Как побороть зависимость ребенка от компьютерных игр

Игровая зависимость, её причины, стадии, симптомы и лечение Игровая зависимость на сегодняшний день приобрела масштаб настоящей эпидемии, причем наблюдается это не только среди детей и

Содержание
  1. Игровая зависимость, её причины, стадии, симптомы и лечение
  2. Причины
  3. Стадии игровой зависимости
  4. Сколько времени развивается патология?
  5. Механизм формирования игровой зависимости
  6. Игровая зависимость у подростков и детей
  7. Лечение игровой зависимости
  8. Профилактические методы
  9. Как помочь подростку преодолеть компьютерную зависимость?
  10. Как могут родители помочь своему ребёнку?
  11. Компьютерная зависимость у подростков: как лечить?
  12. Что такое компьютерная зависимость, как она проявляется
  13. Причины компьютерной зависимости у подростков
  14. Симптомы компьютерной зависимости у подростков
  15. Последствия компьютерной зависимости у подростков
  16. Методы лечения компьютерной зависимости у подростков
  17. Метод психоанализа для лечения компьютерной зависимости
  18. Медикаментозное лечение компьютерной зависимости
  19. Метод гипноза
  20. Этапы психологической помощи
  21. Вместо заключения
  22. Как избавиться от компьютерной зависимости?
  23. Признаки компьютерной зависимости у детей
  24. Причины компьютерной зависимости
  25. Влияние на детское здоровье
  26. Как бороться с компьютерной зависимостью у ребёнка?
  27. Чем заменить компьютер?
  28. Как понять, есть ли компьютерная зависимость у ребенка и что потом с этим делать
  29. Игровая или компьютерная зависимость у детей: про что все это
  30. Как понять, действительно ли у ребенка зависимость?
  31. Почему компьютерная зависимость — это опасно и как с ней справиться?
  32. Как креативность связана с компьютерной зависимостью?
  33. Онлайн-обучение и зависимость от гаджетов — есть ли связь?
  34. Компьютерная зависимость у детей и взрослых: советы психолога, как избавиться
  35. Что это такое?
  36. Признаки зависимости
  37. Как избавиться?
  38. Советы психолога

Игровая зависимость, её причины, стадии, симптомы и лечение

Игровая зависимость на сегодняшний день приобрела масштаб настоящей эпидемии, причем наблюдается это не только среди детей и подростков, но и у взрослых. Среднестатистический подросток проводит за компьютером до шести часов в день. Примерно 70% детей увлекаются играми типа «GameofWare» – с сюжетами насилия и жестокости. Убийство в них является главным элементом и целью игры. Зависимые начинают путать настоящую реальность с виртуальной.

Читайте также:  Можно ли брокколи при панкреатите?

Подобная мания считается следствием весомых психологических патологий. При помощи компьютерных игр люди пытаются уйти от волнующих их жизненных ситуаций или заменить определенный недостающий элемент: внимание близких, отсутствие любимого человека, социальный статус.

Причины

Возможными причинами возникновения игровой зависимости принято считать:

  • Разнообразные психические нарушения (психопатия).
  • Особенности человеческого характера, закомплексованность, застенчивость, часто приводят к возникновению зависимостей подобного рода.
  • Многие люди при помощи игр реализуют свои детские фантазии и страхи.
  • Дефицит общения. Подобная проблема весьма актуальна среди детей и подростков, чьи родители постоянно заняты на работе.
  • Внутрисемейные конфликты. Часто чтобы избежать семейных скандалов, люди погружаются в придуманный мир, чем только усугубляют ситуацию.
  • Социальные фобии, когда человек страшится межличностных отношений и реального общества. Компьютерные игры помогают ему уйти от реальной жизни, почувствовать себя значимым и сильным. Компьютер для него становится собеседником и другом.

Стадии игровой зависимости

Игровая зависимость возникает не одномоментно, в ее развитии есть несколько стадий, каждая из которых характеризуется определенными признаками и изменениями в поведении зависимого. Каждой из стадий характерно приобретение новых патологических пристрастий.

Подготовительная стадия,
при которой развивается повышение восприимчивости к играм. Такие качества личности, как низкая самооценка, неспособность контролировать свои эмоции, отсутствие желания принимать критику, агрессия, импульсивность и гиперактивность, повышенный уровень тревожности, депрессия и стресс, склонность погружаться в мир фантазий, способствуют развитию игровой зависимости у взрослых и детей. Причем это касается не только компьютерных игр. При этом у человека возникает непреодолимое желание рисковать и поддерживать свое самолюбие. Постепенно развивается бессознательная тяга к определенному виду игр. Если подобное психологическое состояние не заметить и не скорректировать, то заболевание переходит на следующий этап.

Стадия выигрыша,
при которой в человеческом сознании формируется восприятие игры, как способа реализовать себя, а иногда и получить материальную выгоду. Разум начинает затуманиваться, и даже мелкий выигрыш сильно подстегивает интерес. Создается иллюзия, что человек сам творит свою судьбу, имея возможность при этом доказать окружающим свое превосходство. На этой стадии человек не в состоянии понимать последствия своих действий. Недовольство и критика со стороны близких могут восприниматься весьма негативно, как желание поставить под сомнение самореализацию и успешность игрока.

Читайте также:  Кефир и дрожжи идеальное сочетание

Стадия проигрыша,
когда игроманы оказываются в замкнутом цикле определенных событий. Желание играть у них не каждый раз подкрепляется наличием материальной возможности. Они тратят все имеющиеся денежные средства и даже склонны брать деньги в долг. После цепочки проигрышей на некоторое время желание играть у них исчезает и наступает мнимое понимание своих ошибок. Однако при наличии некоторых провоцирующих факторов (например, реклама или появившиеся материальные возможности) человек снова идет на поводу у своего желания, и история повторяется. Промежуток между циклами тем меньше, чем более развито заболевание. Тяжелое материальное положение и постоянные проигрыши повышают уровень тревожности, игрок становится озлобленным и раздражительным.

Стадия отчаяния.
Из-за систематического желания играть человек лишается интереса ко всему остальному. Возникают проблемы в школе или на работе, изменяется круг общения, психологическое состояние не позволяет ему нормально существовать в семье. Близкие устают от постоянных обманов, долгов и негативного отношения и начинают постепенно отстраняться. Игрок часто понимает, что причина всему – зависимость, тем не менее, все попытки проконтролировать себя положительного результата не приносят. Подавленное психологическое состояние часто приводит к злоупотреблению алкогольными напитками или наркотиками, что еще сильнее усугубляет заболевание. В подобном состоянии люди могут нарушать закон, продавать имеющуюся недвижимость, ценные вещи, брать кредиты. Единственным решением человек видит возможность играть дальше, чтобы выигрышем разом решить свои материальные и социальные проблемы.

Стадия безнадежности,
при которой больной осознает свою зависимость и понимает, что вероятности сорвать куш практически нет, тем не менее он продолжает играть. При этом им правит желание испытать привычные эмоции в процессе игры, что является проявлением психологической зависимости.

Сколько времени развивается патология?

Развитие игровой зависимости происходит постепенно и ингода может длиться 3 года. На каждом этапе развиваются определенные психические нарушения. Вначале игрок ничем не отличается от здоровых людей, потом становится чересчур импульсивным, у него развивается склонность к навязчивым идеям. Это приводит к стойкому расстройству психики. Отсутствие самоконтроля и изменение критичности к себе провоцирует распад личности. Потеря моральных ценностей приводит к состоянию озлобленности, угнетению положительных эмоциональных состояний, игрок становится безразличным к страданиям людей и всевозможным социальным проблемам.

Механизм формирования игровой зависимости

Патофизиологический механизм формирования игровой зависимости от компьютерных игр основан на стимуляции определенных центров удовольствия в мозге. Данное патологическое состояние может проявляться в виде ощущения эйфории во время посещения виртуального мира. Больные компьютерной зависимостью не могут планировать время своего нахождения за компьютером. Для стимуляции интеллектуальной деятельности они начинают употреблять большое количество кофеиносодержащих напитков и других психостимуляторов.

Изменяется режим и качество питания – для геймеров основными продуктами становятся пиво и фаст-фуд. Человек начинает плохо соблюдать правила личной гигиены: перестает причесываться, чистить зубы, принимать душ – ему становится безразлично, как он выглядит и питается. Он, как правило, ведет малоподвижный образ жизни и плохо спит. Если вдруг сломался компьютер или смартфон, или если у игрока закончились деньги на игру, он находится в подавленном настроении, может быть агрессивным с окружающими людьми, начинает искать решение проблемы и, как правило, не задумывается о личной жизни, работе или учебе. По мере прогрессирования игровой зависимости, больной не может отказаться от компьютерных игр, хотя начинает понимать их бесполезность. Он регулярно уходит от реальности и погружается в иллюзорный мир, принимает роль персонажа и живет его жизнью.

Игровая зависимость приводит к перегрузке нервной системы, в мозг человека поступают возбуждающие импульсы и через определенное время у него наблюдается снижение настроения, самочувствия, повышается тревожность, нарушается адаптация в обществе. Часто формируется недовольство собой, теряется смысл жизни, появляются симптомы глубокой депрессии. Такие люди, как правило, замкнуты, неразговорчивы.

Игровая зависимость у подростков и детей

Данная возрастная категория имеет в большинстве случаев зависимость от компьютерных игр, которая носит тяжелый характер. Дети становятся агрессивными и злыми, если их хоть на минуту просят отойти от компьютера. Признаками данной зависимости у детей является то, что они начинают пропускать уроки в школе, врать учителям и родителям. Игры вызывают у подростков жестокость, поскольку основным их сюжетом является убийство, за которое следует поощрение в виде очков и бонусов.

Незрелая детская психика перегружена эффектами игры, а в сознании ребенка виртуальная реальность ничем не отличается от естественной жизни. Зависимость отрицательно сказывается на здоровье и учебе, все мысли ребенка направлены на предвкушение игры. Подростки часто отказываются от друзей, забрасывают учебу, становятся агрессивными. Психологи утверждают, что эта мания может привести ребенка к ограниченности умственных способностей и распаду личности.

Лечение игровой зависимости

Нельзя рассматривать зависимость как самостоятельное заболевание, поскольку она является следствием серьезных психических проблем. Важно определить первопричину данного явления и бороться конкретно с ней. Для лечения игровой зависимости используется психотерапия, медикаментозные препараты, а также гипноз. Очень важно применить комплексные меры. При игровой зависимости применяется также аутогенная тренировка, психосинтез, семейная и поведенческая психотерапия.

Психотерапия должна быть направлена на коррекцию семейных отношений, устранение психологических установок (замкнутость), проблем, лечение страхов. Успешно применяется метод гештальт-терапии, который помогает «закрыть гештальт», т. е. разрешить проблему.

Симптоматическая лекарственная терапия компьютерной игровой зависимости направлена на лечение депрессии, бессонницы, повышенной тревожности и раздражительности. При этом часто назначают растительные препараты успокоительного действия, но чаще всего специалисты назначают антипсихотики и транквилизаторы. Для стабилизации сна применяют снотворные препараты и антидепрессанты, которые снимают психоэмоциональное перевозбуждение и нормализуют настроение.

Лечение игровой зависимости должно быть комплексным

Профилактические методы

Профилактика данного заболевания также крайне важна, особенно в тех случаях, когда речь идет о возникновении игровой зависимости в подростковом и детском возрасте. Родителям при этом рекомендуется чаще проводить беседы с ребенком, озаботиться его занятостью, заинтересовать каким-либо видом спорта или творчеством. Необходимо постоянно поощрять ребенка за успехи, хвалить его, поддерживать его самооценку. Профилактика игровой зависимости должна осуществляться на регулярной основе.

Как помочь подростку преодолеть компьютерную зависимость?

На сегодняшний день компьютер — это неотъемлемая часть современной жизни. Без компьютеров и компьютерных сетей не обходится ни одна средняя фирма, не говоря о крупных компаниях. Современный человек взаимодействует с компьютером постоянно — на работе, дома, в машине и даже в самолете.

Доступ к Интернету даёт нам возможность найти почти любую интересующую нас информацию, книгу, фильм, музыку. Интернет позволяет получить образование дистанционно, а онлайн-магазины дают возможность без очереди купить продукты, одежду, мебель, технику. Мы можем оплачивать коммунальные услуги, узнавать прогноз погоды и независимые новости.

С каждым годом увеличивается и количество детей, начинающих работать с компьютерными программами, ориентироваться в информационной среде Интернет и играть в компьютерные игры. Бурное развитие компьютерных технологий оказывает значительное влияние на развитие личности современного подростка, имеющее как положительную, так и отрицательную сторону. Нет ничего плохого в том, что компьютер позволяет подросткам «открывать мир», находить друзей. В «виртуальном мире» Интернета как информационной среде осуществляются такие виды деятельности, как познавательная, игровая и коммуникативная. Но наряду со многими достоинствами компьютеризации, существуют и негативные последствия применения компьютеров, например, игровая зависимость и интернет-зависимость.

Беспокойство родителей понятно, когда при появлении альтернативных возможностей обучения, общения, досуга, эти новые возможности отвергаются детьми, а компьютер используется лишь как средство получения удовольствия, но не информации, не пользы. Это уже можно назвать компьютерной зависимостью, отдельную область представляет зависимость от онлайн игр.

Психология определяет «зависимость» как порабощающую форму поведения, часто отрицаемую самим её носителем.

Термин «компьютерная зависимость» появился в 1980-90-е годы, когда психологи стали классифицировать чрезмерное увлечение компьютером как вредную привычку, как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами».

Основной деятельностью людей, поражённых этим видом зависимости, становится игра на компьютере, уход от реальности. Круг социальных контактов у них сужается, в виртуальном мире им проще общаться с невидимым собеседником, создавать свой новый образ «Я». Для них характерно негативное отношение к попыткам окружающих отвлечь их от пребывания за компьютером, в сети. У них есть ощущение, что они контролируют себя, однако попытки сократить время, проводимое за компьютером, терпят неудачу.

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества подростка: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При выраженной компьютерной зависимости ребёнок социально отстраняется от внешнего окружения. Особенность игровой зависимости в частности состоит в том, чем больше подросток погружается в игровую реальность, тем больше происходит отрыв от реальной действительности. С одной стороны, растёт независимость от внешнего контроля, от реальных проблем, с другой — повышается изолированность подростка, а в результате чувство бессилия в реальном мире, который начинает восприниматься угрожающим и чуждым — т.е. зависимость подпитывает саму себя.

А теперь взглянем на проблему с другой стороны. Подросток, который имеет низкий социальный статус в классе, с которым не считаются или отвергают сверстники, начинает поиск другой группы, где его индивидуальные особенности становятся ценными, в результате чего он обретает субъектность, восстанавливает свой эмоциональный фон. Одним из таких институтов социализации становятся онлайн игры. В онлайн играх присутствует возможность лидерства, не связанного с достижениями в реальном мире. Достигая успехов в игре, подросток получает выражение крайнего одобрения и даже зависти со стороны других игроков.

В игровом процессе ребёнок имеет возможность приобрести большое количество социальных контактов, во много раз превышающее таковые в реальной жизни. Каждый день, встречаясь с десятками других игроков, он вырабатывает стиль общения, различные стратегии поведения, приобретает своеобразные навыки социальной жизни. Во многих онлайн играх существует своя администрация, которая модерирует переговоры игроков в текстовых чатах и за повторяющиеся нарушения человека могут отстранить от общения совсем («забанить»). «Пропажа» игрока вызывает ответные действия со стороны других игроков: ему начинают звонить, писать электронные письма, чего не происходит в современных реальных подростковых сообществах, учитывая «моду на равнодушие».

С точки зрения личностного роста, виртуальные игры также как и реальное хобби формируют своего рода знания, умения и навыки. Например, в такой онлайн игре как «Мир танков» («World of tanks») координированность игроков и их навыки оттачиваются так же, как если бы это был настоящий спорт. Виртуальный спорт (киберспорт) существует в России с 2001 года, с 2013 году он стал официальным видом спорта в США. В виртуальном спорте есть свои дисциплина, регламент, протоколы, многочасовые тренировки, киберспортсмены получают зарплату, а соревнования зачастую имеют немалый призовой фонд. Всё это заманчиво для подрастающего поколения.

В ходе игровой деятельности подросток может овладеть различными IT-компетенциями. Для того чтобы запустить игру и успешно играть, необходимо элементарное знание составляющих компьютера, специфики работы операционной системы, навыки поиска информации. Таким образом, игра имеет целый ряд не только минусов, но и плюсов. Проблема, возникающая при этом — это чрезмерное увлечение, то есть игромания. И, это понятно, ведь всё, что чрезмерно, причиняет вред.

Зависимость крайне редко соседствует с успешностью в учёбе, а в большинстве случаев противоречит ей.

Конечно, понятны опасения родителей и по поводу здоровья детей. Долгое нахождение перед монитором, напряжённое всматривание в экран может привести к общему нервному напряжению, к нарушению зрения, вызывать головные боли, апатию, раздражительность, усталость, бессонницу. Длительная статичная поза приводит к нарушению осанки, к раннему остеохондрозу.

Проблема зависимости не решается просто физическим методом, например, отключением от интернета (как пытаются делать некоторые родители). Такой радикальный метод не столько помогает, сколько приводит к психологической травме, поскольку: подросток лишается круга активного социального общения. И было бы странно предполагать, что «компьютерный подросток», выйдя во двор, сразу станет душой компании. Ощущение социальной изоляции не компенсируется общением с родителями и обучением, ради которого обычно его и вытаскивают из виртуального мира. Теряя часть своей идентичности, связанной с виртуальным миром, подросток испытывает сильнейшую фрустрацию. Несмотря на то, что этот аспект идентичности считается вредным и подлежащим уничтожению.

Как могут родители помочь своему ребёнку?

  1. Создайте в семье тёплую, дружелюбную, комфортную атмосферу. Общайтесь с ребёнком, выражая искреннее участие в его жизни, спрашивайте его о том, что его действительно волнует и тревожит.
  2. Необходимо разнообразить внеучебную деятельность, чтобы ребёнок посещал постоянно действующие кружки, секции, при грамотном подборе которых он имел бы возможность быть успешным в чём-то, а значит, и быть принятым группой. Успешная социализация личности — залог психического здоровья, о каких бы особенностях развития мы ни говорили.
  3. Параллельно с поиском альтернатив виртуальному миру необходимо увести ребёнка от игр. Однако, если делать это прямолинейно, «в лоб», это вызовет обратную реакцию. Поэтому прежде всего нужно не запрещать сидеть за компьютером, а сменить круг общения. Ребёнок может продолжать играть, но на другом сервере, где у него не будет товарищей. Стоит также по возможности свести к минимуму общение на игровых тематических форумах. Впрочем, по мере снижения интенсивности игровой деятельности такое общение будет затухать само по себе.
  4. Для процесса реабилитации необходимо сделать ребёнка своим союзником. Родитель может постараться разделить интересы подростка, продемонстрировать знание этой предметной области (а может, даже и свои достижения в ней), что позволит отнести его в сознании подростка к категории «свой».
  5. Угасить нежелательное поведение подростка можно, превратив хобби в работу, то есть сделав игру обязательной. Рассмотрим два возможных варианта, как это сделать. Первый — стимулировать ребёнка заняться киберспортом, который мало чем отличается от спорта реального (те же тренировки, санкции за прогулы или халтуру). В этом виде деятельности конкуренция очень высока, и быть на вершине — удел только способных игроков, отдающих любимому делу всё время и силы. Став обязательством, не приносящая должного высокого статуса игра рано или поздно потеряет былую привлекательность. Однако у этого способа есть один минус: ребёнок вполне может увлечься таким видом спорта и всецело отдаться ему. Но это нельзя однозначно подвергать осуждению.

Второй возможный вариант — установить денежное вознаграждение за игровой процесс. То есть вполне серьёзно выплачивать зарплату за количество проведённого в игре времени. Это само по себе уменьшает желание играть — такой механизм психологи называют гипермотивацией. Для игры характерна внутренняя мотивация, и при попытках её усиления происходит снижение эффективности деятельности. Когда такая система войдёт в норму, надо поэтапно снижать размер вознаграждения, доведя его до минимума. Это объясняется тем, что при вознаграждении возникает условный рефлекс: «игра — деньги». Благодаря многократному повторению этой связки игра будет выступать средством получения денег, и, как только мы убираем вторую переменную, она, как и любой условный рефлекс, без подкрепления будет затухать. Особенно хорошо этот механизм работает при наличии альтернативного вознаграждения за другую деятельность.

Данный механизм должен осуществляться по возможности гибко, приспосабливаясь к индивидуальным особенностям ребёнка и самой ситуации. Скажем, если речь идёт о денежном вознаграждении, и оно полностью тратится на ту же игру, то его стоит заменить на что-то другое, что следует подбирать в соответствии с индивидуальностью игрока.

Конечно, наиболее эффективна профилактика, которая начинается с самого рождения. Рамки разумного взаимодействия с электронным миром не дадут возможности развиться различного рода «цифровым» зависимостям — будь то зависимость от телевизора, социальных сетей или игр. И не надо опасаться, что такое ограничение не даст возможности в будущем получить компетенции, связанные с компьютерной сферой. Их всё равно не удастся избежать, и в этом нет ничего плохого. Проблемным моментом является развитие привязанности к цифровым технологиям в детстве, потому что именно этот факт лишает ребёнка самого главного — возможности выбора, то есть свободы. Использование электронных благ цивилизации в осознанном возрасте — это просто ещё одна возможность шагнуть в «дивный новый мир».

  1. Кочетков Н. «Патологическое пристрастие или новая реальность», «Школьный психолог». 2015. №5. С. — 4.
  2. «Психология образования: социокультурный ресурс Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». (Москва, 14–16 декабря 2010 г.): Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. — М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2010. — 348 с.

Компьютерная зависимость у подростков: как лечить?

В наш век технического прогресса у каждого школьника есть либо компьютер, либо планшет. Своему электронному другу ребенок уделяем максимум свободного времени и сам не замечает, когда уже не представляет жизни без компьютерных игр и социальных сетей. Это компьютерная зависимость и ее следует лечить. Как распознать проблему и как с ней бороться – читайте в материалах этой статьи.

Что такое компьютерная зависимость, как она проявляется

Термин «компьютерная зависимость» появился в психиатрии в 90-е годы с началом стремительного развития информационных технологий. Он означает чрезмерную увлеченность компьютером и интернетом, проведение за компьютером большей части своего свободного времени. Особенно опасна интернет-зависимость для подростков, чья психика в 14-16 лет еще формируется и уязвима.

Компьютерная зависимость у подростков – это психическое заболевание, которое нельзя оставлять без внимания. Засиживаясь в компьютерных играх, просиживая в социальных сетях максимум времени, ребенок не успевает подготовить домашнее задание в школу, в результате чего у него снижается успеваемость, он перестает общаться в реальной жизни со сверстниками, становится угрюмым и агрессивным.

Если родители заметили, что их ребенок болезненно воспринимает «расставание» с электронными гаджетами, значит настало время заняться профилактикой компьютерной зависимости. Ребенка нужно увлечь другими занятиями, записать в спортивные секции, кружки по интересам, строго регламентировать время на компьютерные игры. Если же с этим возникают проблемы, значит пора лечить ребенка.

Причины компьютерной зависимости у подростков

Сложно представить жизнь современного школьника без компьютера. Электронные дневники, требования сдавать учебные проекты в печатном виде, необходимость самостоятельно искать материал для докладов и рефератов в интернете – сегодня проводить за компьютером минимум час в день только по учебным вопросам для подростка нормально. Само по себе это неплохо, ведь навыки эффективного использования возможностей интернета пригодятся в дальнейшей учебе и при трудоустройстве.

Подростки «спасаются» в социальных сетях от трудностей реальной жизни, возможно его обижают в школе, над ним издеваются, возможно у него проблемы с педагогами. Иногда сами родители, занимаясь карьерой, забывают уделять внимание ребенку, не интересуются его жизнью. Да и не загруженность ребенка после школы негативно сказывается на его досуге. Не зная, куда себя деть и чем заняться, ребенок целый день может просидеть за компьютером, и даже пожертвовать сном и едой ради игр.

Но, помимо полезной информации, интернет открывает перед подростком целый мир виртуальных игр и общения в социальных сетях. Мир, особенно привлекательный для детей, которые испытывают трудности в отношениях со сверстниками в реальной жизни. Застенчивый и закомплексованный подросток в компьютерной игре становится супергероем, обладающим сверхспособностями, общаясь с такими же игроками, легко заводит виртуальных друзей.

Еще одна возможная причина зависимости – проблемы в семье, отсутствие взаимопонимания и доверительных отношений с родителями. Когда подростка дома чаще «пилят», и читают ему нотации, чем подбадривают и хвалят, велик соблазн уйти в виртуальный мир, где все хорошо.

Часто решающую роль в постоянном сидении за компьютером играет стремление подростка быть «как все». В этом возрасте не принято выделяться. Если большинство одноклассников и друзей проводят свободное время в интернете, вероятно, ребенку тоже захочется не отставать и быть в курсе новинок видео игр.

Симптомы компьютерной зависимости у подростков

Первый тревожный симптом компьютерной зависимости — стремительно нарастающее количество времени, которое ребенок сидит за компьютером вне учебы. Подросток готов пожертвовать временем на сон, отказаться от прогулок, общения с друзьями. Забывает поесть, сделать уроки, выполнить обязанности по дому.

Родителей должно насторожить, когда ребенок включает компьютер сразу, как просыпается, или, как только приходит из школы. Зависимым людям необходимо, чтобы компьютер постоянно работал как фон, даже тогда, когда он якобы делает уроки или выполняет свои домашние обязанности.

Если при попытке родителей «вырвать» подростка из виртуального мира, выключить игру, он реагирует агрессивно, приходит в ярость или плачет – это тоже признак зависимости. В этом случае нельзя терять времени, и сразу заниматься выведением ребенка из этого состояния.

Если зависимость еще не приобрела серьезных форм, то можно обойтись воспитательными мероприятиями. В противном случае ребенок нуждается в лечении специалистами.

Помимо психологических симптомов есть и физические проявления, связанные с длительным нахождением у монитора – покраснение и усталость глаз, головные боли, боли в спине и запястье – туннельный синдром.

Последствия компьютерной зависимости у подростков

Любая пагубная зависимость имеет свои последствия, и компьютерная не исключение. Недаром, все чаще психологи сравнивают ее с наркоманией. Последствия компьютерной зависимости у подростков могут проявляться следующим образом.

Подросток перестает контролировать время, которое находится за компьютером, забывает сделать уроки, пропускает занятия в школе, спортивные тренировки. Пристрастие негативно сказывается на успеваемости, начинаются проблемы с учебой. Ребенок замыкается в себе, перестает общаться со сверстниками, родными. Главное общение у него теперь по другую сторону монитора.

Чрезмерное пребывание за компьютером отражается на здоровье – ухудшается зрение, нарушается осанка. У интернет-зависимых подростков часто отсутствует режим сна, они забывают вовремя поесть, довольствуются перекусами. Систематическое недосыпание и недоедание приводит к утомляемости, авитаминозу, нарушению обмена веществ.

Компьютерные игры часто агрессивны, наполнены кровопролитными сражениями, поединками, убийствами. Такое поведение подросток переносит в реальную жизнь. Становится агрессивным по отношению окружающим. Крайний случай, когда в сознании виртуальная игра и реальность смешиваются, и человек перестает видеть грань между ними. Психика подростков неустойчива и уязвима, и именно такие последствия, когда нарушается самоидентификация личности, самые опасные.

Компьютерные игры и другие интернет развлечения не всегда бесплатны. Часто, чтобы быть успешным игроком, необходимы финансовые вложения. Создатели игр всегда предлагают участникам возможность купить новый вид оружия или «эликсир бессмертия» для персонажа. Зачастую, подростку деньги взять негде. Родители обычно дают немного на карманные расходы. А бывает, заметив, на что ребёнок тратит средства, вообще лишают финансирования. Для увлеченного играми подростка желание улучшить своего героя кажется вопросом жизненно важным, что в итоге толкает его даже на воровство. Это приводит к последствиям в виде проблем с правоохранительными органами.

Методы лечения компьютерной зависимости у подростков

Очевидно, что компьютерная зависимость требует лечения. Это длительный процесс, в котором задействованы и ребенок, и родители. Нередко справиться самостоятельно с зависимостью не удается. Попытки родителей ограничить время, проводимое детьми за компьютером, приводит к еще большему непониманию, конфликту и ответной агрессии. Если воспитательные методы не работают, следует обратиться к психиатру.

Метод психоанализа для лечения компьютерной зависимости

Психоанализ является на сегодня основным методом преодоления интернет-зависимости. Он помогает выявить истинные причины ухода от реальности. В результате работы всплывают психотравмы, комплексы, внутрисемейные проблемы. Если родители подростка принимают активное участие в терапии и следуют советам специалиста, лечение дает результат. На сеансах семейной психотерапии подростку прививается уверенность в себе, своих силах, развиваются волевые качества, повышается самооценка. В результате появляется целеустремленность, отношения в семье становятся прочными.

Медикаментозное лечение компьютерной зависимости

Бывает, что в ходе диагностики врач выявляет у подростка скрытую депрессию, которая стала одной из причин компьютерной зависимости. В этом случае попутно назначается медикаментозное лечение. Это именно дополнительные меры для лечения депрессии как сопутствующего заболевания, одними только лекарствами без психотерапевтической помощи справиться с зависимостью не получится. Медикаменты для лечения, антидепрессанты, препараты, подавляющие тревожность, и продолжительность курса определяет врач.

Метод гипноза

Гипноз – метод лечения, который используется на сеансах индивидуальной психотерапии. Психотерапевт вводит пациента в транс, во время которого внушает безразличие к интернет-играм. По действию метод напоминает кодирование при избавлении от алкоголизма. По статистике результаты лечения гипнозом менее эффективны, так как не все пациенты поддаются гипнозу. Симптомы исчезают, но не устраняются глубинные причины зависимости. Нет гарантий, что, избавившись от компьютерной зависимости, подросток не захочет заполнить образовавшуюся пустоту другим пагубным пристрастием.

Этапы психологической помощи

Помощь психолога при лечении компьютерной зависимости у подростков крайне необходима для успешной терапии. Психологическая помощь проходит в несколько этапов. Рассмотрим их подробнее.

    Главная задача сделать так, чтобы подросток сам осознал проблему и признал наличие зависимости, возможно, при помощи психолога. Бесполезно давить на ребенка, ругать, читать нотации, использовать эмоциональный шантаж. Это только усугубит проблему.

Желание лечиться должно исходить от самого пациента, тогда не будет внутреннего сопротивления, и терапия пройдет успешно.

При помощи квалифицированного специалиста, который найдет подход к подростку и грамотно построит лечение, а также с поддержкой близких людей, прогноз избавления от компьютерной зависимости благоприятный.

Вместо заключения

Компьютерная зависимость у подростков – серьезной психическое заболевание. Если у ребенка проявились симптомы этого состояния, родители должны незамедлительно быть тревогу. Отсутствие своевременной помощи подростку влечет к его социальному заточению, отшельническому образу жизни, низкой успеваемости. Такие дети теряют или вовсе не развивают в себе коммуникабельность, уверенность. Становятся угрюмыми и агрессивными. Все эти негативные качества подросток тащит и во взрослую жизнь, замыкается и становится нелюдимым, неорганизованным и безответственным человеком.

Как избавиться от компьютерной зависимости?

Можете представить современный дом без компьютера? Незаменимый в работе и учёбе, он может стать помехой для занятий и дел. Фильмы и игры – бич современного общества. Особенно опасны эти развлечения для детей, потому что мешают их развитию и делают их асоциальными. Компьютерная зависимость у детей – страшная вещь. Вряд ли у Вашего чада, не вылезающего из-за компьютера, будут друзья и нормальные увлечения: он не занимается спортом, не ходит на кружки, не высовывает носа на улицу. В итоге, Ваш ребёнок входит во взрослый мир неуверенным человеком, который не умеет строить отношения с окружающими. Поэтому родители должны знать, как избавить ребёнка от компьютерной зависимости.

Признаки компьютерной зависимости у детей

Зависимость от компьютерных игр у детей – относительно частное явление в современном обществе. Мама с папой обязаны знать признаки зависимости, её симптомы, чтобы уберечь ребёнка:

  • дети очень возбуждены после сидения за монитором;
  • ребёнок постоянно хочет играть в компьютер, не может сконцентрироваться на чём-то другом;
  • у сына или дочери появились плохие оценки, потому что снизилась внимательность;
  • ребёнок все свободное и несвободное время проводит за монитором;
  • нарушился распорядок дня;
  • дети готовы отдать всё самое ценное, что у них есть, лишь бы их не отвлекали от игр;
  • ребёнок обсуждает только те темы, которые связаны с компьютером;
  • подросток перестал увлекаться чем-то ещё, перестал читать, смотреть фильмы, гулять с друзьями;
  • появляется агрессия, раздражительность, грубость, если ребёнка отвлекают от игр.

Причины компьютерной зависимости

Причины зависимости от умной машины могут быть разными.

  • В семье отсутствует теплая атмосфера и доверительные отношения. Если мама с папой не уделяют внимание сыну или дочери, постоянно находятся на работе, пытаются откупиться дорогими игрушками, то неудивительно, что ребёнок пытается найти понимание за компьютером.
  • У подростка нет интересного хобби. Человек, который увлечён чем-то, не будет тратить своё время на пустые компьютерные игры. Если Ваш ребёнок ничего не читает, не занимается в спортивной секции, не ходит в художественную или музыкальную школу, то у него есть предпосылки для возникновения компьютерной зависимости.
  • Ребёнок не социализирован, он не умеет общаться с другими людьми, у него нет друзей. В этом случае он пытается найти товарищей в виртуальном мире.

Влияние на детское здоровье

Компьютерная зависимость у детей и подростков влияет на их здоровье. У детей дошкольного возраста это влияние происходит сильнее, так как организм ребёнка ещё не окреп. Постоянное нахождение перед мерцающим экраном негативно сказывается на физическом здоровье детей. У них портится зрение, осанка, искривляется позвоночник. Возможно возникновение миопии (близорукости). Кроме того, психологическое и эмоциональное здоровье ребёнка тоже оставляет желать лучшего. У него появляется безосновательная агрессия, он становится вспыльчивым и раздражительным. У ребёнка пропадает аппетит. Он не хочет ни с кем общаться. Из-за всего этого падает уровень здоровья.

Как бороться с компьютерной зависимостью у ребёнка?

Наказывать в этом случае сына или дочь бесполезно. Наоборот, это может только усугубить ситуацию. В нашей статье мы рассмотрим, как можно избавиться от увлечения бесполезными играми.

Для начала нужно понимать – есть ли у детей 7-10 лет проблемы в школе? Если школьнику такого возраста трудно общаться со своими сверстниками в школе, то стоит обратиться к психологу. В случае с успеваемостью понадобится репетитор, а ещё лучше заняться обучением ментальной арифметикой. Это позволит улучшить восприятие нового материала, скорость его обработки, развить память. Открывшиеся новые способности могут пробудить интерес к учёбе, потому что ребёнок будет учиться лучше многих сверстников и выделяться на их фоне. А успех повысит и самооценку, и желание развиваться дальше, становиться ещё лучше.

Если в школе сложностей не возникает, то попробуйте отдать ребёнка в спортивную секцию или предложите ему помочь Вам по дому, либо по другим делам, чтобы Ваш младший член семьи почувствовал себя значимым.

Старайтесь устраивать совместные прогулки, выезжайте на природу. Если не получается вытащить из-за компьютера, то погуляйте с ребёнком после школы, творческого кружка. Беседуйте с ним о литературе, об обществе, обсуждайте то, что сейчас интересно в мире.

Чтобы спасти ребёнка, погоняйте с ним мяч, покатайтесь на роликах, коньках, сходите на аттракцион, сыграйте в лазертаг с друзьями семьи или пригласите его одноклассников. Устройте состязание, например, по интеллектуальной викторине на ценный приз или соревнуйтесь, кто больше отожмётся. Всё это даст ребёнку мотивацию заняться собой, стать лучше, увлечься интересами реальной жизни и обзавестись авторитетом среди сверстников. Последнее тоже подстегнёт отложить игрушки в долгий ящик и заняться ещё большим самосовершенствованием.

Купите ему велосипед или ролики, скейтборд, коньки, ракетку для тенниса, гантели, шахматы, счёты абакус или другие вещи, необходимые для активного отдыха и умственного развития.

Одним из важнейших элементов избавления от зависимости, который проигнорировать просто нельзя, является режим дня. Переходите на него постепенно и контролируйте его. Составляйте график, учитывая интересы и расписание ребёнка, а также обязательно включите туда игру на компьютере – полностью это развлечение убирать нельзя. В число онлайн-игр может войти и ментальная арифметика «Академии развития интеллекта AMAKids». Во время обучения ребёнок будет работать со специальной онлайн-платформой, где в игровой форме сможет научиться быстрому счёту в уме.

И как говорил великий Карлсон: «Спокойствие, только спокойствие». Вдохните поглубже и начинайте следовать нашим рекомендациям. Тогда всё у Вас получится.

Чем заменить компьютер?

Уважаемые родители! Вспомните, когда Вы были детьми, то у Вас не было навороченных гаджетов. И в то же время у вас было самое счастливое детство. Вы гоняли мяч во дворе, пускали кораблики по ручьям, строили шалаши в лесу. Постарайтесь объяснить ребёнку, что жизнь за пределами компьютера ещё насыщеннее и интереснее.

Подайте ему свой пример. Если Вы сами всё свободное время проводите за мерцающим экраном планшета или телефона, то неудивительно, что ребёнок поступает похожим образом. Придумайте совместное интересное времяпрепровождение: катание на велосипедах, пикники в парке, прогулка по городу. Посмотрев на Вас, подросток поймёт, что жизнь прекрасна и без компьютера.

Как понять, есть ли компьютерная зависимость у ребенка и что потом с этим делать

Игровая или компьютерная зависимость у детей: про что все это

Jessica Lewis/Pexels

Регулярные и многочасовые игры в компьютере и смартфоне, зависание в социальных сетях и мессенджерах, просмотр видеоблогеров и мультфильмов — все это разновидности компьютерной зависимости.

Гаджеты открывают массу возможностей: сотни приложений, музыка, мультики, игры. Оградить детей от этого невозможно, да и не нужно. Любой гаджет можно использовать разумно и с пользой. Главное, отслеживать, чтобы полезное использование не переросло в зависимость.

Как понять, действительно ли у ребенка зависимость?

Matilda Wormwood/Pexels

Компьютерная зависимость не возникает внезапно. Это постепенный процесс, и его можно остановить. Вот несколько признаков, которые помогут определить, перешел ли ребенок опасную черту:

  • эмоциональные протесты на просьбу прекратить игру, особенно если время игры вы оговорили с ребенком заранее;
  • неспособность ребенка определить, сколько времени он играет: договорились на 20 минут, а он прервался только через час, не заметил, как пролетело время;
  • злость и раздражение, если приходится отвлекаться от игрового процесса;
  • требование денег на игровые обновления и аксессуары для компьютера;
  • нарушение режима дня: поздний отход ко сну, пропуски приемов пищи из-за игры — более свойственно детям старшего возраста, но встречается и у дошкольников;
  • улучшение настроения и повышение активности во время игры;
  • подавленность и раздражительность, если нет возможности поиграть;
  • частое обсуждение игр в разговорах — новые достижения, награды и победы, когда ребенок с удовольствием говорит только об этом, но раздражается от разговоров о других сферах жизни или не проявляет к ним интереса.

Дети быстрее, чем взрослые, попадают под влияние гаджета, родителям очень важно мониторить процесс и отслеживать признаки развития зависимости. У ребенка необязательно проявятся сразу все. Вполне вероятно, вы обнаружите один-два пункта. Если это так, можно выдохнуть. Такое поведение корректируется, и чем раньше удастся обнаружить признаки возникающей зависимости, тем быстрее и проще будет вернуть ребенка в реальность.

Почему компьютерная зависимость — это опасно и как с ней справиться?

Axville/Unsplash

Для ребенка важно пройти этап ролевой игры: научиться представлять себя различными героями и придумывать игровые сюжеты. Например, слепить из пластилина торт или фигурку животного, приготовить игрушкам обед из кубиков и деталей конструктора, пофантазировать, что шкаф в прихожей — это пиратский корабль, где спрятаны сокровища.

Если гаджет появился раньше, чем сформировался этот навык, ребенку становится очень трудно фантазировать. Ему скучно играть, ведь придумать увлекательный сюжет не получается, а в компьютерной игре это и не нужно. Там все уже придумано, ярко и красиво. Там интересно, и прерываться не хочется.

Если вы подозреваете у ребенка зависимость, не отчаивайтесь, с этим можно справиться. Вот несколько способов предотвратить или преодолеть игровую зависимость:

  • скорректировать стиль воспитания: часто ребенок уходит в гаджеты, когда ему некомфортно дома или есть проблемы в школе — конфликты, непонимание, недостаток внимания, эмоциональное потрясение; выясните причину и постарайтесь ее устранить;
  • придумать досуг без гаджета: занимайте ребенка гаджетом как можно реже, предлагайте альтернативные варианты отдыха и развлечений;
  • почаще делать что-нибудь вместе: интересные общие дела, общение с родителями;
  • развивать творческое мышление: развивающие игры, настолки, ролевые игры с увлекательными сюжетами;
  • рассказывать и показывать, как можно учиться с помощью гаджетов: курсы, обучающие игры, интересные лекции;
  • тщательно выбирать видео и игры для ребенка: насколько безопасен, полезен, соответствует возрасту ребенка тот контент, который он смотрит;
  • озвучить четкие правила использования гаджетов: разделять применение для учебы и развлечений, заранее обговорить допустимый тайминг и не нарушать его;
  • показать на собственном примере: разделять время на гаджеты и общение, следовать собственным правилам, не пропадать в телефоне каждую свободную минуту;
  • детям до трех лет минимизировать взаимодействие с гаджетами.

Игры тренируют фантазию, позволяют больше времени проводить вместе. Вот несколько вариантов игр, в которые мы с удовольствием играем с нашими учениками в «Фоксфорде», возможно, вам тоже понравится.

Игра «Необычные способы использования предмета»
Придумайте необычные способы использования бумаги, трубочки или кирпича.

Игра «Друдлы»
Подумайте, на что похоже изображение, и дорисуйте картинку.

Игра «Безумный архитектор»
Один игрок придумывает пять-семь предметов, другой рисует их или строит из них дом.

Игра «Дорисуй»
Придумайте максимальное количество картинок из простых геометрических фигур за определенное время.

Когда у ребенка созревает механизм ролевой игры — он легко придумывает приключения и увлеченно их воплощает, — можно постепенно знакомить его с гаджетами.

Как креативность связана с компьютерной зависимостью?

Kelly Sikkema/Unsplash

В рамках моей диссертации мы проводили исследование о взаимосвязи творческого потенциала ребенка с зависимостью от гаджетов. Исследовали по нескольким методикам: детский тест Торренса, рисование и дорисовывание предметов. Тест на компьютерную зависимость проходили родители — так результаты получились более реальными: родителям проще объективно оценить время, которое ребенок проводит за компьютером, его реакции и эмоции во время и после игры.

Если в тесте на креативность дошкольник получал высокие баллы, то у него никогда не было высоких баллов в тесте на игровую зависимость. Гаджеты ребенок использовал, но они не уводили его из реального мира.

Онлайн-обучение и зависимость от гаджетов — есть ли связь?

Julia M Cameron/Pexels

Основное, что важно помнить, — зависимость вызывают игры и видео, которые предлагают ребенку готовые образы. Поэтому грамотно выстроенные онлайн-занятия не могут привести к компьютерной зависимости. Обращайте внимание на то, как проходит обучение. Вот несколько вещей, которые должны присутствовать:

  • обратная связь: в формате вебинара дети комментируют происходящее, а преподаватель в конце урока отвечает на комменты;
  • общение голосом: если это занятие с репетитором или в мини-группах, детей не ставят на mute;
  • на занятиях решаются интерактивные задачки, результаты которых учитель видит сразу и может дать обратную связь;
  • задания на бумаге: ребенок выполняет различные задания в заранее распечатанных и приготовленных материалах или занимается творчеством под руководством нашего педагога.

Если же в онлайн-обучении преобладают мультики и динамичные ролики с яркими образами, тут стоит задуматься, что больше привлекает ребенка — новая информация или увлекательная картинка?

И, конечно, формат онлайн-обучения требует большего контроля со стороны родителей: вам стоит проверять, чем ребенок занят у компьютера, и регулярно общаться с преподавателями, чтобы понимать, насколько ребенок усваивает программу.

Компьютерная зависимость у детей и взрослых: советы психолога, как избавиться

Болезненное увлечение интернетом, социальными сетями и компьютерными играми может привести пользователей к стойкой зависимости от них.

Иногда она развивается стремительно и человек попадает в виртуальное рабство в течение нескольких месяцев, бывает и постепенное «затягивание», которое продолжается годами.

Что это такое?

Сильная игровая зависимость у детей часто возникает на фоне родительской гиперопеки (вседозволенности) или, наоборот, при их нежелании заниматься воспитанием детей и организовывать совместный быт и досуг.

Эти занятия приносят им немало удовольствий, вызывая легкую эйфорию. На психофизиологическом уровне формируется механизм утоления потребности в приятных эмоциях, происходит выброс эндорфинов (гормонов, отвечающих за хорошее настроение), так формируется компьютерная зависимость.

У нее есть своя классификация:

1. Сетеголизм, пребывание в социальных сетях (Одноклассниках, Контакте, Инстаграме, Фейсбуке и т.д.). Такие люди с самого раннего утра входят в свои аккаунты, просматривают ленту, пишут сообщения, смотрят фото, ставят оценки. Порой они забывают принять душ, пищу или сделать важные дела по дому в угоду виртуальному общению.
2. Кибераддикция, игровая форма зависимости. У больных наблюдается постоянная потребность «ухода» в виртуальный мир. После успехов в играх у них поднимается настроение, они улыбаются, шутят. При отсутствии доступа к ним эти люди становятся вялыми и мрачными, закрываются от общения с окружающими.
3. Интернет-серфинг. Выражается в постоянном пребывании в сети, чтении новостей, популярных статей, советов. Это увлечение носит бессистемный характер, больные останавливают свое внимание на ярких интерфейсах, интригующих заголовках, «жаркой» информации. По большей части они не запоминают ничего из прочитанного и даже не могут поделиться полученными знаниями с окружающими.

Считается, что лечение от любого вида виртуальной зависимости необходимо тем людям, которые пребывают за компьютером более 3-х часов в сутки.

Коварность этой болезни заключается в том, что вымышленные миры вытесняют из сознания людей реальность, они становятся намного привлекательней, чем сама жизнь. Выраженность этой зависимости и ее тяжесть и определяется степенью отрешенности от настоящего мира.

Признаки зависимости

1. Постоянные манипуляции с ПК, планшетами, телефонами (поиск устройств взглядом, проверка исправности, зарядки, ношение с собой в транспорте, на улице, установка громких сигналов оповещений в играх или чатах).
2. Рассеянность или раздражительность (в тяжелых случаях гнев, агрессия) при отвлечении от игр, сетевого общения (у детей — при запрещении пользования компьютером).
3. Пренебрежение учебой, домашними делами, профессиональными обязанностями.
4. Сужение круга интересов, уменьшение количества друзей и знакомых, стремление уединиться с планшетом или телефоном.

Кроме того, у них наблюдаются и психоэмоциональные нарушения — резкие смены настроения, равнодушие к близким людям, расстройства сна, отсутствие жизненной активности и мотивации к реальным достижениям.

Как избавиться?

Лечение зависимости от компьютерных игр или сетеголизма процесс длительный.

Сами больные редко осознают свою зависимость, а для эффективной терапии этот шаг очень важен. Поэтому для формирования критичной оценки своего поведения необходимы консультации со специалистом (психологом, психотерапевтом или психиатром).

Для специалиста, занимающегося лечением компьютерной зависимости, важно выяснить причину ее появления. По статистике этим недугом страдают люди со сниженной самооценкой, скрытыми депрессиями, неврозами, психическими травмами. На сеансах психотерапии или индивидуальных психокоррекционных занятиях проводится работа, направленная на изменение жизненных приоритетов у пациентов, вытеснение вымышленных фантомов, формирование нового позитивного мышления и интересных увлечений (хобби), развитие навыков общения с окружающими людьми, волевых качеств, интеллектуальных способностей.

Советы психолога

У взрослых, у детей и у подростков как лечить виртуальную зависимость определяет квалифицированный специалист, но близкие люди своей посильной помощью могут усилить эффект от психотерапии.

Для этого существуют несложные рекомендации:

1. Важно выстроить с больным ребенком не систему запретов, а доверительное общение, а взрослых людей мягко направить на осознание реальных жизненных ценностей и познание красоты окружающего мира.
2. Необходимо правильно критиковать близких (особенно детей), не унижать личность, а высказывать недовольство поступками и поведением, при этом объяснять почему вы считаете, что это нехорошо.
3. Надо организовывать совместное времяпрепровождение (быт и досуг), без длительного использования гаджетов (туризм, путешествия, уборка дома или сада (дачи), купание в водоемах, бассейнах, походы в магазины, пикники и т.д.).
4. Важно поощрять и помогать развивать иные увлечения зависимых (настольные игры, посещение кинотеатров, занятия спортом, танцами, освоение вело- или автотранспорта, музыкальных инструментов, чтение книг и т.п.).
5. Необходимо дать почувствовать близкому человеку ва шу готовность помочь и поддержать, любовь и уважение к его личности, внутреннему миру, интересам и увлечениям.
6. Нужно постепенно сокращать время пребывания больных за компьютером и осуществлять это постепенно, по мере осознания своей зависимости (у взрослых) или путем замещения другими видами деятельности (у детей).

При своевременном обращении к специалистам и адекватном лечении можно благополучно и без последствий для психики избавиться от компьютерной зависимости.

Как вам статья?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Cosmetism
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: