- «Хороших школ для первоклашек мало»: как выбрать начальную школу
- В какую начальную школу отдать ребенка: хорошую государственную, дорогостоящую частную или просто у дома? В чем подводные камни хорошего образования в началке? Рассказываем о лучших школах Москвы и спрашиваем директора лицея «Ключ» Екатерину Безус и директора «Европейской гимназии» Ивана Боганцева о том, как не пожалеть о своем выборе.
- Лучшие государственные начальные школы Москвы
- Школа № 1514
- Школа № 568
- Школа № 91
- Школа № 2086
- Школа № 57
- «Первый шаг: понять, какое образование ты хочешь дать своему ребенку»
- «С начальными классами у нас вообще беда»
- «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок сидел в школе, не разгибаясь?»
- «Многие школы не показывают своих учителей»
- Как выбрать учителя для первоклассника: пошаговая инструкция
- Критерии выбора школы. Вместо отзывов о школах – личное мнение
- Выбор школы: что надо искать?
- Критерии выбора школы
- Какой учитель подойдет вашему ребенку?
- Вместо отзывов о школах — личные впечатления
- Как попасть в нужный класс
- 7 советов для родителей, как правильно выбрать начальную школу
- 1. Как понять, готов ли ребёнок к школе?
- 2. Как выбрать хорошую начальную школу?
- 3. А на что в первую очередь обратить внимание?
- 4. Почему ребёнка могут не взять в школу?
- 6. Стоит ли отдавать ребёнка в школу, которая находится далеко от дома?
- 7. Как поддержать ребёнка, который только пошёл в школу?
- Сильная школа или добрый учитель? Как выбрать школу?
- Как выбрать школу? А можно ли выбрать учителя?
- Как выбрать школу для ребенка — семь важных моментов
- Основные критерии выбора
«Хороших школ для первоклашек мало»: как выбрать начальную школу
В какую начальную школу отдать ребенка: хорошую государственную, дорогостоящую частную или просто у дома? В чем подводные камни хорошего образования в началке? Рассказываем о лучших школах Москвы и спрашиваем директора лицея «Ключ» Екатерину Безус и директора «Европейской гимназии» Ивана Боганцева о том, как не пожалеть о своем выборе.
Лучшие государственные начальные школы Москвы
Школа № 1514
Крупской, 10 (Ломоносовский район, ЮЗАО); Новаторов, 22а и 28; Академика Челомея (Обручевский район, ЮЗАО)
Как поступить: 17 первых классов находятся в четырех корпусах. Подготовительные курсы при школе никаких преимуществ при поступлении не дают, но при этом, по прогнозам на 2020 год, 400 первоклассников поступят именно после их окончания. Еще 25 учеников планируют взять из домов района, закрепленного за школой. Во время поступления можно выбрать программу начальной школы — она может быть классической четырехлетней или интенсивной трехлетней с дополнительными занятиями. Для того чтобы ребенок попал на ускоренную программу, ему необходимо пройти психолого-педагогический тест и иметь высокий результат школьной диагностики, которая включает в себя задания на память, логику и внимание.
Преимущества: Сотрудничает с Высшей школой экономики, МГУ, МИФИ, а также участвует в «Курчатовском проекте». Проводятся научно-технические конференции, встречи с представителями «Яндекса» и других крупных компаний, олимпиады и творческие мастерские. В рейтинге выпускников, поступивших в лидирующие российские вузы, школа находится на 16-м месте.
Школа № 568
Елецкая, дом, корп. 2 (район Орехово-Борисово Южное, ЮАО)
Как поступить: Преимущественно зачисляют тех, кто прошел дополнительные курсы или учился в детском саду при школе, а также дети, чьи братья или сестры уже являются учащимися 1–3 классов в школе.
Преимущества: В средней школе классы распределяются на универсальный, художественный и класс с углубленным изучением китайского языка и литературы. В старшей школе ученики начинают изучать углубленную программу по естественно-научному, гуманитарному, математическому или экономико-правовому направлению. Ученики могут заниматься кунг-фу, айкидо, карате, шахматами, ритмической гимнастикой, большим теннисом и спортивными танцами. Есть специальные классы от Департамента образования и науки города Москвы. Представлены три направления: медицинский класс, инженерный класс и ИТ-класс. Они направлены на развитие профессиональных навыков у школьников в выбранной среде.
Школа № 91
Поварская, 14 (район Арбат, ЦАО)
Как поступить: В школе есть подготовительные курсы для адаптации детей к школьной жизни. Но вне зависимости от того, посещал ли их ребенок, при поступлении в первый класс он должен будет пройти тестирование. Поступление проводится на конкурсной основе.
Преимущества: Начальная школа предлагает бесплатные кружки: шахматы, клуб путешественников, художественное слово, программирование и другие. В средних классах упор делается на профильные предметы и изучение иностранных языков.
Школа № 2086
Ломоносовский проспект, 12 (Гагаринский район, ЮЗАО)
Как поступить: Предпочтение отдается детям, прошедшим обучение по программе дошкольного образования «От рождения до школы». Если ребенок не ходил на подготовительные курсы, то в обязательном порядке должен пройти тестирование.
Преимущества: Для учеников младшей и средней школы читают лекции про раздельный сбор мусора, дают мастер-классы по молекулярной кухне и проводят экскурсии по России. В старших классах ученики могут выбрать между социально-правовой, историко-филологической, физико-математической и другими программами. Здесь работает Школа молодого бизнеса, учащиеся которой ежегодно защищают свои бизнес-проекты в Высшей школе бизнеса МГУ. У школы есть собственные телеканал, газета, музей и гребная лига. В рейтинге выпускников, поступивших в престижные вузы, школа находится на 10-м месте.
Школа № 57
Переулок Хользунова, 8 (район Хамовники, ЦАО)
Как поступить: Школа, в которую очень сложно попасть. Дети, прошедшие дополнительные дошкольные курсы, зачисляются в приоритетном порядке. Школа предлагает два платных курса — «Игротека» и «Классики», — куда можно отдать ребенка с 5 лет. Стоимость таких занятий — 11 тыс. рублей в месяц.
Зачисляют сюда, только начиная со второго класса. Для того чтобы попасть в началку, ребенок должен успешно пройти психолого-педагогическую диагностику готовности к ускоренному обучению, а также не иметь противопоказаний по состоянию здоровья.
Преимущества: Начальная школа находится в отдельном здании, оборудованном специально для 1–6 классов.
Школа занимает 17-е место в рейтинге российских учебных заведений по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России. Учреждение участвует в «Курчатовском проекте», он направлен на экспериментальную активность учеников в сфере естественных наук. Также проводит открытую устную олимпиаду по математике с участием преподавателей из МГУ, ВШЭ И МФТИ. В школе есть театральная студия, классы керамики и изобразительного искусства и детский оркестр.
директор лицея «Ключ»
«Первый шаг: понять, какое образование ты хочешь дать своему ребенку»
Самое важное, что нужно понимать, — хороших школ с начальными классами очень мало, их буквально можно пересчитать по пальцам. Первый для родителя шаг при выборе школы — понять, что он от нее хочет. Тут есть три пути: школа рядом с домом, продвинутая или известная государственная школа и частная школа. Отсюда и стоит плясать. Если родитель выбирает первый вариант и не готов возить ребенка в школу по утренним пробкам или отпускать его одного в метро, то ему не нужно делать вообще ничего. В школы у дома, если это не заведение из верхних пунктов рейтинга, попасть легко, выбор небольшой, и здесь можно опираться на советы знакомых или в районных группах. Однако я бы не стала отдавать ребенка в школу по территориальному принципу, так как для меня очень важны идеи, на которых она строится, а не ее местоположение.
Хорошая и авторитетная государственная школа — оптимальный вариант, если родитель хочет дать своему ребенку качественное образование, не тратя при этом огромных денег. Из таких учебных заведений я могу выделить 57-ю школу на «Кропоткинской», школу 1514 на «Университете», 548-ю школу в Царицыно и некоторые другие. Их выбор минимален, поэтому поступить в них безумно сложно, там везде есть конкурс по 4–5 человек на место, как в престижных университетах. Поэтому если родитель хочет отдать ребенка в определенное место, то стоит задумываться о его подготовке как минимум за год до поступления, а лучше за полтора. В большинство хороших школ можно поступить только после подготовительных курсов — они для учебного заведения являются отбором и показывают серьезность намерений родителя и ребенка.
Многие родители выбирают ответвление от этого варианта — хорошие школы, но с более простым конкурсом. Это 91-я школа на Поварской улице и 1540 ОРТ на «Новослободской». В этих учебных заведениях большое внимание уделяется творческим кружкам, компьютерным классам, спортивным секциям, то есть дополнительному образованию. Но, повторюсь, такого образования, как, например, в 57-й школе, там не будет.
Третий вариант, то есть частную школу, выбирают те родители, у которых прежде всего есть деньги и которым, помимо качественного образования, важна еще и обстановка, в которой будут находиться их дети. Но далеко не все готовы платить по 60 тыс. рублей в месяц за обучение и комфортное пребывание ребенка. Хотя за эти деньги ребенок получает много возможностей: всевозможные кружки, компетентных преподавателей, свободу мысли и творчества, сильную учебную составляющую, профориентированные занятия, где с самого раннего возраста детям помогают понять, кем они хотят стать. Одна из самых хороших школ с начальным образованием, как мне кажется, — «Новая школа» на Мосфильмовской улице. Обучение там не самое дорогое, если сравнивать, допустим, с «Первой московской гимназией», — всего 400 тыс. рублей. «Хорошкола» — тоже довольно неплохой вариант, но обучение там дороже — 84 тыс. рублей в месяц.
«С начальными классами у нас вообще беда»
На самом деле выбор невелик. Хорошую начальную школу в Москве найти очень трудно, а в России и подавно. Во многом потому, что у нас нет компетентных педагогов, которые готовы вложить себя в образование детей. Учитель начальных классов должен быть в школе пять раз в неделю, жить с детьми и никогда их не бросать. Если человеку хорошо не платят (а даже в Москве у учителей зарплаты не очень высокие), то он вряд ли будет готов альтруистически посвящать себя детям. Эмоционально это очень сложно. Именно поэтому я не очень люблю обычные школы у дома — там, как правило, почти никогда нет преподавателей, которые бы привили ребенку любовь к учебе. По статистике, если в начальных классах он не полюбит образовательный процесс, к пятому классу ему просто-напросто станет скучно, и дальше все будет только хуже. Начальная школа нужна именно для того, чтобы заложить в человеке фундамент на его будущее, мотивацию и желание что‑либо делать.
Не спорю, что бывают и хорошие госшколы у дома, но их надо очень тщательно искать, если не хочется возить ребенка на учебу через весь город. В таком случае родителю стоит обратить внимание на отзывы своей референтной группы, то есть людей, которые схожи по социальным и жизненным ориентирам. Это, например, могут быть люди, которые учились или работали в той или иной школе. Отзывам в интернете я бы не доверяла, потому что неясно, кто их пишет.
«Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок сидел в школе, не разгибаясь?»
Итак, что мы имеем: три вида школ, финансовые возможности родителей и их желание дать ребенку хорошее образование. На последнем остановимся поподробнее. Многие взрослые, отдавая ребенка в сильную школу, порой не понимают, что нагрузка там будет очень серьезна. Ребенок будет приходить домой просто убитый, даже если учиться ему интересно. А ведь еще куча домашних заданий! Поэтому при выборе также стоит определиться: хотите ли вы, чтобы ваш ребенок сидел в школе, не разгибаясь? Стоит ли игра свеч? Выдержит ли вообще ребенок такую нагрузку морально и физически? Прежде чем основательно подходить к выбору, нужно хотя бы примерно понимать возможности школьника и то, как вы видите его образовательный процесс. Как раз для этого, кстати, хороши подготовительные курсы. И даже если родитель очень хочет, чтобы его условный сын учился в условной 57-й школе, не стоит его туда отдавать, если еще на стадии подготовки он не в состоянии выдержать учебную программу.
Если родитель хочет продлить ребенку детство и погрузить его в максимально творческую атмосферу, в Москве для этого существуют вальдорфские школы. Они основываются на альтернативной педагогической системе, которая направлена на духовное развитие ребенка и развитие внутренних талантов. В столице это, например, школы «Путь зерна» и «Искусство жизни». Я сама не особо советую отдавать детей в такие заведения, но, если родитель хочет видеть своего ребенка абсолютно беззаботным и счастливым, по крайней мере, в начальной школе, эти места для него.
Однако стоит понимать, что образование и школы — вещи сугубо индивидуальные. Кому‑то нравится заниматься математикой с ранних лет, а кому‑то хочется подольше порисовать и в песочнице посидеть. Нет однозначного ответа на то, в какую школу отдавать ребенка, чтобы он получил хорошее образование и без проблем поступил в университет. Все зависит от самого ребенка и его способностей.
«Многие школы не показывают своих учителей»
Когда родитель окончательно определился с тем, куда он хочет отдать своего ребенка, у него, очевидно, может возникнуть желание познакомиться с педагогами. Однако многие школы просто-напросто не показывают своих учителей до последнего и не говорят, кто именно будет учить ребенка. Это происходит по понятной причине: после подготовительной школы ребенок с большой долей вероятности захочет, чтобы его классным руководителем осталась условная Мария Ивановна. Так же поступят еще несколько десятков первоклашек во главе с родителями. Тогда между взрослыми начинается ожесточенная битва за учителя, которой всеми силами руководство пытается избежать.Такое чаще всего происходит в государственных школах. Мне кажется, что такие ситуации связаны с тем, что в России распространено советское мнение «Нужно идти не в школу, а к учителю». Я с этим категорически не согласна. Обычно, если школа обладает каким‑то идейным началом, каждый учитель там будет хорошим и не будет противоречить концепции учебного заведения — главное, чтобы эта концепция была и чтобы она была близка вам.
Как выбрать учителя для первоклассника: пошаговая инструкция
Критерии выбора школы. Вместо отзывов о школах – личное мнение
Мэри Шиди Курчинка специалист по вопросам воспитания
- Выбор школы: что надо искать?
- Какой учитель подойдет вашему ребенку?
- Вместо отзывов о школах — личные впечатления
- Как попасть в нужный класс
Ваш ребенок — будущий первоклассник? Вы уже знаете, в какой класс и к какому учителю начальной школы он пойдет 1 сентября? Да, сегодня в России система записи в 1-й класс сильно формализована, и многие родители уверены, что у них нет возможности выбрать школу и учителя. Однако если вам кажется, что ребенку может быть непросто в школе в силу его характера или особенностей темперамента, можно попробовать «сходить на разведку» в один из нынешних 4-х классов, в которых работают учителя будущих первоклассников. Как это сделать, рассказывает Мэри Шиди Курчинка, автор книги «Ребенок с характером».
Выбор школы: что надо искать?
Однажды на семинаре я сказала группе родителей:
— Если вы живете в городе, у вас имеется большой выбор школ, где может учиться ваш ребенок. Даже если вам доступна всего одна школа, в ней, скорее всего, имеется несколько классов в каждой параллели. И даже если нет выбора, все равно очень важно оценить качество класса и школы, где ваш ребенок будет учиться несколько лет.
В ответ на мои слова в комнате раздался неодобрительный ропот.
— И что я должна искать? — спросила Николь, мать-одиночка. — Я ничего не понимаю в педагогике. Откуда я могу знать, хороший там учебный план или плохой? У меня даже нет ни одного знакомого учителя!
— Это не так сложно, как вы думаете, — ответила я. — Вам не нужно быть экспертом в области педагогики, чтобы выбрать хорошую школу. Все, что вам нужно сделать, — зайти в класс, найти ребенка, который похож на вашего, и понаблюдать, как он себя чувствует. Вам нужно обратить внимание на три критерия: эмоциональный фон, подход к учебному процессу и атмосферу в классе.
— Пожалуй, я схожу в одну школу, — сказала Николь. — Попробую.
Критерии выбора школы
Какой учитель подойдет вашему ребенку?
На следующей неделе мы с нетерпением ожидала рассказ Николь.
— Это было фантастически, — выпалила она, не дав нам даже рассесться по местам. — Я побывала в двух классах в одной и той же школе. Какая разница! В каждом я увидела детей, которые напоминали мне моего Марка. Один был даже похож на него внешне, и оба — непоседы, как он.
В одном классе учительница воспринимала как само собой разумеющееся, что дети ходят от стола к столу, подходят к доске и полкам. Все дети занимались делом, разговаривали друг с другом — и при этом были очень сосредоточены. Учительница сама постоянно вставала из-за стола, ходила по классу, шутила и смеялась.
Казалось, ей нравятся все ученики. Я слышала, как она спросила у одного мальчика, как растет его младший братишка, а у другого — вернулся ли его отец из Японии. Я почувствовала, что она искренне интересуется каждым ребенком.
Ник — мальчик, за которым я наблюдала, — подбежал к ней через всю комнату, чтобы показать несколько букв А, которые он написал. «Посмотрите! — воскликнул он. — Я написал „арбузы“!» Несмотря на то что он выполнил только часть задания, учительница не стала говорить ему об этом. «Ух ты, здорово! — похвалила она. — Ты написал букву А. Слово „арбуз“ действительно начинается с этой буквы. Давай откроем нашу таблицу с буквами и посмотрим, правильно ли ты ее написал».
Ник серьезно посмотрел на таблицу и радостно подпрыгнул, увидев, что не ошибся. Они с учительницей ударили друг друга по ладоням, и он отправился писать букву А дальше. На перемене я спросила у нее о Нике. Она улыбнулась и сказала: «Он мой лучший курьер. И еще у него отличное чувство юмора».
Во время группового чтения все дети собрались вокруг учительницы за исключением двоих, один из которых лежал на полу чуть поодаль, не мешая занятию, а другой играл с гаджетом. Последний все время посматривал, как учительница переворачивает страницы книги, и было очевидно, что он слушает. Поскольку он также не мешал группе, учительница его не трогала.
Но потом этот мальчик перешел черту. Он начал рычать, изображая звук мотора. Все головы повернулись к нему. Учительница подозвала ребенка. Она обняла его за плечи, приблизила к себе и прошептала на ухо, что он может присоединиться к группе или сделать перерыв. Он выбрал первый вариант — отложил гаджет и сел рядом с ней. Педагог продолжила читать. Я не слышала никаких криков, угроз, нотаций и ругани. Границы дозволенного были четкими и понятными, и их соблюдение обеспечивалось уверенно и уважительно.
Во втором классе я выбрала Алекса, который также напоминал мне Марка. В этом классе дети гораздо меньше двигались и долго сидели за партами. Алекс непрерывно ерзал на стуле и грыз карандаш. Учительница сказала, что тех, кто не напишет строчку красивых букв А, она отправит назад в детский сад. Взглянув на лицо Алекса, я поняла, что он воспринял эти слова абсолютно серьезно и расстроился.
Вместо отзывов о школах — личные впечатления
Как и Николь, вы должны найти класс, подходящий вашему сыну или дочери. Вы все поймете и почувствуете, просто понаблюдав за тем, как ведет и чувствует себя здесь ребенок, похожий на вашего. Особенно обратите внимание на ситуации, когда ребенок делает что-то не так. Его стыдят и ругают? Или мягко перенацеливают и помогают, чтобы в следующий раз он сделал правильный выбор?
Не позволяйте отзывам о школах, репутации или слухам сбить вас с толку. Доверяйте собственным глазам и интуиции. Класс или школа, подходящие одному ребенку, может быть катастрофой для другого из-за разницы в темпераментах обоих. Вот почему нельзя полагаться на мнение соседей.
Если ваш ребенок — экстраверт, обратите внимание на реакцию учителя, когда дети слишком часто поднимают руку или задают слишком много вопросов: он выражает недовольство или же хвалит таких детей за сообразительность и уверенность в своих знаниях?
Если у вас медленно адаптирующийся ребенок, последите за переключениями. Вывешено ли в классе расписание занятий на день, чтобы дети знали, что их ожидает? Существует ли режим дня? Учитель предупреждает о предстоящей смене видов деятельности? Как часто происходят такие переключения и насколько комфортно с ними справляется ребенок, похожий на вашего?
Если у вас гиперэмоциональный ребенок, обратите пристальное внимание на эмоциональный климат. Посмотрите, как учитель реагирует на проявление эмоций и каким образом дети могут снять напряжение.
Если у вас активный ребенок, посмотрите, интегрирована ли двигательная активность в учебный процесс. Исследователи обнаружили, что, немного подвигавшись, человек может повысить концентрацию внимания. Пять лет назад начальная школа «Уорд Элементари» в Ричмонде, США, запустила программу «Читаем и крутим педали». Они оборудовали велотренажерами отдельную комнату, куда приходили заниматься учителя со своими классами. Дети, которые учились по этой программе большую часть времени, овладевали навыками чтения на уровне 83%. Те, кто не занимался по этой программе, показали очень низкий уровень — 41%. Движение имеет значение!
Для чувствительного ребенка может быть важен вопрос питания. Если в школе нет столовой и дети завтракают за своими партами, такому ребенку может быть трудно выжить во второй половине дня, когда помещение наполнено «ароматами» бананов и бутербродов с тунцом.
И не забудьте про потребности своего маленького интроверта — посмотрите, есть ли в классной комнате такое место, где сын или дочь сможет недолго побыть в покое и одиночестве. Короче говоря, каковы бы ни были потребности вашего чада, посмотрите, как они будут удовлетворяться в этом конкретном месте.
Как попасть в нужный класс
— Но что делать после того, как вы нашли подходящую школу и класс? — спросила Николь. — Я хочу, чтобы мой Марк учился в классе у миссис Дженсен, но по правилам школы родители не могут выбирать учителя.
— На самом деле, — ответила я. — директора школ и учителя готовы пойти вам навстречу. Им тоже хочется, чтобы ваш ребенок был успешным. Поэтому совершенно уместно написать директору письмо, в котором следует описать особенности темперамента ребенка и тип учителя, который, как вы думаете, может найти с ним общий язык. Например, Николь может написать следующее письмо.
Насколько это будет возможно, большинство директоров школ удовлетворят вашу просьбу. Они оценят вашу заинтересованность и заботу. Пишите коротко и по существу вопроса. Укажите одно самое главное условие, необходимое для успеха вашего сына или дочери.
Однако оставьте директору возможность выбора. Он хорошо знает своих сотрудников. Не исключено, что, прочитав ваше письмо или встретившись с вашим ребенком, он найдет для него еще более подходящего учителя. И он может знать о миссис Дженсен то, что вы не заметили во время визита в школу.
Потратив время и силы на заблаговременный поиск школы и класса, вы сможете предотвратить множество потенциальных проблем. Вы будете доверять учителю и знать, что он поможет вашему чаду стать успешным. И сын или дочь тоже будет доверять ему. А доверие делает детей готовыми к обучению.
7 советов для родителей, как правильно выбрать начальную школу
Через месяц школы начнут принимать заявления о зачислении в первый класс. И хотя к начальной школе у нас много вопросов, без неё всё равно сложно обойтись. Директор школы № 2101 Дмитрий Модель и психолог Ольга Хохлова из службы «Со_Действие» — о том, как понять, готов ли ребёнок к школе, не ошибиться с выбором учебного заведения и за один год пройти программу двух классов.
1. Как понять, готов ли ребёнок к школе?
Окончательное решение, пора ему идти в школу или нет, принимаете только вы. Можно сколько угодно советоваться с психологами, но никто не знает характер ребёнка так хорошо, как родители. Ориентируйтесь на его особенности. Кому-то сложно находиться в большом коллективе или уйти из дома на целый день. Есть те, кто быстро перевозбуждается. Есть любопытные и самостоятельные дети, которые хотят поскорее научиться считать и писать. Все это нельзя оставлять без внимания, когда вы собираетесь отдавать ребёнка в первый класс.
К пяти годам у ребёнка должна появиться познавательная мотивация
Это значит, что он способен учиться, не обращая внимания на внешние факторы. Но бывает, что у некоторых первоклассников игровая мотивация все ещё сильнее познавательной. Это не значит, что не нужно идти в школу. Просто учитывайте, что ребёнку пока комфортнее в атмосфере большей свободы и уделяйте время играм, не делайте пока упор на умственную нагрузку.
Обратите внимание, как ребёнок взаимодействует с социумом: переносит шум и суету, относится к конкуренции и скуке, как быстро утомляется. Попросите ребёнка одеться самостоятельно перед выходом на улицу — это кажется смешным, но даже школьники не всегда могут сделать это сами. Если он не знает, как взаимодействовать с большим количеством людей и находится в состоянии постоянного стресса, то он не сможет нормально сосредоточиться на учёбе в школе.
Очень важно отношение самого ребёнка к учебе. Прислушайтесь к тому, что он думает о школе. Обсудите, как он представляет себе школу и уроки, что нового хотел бы на них узнать.
Признаки хорошей готовности к школе
- Желание идти в школу и учиться.
- Наличие познавательной и игровой мотивации.
- Умение осознавать себя и говорить о своих потребностях.
- Любопытство к другому — сверстнику, учителю, предмету.
- Умение слушать и сосредотачивать внимание.
- Умение выполнять простые последовательности действий — это важно, чтобы выполнять инструкции учителя в классе.
- Готовность родителей помогать ребёнку с адаптацией в школе и новым образом жизни. Здесь важно не переусердствовать, но и не оставаться в стороне.
2. Как выбрать хорошую начальную школу?
Среди родителей существует миф, что выбирать нужно не школу, а первого учителя. В большинстве случаев это просто невозможно: классы формируются по мере наполнения. Вместе со школой вы выбираете систему управления, и именно в её зоне ответственности находится подбор персонала. Если у родителей возникает какая-либо претензия, то педагогов защищает законодательство, иначе бы их просто растерзали.
Не стоит игнорировать рейтинг школы. Но не забывайте, что он не сортирует на плохие и хорошие, а показывает вклад в качественное образование. Оно зависит прежде всего от размера учебного заведения. У большой школы вклад больше, у маленькой — поменьше, но это вовсе не значит, что школа плохая. На отзывы следует опираться очень осторожно, потому что у всех родителей разные требования.
Если вы хотите отдать ребёнка в определённую школу, но не поступили туда с первого раза, есть смысл подождать ещё год. Особенно если ребенку ещё нет семи лет. Попробуйте свои силы в следующий раз, а этот год уделите развивающим играм.
3. А на что в первую очередь обратить внимание?
Сходите на день открытых дверей, пообщайтесь с учителями, директором, посмотрите на школьные стены. Зайдите в туалет и оцените — он нормально выглядит или это помойка, куда неприятно зайти? Это только один из маркеров. Посмотрите, как висит расписание. Если оно висит на уровне роста ребенка, то это хорошая школа. Ведь оно для ученика, а не для учителя.
Школа может не подойти вам с первого раза, и это нормально. В семь лет интересы ребёнка ещё не сформировались, поэтому в этом возрасте важно познакомить его с разными формами обучения, а не пытаться дать какие-то твёрдые знания. Учебное заведение должно подходить ребёнку и его потребностям, а не соответствовать чьим-то соображениям о престиже. Выбирайте по принципу «школа для ребёнка», а не «ребёнок для школы».
Можно остановиться на обычной школе с государственной программой или выбрать экспериментальную или международную систему обучения. Например, эффективная начальная школа сокращает обучение на год. В течение первого года обучения дети проходят программу первого и второго класса, но к такой интенсивной программе нужно быть психологически готовым. Её стоит попробовать, если вы уверены, что вашему ребёнку не требуется дополнительных усилий для адаптации.
8 главных проблем нашей начальной школы
Международный бакалавриат позволяет учиться на иностранном языке у его носителей и получить аттестат, который будет признаваться зарубежными вузами. В Москве по программе международного бакалавриата работают меньше тридцати частных школ. Но ЕГЭ и ОГЭ сдавать всё равно придётся, даже если ребёнок учится не по российской программе.
4. Почему ребёнка могут не взять в школу?
По закону единственная причина, почему ребёнка не могут принять в школу по прописке, — в ней по каким-то причинам уже нет мест. Если он уже учится на дошкольном отделении, обычно от родителей требуется только заявление с просьбой перевести ребёнка в первый класс. Если после дошкольного отделения вы поступаете в другую школу или идёте в первый класс после детского сада, заявление можно подать на официальном сайте мэра Москвы.
5. Сколько человек может максимально учиться в одном классе?
Санитарную норму, что в одном классе должно учиться не более 25 человек, отменили почти три года назад. Теперь это внутреннее дело каждой школы. Как правило, количество учеников в одной комнате зависит от объективных факторов, например, метража, размера учебного класса. Но не секрет, что сегодня многие школы переполнены и учат в два-три раза больше детей, чем могут вместить, особенно в регионах.
6. Стоит ли отдавать ребёнка в школу, которая находится далеко от дома?
Детское время очень ценно: если тратить час или полтора в день на дорогу, то меньше останется на дополнительные занятия и отдых, а у ребёнка будет накапливаться психологическая усталость. С другой стороны, если вам не внушают доверия школы, которые находятся по соседству с домом, лучше отдать его в более хорошее, но отдалённое учебное заведение. Психологический комфорт ученика и семьи в любой ситуации должен быть на первом месте.
Проверить, насколько вам подходит та или иная школа, можно на дне открытых дверей. Например, если школьное расписание висит на уровне роста ребёнка, а не взрослого, то сразу понятно, для кого оно предназначено и как в этой школе относятся к ученику.
Как понять, что ребёнок нормально адаптируется в школе
- Спросить у него, как идут дела в школе, понаблюдать, хочет ли ребёнок вообще отвечать на этот вопрос.
- Узнать у учителя, что ему удаётся лучше всего — это поможет наладить коммуникацию с педагогом.
- Следить, как меняются отношения в классе. У ребёнка должен быть прогресс в общении с одноклассниками.
- Обратить внимание, рассказывает ли ребёнок о своих трудностях в школе. Если да, то адаптация проходит нормально.
7. Как поддержать ребёнка, который только пошёл в школу?
Оставьте ребёнку свободное время
В начальной школе у ребёнка должно быть много свободного времени — на игры и, проще говоря, безделье. Увеличивать нагрузку вчерашнего дошкольника нужно очень постепенно. Некоторые думают: «Всё, 1 сентября, вот тебе учебник, домашнее задание — вперёд». Нет, так не бывает. Не стоит жёстко структурировать время ребёнка с первого учебного дня. Только если вы не уверены, что без вашей помощи он никак не сможет спланировать своё время.
Помогите ему освоиться
Любая проблема — это навык, который можно освоить. Например, вам нужно научить ребёнка сидеть ровно и спокойно на одном месте. Объясните ему, для чего это может пригодиться, и предложите отпраздновать момент, когда он успешно справится. Не обязательно обещать материальное поощрение. Можно приготовить вместе любимое блюдо или позвать в гости друзей.
Давайте ребёнку обратную связь
Обязательно говорите ему, если вы довольны, как у него получается то или иное занятие. Нельзя перехвалить ребёнка, если вы хвалите его за конкретные вещи. И никогда не сравнивайте его достижения с успехами других детей — это болезненно и травматично для обеих сторон. Научитесь принимать негативные эмоции ребёнка. Лучше не ругать, а сказать: «Я тебя понимаю».
Проводите больше времени вместе
Нередко после того, когда ребёнок идет в школу, из совместных занятий с родителями остаётся только выполнение домашнего задания. Старайтесь проводить с ребёнком больше времени, не связанного с учёбой и школой. Играйте вместе: через игру легче понять, что беспокоит ребёнка.
Иллюстрации: Shutterstock (Shtonado)
Сильная школа или добрый учитель? Как выбрать школу?
Есть ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО для начальной школы. Идти надо на учителя. Сейчас у многих учителей есть странички в соцсетях. Спишитесь. Объясните ситуацию. Кто-то в шоке от шустрых детей. Кто-то именно в таких и нуждается, а с тихонями им скучно. Идите на Учителя, не на школу.
В начальной школе идут на учителя. Не на престижность школы.
Почему на учителя?
- Потому, что именно с этим взрослым человеком Ваше сокровище будет находиться долгие четыре года по 6-7 часов каждый день.
- Именно этого человека Ваш ребёнок будет вспоминать каждый день, делая домашнее задание. Это еще примерно +2-3 часа.
Первый класс. Фото — фотобанк Лори
Какая бы ни была крутая школа – в начальной школе идут на учителя. Пусть в обычную школу. Абсолютно не престижную. Бывает, даже возят.
Представляете, приходить каждый день в то место, где Ваш непосредственный начальник вызывает у Вас ужас? А это маленький беззащитный ребёнок.
А такие ситуации есть. И я не раз слышала от восьмилетних малышей страшную фразу — Я ЕЁ НЕНАВИЖУ.
Не все дети способны противостоять взрослому, тем более – учителю.
Говорить плохо об учителе – ничего хорошего ни для кого. Объяснять, что все люди разные, учись общаться со всеми и прочее, и прочее, и прочее – можно, но для 99% малышей бесполезно.
Я наблюдала сотни сломанных судеб.
Видела одарённых детей до 1-ого класса. Я не для красного словца пишу «одарённые», именно таким они были. И видела их в начальной школе. Сломленные. Затравленные. Не верящие в свои силы.
И такими уходили в среднюю школу. И там – слабенькие пугливые троечники.
Учились эти дети не у монстров. Часто – сильные учителя. Просто не сошлись.
Монстр был один. Лично не видела, видела тетрадки. Диктант без единой ошибки, каллиграфическим почерком — стоит «1». Операция на глаза у ребёнка. Просьба родителей пересадить на первую парту. Язвительный отказ учителя: «Много вас таких».
Поэтому очень важно – найти своего учителя, особенно в начальной школе.
А в средней школе предметов много. Поэтому и идут на сильную школу. С надеждой, что там сильный коллектив, и почти по всем предметам будет сильный учитель.
Ольга Узорова — педагог, методист, автор учебных пособий
Распространенная ситуация: надо вести ребенка в школу, а рядом сильная школа, но с авторитарными учителями (на этот год). Подальше – школы с добрыми учителями, но одна слабее другой.
Я напишу свой совет — общую формулу для таких схожих ситуаций:
1) В выбранной слабой школе выбираете самого сильного учителя.
2) Обязательно ему говорите о своих планах на поступление. Не для того, чтобы его в шок ввести. Вы это говорите для того, чтобы он Вашему ребенку задавал чаще что-либо сверх того, что он дает всем детям по основным предметам. Где-то – вперед, где-то – вглубь.
3) Выполняете и не стонете.
4) Сдруживаетесь с мамами той сильной школы. По возможности, берете у них текущие и четвертые контрольные работы. Проверяете своего – как решил. Лучше – не сами. Качество выполнения грамотнее проверит учитель, так как много тонкостей. Вы можете подумать, что решил на 5 баллов, а это всего 3 балла.
5) Полугодовые и годовые контрольные добывать, решать и оценивать обязательно!
6) Идеально, если в конце 1-ого, 2-ого, 3-его классов придете в ту сильную школу. Скажите, что хотите (предполагаете) перевести ребенка в этом году. Попросите протестировать. Это бесплатно (если не будет толп таких же) — то один из учителей сильной школы протестирует и скажет, где пробелы. Вы их записываете – летом отрабатываете.
Не идеально, если Вас протестирует учитель той самой сильной школы только в конце 3-его класса. Есть вероятность того, что придется много догонять.
7) Если вас взяли в сильную школу – настройтесь на серьезную учебу. Если ребенок не мотивирован, если вы не приучили его к учебному труду, к слову НАДО – не тратьте время, нервы и силы на поступление в сильную школу. Да, там дети пашут. И очень часто родители тех детей, которые не тянут программу, вынуждены нанимать репетиторов. И именно эти родители и рассказывают о самых страшных случаях ужасных зверств. Я слышала обе стороны.
Но я еще ни разу не видела сильную среднюю школу, где отношение к детям у всех учителей-предметников всех параллелей жесткое и авторитарное.
На форуме Материнство можно задать вопрос Ольге Узоровой »»
Как выбрать школу? А можно ли выбрать учителя?
Поделившись, своими горестями и радостями о школьной жизни в своём дневнике, в ответ получила несколько банальных советов, типа: поменяйте школу, найдите хорошего учителя, не смотрите телевизор, не сгущайте краски и т.д. Эти советы и надоумили меня выложить всю имеющуюся у меня за 11 лет информацию о школах в Украине. Почему за 11 лет? Да потому что, ровно 11 лет назад мои племяшки-двойняшки пошли в первый класс. И с этих пор я многое узнала о школах и учителях.
В этой статье я предоставлю не только свой личный опыт, но и личный опыт моих родственников, друзей знакомых и самих учителей.
Самое важное как показывает жизненный опыт – это близлежащее расположение школы не более 20 минут ходьбы.
Во-первых ребёнок должен высыпаться, а не вставать очень рано, чтобы доехать в школу(причём совсем не важно на машине его будут возить или он будет ехать в общественном транспорте, последнее иногда бывает даже лучше, потому что добираясь до школы только в метро исключаются пробки.)
Во-вторых, если что-то забыли дома, всегда есть возможность вернуться или поднести забытую вещь позже.
В-третьих, если ребёнку стало плохо, его быстро можно забрать домой или же попросить это сделать кого-нибудь из соседей, знакомых.
В-четвёртых, когда ребёнок будет постарше, ходить самому домой, будет менее опасно.
Моё личное мнение, что самая лучшая школа для ребёнка – это та, которая ближе всего к дому подтвердила моя знакомая, профессор–преподаватель из пединститута им. Драгоманова.
Когда её спросили, почему её сын учится в школе рядом с домом, а не в крутом лицее, засмеялась и ответила: « А что, в лицее учителя заканчивали не пединститут им. Драгоманова ?» Кстати, в Киеве это — престижный педагогический университет.
Следующий критерий уже зависит от того, что хотят от самой школы родители.
Но сразу честно скажу, общаясь с разными людьми, пришла к выводу, чем меньше дополнительных дисциплин в младшей школе напичкано, тем лучше будут знания по основным предметам и тем здоровее будут дети и их родители.
Приведу примеры из реальной жизни:
Разговаривала как-то с опытной няней–педагогом одного ребёнка, которого состоятельные родители сдали в лицей, где с первого класса помимо английского ещё и немецкий язык. Все уроки с ребёнком делает она и на дополнительные занятия водит она, родители только оплачивают и находятся в наивном неведении по поводу учебного процесса.
Спрашиваю её, как справляются с немецким языком, она смеётся и говорит, что немецкий язык в первом классе это скорей для престижа школы выдумали, купили тетради, и что-то там чёркают.
А вот, встречаю как-то бабушку одногруппницы моей дочки по садику. Про школу разговорились, бабушка первоклашки жалуется, что дитё приходит в 15.00 домой, при том с больной головой, устаёт, и стало часто болеть. Спрашиваю, почему в 15.00 приходит из школы в первом классе? Оказывается, в этой школе введены обязательные дополнительные дисциплины: психология, этика, и риторика. Зачем это надо? А затем, что эти занятия платные.
На моём массиве ещё много таких интересных школ есть, например скандинавская гимназия, школа относительно новая, но скандинавские языки, даже не знаю, зачем нужны большинству детей, пусть освоят вначале твёрдо родной, и английский языки. При том, идя в такую школу нужно понимать, что если это просто так, для престижа придумали, то это зря потраченное время ребёнка и денег родителей. А если занятия носят серьёзный характер и есть требования, и это вам действительно необходимо, то нужно рассчитать свои силы и заранее продумать, как с этим справляться.
Школа с бассейном на уроке физкультуры – это тоже ерунда. В бассейн при школе по вечерам водила своих детей, познакомилась с мамами из этой школы. Они жалуются, говорят, чтобы научить ребёнка плавать, нужно, водить его на индивидуальные занятия. На школьном уроке дети успевают только построится, зайти в воду и выйти, к тому же нет контроля за высушенной головой.
Есть ещё школы, где делают домашние задания в самой школе, обычно они платные.
Расскажу про один лицей при садике, куда 4 года водила своего сына моя кума.
Эта школа принимала всех без подготовки, дети в ней находились как в садике до 18.00.
Дети учились, отдыхали, гуляли и делали уроки. В первом классе даже портфель не нужно было из школы домой носить. В школе два раза в день предусматривался английский язык, в первой половине дня и после обеда, а так же сценическое искусство. Естественно школа ежемесячно официально оплачивалась, собирались дополнительные поборы и учителям на праздники дарились хорошие подарки.
Первое разочарование постигло во втором классе, когда при таком усиленном английском, ребёнок не умел считать, читать, да и вообще не знал английский алфавит.
Со второго класса после шести вечера приходилось заниматься с ребёнком уроками и нанять репетитора по английскому языку. Как же делали домашние задания в школе, спросите, Вы? Очень просто, во второй половине дня дети просто списывали с доски дом. задания, которые писали им учителя, вот и всё.
Так как оба родителя всё время работали, а бабушек просто нет, забрать малыша из этой школы не было возможности, то из них эта школа денег высосала прилично, а знания обычные и то благодаря репетиторам.
Да и когда этот ребёнок в 5-том классе перешёл в обычную школу, ему очень трудно было адаптироваться к обычной школьной жизни.
Теперь про крутые лицеи для старшеклассников. Например, в газетах часто пишут про рейтинги школ и наивные родители думают, что первые места имеют отличные школы, где дают грандиозные знания, обеспечивающие путёвку в жизнь.
Расскажу про известный в Киеве лицей «Интеллект», где учились и учатся дети моих знакомых. Лицей находится на территории детского садика, арендует этаж, учителя приходящие (т.е. имеют основное место работы и подрабатывают в лицее), обучение платное, учебники сложнейшие и новейшие. Учителя только задают задания, (форма обучения примерно как в институте на заочном курсе), оценки ставят очень низкие, контрольные проверяют машинным способом, постоянно висит угроза отчисления, знания ученики получают либо самостоятельно, либо посредством репетиторов.
В результате в лицее учатся самые стойкие и платёжеспособные, и естественно, что после этого лицея все поступают в институт (кто не поступает, отсеивается заранее). Этот лицей, кстати, находится в первой пятёрке по рейтингу лучших киевских школ.
Теперь по поводу того, что говорят «нужно не школу искать, а учителя».
Вот прямо взял в руки фонарь и среди белого дня пошёл искать.
Я пришла в жизни к выводу, что всегда нужно искать, причём в любой профессии «хороших людей» т.е. для меня это значит — порядочных и добрых.
Например, первая учительница моего сына окончила школу с золотой медалью, институт с красным дипломом, имела опыт работы. Ну, а когда родители нашего класса с ней столкнулись, то просто взвыли. Учительница на уроке ничего не успевала сделать до конца, всегда нервная, со своими домашними обстоятельствами, ни с детьми, ни с родителями общий язык найти не могла, задавала уйму заданий, всех вычитывала. Закончилось дело тем, что одна мама позвонила в районо, в школу пришла комиссия, и ей пришлось уволиться.
Во втором классе к нам пришла симпатичная девочка 19-ти лет, после педучилища, без опыта работы, не киевлянка.
И вы знаете, успешно выпустила детей из 4-го класса. Просто умничка!
С младшей дочкой ходила на подготовку к школе, учительница настоящая акула по жизни, стаж работы 30 лет, умеет набить себе цену, знает всё про школы, умеет общаться с детьми и родителями, всех методично раскручивает на индивидуальные занятия, а занятия самые обычные какие и должны быть у нормального учителя, ничего больше. Конечно низкий ей поклон за занятия, но иметь такую классную учительницу для дочки мне бы не хотелось.
Первая учительница дочки с виду приветливая, с родителями заискивала, при родителях детей обнимала, учила родителей быть добрыми и терпимыми к своим детям. А на уроках страшно кричала, детей унижала презрительными замечаниями, занималась дополнительными занятиями за деньги.
Я, например, долго не могла понять, почему в первом классе так строго замечает каждую описку в тетради. И честно сказать очень долго считала её порядочным человеком, наверное, мне так хотелось. Слава Богу, этим летом она ушла в декрет.
Пришла другая учительница, неказистая с виду, и вроде немного строгая, но пока смотрю в классе обстановка стала намного лучше и детей оценивает снисходительно.
Поэтому что такое хороший учитель – это вопрос спорный и сразу на него сложно ответить. Каждый родитель для себя должен чётко представлять, что он понимает под выражением «хороший учитель», по каким критериям он для себя это выражение оценивает. Кто–то хочет платить деньги, и чтоб за него всё делали, а кто-то хочет просто, чтобы рядом с ребёнком находился добрый и ответственный человек. При чём последний критерий найти, ой, как трудно, легче непорядочного учителя призвать к порядку и заставить с собой считаться. Увы, к большому нашему сожалению.
Как выбрать школу для ребенка — семь важных моментов
Как правило, родители выбирают школу для ребенка по рейтингу и по расположению относительно дома. Но есть и другие нюансы, которые важно учитывать. В этой статьей мы рассмотрим основных моменты, которые могут повлиять на качество образования и социальное развития школьника.
Прежде всего, определитесь с тем, что для вас — хорошая школа. Разные учебные заведения хороши по-своему. Вам хочется, чтобы это была самая престижная школа в городе? Или вы хотите отдать ребенка туда, где счастливо учились сами? Или в вашем районе стоит приятного вида здание МОУ, куда удобно будет отводить ребенка перед работой?
Критериев много, и любой из них имеет место, потому что, к счастью, в наше время большинство школ отвечают требованиям образования и воспитания. Но важно сопоставить все моменты и выбрать учреждение, которое подойдет по наибольшему количеству плюсов.
Многие родители и эксперты рекомендуют выбирать школу по учителям, но резонно все-таки выбирать учебное заведение целиком, то есть по совокупности параметров, чтобы ребенок потом не переходил к другим хорошим учителям в другие школы, теряя друзей и привычки.
Основные критерии выбора
Специализация и уровень развития
На подготовительных занятиях у ребенка уже могли проявиться склонности к какому-либо предмету или направлению. Языки, гуманитарно-творческая деятельность, физико-математические способности или спорт — выбирайте по интересам и изучайте профильные школы. Но обратите внимание на требования к поступающим, они особенно строги в языковых школах.
Если же у ребенка еще нет ярко выраженных склонностей, то, возможно, не стоит акцентировать на чем-то внимание. Добавить профильных занятий можно будет и позже.
Количество учеников в классе
Если ваш ребенок ходит в частный садик, где до 10 детей в группе, имеет смысл постараться отдать его в первый класс, где не намного больше учеников. Так ему будет легче адаптироваться в новом коллективе, стресса будет меньше. Но если ваш ребенок отлично влился большую группу и проявляет лидерские качества, наоборот — не нужно лишать его возможности продолжать в том же духе.
Учебная нагрузка
Некоторые школы, позиционируемые как «сильные», нагружают первоклашек так, как не грузят во многих вузах. К ним предъявляются повышенные требования еще при поступлении, и это действительно большая ответственность и стресс.
Обстоятельно подумайте над тем, какую нагрузку выдержит ваш ребенок, в каком ритме ему будет комфортнее всего обучаться. Перетрудиться в первом классе — значит, рано потерять интерес к учебе и испытывать только негатив и усталость. У ребенка должно быть свободное время и увлечения помимо учебы. Постарайтесь сбалансировать эти аспекты образования и жизни.
Плата за обучение
Тут все понятно и без дополнений. Выбирайте учебное заведение по возможностям. И помните, что не всегда то, что дороже, отвечает повышенным стандартам качества.
Расположение и как вы будете добираться
Поверьте, ездить в другой район каждое утро вам очень скоро надоест, даже если там находится лучшая школа в городе. Если в вашем районе действительно нет приемлемых учебных заведений, то, конечно, придется найти что-то отдаленное. Изучайте близлежащие территории и сопоставляйте с рейтингами школ в вашем городе.
Учителя
Только по учителям, как мы уже сказали, выбирать не стоит, но важно познакомиться самим и познакомить ребенка с педагогами заранее. Учитель, с которым не найден общий язык, не может быть так же эффективен, как любимый учитель.
Территория и дорога от дома до школы
И технический, но очень важный момент: изучите пришкольную территорию и дорогу по пешему маршруту школа-дом на будущее, когда ребенок начнет ходить на занятия самостоятельно. Чистая и безопасная среда — это первостепенно.
А еще обязательно спросите своего ребенка, чего бы ему самому хотелось, отведите в те школы, которые приметили, и пусть он сам их оценит. Будьте искренними: расскажите, почему именно сюда стоит пойти учиться, чтобы было не только весело и интересно, но и комфортно. Объясните ему свой выбор и попросите обосновать его желания. Если ребенок поучаствует в выборе школы, ему будет легче и радостнее пойти туда первого сентября.
Как вам статья?