве пищи могут вызвать у грудного ребенка расстройства пищеварения (особенно часты они на 1-м году жизни) и в конечном итоге привести к отставанию физического развития.

Пищеварительная система ребенка

Время на чтение: 3 мин

Как питается маленький ребенок и чем пищеварительный процесс новорожденного отличается от пищеварительного процесса взрослого человека? Как облегчить процесс адаптации малыша к прикорму?

Как устроен процесс питания ребенка во время беременности?

С процессом питанием дети знакомятся задолго до появления на свет. Собственная пищеварительная система у малыша начинает развиваться очень рано — уже в конце 3-ей недели внутриутробного развития. Постепенно совершенствуясь, к моменту рождения она уже готова выполнять свою основную функцию – переваривать и усваивать пищу.

Плод получает от матери необходимые для его роста и развития вещества, в том числе кислород, белки, жиры, углеводы, микроэлементы, биологически активные вещества. Одновременно малыш с помощью организма матери избавляется от ненужных веществ — углекислого газа, отработанных продуктов жизнедеятельности.

Весь этот обмен между организмом матери и плода происходит через специальный орган, который функционирует только во время беременности – плаценту. В плаценте кровеносные сосуды матери и плода расположены близко друг к другу и таким образом, что между ними легко происходит обмен веществ.

Особенности пищеварительной системы новорожденного

Но вот ребенок родился, и все изменилось. Теперь процессы питания малыша не связаны с маминой плацентой, и новорожденному надо адаптироваться к новым, непривычным для него условиям.

Пищеварительная система новорожденного отличается от пищеварительной системы взрослого незрелостью и способностью переваривать и усваивать пока только один продукт – грудное молоко (или приближенные к нему по составу молочные смеси). Хватает ли ребенку питания, насколько адекватен режим кормлений, правильно ли мама освоила техники грудного вскармливания — все это должен оценить врач, который малыша наблюдает. Кормящей маме стоит поговорить с врачом об особенностях своей диеты, так как неправильное питание кормящей женщины может навредить малышу.

Незрелость пищеварительной системы новорожденного проявляется в повышенной проницаемости слизистой оболочки кишечника, недостаточности пищеварительных ферментов, некоординированности двигательной активности кишечника, а также отсутствии зубов и несовершенстве процессов глотания (твердой пищи) и жевания.

Проблемы с пищеварением у новорожденного ребенка

Родители часто беспокоятся, сталкиваясь с так называемыми функциональными — то есть, временными, не связанными с какой-либо патологией — нарушениями пищеварения у малышей. К ним относятся колики, срыгивания, запоры, вздутие живота. У детей первых месяцев жизни эти нарушения возникают как раз в связи с незрелостью пищеварительной и нервной систем и адаптации их к внеутробной жизни. Пищеварительная система малыша как бы «учится» принимать, переваривать и усваивать пищу. Обычно все эти проблемы проходят сами собой к возрасту 3-4 месяца — по мере созревания и адаптации желудочно-кишечного тракта малыша.

Однако, даже если нарушения пищеварения у малыша похожи на функциональные, при их появлении обязательно необходимо показать ребенка врачу. Нередки ситуации, когда колики, срыгивания или запоры не только не проходят, но и усиливаются, и к ним добавляются дополнительные симптомы. Чаще всего это случается при пищевой аллергии у ребенка, диагностировать которую может только врач.

Как понять, что ребенок готов к прикорму?

Схему и сроки введения продуктов прикорма необходимо обсудить с врачом, который ребенка наблюдает и знает его индивидуальные особенности развития и состояния здоровья. Сроки начала введения прикорма варьируют от возраста 4 месяцев до возраста 6 месяцев – именно в этот временной промежуток происходит созревание пищеварительной системы ребенка. Признаки готовности ребенка к введению прикорма определяет врач.

Что подразумевает понятие «общий стол»?

Когда же пищеварительная система ребенка становится похожей на ту, что у взрослого — и что подразумевает понятие «перевод на общий стол»?

Понятие «взрослая» еда или «общий стол» для ребенка раннего возраста подразумевает только постепеннное снижение степени измельченности продуктов прикорма и некоторое расширение меню.

Но речь ни в коем случае не идет о том, что теперь в меню ребенка нужно вводить потенциально аллергенные или сложные для переваривания продукты. Жареный картофель, фастфуд, борщ с зажаркой, креветки и экзотические, нетипичные для нашей полосы фрукты — все это не подходит для питания детей младшего возраста. Если вы хотите добавить в рацион малыша какие-либо новые продукты, обязательно поговорите об этом с врачом, наблюдающем малыша.

Реферат по Возрастной анатомии, физиологии и гигиене «Пищеварительная система. Первое детство»

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина»

РГУ имени С.А. Есенина

Реферат на тему:

«Пищеварительная система. Первое детство»

Круглова Вероника Романовна,

ИППСР 1 курс группа 4041

Направление подготовки: Педагогическое образование

Направленность (профиль): Начальное образование

Проверил к.б.н., доц.:

__________________ Сазонов В.Ф.

Введение

Пищеварительная система — система внутренних органов, выполняющих функцию механической и химической обработки пищи. [1]

Пищеварительная система — это система, которая сопровождает человека регулярно. Не задумываясь об ее устройстве, каждый из нас завтракает, обедает и ужинает. Кто-то сидит на диете, кто-то не успевает поесть из-за плотного рабочего графика, кому-то больше нравится есть жареное и жирное, кому-то нет. Все мы разные, как и наши предпочтения в еде, только пищеварительная система у нас, у людей, одинаковая. Тем не менее, мы различны по возрасту, отсюда и вопрос: отлична ли пищеварительная система у детей 4-7 лет (первое детство) от пищеварительной системы взрослого человека?

На этот вопрос я ответила в процессе написания своей работы.

Значение пищеварения для жизнедеятельности организма

Пищеварение — это начальный этап обмена веществ. Человек принимает с пищей энергию и все необходимые вещества для обновления и роста тканей. Тем не менее содержащиеся в пище белки, жиры и углеводы являются для организма чужеродными веществами, и не могут быть усвоены его клетками. Для того, чтобы клетки могли их усвоить, они должны из сложных, крупномолекулярных и нерастворимых в воде соединений превратиться в более мелкие молекулы, растворимые в воде и лишенные своей специфичности. Данный процесс происходит в пищеварительном тракте и называется пищеварением, а образующиеся при этом продукты именуются продуктами пищеварения. В процессе переваривания белки расщепляются до аминокислот, углеводы — до моносахаридов, жиры — до глицерина и жирных кислот. Все эти вещества способны всасываться слизистой оболочкой пищеварительного тракта и поступать в кровь и лимфу, то есть в жидкие среды организма. Отсюда они извлекаются клетками и возмещают их траты. [2, с. 17-19].

Пища, или пищевые продукты, содержат три рода питательных веществ: белки, жиры и углеводы, а также нужные для организма витамины, минеральные соли и воду.
В пищеварительном тракте происходит механическая обработка пищи -ее размельчение, а далее и химическое расщепление.
По ходу пищеварительного тракта локализуются пищеварительные железы — слюнные, желудочные, поджелудочная, печень, кишечные, которые вырабатывают пищеварительные соки, осуществляющие процесс химического ферментативного расщепления пищи и доставку воды в пищеварительный тракт, необходимой для протекания химического процесса (пищеварение в основном является химическим процессом, протекающим в водной среде.) Итого в пищеварительный тракт человека за сутки изливается около 8,5 л соков: 1,5 л слюны, 2,5 желудочного сока, 1 л поджелудочного, 1,2 л желчи и 2,5 л кишечных соков.

В пищеварительные соки входят как органические, так и не органические вещества. Среди органических веществ большое значение имеют ферменты, или биологические катализаторы, расщепляющие сложные молекулы белка, жира и углеводов. Ферменты обладают большой специфичностью. К примеру, одни ферменты воздействуют на целую молекулу крахмала, другие действуют на солодовый сахар, третьи — только на молочный сахар. Следовательно, каждый из них ускоряет расщепление только одного определенного вещества. Для действия ферментов необходимы определенные условия среды: оптимальная температура (таковой является температура тела 36-37 гр.) и определенная реакция среды. Каждый пищеварительный сок обеспечивает оптимальную среду для действия содержащихся в нем ферментов. Так, желудочный сок содержит соляную кислоту, а поджелудочный и кишечный соки, ферменты которых действуют в щелочной, содержат щелочи — соду (NaHCO3) [3].

Пищеварение — главный компонент функциональной системы питания.

Особенности пищеварения у детей

У новорожденных желудок имеет округлую форму и расположен горизонтально. К 1 году он становится продолговатым и приобретает вертикальное положение. Форма, характерная для взрослых, формируется к 7 — 11 годам. Слизистая оболочка желудка детей менее складчатая и более тонка, чем у взрослых, содержит меньше желез, а в каждой из них число гланулоцитов меньше, чем у взрослых. С возрастом увеличивается общее число желез и число их на 1 мм 2 слизистой оболочки. Желудочный сок беднее ферментами, активность их еще мала. Это затрудняет процесс переваривания пищи. Низкое содержание соля­ной кислоты снижает бактерицидные свойства желудочного сока, что приводит к частым желудочно-кишечным заболеваниям детей. [4]

Железы тонкой кишки, так же как и желе­зы желудка, функционально не вполне развиты. Состав кишечного сока у ребенка такой же, как и у взрослого, но переваривающая сила ферментов значительно меньше. Она возрастает одновременно с повышением активности желудочных желез и увеличением кислот­ности его сока. Поджелудочная железа выделяет тоже менее актив­ный сок. Кишечник ребенка отличается активной и очень неустойчивой перистальтикой. Она может легко усиливаться под влиянием мест­ного раздражения (поступление пищи, ее брожение в кишечнике) и различных внешних воздействий. Так, общее перегревание ребен­ка, резкое звуковое раздражение (крик, стук), увеличение его дви­гательной активности приводят к усилению перистальтики. В связи с тем что у детей относительно большая длина кишечни­ка и длинная, но слабая, легко растягивающаяся брыжейка, возни­кает возможность возникновения заворотов кишок. Двигательная функция желудочно-кишечного тракта становится такой же, как у взрослых, к 3—4 годам. [5]

В дошкольном возрасте интенсивно развиваются функции под­желудочной железы и печени ребенка. В возрасте 6-9 лет активность желез пищеварительного тракта значительно усиливается, пищева­рительные функции совершенствуются. Принципиальное отличие пищеварения в детском организме от взрослого заключается в том, что у них представлено только пристеночное пищеварение и отсутствует внутриполостное переваривание пищи. [4]

Недостаточность процессов всасывания в тонком кишечнике в некоторой степени компенсируется возможностью всасывания в же­лудке, которая сохраняется у детей до 10-летнего возраста. [5]

Для детей в связи с большой интенсивностью обменных процес­сов характерна более высокая, чем у взрослых, потребность в воде и витаминах. Относительная потребность в воде (на 1 кг массы тела) с возрастом снижается, а абсолютная суточная величина потребления воды нарастает: в возрасте 1 года необходимо 0.8 л, в 4 года — 1 л, в 7-10 лет 1,4 л, в 11-14 лет— 1,5 л.

В детском возрасте также необходимо постоянное поступление в организм минеральных веществ: для роста костей (кальций, фосфор), для обеспечения процессов возбуждения в нервной и мышечной ткани (натрий и калий), для образования гемоглобина (железо) и др. [6]

Энергетический обмен у детей дошкольного и младшего школьного возраста значительно (почти в 2 раза) превышает уровень обме­на у взрослых, снижаясь наиболее резко в первые 5 лет и менее замет­но — на протяжении всей последующей жизни. Суточный расход энергии растет с возрастом: в 4 года — 2000 ккал, в 7 лет — 2400 ккал, в 11 лет — 2800 ккал. [5]

Ротовая полость

Зубы закладываются еще в утробном периоде и развиваются в толще челюсти. У ребенка на 6–8 месяце жизни начинают прорезываться молочные, или временные, зубы. Зубы могут появляться раньше или позднее в зависимости от индивидуальных особенностей развития. Чаще всего первыми прорезываются средние резцы нижней челюсти, потом появляются верхние средние и верхние боковые; в конце первого года прорезываются обычно 8 молочных зубов. В течение второго года жизни, а иногда и в начале третьего заканчивается прорезывание всех 20 молочных зубов. [7]

В 6–7 лет молочные зубы начинают выпадать, и на смену им постепенно растут постоянные зубы. Перед сменой корни молочных зубов рассасываются, после чего зубы выпадают. Малые коренные и третьи большие коренные, или зубы мудрости, вырастают без молочных предшественников. Прорезывание постоянной смены зубов заканчивается к 14–15 годам. Исключение составляют зубы мудрости, появление которых порой задерживается до 25–30 лет; в 15 % случаев они отсутствуют на верхней челюсти вообще. Причиной смены зубов является рост челюстей.

С возрастом количество отделяющейся слюны увеличивается; наиболее значительные скачки отмечаются у детей от 9 до 12 месяцев и от 9 до 11 лет. Всего в сутки у детей отделяется до 800 куб. см слюны. [4]

У детей слизистая оболочка пищевода нежная, легко-травмируемая грубой пищей, богата кровеносными сосудами. Длина пищевода у новорожденных – около 10 см, в возрасте 5 лет – 16 см, в 15 лет – 19 см. [8]

Желудок грудных детей имеет скорее горизонтальное положение и расположен почти весь в левом подреберье. Только когда ребенок начинает стоять и ходить, его желудок занимает более вертикальное положение.

С возрастом меняется и форма желудка. У детей до 1,5 лет она округлая, до 2–3 лет – грушевидная, к 7 годам желудок имеет форму, как у взрослых. [9]

Вместимость желудка увеличивается с возрастом. Если у новорожденного она составляет 30–35 мл, то к концу первого года жизни увеличивается в 10 раз. В 10–12 лет вместимость желудка достигает 1,5 л.

Мышечный слой желудка у детей развит слабо, особенно в области дна. У новорожденных железистый эпителий желудка слабо дифференцирован, главные клетки еще недостаточно созрели. Дифференцировка клеток желез желудка у детей завершается к семи годам, но полного развития они достигают лишь к концу пубертатного периода.

Общая кислотность желудочного сока у детей после рождения связана с наличием в его составе молочной кислоты.

Функция синтеза соляной кислоты развивается в период от 2,5 до 4 лет. Относительно низкое содержание соляной кислоты в желудочном соке детей 4–6 лет ведет к снижению его противомикробных свойств, что проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям. [10]

Выводы

1. Детская пищеварительная система отличается от взрослой

2. Дети 4-6 лет имеют склонность к желудочно-кишечным заболеваниям

3. Потребность в воде и витаминах у детей гораздо выше, чем у взрослых

Особенности пищеварения у детей

События
Анонс
У нас в гостях
Aктуальная тема

Рубрики
ПОСЛЕДНИЕ СТАТЬИ
Последние новости
Здоровый ребенок
Анатомо-физиологические особенности пищеварительной системы у детей

К органам пищеварения относятся ротовая полость, пи щевод, желудок и кишечник. В пищеварении принимают участие поджелудочная железа и печень. Органы пищеварения закладываются в первые 4 недели внутриутробного периода, к 8 неделям беременности определены все отделы органов пи щеварения. Околоплодные воды плод начинает проглатывать к 16—20 неделям беременности. Пищеварительные процессы происходят в кишечнике плода, где образуется скопление пер вородного кала — мекония.

Особенности полости рта у детей

Главная функция полости рта у ребенка после рождения за ключается в обеспечении акта сосания. Этими особенностями являются: малые размеры полости рта, большой язык, хорошо развитая мускулатура губ и жевательные мышцы, поперечные складки на слизистой оболочке губ, валикообразное утолщение десен, в щеках имеются комочки жира (комочки Биша), кото рые придают щекам упругость.

Слюнные железы у детей после рождения недостаточно раз виты; слюны в первые 3 месяца выделяется мало. Развитие слюн ных желез завершается к 3 месяцам жизни.

Особенности пищевода у детей

Пищевод у детей раннего возраста имеет веретенообразную форму, он узкий и короткий. У новорожденного его длина со ставляет всего 10 см, у детей в 1 год жизни — 12 см, в 10 лет — 18 см. Его ширина соответственно составляет в 7 лет — 8 мм, в 12 лет — 15 мм.

На слизистой оболочке пищевода отсутствуют железы. Он имеет тонкие стенки, слабое развитие мышечной и эластичной тканей, хорошо кровоснабжается. Вход в пищевод расположен высоко. Физиологические сужения у него отсутствуют.

Особенности желудка у детей

В грудном возрасте желудок расположен горизонтально. По мере роста и развития в период, когда ребенок начинает ходить, желудок постепенно принимает вертикальное положение, и к 7— 10 годам он располагается так же, как у взрослых. Емкость же лудка постепенно увеличивается: при рождении она составляет 7 мл, в 10 дней — 80 мл, в год — 250 мл, в 3 года — 400—500 мл, в 10 лет — 1500 мл.

Рассчитать объем разового приема пищи для детей первого года жизни можно по формуле Н. Ф. Филатова:

V = 30 мл + 30 x n,

где n — возраст в месяцах.

Особенностью желудка у детей является слабое развитие его дна и кардиального сфинктера на фоне хорошего развития пи лорического отдела. Это способствует частому срыгиванию у ре бенка, особенно при попадании воздуха в желудок во время со сания.

Слизистая оболочка желудка относительно толстая, на фо не этого отмечается слабое развитие желудочных желез. Дей ствующие железы слизистой оболочки желудка по мере роста ребенка формируются и увеличиваются в 25 раз, как во взрос лом состоянии. В связи с этими особенностями секреторный аппарат у детей первого года жизни развит недостаточно. Состав желудочного сока у детей схож со взрослыми, но кислотная и ферментативная активность его значительно ниже. Барьер ная активность желудочного сока низкая.

Основным действующим ферментом желудочного сока яв ляется сычужный фермент (лабфермент), который обеспечивает первую фазу пищеварения — створаживание молока.

В желудке грудного ребенка выделяется крайне мало липа зы. Этот недостаток восполняется наличием липазы в грудном молоке, а также панкреатическом соке ребенка. Если ребенок получает коровье молоко, жиры его в желудке не расщепляются.

Всасывание в желудке незначительное и касается таких ве ществ, как соли, вода, глюкоза, и лишь частично всасываются продукты расщепления белка. Сроки эвакуации пищи из желуд ка зависят от вида вскармливания. Женское молоко задержи вается в желудке на 2—3 ч.

Особенности поджелудочной железы у детей

Поджелудочная железа имеет небольшие размеры. У ново рожденного длина ее составляет 5—6 см, а к 10 годам жизни она увеличивается втрое. Поджелудочная железа располагается глу боко в брюшной полости на уровне X грудного позвонка, в бо лее старшем возрасте она находится на уровне I поясничного позвонка. Ее интенсивный рост происходит до 14 лет.

Размеры поджелудочной железы у детей на первом году жиз ни (см):

1) новорожденный — 6,0 x 1,3 x 0,5;

2) 5 месяцев — 7,0 x 1,5 x 0,8;

3) 1 год — 9,5 x 2,0 x 1,0.

Поджелудочная железа богато снабжена кровеносными со судами. Капсула ее менее плотная, чем у взрослых, и состоит из тонковолокнистых структур. Выводные протоки ее широкие, что обеспечивает хороший дренаж.

Поджелудочная железа ребенка имеет внешнесекреторную и внутрисекреторную функции. Она вырабатывает поджелудоч ный сок, состоящий из альбуминов, глобулинов, микроэлемен тов и электролитов, ферментов, необходимых для переваривания пищи. В число ферментов входят протеолитические ферменты: трипсин, химотрипсин, эластаза, — а также липолитические фер менты и амилолитические ферменты. Регуляцию поджелудочной железы обеспечивает секретин, стимулирующий отделение жид кой части панкреатического сока, и панкреозимин, который уси ливает секрецию ферментов наряду с другими гормоноподобны ми веществами, которые вырабатываются слизистой оболоч кой двенадцатиперстной и тонкой кишок.

Внутрисекреторная функция поджелудочной железы выпол няется благодаря синтезу гормонов, отвечающих за регуляцию углеводного и жирового обмена.

ПЕЧЕНЬ: особенности у детей

Печень новорожденного — самый большой орган, занимаю щий 1/3 объема брюшной полости. В 11 месяцев происходит удвоение ее массы, к 2—3 годам она утраивается, к 8 годам уве личивается в 5 раз, к 16—17 годам масса печени — в 10 раз.

Печень выполняет следующие функции:

1) вырабатывает желчь, участвующую в кишечном пищеварении;

2) стимулирует моторику кишечника, за счет действия желчи;

3) депонирует питательные вещества;

4) осуществляет барьерную функцию;

5) участвует в обмене веществ, в том числе — в преобразовании витаминов А, D, С, В12, К;

6) во внутриутробном периоде является кроветворным органом.

После рождения происходит дальнейшее формирование до лек печени. Функциональные возможности печени у детей ран него возраста низкие: у новорожденных детей метаболизм не прямого билирубина осуществляется не полностью.

Особенности желчного пузыря у детей

Желчный пузырь располагается под правой долей печени и имеет веретенообразную форму, его длина достигает 3 см. Ти пичную грушевидную форму он приобретает к 7 месяцам, к 2 го дам достигает края печени.

Основная функция желчного пузыря — скопление и выделе ние печеночной желчи. Желчь ребенка по своему составу отли чается от желчи взрослого человека. В ней мало желчных кислот, холестерина, солей, много воды, муцина, пигментов. В периоде новорожденности желчь богата мочевиной. В желчи ребенка гликохолевая кислота преобладает и усиливает бактерицидный эффект желчи, а также ускоряет отделение панкреатического сока. Желчь эмульгирует жиры, растворяет жирные кислоты, улучшает перистальтику.

С возрастом размеры желчного пузыря увеличиваются, начи нает выделяться желчь иного состава, чем у детей младшего воз раста. Длина общего желчного протока с возрастом увеличивается.

Размеры желчного пузыря у детей (Чапова О. И., 2005 г.):

1) новорожденный — 3,5 x 1,0 x 0,68 см;

2) 1 год — 5,0 x 1,6 x 1,0 см;

3) 5 лет — 7,0 x 1,8 x 1,2 см;

4) 12 лет — 7,7 x 3,7 x 1,5 см.

Особенности тонкой кишки у детей

Кишечник у детей относительно длиннее, чем у взрослых.

Соотношение длины тонкой кишки и длины тела у новорож денного составляет 8,3 : 1, на первом году жизни — 7,6 : 1, в 16 лет — 6,6 : 1.

Длина тонкой кишки у ребенка первого года жизни равна 1,2—2,8 м. Площадь внутренней поверхности тонкой кишки на первой неделе жизни составляет 85 см2, у взрослого — 3,3 x 103 см2. Площадь тонкого кишечника увеличивается за счет развития эпителия и микроворсин.

Тонкая кишка анатомически делится на 3 отдела. Первый отдел — это двенадцатиперстная кишка, длина которой у но ворожденного составляет 10 см, у взрослого доходит до 30 см. Она имеет три сфинктера, главная функция которых заклю чается в создании области пониженного давления, где проис ходит контакт пищи с ферментами поджелудочной железы.

Второй и третий отделы представлены тонкой и подвздош ной кишками. Длина тонкой кишки составляет 2/5 длины до илеоцекального угла, остальные 3/5 составляет подвздошная кишка.

Переваривание пищи, всасывание ее ингредиентов происхо дит в тонком кишечнике. Слизистая оболочка кишки богата кровеносными сосудами, эпителий тонкого кишечника быстро обновляется. Кишечные железы у детей более крупные, лим фоидная ткань разбросана по всему кишечнику. По мере роста ребенка образуются пейеровы бляшки.

Особенности толстого кишечника у детей

Толстый кишечник состоит из различных отделов и разви вается после рождения. У детей до 4 лет восходящая кишка по длине больше нисходящей. Сигмовидная кишка относительно большей длины. Постепенно эти особенности исчезают. Сле пая кишка и аппендикс подвижны, аппендикс часто распола гается атипично.

Прямая кишка у детей первых месяцев жизни относительно длинная. У новорожденных ампула прямой кишки неразвита, плохо развита окружающая жировая клетчатка. К 2 годам пря мая кишка принимает свое окончательное положение, что спо собствует выпадению прямой кишки в раннем детском возрасте при натуживании, при упорных запорах и тенезмах у ослаблен ных детей.

Сальник у детей до 5 лет — короткий.

Сокоотделение у детей в толстом кишечнике небольшое, но при механическом раздражении резко возрастает.

В толстом кишечнике происходит всасывание воды и фор мирование каловых масс.

Особенности микрофлоры кишечника у детей

Желудочнокишечный тракт у плода стерилен. При контак те ребенка с окружающей средой происходит заселение его мик рофлорой. В желудке и двенадцатиперстной кишке микрофлора скудная. В тонком и толстом кишечнике количество микробов увеличивается и зависит от вида вскармливания. Основной мик рофлорой является B. bifidum, рост которой стимулируется .лактозой грудного молока. При искусственном вскармлива нии в кишечнике доминирует условнопатогенная грамотри цательная кишечная палочка. Нормальная кишечная флора вы полняет две основные функции:

1) создание иммунологического барьера;

2) синтез витаминов и ферментов.

Особенности пищеварения у детей раннего возраста

Для детей первых месяцев жизни имеют определяющее зна чение питательные вещества, которые поступают с молоком ма тери и перевариваются за счет веществ, содержащихся в самом женском молоке. С введением прикорма стимулируются меха низмы ферментных систем ребенка. Всасывание пищевых ин гредиентов у детей раннего возраста имеет свои особенности. Казеин сначала створаживается в желудке под влиянием сы чужного фермента. В тонкой кишке он начинает расщепляться до аминокислот, которые активизируются и всасываются.

Переваривание жира зависит от вида вскармливания. Жиры коровьего молока содержат длинноцепочечные жиры, которые расщепляются за счет панкреатической липазы в присутствии жирных кислот.

Всасывание жира происходит в конечных и средних отде лах тонкой кишки. Расщепление молочного сахара у детей про исходит в кайме кишечного эпителия. В женском молоке со держится .лактоза, в коровьем — .лактоза. В связи с этим при искусственном вскармливании углеводный состав пищи изме нен. Витамины также всасываются в тонкой кишке.

Детское пищеварение и диета при его нарушении

Ни для кого не секрет, что заболевания пищеварительных органов и ожирение стремительно «молодеют».

Всё начинается ещё со школы: нерегулярность питания, несбалансированный рацион и продукты “быстрого” питания приводят к нарушениям пищеварения у детей, а впоследствии ведут к серьёзным болезням или набору веса.

Хотите, чтобы ваш ребёнок был здоров, хорошо себя чувствовал и усердно занимался в школе?

Значит, необходимо тщательно контролировать его рацион и подробнее ознакомиться с анатомо-физиологическими особенностями процессов пищеварения у детей раннего, среднего и старшего школьного возраста.

  1. В чём отличие от взрослых
  2. Диета при нарушениях пищеварения у школьников

В чём отличие от взрослых

Любой врач подтвердит, что пищеварительная система и скорости обмена веществ у школьников разных возрастов отличаются друг от друга и уж точно отличаются от взрослого.

Хотите быть здоровыми и держать тело в тонусе?

Присоединяйтесь к 1000+ людей, кто получает интересные инсайдерские советы и рекомендации на тему здорового образа жизни, правильного питания и тренировок!

Никакого спама, только полезный и интересный контент!

Основные отличия, которые должен помнить любой родитель:

  • Скорость обмена веществ у ребёнка всегда выше, чем у взрослого. С течением времени она замедлится, но на данный момент всё ещё остаётся высокой. Это значит, что школьник нуждается в более частом режиме питания и его необходимо обеспечить тремя полноценными приемами пищи и парой питательных, но небольших по объему перекусов.
  • Внимательно следите за подростками: из-за гормональных перестроек организма они чувствуют себя вечно голодными, и это действительно так! Обеспечьте своего тинэйджера полноценным обедом и несколькими вариантами перекусов за счет продуктов здорового питания. Следите за тем, чтобы школьник употреблял правильную пищу, а не фастфуд и снеки.
  • Ребёнку требуется меньшее количество калорий, чтобы наесться, но при этом число приёмов пищи должно быть больше. В идеале – 5-7 в день с перерывами не больше 4 часов. Это отличная профилактика заболеваний органов пищеварения у детей.

Диета при нарушениях пищеварения у школьников

С острыми расстройствами питания и пищеварения у детей лучше обращаться к врачу. А вот построить правильный рацион и привить ребенку привычки здорового питания возможно только в семье.

Вот несколько основных принципов построения рациона.

  1. Обязательно готовьте ребёнку завтрак. Это должно быть горячее блюдо с достаточным содержанием медленных углеводов: каша, макаронные изделия со сливочным маслом или сыром. В завтраке обязательно должно присутствовать белковое блюдо. Это может быть омлет, творог, кусочек нежирного отварного мяса. Дополнением к такому завтраку станет чай с молоком, кисломолочный напиток. 1-2 раза в неделю можно дать какао или питательный напиток на основе кэроба.
  2. Не заставляйте ребёнка есть быстро и доедать всё до конца. Когда мы едим медленно, то насыщаемся меньшим количеством пищи. Запихивание еды в себя, когда уже не лезет, — первый шаг на пути к расстройству питания и последующему набору веса.
  3. Собирайте пакетики с перекусами в школу. Несмотря на то, что чаще всего в школах организовано горячее питание, перекусы никогда не бывают лишними. В пакет кладите то, что не испортится при комнатной температуре — свежие фрукты, немного печенья, лучше домашнего.
  4. Следите за тем, чтобы у школьника был полноценный обед. Для здорового функционирования желудочно-кишечного тракта ребенок должен получать горячую пищу, в том числе, ежедневно, первое блюдо — суп. Идеально, если он будет на овощном, курином или нежирном мясном бульоне. А вот супов на крепких бульонах, жирных и острых лучше избегать.
  5. Следите за питьевым режимом. Необходимо, чтобы у ребенка всегда была под рукой питьевая вода. Избегайте газированных напитков, сладких соков и нектаров.
  6. Для улучшения пищеварения ребенку нужно обеспечить наличие в рационе достаточного количества овощей и фруктов, в которых большое количество клетчатки. Это нормализует кишечную флору и позволяет наладить пищеварение без приема специальных препаратов.
  7. Обогатить рацион школьника так необходимым для роста и развития белком можно добавляя сбалансированные белковые смеси в привычные блюда ежедневного питания. Белковые смеси не меняют вкус еды, зато увеличивают количество хорошо усвояемого протеина.

Лучший способ убедиться, что школьник получает все необходимые для роста вещества, — лично контролировать то, что он ест, и прививать здоровые пищевые привычки с детства.

Особенности пищеварительной системы у младенцев

Очень маленький объем желудка. В первый день жизни желудок ребёнок может вместить всего от 7 до 10 мл молока. К десятому дню — от 70 до 80 мл. После этого желудок каждый месяц увеличивается в среднем на 23 мл. И к году его объем достигает примерно 250 — 500 мл.

Неразвит нижний пищеводный сфинктер (область между пищеводом и желудком). Это становится причиной срыгивания. По мере развития организма малыша частота срыгиваний уменьшается и к полугоду (у некоторых детей к году) они проходят вообще. До 4 месяцев нормальным считается срыгивания после каждого приема пищи.

В желудке младенца слабая кислотная среда, так как секреторная функция желудка еще неразвита. Из-за этого бактерии не уничтожаются и возрастает риск развития бактериальных и вирусных заболеваний кишечника. Стоит обращать внимание на плач и капризы ребенка. Пройти обследование пищеварительной системы и других органов можно в клинике “Ниармедик” в Москве по адресу проспект Маршала Жукова, д. 38, корпус 1: https://www.nrmed.ru/clinics/ .

Р одители часто не знают об особенностях системы пищеварения у грудных детей, поэтому их пугают некоторые нарушения. Молодым мамам и папам необходимо понимать, когда они являются естественными, а когда пора обращаться к врачу. Рассмотрим, какие бывают сбои в работе организма малыша:

— Икота. Ребенок икает из-за того, что испытывает нарушения в дыхании. Они могут произойти из-за испуга, пересыхания пищеварительного канала и слизистой рта, поэтому важно следить за тем, чтобы малыш не испытывал жажды. Еще одна причина икания — переедание. Желудок растягивается, и это вызывает сокращение диафрагмы. Нормой считается икота, длящаяся от 10 до 15 минут. Помочь ребенку можно, дав ему немного теплой воды или подержать на руках вертикально, чтобы восстановить дыхание.

— Рвота. Причинами могут являться: переедание, недостаточная гигиеничность, отравление, различные инфекции и даже сотрясение мозга, поэтому, если вы заметили, что рвота началась после того, как ребенок упал или ударился головой, его необходимо показать врачу. Нормой считается тошнота, проявляющаяся нерегулярно, и не сопровождающаяся дополнительными симптомами. Тревожными симптомами могут быть: повышенная температура, вялость, отказ от смеси или грудного молока, диарея.

— Констипация. В первые 4 месяца жизни нормой считается испражнение желудка после каждого приема пищи. Затем этот показатель снижается до 2—4 раз в сутки. Материнское молоко усваивается лучше искусственных смесей, поэтому частота испражнений младенцев тоже отличается. Иногда ребенок на естественном кормлении пачкает подгузники раз в пару дней. Если при этом его ничего не тревожит и нет никаких проблем с самим стулом, поводов для беспокойства нет.

— Диарея. Конечно, понос не редкость для младенцев. Это считается нормой, так как ребенок потребляет пищу в жидком виде. Однако родителям стоит следить за тем, чтобы у малыша не случилось обезвоживания. Для этого необходимо обращать внимание на количество, частоту, изменение цвета и запаха стула. Причиной диареи может быть плохо промытая бутылочка или грудь, инфекция, употребление новой пищи, некоторые лекарства.

Наблюдать за состоянием пищеварительной системы ребенка необходимо. При этом не стоит думать, что любые сбои в нее работе являются признаками каких-либо патологий. Организм младенца только начинает развиваться и подстраиваться под новую для него среду, поэтому многие расстройства считаются нормой.

Другие статьи

  • Опубликовано: 28 апреля 2021 Когда пора обращаться к кардиологу?

По данным исследований Всемирной организации здравоохранения, основной причиной преждевременной смерти во всем мире являются заболевания сердечно-сосудистой системы. Важно периодически посещать кардиолога и следить за здоровьем сердца.

Кожа, волосы, ногти — как давно вы в последний раз проводили осмотр их состояния? Нет, не перед походом к косметологу, а для спасения собственной жизни. Возможно, пора задуматься о последствиях невнимательности к своему здоровью?

Самыми распространенными заболеваниями в мире являются грипп и ОРВИ. Многие ошибочно полагают, что боль в горле, насморк, кашель и повышенная температура — обычные сезонные недомогания.

Как вам статья?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Cosmetism
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: