Причины возникновения

Прыщи после антибиотиков: причины и способы избавления

Действие антибиотиков

ПрыщиДействие антибиотиков направлено в первую очередь на устранение патогенной микрофлоры. Увы, ученым до сих пор не удается обеспечить высокую избирательность препаратов. Поэтому вместе с плохими погибают и хорошие микробы, населяющие организм человека и являющиеся его симбиотами.

Как это ни странно, помогая побороть инфекцию, антибиотик одновременно сильно снижает природный иммунитет. А это создает благоприятные условия для размножения тех бактерий, которые не попадают в их спектр действия. Это становится одной из причин, почему во время лечения возникают прыщи и/или угревая сыпь. Но не единственной.

Основные причины

Хорошая новость – прыщи после антибиотиков выскакивают не у всех. Ключевую роль играет уровень иммунной защиты, общее состояние здоровья и генетическая предрасположенность. Также вероятность появления высыпаний существенно повышается из-за негативного воздействия внешних факторов, минимизировать которое помогут несложные меры профилактики. О них я расскажу немного позднее.

Аллергия

Большинство антибиотиков – достаточно сильные аллергены. Поэтому перед первым их применением, особенно в виде инъекций, когда препарат сразу попадает в кровь, обязательно делается тест на переносимость. Иначе реакция организма может быть непредсказуемой.

В лучшем случае возникает отек и мелкие красные прыщики только на лице или по всему телу. В худшем – бывает анафилактический шок, который при отсутствии своевременной помощи может привести к летальному исходу. Для предотвращения бурной аллергии вместе с антибиотиками часто назначают антигистаминные препараты.

Кстати, нередко прыщиками покрываются щечки или все тельце ребенка, если антибактериальную терапию проходит мама и при этом продолжает вскармливать его грудным молоком. Делать этого нельзя категорически. Хотя такой прием иногда используется в педиатрии, чтобы не давать препарат непосредственно грудничку. Но это делается под строгим врачебным контролем.

Дисбактериоз

Другой распространенной причиной, по которой после приема антибиотиков появились множественные прыщи на лице и теле, является дисбактериоз. Препараты нарушают естественный баланс микрофлоры кишечника и тот не может нормально функционировать. Дополнительные симптомы, указывающие на наличие проблемы:

  • белый налет на языке;
  • боль и чувство тяжести в животе;
  • регулярное вздутие, метеоризм;
  • расстройство стула: запоры или диарея;
  • слизь или остатки пищи в кале;
  • сухость и шелушение кожи;
  • кровоточивость десен;
  • неприятный запах изо рта;
  • темный налет на зубах;
  • отсутствие аппетита.

Примечательно, что многие хронические заболевания ЖКТ имеют схожие симптомы. Поэтому при их наличии желательно проконсультироваться с гастроэнтерологом.

Снижение иммунитета

На фоне приема антибиотиков возникать прыщи могут и из-за повышенной активности сальных желез. Она становится следствием увеличения в крови количества токсинов. Часть из них выделяют проникшие патогенные микроорганизмы, часть образуется при гибели их и защищающих организм клеток, часть является продуктами распада самих антибиотиков.

В стремлении вывести их как можно скорее и хоть немного разгрузить почки, тело усиливает потоотделение. Поры начинают работать интенсивнее и не всегда успевают избавиться от избытка кожного жира. При недостаточно тщательном очищении кожи образуются сальные пробки. Затем появляются черные точки, угри и даже подкожные высыпания.

Воспалительные процессы в них провоцируют оказавшиеся в лишенном кислорода пространстве сальных протоков патогенные микроорганизмы, бороться с которыми полноценно ослабленный антибиотиками иммунитет не может. Если не принять вовремя эффективные меры по очищению кожи, она может покрыться гнойниками.

Что делать

Обычно после завершения приема антибиотиков прыщи на лице исчезают сами по себе. Это происходит примерно через две недели, за которые успевает нейтрализоваться и выйти большая часть токсинов и восстановиться нарушенная микрофлора кишечника. Кстати, если этого не произошло, лучше проконсультироваться с врачом, чтобы исключить возможность развития заболеваний органов ЖКТ.

Полностью очистить лицо во время курса, скорее всего, не удастся. И даже профессионально выполненные салонные процедуры, вероятно, не дадут существенных результатов. Однако меры принимать все равно нужно, как минимум, они помогут сдерживать распространение прыщей и не давать им сильно воспаляться и загнивать.

Для устранения высыпаний можно принять такие меры:

  1. Скрабы. На основе морской силы, соды, кофе, меда, тростникового сахара. Они будут способствовать очищению пор, а соль и сода – впитывать лишний жир и токсины. Применяют их не чаще 1-2 раз в неделю, на умытой влажной коже. Ее нельзя слишком сильно массировать, чтобы не образовались микротрещины и не появилось раздражение.
  2. Маски. Лучше всего – с адсорбентами: косметической глиной, активированным углем, крахмалом, рисовой мукой. Они не только отлично очищают поры, но и вытягивают из них лишний жир. Между прочим, от таких составов можно получить приятный бонус – эффект лифтинга при регулярном и правильном применении.
  3. Электропроцедуры. Их можно делать не только в салоне, но и дома при наличии портативного оборудования. Ультразвуковая чистка, магнитотерапия и дарсонвализация дадут в этом случае отличный, хотя и временный эффект. Однако они имеют ряд противопоказаний, которые обязательно надо учитывать.
  4. Средства для прижигания и подсушивания. Наиболее эффективны: эфирные масла, спиртовые настойки, цинковая паста, карандаши и мази от прыщей, обычный йод. Наносят их точечно на предварительно очищенную кожу.
  5. Ультрафиолет. Дозирование облучения лица ультрафиолетом (кварцевание) отлично способствует устранению воспаленной угревой сыпи и мелких красных прыщей. Но делать такую процедуру можно только на качественном оборудовании и при отсутствии склонности к гиперпигментации.

Удивительно, но многим помогает быстрее привести в порядок лицо прием внутрь активированного угля, «Энтеросгеля» или других сильных адсорбентов. Учтите, что они ослабляют действие антибиотиков, поэтому используются только после завершения курса лечения для скорейшего выведения токсинов.

Профилактика

Как ни странно это звучит, но профилактикой появления прыщей на лице от антибиотиков необходимо заниматься до или хотя бы с момента начала их приема. Только так возможно избежать неприятных последствий применения сильнодействующих препаратов. Меры достаточно простые, но эффективные:

  • Не выдавливать прыщи. Ни к воем случае! И уж, тем более, не пытаться проколоть их иглой. Чистка должна выполняться только со строгим соблюдением стерильности и руками профессионалов!
  • Чаще умываться – можно до 3-4 раз в день. Это будет способствовать удалению с кожи токсинов, а также препятствовать образованию сальных пробок.
  • Пользоваться только деликатными средствами для умывания и не злоупотреблять скрабами. Слишком усердное подсушивание кожи может запустить компенсаторный эффект и жира будет выделяться еще больше.
  • Укреплять иммунитет. По возможности заниматься спортом или хотя бы делать зарядку, больше гулять на свежем воздухе. При необходимости принимать иммуномодуляторы.
  • Соблюдать чистоту. Обязательно принимать душ перед сном, чаще менять постель, не забывать о демакияже перед сном. Это будет предотвращать закупоривание пор.
  • Пить достаточное количество жидкости. Продукты распада антибиотиков и токсины, образующиеся после гибели патогенных микроорганизмов, выводятся в растворенном состоянии. Поэтому употреблять ежедневно надо не менее полутора литров чистой негазированной воды.
  • Восстанавливать микрофлору кишечника. Это легко сделать при помощи специальных аптечных препаратов «Канадский йогурт», «Лактобифид», «Биоспорин» и т.д. Принимать их надо на протяжении всего курса лечения антибиотиками и некоторое время после него.

И, конечно же, основой чистой кожи был и остается грамотный и регулярный уход за ней. При плохом самочувствии делать этого часто не хочется. Но именно во время болезни лицо требует еще большего внимания, чтобы оставаться в хорошем состоянии.

Подводя итоги

Если заболевание приходится вылечивать антибиотиком, то надо быть готовым к тем побочным эффектам, которые они могут спровоцировать, в том числе – к прыщам на лице. Избавляться от них нужно с помощью комплексного подхода и тщательного соблюдения гигиены. Если не восстановить поврежденную микрофлору, особенно после длительного курса, то прыщи и высыпания будут возвращаться.

Мне было бы интересно узнать ваши отзывы о применяемых вами антибиотиков. Провоцировали ли они появление прыщей? Если да, то как вы боролись с этой проблемой или она решилась сама по себе. Буду рада, если вам захочется поделиться этим в комментариях с другими посетителями сайта. Там же вы можете задавать интересующие вас вопросы на данную тему.

Вам также может понравиться...