Психологическая структура личности

В данной статье вы рассмотрите состав психологической структуры личности.

Содержание
  1. Психологическая структура личности
  2. Состав структуры личности
  3. Готовые работы на аналогичную тему
  4. Компоненты структуры личности
  5. Социальная структура личности
  6. Структура личности по Фрейду
  7. Психологическая структура личности
  8. Формирование типов личности в психологии
  9. Типы личности человека в зависимости от направленности
  10. Интроверты
  11. Экстраверты
  12. Типы личности в соответствии с темпераментом человека
  13. Виды типов личности по Юнгу
  14. Иррациональность и рациональность
  15. Логика и этика
  16. Сенсорика и интуиция
  17. Типы акцентуаций или психотипы
  18. Психологическая структура личности
  19. А.Ф. Лазурский о структуре личности.
  20. Концеп­ция личности по А.Н. Леонтьеву.
  21. Ценности, интересы, идеалы в мотивационной сфере личности, их роль в деятельности.
  22. Самооценка и уровень притязаний личности.
  23. Структура личности человека — понятие
  24. Что такое структура личности
  25. Психологическая структура
  26. Психические свойства
  27. Психические процессы
  28. Психические образования
  29. Социальная структура личности
  30. Структура в основных психологических теориях
  31. Теория Платонова
  32. Структура личности по А.Н Леонтьеву
  33. Структура личности по Фрейду
  34. Структура личности по Рубинштейну
  35. Структура личности по Юнгу
  36. Видео
  37. Что такое личность в психологии, ее структура и типы?
  38. Что такое личность?
  39. Социальная структура личности.
  40. Структура личности.
  41. Структура личности по Фрейду.
  42. Структура личности по Рубинштейну.
  43. Структура личности по Юнгу.
  44. Структура личности по Леонтьеву.
  45. Структура личности по Платонову.
  46. Соционические типы личности в психологии.
  47. Аналитики:
  48. Дипломаты:
  49. Хранители:
  50. Искатели:
  51. Психологическая структура личности (коротко)
  52. Психологическая структура личности
  53. Гуманистические теории
  54. Биопсихологические теории
  55. Генетическая основа личности
  56. Эволюционная теория

Психологическая структура личности

Вы будете перенаправлены на Автор24

Психологическая структура личности — это целостная модель, включающая систему качеств и свойств. Она наиболее полно характеризует психологические особенности личности.

Состав структуры личности

Личность представляет собой стойкую систему индивидуальных психологических и социальных характеристик. Психологией в качестве науки рассматриваются только психологические особенности, способные формировать структуру личности.

Читайте также:  Путешествия с собакой как подготовиться и не попасть впросак

Структура личности — это предмет спора между многими психологами. Некоторые из них полагают, что ее абсолютно нельзя как-либо структурировать и рационализировать. Другие психологи, напротив, выдвигают новые теории личностной структуры.

Существуют определенные составляющие структуры личности:

  • Характер,
  • Темперамент,
  • Способности,
  • Мотивация и др.

Характер представляет собой важнейшую составляющую личности, демонстрирующую все отношения человека в мире (к другим людям, предмету, ситуации и ко всей действительности, ко всему, что его окружает).

Темперамент является проявлением динамических свойств психических процессов. Способности включают индивидуально-типологические особенности, которые способствуют успешности в определенной деятельности.

Направленность личности определяет ее склонность и интересы к определенному предмету деятельности. Волевые качества отображают готовность личности в какой-либо момент запретить себе реализацию некоей деятельности или же наоборот, заставить себя выполнить ее.

Эмоциональность представляет собой важный элемент личностной структуры, через который человек выражает собственное отношение к чему-либо (посредством определенной реакции).

Мотивация — это совокупность мотивов, определяющих поведение человека.

Важное место в структуре личности занимают ее социальные установки и ценности, через которые социум определяет свое отношение к индивиду. Они включают список характеристик, который не является исчерпывающим (разные теории личности содержат различные свойства).

Готовые работы на аналогичную тему

В психологии структуру личности характеризуют через определенные психологические свойства, при этом не затрагиваются особым образом ее отношения с социумом и всем окружающим миром.

Компоненты структуры личности

Психология личности включает несколько компонентов. Первым компонентом структуры является ее направленность. Структура направленности состоит из установок, потребностей и интересов. Какой-то один элемент может определять человеческую деятельность, выполняя ведущую роль, при этом все другие составляющие опираются на него, как бы подстраиваясь. Например, люди могут иметь потребность в чем-то, но не обладать интересом к определенному предмету.

Вторым компонентом структуры являются способности, которые дают человеку возможность реализации в определенной деятельности, достигая в ней успеха и новых открытий. Именно способности составляют направленность человека, определяющую его основную деятельность.

Характер в качестве проявления поведения личности — это третья составляющая структуры. Он представляет собой такое свойство, которое легче всего наблюдать. По этой причине человека некоторые судят просто по характеру, не обращая внимание на способности, мотивацию и прочие качества.

Характер — это сложная система, включающая в себя эмоциональную сферу, интеллектуальные способности, а также моральные и волевые качества, которые определяют поступки человека.

Еще один компонент представлен системой саморегуляции. Самоконтроль человека способен обеспечивать правильное планирование поведение, корректировать действия. Психические процессы также включены в структуру личности, отражая уровень психической деятельности, которая выражена через активность.

Социальная структура личности

Определяя личность в социологии, ее нельзя свести только к субъективной стороне, где главным в структуре считается социальное качество. По этой причине у человека должны быть определены объективные и субъективные социальные свойства, формирующие его функциональность в деятельности, которая зависит от воздействия общества.

В социологии структура личности составляет систему свойств, созданных на основе разнообразной деятельности человека. Последняя находится под влиянием общества и тех социальных институтов, в которых действует индивид.

Социология применяет три подхода к определению структуры личности:

  • Личность включает деятельность (целеустремленные поступки в отношении какого-либо предмета или человека); культуру (социальные нормы и правила, которыми должен руководствоваться человек в своих поступках); память (все знания, которые приобретены в жизненном опыте).
  • Личность включает ценностные ориентации, культуру, социальные роли и статусы.
  • Третий подход являет собой объединение первых двух подходов.

Структура личности по Фрейду

Структура личности по Фрейду включает 3 составляющих: Оно, Эго и Супер Эго. «Оно» представляет собой самую старую, бессознательную субстанцию, несущую энергию человека и отвечающую за инстинкты, желания и либидо.

«Эго» представляет собой сознание, которое контролирует «Оно». «Эго» способно удовлетворять желания «Оно», но только после процесса анализа обстоятельств и условий, но и таким образом, чтобы произошло высвобождение этих желаний без возникновения противоречий правилам общества.

Супер Эго заключается в совокупности морально-этических принципов, правил и табу человека. Именно ими он руководится в поведении, а их формирование происходит в детском возрасте (3-5 лет). Некоторые правила закрепляются в идеологической направленности ребенка. Впоследствии он дополняет их уже собственными нормами, приобретаемыми в жизненном опыте.

Для гармоничного развития личности важность представляют все три компоненты, которые должны гармонично сочетаться между собой. Если какая-то из них будет слишком активной, то произойдет нарушение баланса, что приведет к психологическим отклонениям.

Психологическая структура личности

Под личностью подразумевается исключительно социальное существо, которое способно вступать в контакт с другими индивидами. Личностные характеристики склонны меняться в зависимости от ситуации, но данное понятие представляет собой неделимую структуру. В психологии и психиатрии предметом изучения является именно личности, в отличие от других медицинских наук, где действия направлены на физиологию человека.

В психологической структуре личности определяются качества, которые в большей мере характеризуют конкретного человека. Совокупность таких свойств и параметров представляет собой полноценную психологическую картину отдельного индивида. Теорий, которые стараются полноценно охватить структуру личности, создается очень много. Некоторые из них сразу забываются, а большинство продолжает развиваться и совершенствоваться. Для психологии наиболее характерна базовая модель, которая основывается на стартовых критериях, определяющих личность:

  • Самосознание. Это возможность человека осознавать собственное «Я» и его отличительные черты. Самосознание подтверждает, что личность человека едина и стабильна.
  • Направленность. Понятие подразумевает наличие каких-либо главных или приоритетных целей и задач личности. Сюда также относится отношение к себе, близким, вкусам, запахам, рабочей деятельности и другие значимые компоненты.
  • Темперамент. Врожденное качество, которое основывается на преобладании процессов возбуждения и торможения нервной системы.
  • Характер. Частично наследственное, но в большей степени приобретенное свойство личности, которое определяет особенности поведения или реагирования в той или иной ситуации.
  • Психические процессы и состояния. Сюда относятся базовые когнитивные функции: ощущение, восприятие, умозаключения и другие.
  • Способности. Подразумевается врожденная предрасположенность человека к той или иной деятельности.
  • Опыт психологического характера. Личность способна изменяться и подстраиваться под перемены в окружающем мире, а также под воздействием опыта. По мере взросления меняются ценности, иногда даже вкусы.

Интеллектуальные способности мозга играют не последнюю роль в формировании личности, а их развитие положительно сказывает на человеке в целом. Улучшить большинство функций мозга можно с помощью ресурса BrainApps, который содержит более 100 игр, разработанных профессиональными психологами.

Формирование типов личности в психологии

Разделение личностей на типы практикуется достаточно давно. Люди всегда пытаются установить рамки для научных понятий и загнать их в классификации. Для такого сложного и структурного понятия, как личность, подобрать оптимальные варианты, которые полноценно охарактеризуют каждого человека, до сих пор не удалось. Судить о какой-либо личности рекомендуется, опираясь сразу на несколько типажей из разных классификаций.

Наиболее популярные варианты разделения личности человека на типы:

  • Классификация темпераментов по Гиппократу. Включает в себя 4 категории: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик. Существует уже долгие столетия, но до сих пор пользуется широким спросом, так как позволяет составить первое впечатление о человеке.
  • Характеристика личностных типов по Юнгу. Одна из самых оптимальных классификаций, охватывающая сразу 4 характеристики личности, которые оцениваются антонимическими парами.
  • Типы акцентуаций или психотипы. Данные классификации соответствуют друг другу, хотя составлялись разными людьми. Следует заметить, что в ходе исследований оценивались личности, которые находились на грани психического заболевания. Акцентуация подразумевает верхнюю границу нормы той или иной реакции, которая в любой момент может перескочить за грань.
  • Соционика. Одна из современных классификаций, основанная на исследованиях Юнга.

Достаточно много классификаций было создано уже в 21 веке, но ни одна из них не вышла за пределы определенной психологической школы. Всемирной известности такие разделения не имеют, но помогают психологам ориентироваться в конкретных клинических случаях.

Типы личности человека в зависимости от направленности

В первую очередь, психологическая структура личности подразумевает ориентирование человека в себя или во внешний мир. Этот параметр во многом позволяет предположить или даже определить реакцию личности в той или иной ситуации, тем самым типируя ее по другим классификациям.

Интроверты

Отличительной чертой интровертов является направленность во внутренний мир. Для них характерны переживания и сомнения в себе. Такие люди с трудом контактируют с социальной средой, неуютно чувствуют себя среди толпы, предпочитают одиночество шумным компаниям. В психологии наблюдается прямая зависимость типов личности от данного параметра.

Экстраверты

Направленность на внешний мир характерна для экстравертов. Такие люди не просто любят находиться среди людей, социальный фактор является важнейшей потребностью. Экстравертам необходимы контакты с индивидуумами и постоянное общение. Они открыты эмоционально и психологически, поэтому легко вливаются в социум.

В современном обществе не встретишь людей, которых можно отнести к конкретному типу направленности. Чистые экстраверты и интроверты встречаются крайне редко и зачастую не являются вариантом нормы.

Типы личности в соответствии с темпераментом человека

Распределение типов личности в психологии всегда начинается с темперамента. Данный параметр известен еще со времен Гиппократа, который впервые описал 4 варианта реагирования человека. С тех пор определение темперамента немного модернизировалось, но суть осталась прежней.

Выделяют 4 типа людей в зависимости от темперамента:

  • Флегматик. Здесь процессы торможения преобладают над реактивностью. Флегматики тяжело откликаются на внешние раздражители, эмоционально устойчивы, замкнуты. Среди положительных качеств выделяется усидчивость и высокая трудоспособность. Направленность личности – интроверт.
  • Холерик. В данном случае процессы реактивности преобладают над торможением. Человек склонен излишне ярко реагировать на малейшие раздражители. Холерики тяжело переключаются с одного дела на другое, но зато обладают устойчивыми интересами. Направленность личности – в большей степени экстраверт, но зависит от конкретного случая.
  • Сангвиник. Отмечается уравновешенность процессов реактивности и торможения, поэтому человек живо реагирует на положительные и отрицательные факторы. Сангвиники эмоционально открыты, активны и находчивы, а в нужный момент умеют сдерживаться. Направленность личности – экстраверт.
  • Меланхолик. Среди всех вариантов личности человека меланхолики обладают наименьшей реактивностью, но чрезмерно высокой чувствительностью. Сочетание данных качеств приводит к болезненному восприятию минимальных раздражителей. Работоспособность меланхоликов снижена, а усидчивость минимальна. Они склонны сомневаться в себе и бросать начатые дела. Направленность личности – интроверт.

Виды типов личности по Юнгу

Известный психолог К. Г. Юнг разработал одну из наиболее точных классификаций личности человека, которой до сих пор пользуется большинство психологов и психиатров. Его подход подразумевает оценивание индивидуума по 8 признакам, которые расположены парами с противоположным смыслом. Например, одним из пунктов классификации является определение экстраверсии или интроверсии человека. Еще 6 критериев сочетаются следующим образом: иррациональность и рациональность, этика и логика, интуиция и сенсорика. Определяя психологическую структуру конкретной личности, специалисты выясняют приближенность человека к одному из параметров пары, а после этого оставляют полную картину психики индивидуума.

Иррациональность и рациональность

Иррационалы воспринимают реальность только по факту, не задумываясь о прошлом или будущем. Они быстро адаптируются к изменениям окружающей среды и принимают решения, опираясь на текущие факты, но не на опыт. Такие люди умеют выкручиваться из неожиданных затруднительных положений, активируя мозговую деятельность и быстро находя верное решение.

Такие типы личности, как рационалы, представляют собой людей, опирающихся на твердые жизненные принципы, опыт, успехи и падения других людей. Подобное поведение обуславливает медленность адаптации рационалов к изменившимся условиям. Однако в стабильной среде они способны быстро принять решение и выдать ответ на ситуацию, так как не анализируют события непрерывно, а задействуют готовый шаблон реакции. Рационалы могут развить скорость мышления с помощью специальных игр BrainApps.

Логика и этика

Один из вариантов личности современного человека – этик. Индивидуумы этого типа придерживаются установленных догм и моральных принципов. Они склонны к экспрессии в повседневной речи, приукрашивая действительность.

Логики оценивают ситуацию объективно, ориентируясь на факты. Каждый случай они оценивают отдельно, а не выбирают типичное для всех вариантов решение. Этика у логиков развита недостаточно, из-за чего люди данных типов плохо взаимодействуют между собой.

Сенсорика и интуиция

Интуитивное восприятие реальности является достаточно слабым. Такие личности предрасположены к рассеянности и неопределенности. Они постоянно витают в прошлом, строят предположения о будущем, но на настоящее их не хватает. Повысить способности к полноценному восприятию окружающей действительности помогут специальные статьи в блоге BraonApps, а совершенствование внимания достигается прохождением простых и интересных игр.

Люди типа сенсорики воспринимают реальность в настоящем, поэтому живут ощущениями. Они четко воспринимают самих себя, глубже проникаются окружающим миром. Их чувствительность направлена не только на ментальные материи, но и на физиологические потребности.

Типы акцентуаций или психотипы

В психологии широко используются психотипические понятия личности, которые в некоторой степени свидетельствуют о наличии пограничных отклонений. У каждого человека имеется акцентуация, которая развита в той или иной мере и в любой момент может перерасти в серьезную проблему.

Выделяют следующие типы акцентуаций у людей:

  • Циклоидный тип (двухфазные или циклические перепады настроения от плохого к хорошему, неустойчивость интересов)
  • Лабильный тип личности (быстрые и неконтролируемые перемены настроения, которые в психологии называют быстрым переключение, изменение эмоций не может предугадать даже сам человек);
  • Астенический тип (замкнутый и серьезный человек с характерной астенической внешностью, отличается упрямством и плохой адаптацией к изменчивым условиям);
  • Сенситивный вариант (высокие требования к себе и окружающим, впечатлительность и повышенная восприимчивость);
  • Психастенический тип личности (отличается повышенным эмоциональным отторжением ответственности, в психологии их отмечают, как надежных и рассудительных людей);
  • Шизоидный вариант (на первом месте находится нестандартное мышление, однако его последовательность практически отсутствует);
  • Конформный тип (полностью подстраиваются под окружение и ненавидят перемены);
  • Неустойчивый вариант (отторжение трудовой деятельности с тягой к праздному существованию без контроля);
  • Истероид (требует повышенного внимания к себе, из-за чего склонен к демонстративному поведению);
  • Эпилептоидный тип (сдержанная личность со вспышками злобы, во всем любит четкость и определенность);
  • Гипертимик (стабильное положительное настроение, открытость и высокая энергичность).

Психология личности каждого человека представляет собой сложную разветвленную структуру. Определить все ее ветви не смогут даже высококвалифицированные специалисты. Недостаточное понимание устройства работы мозга обуславливает непрерывное возникновение новых теорий и классификаций, которые положительно зарекомендовывают себя на практике до первого не поддающегося типированию случая.

Психологическая структура личности

Психологическая структура личности — это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида).

Мы используем модель психологической структуры личности, на основе совмещения двух схем, разработанной вначале С. Л. Рубинштейном, а затем К. К. Платоновым.

Эта базовая модель исходит из личностно-деятельностного подхода. Данная структура включает в себя шесть взаимосвязанных подструктур. Они условно выделяются лишь для получения некоторой схемы целостной личности.

Итак, в личности выделяются следующие психологические составляющие, или подструктуры:

  • самосознание;
  • направленность личности;
  • темперамент и характер;
  • психические процессы и состояния;
  • способности и задатки;
  • психический опыт личности

А.Ф. Лазурский о структуре личности.

Личность в представлении А.Ф. Лазурского – это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях, как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере.

По А.Ф. Лазурному, эндочерты в основном являются врожденными. Тем не менее он не считает их абсолютно врожденными. По его мнению, эндопсихика составляет ядро человеческой личности, главную ее основу.

Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающее и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. Названные здесь черты тесно связаны между собой, значительное развитие одной неизбежно влечет развитие остальных. То же в отношении экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.

Концеп­ция личности по А.Н. Леонтьеву.

По мнению Леонтьева «личность человека «производится» – создается общественными отношениями в которые индивид вступает в своей предметной деятельности».

Положение о деятельности как единице психологического анализа личности – это первый принципиально важный теоретический постулат А. Н. Леонтьева.

Другой столь же важный постулат – это обращенное А. Н. Леонтьевым положение Сергея Рубинштейна о внешнем, действующем через внутренние условия. А. Н. Леонтьев полагает: если субъект жизни (заметьте, не индивид!) обладает «самостоятельной силой реакции», иными словами активностью, то тогда справедливо: «внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим само себя изменяет».

Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей.

Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл».

По сути потребность замешается мотивом, так как «до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета» . и потому он «должен быть обнаружен. Только в результате такого обнаружения потребность приобретает свою предметность, а воспринимаемый (представляемый, мыслимый) предмет – свою побудительную и направляющую деятельность, т. е. становится мотивом». Особенность эмоций, уточняет А. Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта.

Таким образом, эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка, следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям.

Существуют мотивы-стимулы, т. е. Побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов.

Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

— широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

— степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыс-лообразующих мотивов (мотивов-целей);

— общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

Ценности, интересы, идеалы в мотивационной сфере личности, их роль в деятельности.

Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности.

Мотивации возникают у человека практически с рождения и эволюционируют вместе с человеком. А определённая иерархия зависит от наличия у человека определённых моральных и материальных ценностей, каждая из которых преобладают на другими.

Основными компонентами данной сферы личности являются как потребность, влечение, так и определённые интересы, намерение, идеал, социально-психологические нормы, стереотипы и пр.

Интерес, идеал, убеждение – это побуждение к действию, направленное на удовлетворение потребности личности: познавательной, соответствовать определенному образцу, соответствовать в своем поведении собственным принципам и взглядам.

Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. И те и другие занимают одно и то же место в структуре мотивации человека.

Итак, ценности – это то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый положительный жизненный смысл. У каждого человека свои жизненные ценности. У кого-то они материальные, у кого-то духовные.

Ценностная ориентация — это психическое состояние, выражающее отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегически важных целей. Ценностные ориентации в значительной мере определяют направленность личности. В качестве ценности может выступать любой материальный объект, общественное отношение или духовное явление.

Ценность — это свойство того или иного предмета или явления, способное удовлетворить потребности, желания, интересы, склонности человека. Ценности формируются в результате осознания личностью своих потребностей в соответствии с предметами и явлениями окружающего мира. Ценностное отношение к миру не возникает до тех пор, пока личность не обнаружит для себя проблематичность удовлетворения своей актуальной потребности. И чем проблематичнее удовлетворение этой потребности, тем большей ценностью обладают предмет, явление (или способ) ее удовлетворения. Например, здоровье и жизнь становятся ценностью для человека именно тогда, когда им реально начинают угрожать болезни и смерть.

Интерес — психическое состояние, обеспечивающее направленность личности на обозначение целей деятельности на основе удовлетворения познавательной потребности. Иными словами, интерес — это мотив, связанный с познавательной потребностью. Человек интересуется теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность.Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Идеал — это образ желаемой конечной цели, которым руководствуется личность в настоящее время и который играет решающую роль в процессе существования всей ее деятельности и совершения поступков. Особую роль среди базовых ценностей имеют те, которые приобрели характер идеала. Идеал следует рассматривать как доминирующий мотив деятельности и отношений личности.

Самооценка и уровень притязаний личности.

Самооценка личности входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание человека. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми человеку приходится находиться в непосредственном контакте.

В структуре самооценки выделяют два компонента:

— когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации;

— эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты.

Завышенная и заниженная самооценка может сочетаться с разным уровнем притязаний (завышенным или заниженным)

При явно завышенной самооценке человек приобретает комплекс превосходства, имеет идеализированное представление о себе, истолковывает свои слабые стороны как сильные, свой неуспех связывает с внешними причинами.

При явно заниженной самооценке человек как правило не уверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен, легко поддается влиянию других людей, слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности.

Структура личности человека — понятие

Личность – одна из базовых психологических категорий. Она изучается разными науками, в том числе социологией. Но только психология уделяет этой теме большое внимание. В этой науке данное понятие подразумевает социальную природу человека.

Множество разных личностей

В чем отличие термина «личность» от слова «индивид»? Прежде всего, в том, что ее формирование невозможно без взаимодействия с другими людьми. Это не означает, что биологическая природа человека игнорируется, она является важной составляющей. Человек формируется на основе биологических особенностей, прошедших сквозь призму социальности. Понять сущность этого понятия возможно, только проанализировав характер общения. Человек рождается индивидом, а становится личностью в процессе взаимодействия с другими людьми. Очень важным понятием в психологии является структура этого социального образования.

Что такое структура личности

Структура – это модель, детально описывающая особенности личности. Каждая из ее подструктур влияет на поведение человека, его мышление и способы интерпретации происходящих событий.

В психологии выделяют гигантское количество моделей психологических структур, которые основаны на различных теориях о психике, параметрах и задачах.

Психологическая структура

Строение личности психологи не рассматривают в отрыве от фундаментальных знаний науки.

Психические свойства

Психические свойства – основа структуры личности в психологии. Сюда включают такие составляющие личности, как:

  1. Направленность. Это то, к чему лицо стремится и какие имеет цели. Сюда относятся его потребности, мотивы и интересы.
  2. Темперамент – биологически обусловленные особенности функционирования нервной системы. Он влияет на динамику психических процессов. На данный момент ученые различают такие критерии, по которым можно систематизировать типы темперамента: сензитивность (чувствительность), реактивность (степень эмоциональной реакции на определенные раздражители), резистентность – способность противостоять неблагоприятным условиям, пластичность/ригидность – способность/неспособность человека адаптироваться к изменениям в окружающем мире, экстравертированность, интровертированность и возбудимость.
  3. Характер. Обозначает способы поведения человека и его отношение к окружающему миру. Сюда входят индивидуальные характеристики, такие как ответственность, завистливость, бережливость, доброта и прочие.
  4. Способности. Это характеристика, влияющая на то, насколько хорошие перспективы в овладении каким-то видом деятельности человек имеет или сколько времени потратит на это. Талантливая личность схватывает на лету, а работник без способностей в этой области способен с большим количеством усилий добиться лишь средних результатов. В любом случае способности являются основным условием построения карьеры в любой организации или при создании собственной.

Важно! Каждая из этих характеристик, за исключением темперамента, способна меняться в течение жизни. Даже отсутствие способностей, которые являются частично врожденными, может быть компенсировано другими личностными особенностями. Так человек, достигший определенного уровня компетентности, обучается значительно быстрее полного новичка. То есть по мере развития навыка способности также улучшаются. Кроме этого, возможно использование умений из смежных областей.

Психические процессы

Процесс – это то, что происходит. Соответственно, психические процессы – это все, что происходит в человеческой психике. Выделение отдельных из них довольно условное, между ними наблюдается тесная взаимосвязь. Например, память тесно связана с мышлением, которое, в свою очередь, помогает запомнить информацию. Невозможно мыслить без способности запоминать.

Личность – продукт социума

В группу психических процессов входят:

  1. Ощущение. Способность отражать отдельные элементы окружающего мира: цвет, звуковой тон, громкость и прочее.
  2. Восприятие. Способность выбрать отдельные ощущения и составлять на их основе целостный образ. Сюда же можно отнести самосознание как способность человека воспринимать себя в разрезе общественных норм, ценностей и соотносить свои убеждения с чужими. Он может ощущать личную свободу или зависимость, уверенность в себе или боязливость и так далее.
  3. Внимание. Направленность восприятия на определенный объект.
  4. Мышление. Процесс, помогающий из нескольких аксиоматических компонентов составлять целостную логическую модель. Этот психический процесс очень важен в обучении и составлении методов проведения научных исследований. Как результат мышления образуется теория, которую можно выразить в виде схемы: какая предпосылка к какому мыслительному конструкту привела. Мышление является основным инструментом понимания – постижения структуры связей познаваемого объекта. Основные операции этого процесса – абстрагирование и конкретизация. Первое является выведением из частного общего, а второе – наоборот. Любая типология в учебниках по философии и психологии составляется на основе мышления.
  5. Воображение – способность человека строить образы, идеи и объекты, которые ранее не были ему знакомы. Сколько классных идей было изобретено, благодаря этому психическому процессу! Воображение является основой способности человека мечтать, например, представлять себя имеющим выше статус в обществе, настоящим профессионалом своего дела и строить план достижения этой цели.
  6. Психические состояния. Эту группу образовали эмоции, чувства, аффекты и стресс.
  7. Речь. Форма общения между людьми с помощью слов, предложений и других языковых конструкций.

Важно! Характерная особенность любых психических процессов – непрерывный быстропротекающий характер, тесно связанный с происходящими событиями.

Психические образования

Краткое определение психических образований говорит, что это специфические особенности личности, состоящие из социального опыта и влияющие на особенности ее поведения и способы интерпретации окружающей действительности. Например, школьные уроки обществознания направлены на то, чтобы образовать у ребенка правильные ценности, убеждения, знания о правовых нормах. Если следовать им, будут сформированы модели поведения, которые помогут ему стать полноценным членом общества. Они и являются психическими образованиями.

Чтобы стать личностью, нужно найти свою особенность

Социальная структура личности

Социальная структура личности – это социальные качества индивида, каковы сформировались в процессе развития отношений с обществом. Сюда входят такие компоненты:

  1. Содержимое памяти – знания, которые человек получил в течение жизни.
  2. Культурные особенности, характерные для общества, в котором рос и развивался человек: ценности, политические убеждения (правые или левые) и так далее.
  3. Деятельность – целенаправленное изменение среды или воздействие на любые объекты объективной действительности.

Личность не может существовать вне социума

Структура в основных психологических теориях

В психологии выделяют несколько подходов, каждый из которых рассматривает личность с разных сторон.

Теория Платонова

Эта концепция является одной из самых известных в отечественной психологии. Автор выделил четыре подструктуры личности:

  1. Направленность.
  2. Подструктура опыта. Сюда входят все знания, навыки, умения и привычки, которые человек приобрел в процессе жизнедеятельности.
  3. Особенности личности. Сюда входят темперамент, особенности памяти, эмоций, мышления, восприятия и других психических процессов.
  4. Биологические особенности: темперамент, акцентуации характера, способности и прочее.

Важно! Наличие определенных биологических особенностей не означает, что невозможно развиваться и вырабатывать положительные черты характера. Остальные подструктуры оказывают не меньшее влияние на формирование личности.

Структура личности по А.Н Леонтьеву

А. Леонтьев выделял следующие компоненты структуры личности:

  1. Связи индивида с миром;
  2. Мотивационная окраска связей с миром;
  3. Внутренние связи между мотивами личности.

Структура личности по Фрейду

Фрейд выделял следующие компоненты структуры личности:

  1. Супер-Эго. Социальные нормы и правила, предназначенные для контроля Эго.
  2. Ид. Примитивные инстинкты и желания, которые постоянно просятся наружу.
  3. Эго. Своеобразный посредник между двумя предыдущими компонентами.

Структура личности по Рубинштейну

Структура личности по Рубинштейну во многом напоминает модель, составленную Платоновым, и включает в себя:

  1. Направленность личности;
  2. Индивидуальные знания, умения и навыки;
  3. Индивидуальные особенности.

Структура личности по Юнгу

В структуру личности по Юнгу входят Я, личное бессознательное и коллективное бессознательное.

Таким образом, существует множество классификаций, описывающих структуру личности. Важно понимать, что это интегрированное образование, где каждый компонент влияет на остальные. Нельзя выделить более или менее важный из них.

Видео

Что такое личность в психологии, ее структура и типы?

Феномен личности слишком сложен, чтобы дать ему однозначное определение. Можно рассматривать ее, как социальный субъект или цепочку психологических связей. Ценность понимания, что такое личность, состоит в том, оно помогает лучше разобраться в себе, изучить свои способности, мотивацию, темперамент. Позволяет научиться применять полученные знания на практике, выстраивая взаимоотношения с другими людьми.

Что такое личность?

Личность — это совокупность индивидуальных социальных и психологических свойств характера и поведения. Существуют определенные свойства, структура и типы личности. Они отличаются, так как в основу каждого метода классификации положены исследования и точки зрения разных ученых в области психологии и социологии. Объединяют их разве что некоторые свойства, помогающие «нарисовать» социальный и психологический портрет личности.

  • Характер. Важный компонент, демонстрирующий отношение к миру, окружающим, жизни, определяющий поведение и формирующий взгляды.
  • Темперамент. В соответствии с этой характеристикой существует деление на типы личностей: меланхолик, холерик, флегматик, сангвиник. Каждому из них присущи свои реакции на жизненные обстоятельства, их восприятие.
  • Мотивация. У человека может быть несколько мотивов, определяющих его поступки и исходящих от его потребностей. Они являются движущей силой, чем сильнее мотивация, тем целеустремленней человек.
  • Способности. Бывают волевые, умственные, физические, душевные, пр. Они являются основой для свершений и достижения целей. Но не всегда человек умело ими распоряжается.
  • Эмоциональность. Показывает, как человек выражает свое отношение к ситуации, людям, событиям.
  • Направленность. Способность определять ценности и цели, двигаться к их достижению. Это совокупность вещей, осязаемых и неосязаемых, которые действительно дороги человеку.
  • Мировосприятие. Взгляд на жизнь, виденье мира, отношение к ним. Бывает реалистичным, мистическим, женским, мужским, положительным, отрицательным.
  • Опыт. Знания и навыки, постигнутые на протяжении жизни, сформировавшие мировоззрение, привычки.
  • Рисунок тела. Внешнее выражение характеристик личности: походка, мимика, жесты, сутулость или попытка держать спину ровно, пр.

Социальная структура личности.

Структуру личности социология определяет, как совокупность объективных и субъективных свойств, формирующих ее детальность, зависящих от общества.

Существует 2 подхода, в каждом из которых выделяются свои важные компоненты:

  • Деятельность, культура, память. Деятельность предполагает осознанные поступки по отношению к объекту или субъекту. Культура затрагивает социальные нормы, тяготеющие над поступками индивидуума. Память является кладезем знаний, сформированных в опыт.
  • Ценностные ориентации, социальные роли, культура. Это трио отражает свойства характера, приобретенные при взаимодействии с субъектами социума, привитые родителями, доставшиеся «по наследству», сформированные жизненным опытом.

Структура личности.

Психологическая структура личности в основном состоит из следующих компонентов:

  • Направленность. Потребности, установки, интересы. Бывает, что у человека ведущим является только один из компонентов, а остальные менее развиты. Например, у человека, есть потребность в работе, но это не значит, что он будет испытывать к ней интерес. Чтобы сработала направленность, в данном случае может быть достаточно и финансового мотива.
  • Способности. Эта составляющая влияет на предыдущую. Например, у индивидуума есть способности к рисованию, это порождает интерес, который является ведущим компонентом направленности и побуждения к развитию именно в этой сфере.
  • Характер. Самая важная компонента, порой человека судят именно по ней, а не по направленности или способностям. Например, человеку со скверным и сложным характером будет сложно влиться в общество, даже если он будет обладать феноменальными способностями в какой-либо сфере.
  • Самоконтроль. Определяет способность планировать поведение, трансформироваться, корректировать поступки.

Структура личности по Фрейду.

В структуре личности, предложенной Фрейдом, следующие компоненты:

  • Оно. Неосознанная часть, порождающая желания, внутренние инстинкты, либидо. Составляющая, основывающаяся на биологическом влечении, движимая стремлением к удовольствию. Если есть напряжение, разрядить его можно за счет фантазий, рефлекторных действий. Нереализованные желания часто выливаются в проблему в социальной жизни.
  • Эго. Сознание, которое контролирует Оно. Эго отвечает за удовлетворение желаний Оно. Но это происходит после того, как будут проанализированы обстоятельства, реализация желаемого не должна противоречить общественным нормам.
  • Суперэго. Совокупность морально-этических принципов и табу, влияющих на поведение человека. Они зарождаются в детстве (3 – 5 лет), в период, когда родители уделяют наибольшее внимание воспитанию детей. Эти правила закрепляются в детской направленности, позже дополняются собственными нормами, которые приобретает в жизненном опыте.

Три компонента должны развиваться одинаково, если один из них будет более активным, баланс нарушается. Сбалансированная работа трех составляющих позволяет выработать защитный механизм:

  • Отрицание. Вызывает подавление импульсов, исходящих изнутри.
  • Проекция. Когда человек приписывает свои негативные черты другим людям.
  • Замещение. Когда недостижимый объект заменяется тем, который доступен.
  • Рационализация. Человек способен логически объяснить свои действия.
  • Формирование реакции. Совершение поступков, противоположных внутренним импульсам, которые человек считает запретными.

Фрейд также выделил комплексы Электры и Эдипа. Дети неосознанно рассматривают одного из родителей, как полового партнера, чувствуя ревность ко второму. Девочки видят угрозу в матери, мальчики в отце.

Структура личности по Рубинштейну.

Рубинштейн называл 3 компонента структуры:

  • Направленность. Она включает убеждения, мотивированность, потребности, мировоззрение, поведенческие факторы. Выражает социальную сущность, определяет вид деятельности.
  • Навыки, знания. Средства, полученные через познания и предметную деятельность. Знания помогают ориентироваться в мире, умения позволяют заниматься конкретной деятельностью, навыки способствуют достижению результатов.
  • Типологические свойства. Сюда относится темперамент, характер, способности, делающие человека уникальным.

Кроме того, Рубинштейн выделял уровни организации:

  • Жизненный. Включает опыт, нравственность, мировоззрение.
  • Личностный. Индивидуальные особенности характера.
  • Психический. Психологические процессы, специфичность, активность.

Рубинштейн считал, что формирование личности происходит благодаря взаимодействию с социумом и миром в целом. Структура направленности личности складывается из осознанных действий и подсознания.

Структура личности по Юнгу.

Юнг выделил такие компоненты:

  • сознание;
  • коллективное бессознательное;
  • индивидуальное бессознательное.

Сознание делится на человеческое Я (персону), показываемое другим и Эго, реальную сущность человека. Персона помогает социализироваться. Это маска, которую человек носит, чтобы войти в контакт с другими индивидуумами. Это позволяет производить впечатление, привлекать внимание. Заставляет покупать модные вещи, дорогие автомобили, большие дома, чтобы соответствовать и вписаться в определенный слой общества.

Эго – ядро, сформированное из переживаний, мыслей, осознания своих действий, решений. Это опыт, знания, навыки. Благодаря Эго человек является целостной личностью.

Индивидуальное бессознательное сформировано из мыслей, убеждений, переживаний, желаний. Ранее они были для человека актуальны, но после того как он их пережил, превратились в воспоминания. Они хранятся в бессознательном, иногда выходят наружу. Делятся на архетипы:

  • Тень. Своеобразный темный двойник. Это порочные желания, негативные чувства, аморальные мысли, которые личность подавляет, так как боится столкнуться с ними в открытую. Юнг считал, что вытеснять темную сторону вредно, ее нужно принять и на ее фоне рассматривать свои хорошие черты.
  • Анима и анимус. Мужское и женское начало. Анимус придает женщинам мужские черты – твердость воли; анима дает возможность мужчинам иногда побыть слабыми – показать мягкость. Юнг объяснял это присутствием мужских и женских гормонов у противоположных полов. Присутствие понятий анима и анимус дает возможность женщинам и мужчинам лучше понимать друг друга.
  • Самость. Юнг называл его стержнем, формирующим целостность. Самость развивается только при сбалансированном развитии всех компонентов структуры.

Структура личности по Леонтьеву.

А. Н. Леонтьев определяет личность как опыт, совокупность поступков, решений. Он делил структуру личности на уровни:

  • Психофизические предпосылки. Сюда относятся темперамент, задатки, которые могут перерасти в способности.
  • Экспрессивно-инструментальный. Роли, характер, способности. Это внешняя оболочка человека, через которую он взаимодействует с миром.
  • Внутренний мир. Ценности, смысл, отношения. Это взгляд человека на мир сквозь призму собственного мнения о нем.
  • Экзистенциальный уровень. Включает свободу, духовность, ответственность.

Леонтьев выделил в своей теории понятие «второе рождение личности». Оно происходит, когда человек корректирует свое поведение, находя новые методы решения конфликтных и сложных ситуаций.

Структура личности по Платонову.

К. К. Платонов выстроил пирамидальную структуру личности, имеющую четыре подструктуры (от фундамента к вершине):

  • Биологическая обусловленность. Генетика и физиология. Сюда относятся возраст, пол.
  • Формы отображения. Мышление, внимание, память, восприятие, ощущения. Чем более они развиты, тем шире у человека возможности.
  • Социальный опыт. Навыки, умения, знания, приобретенные через опыт.
  • Направленность. Мировоззрение, стремления, убеждения, идеалы.

Соционические типы личности в психологии.

Соционика – концепция, разработанная Аушрой Аугустинавичюте, на основе типов личности, предложенных Юнгом. В разных источниках присутствуют различные обозначения, условно их можно разделить на такие группы.

Аналитики:

  • INTJ – стратег. Обладает богатым воображением, у него всегда есть план и на ближайшую субботу, и на 20 лет вперед.
  • INTP – ученый. Творчество и изобретательность – их конек. Верят в науку, считают, что она способна все объяснить.
  • ENTJ – командир. Находчивость, храбрость, сила духа – сильные черты таких людей. Они всегда находят решение проблемы.
  • ENTP – полемист. Мыслители, обладающие любопытством, острым умом. С радостью вступают в споры.

Дипломаты:

  • INFJ – активист. Идеалистичные, порой мстительные, обычно малоразговорчивые, но воодушевляющие.
  • INFP – посредник. Альтруисты, способные прийти на помощь в любую минуту.
  • ENFJ – тренер. Обладают необычной харизмой, прирожденными лидерскими качествами, могут воодушевить, очаровать.
  • ENFP – борец. Общительнее, креативные, творческие, оптимисты, полные энтузиазма.

Хранители:

  • ISTJ – администратор. Воспринимают только факты, надежны.
  • ISFJ – защитник. Обладают высокой ответственностью, окажут помощь близким.
  • ESTJ – менеджер. У таких людей легко получается управлять массами, они умелые администраторы.
  • ENFJ – консул. Общительные, популярные, любят заботиться о других.

Искатели:

  • ISTP – виртуоз. Им присущи храбрость, тяга к экспериментам, мастера на все руки.
  • ISFP – артист. Обладают тонким очарованием, готовы броситься на поиски и изучение неизведанного.
  • ESTP – делец. Восприимчивые, энергия в них бьет ключом, любят рисковать, умны.
  • ESFP – развлекатель. С таким человеком не соскучишься, они всегда веселы, обожают спонтанные поступки и сюрпризы.

Чтобы быстро разобраться в человеке, достаточно разобрать его личность по полочкам. В этом помогают теории о ее структуре и типах. Эта информация помогает выстраивать деловые и личные связи.

Психологическая структура личности (коротко)

Психологическую структуру личности изучает психология личности – это отрасль психологии, которая изучает личность и ее вариации среди людей. Психологическая структура личности состоит из образа “Я” (главенствует над всеми), направленности личности, возможности личности и особенностей поведения.

Психологическая структура личности

Первый компонент структуры характеризует направленность личности или избирательное отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельности личности.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются.

Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь, дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные, во вторую очередь – волевые качества, которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают понятием «я». «Я» – образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

Структура личности будет неполной, если исключить из нее психические процессы и состояния.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Нужна помощь в написании работы?

Написание учебной работы за 1 день от 100 рублей. Посмотрите отзывы наших клиентов и узнайте стоимость вашей работы.

Гуманистические теории

Гуманистическая психология подчеркивает, что люди имеют свободную волю и что это играет активную роль в определении того, как они себя ведут. Соответственно, гуманистическая психология фокусируется на субъективном опыте людей, а не на принудительных, окончательных факторах, определяющих поведение. Авраам Маслоу и Карл Роджерс были сторонниками этой точки зрения, основанной на «феноменальной области» теории Комбса и Сныгга (1949). Роджерс и Маслоу были среди группы психологов, которые десятилетиями работали вместе над созданием « Журнала гуманистической психологии», Этот журнал был в основном ориентирован на просмотр людей в целом, а не на то, чтобы сосредоточиться исключительно на отдельных чертах и ​​процессах внутри человека.

Роберт У. Уайт написал книгу «Аномальная личность», которая стала стандартным текстом о ненормальной психологии . Он также исследовал человеческую потребность стремиться к достижению позитивных целей, таких как компетентность и влияние, чтобы уравновесить акцент Фрейда на патологических элементах развития личности.

Маслоу проводил большую часть своего времени, изучая то, что он называл «самоактуализирующими людьми», теми, кто «выполняет себя и делает все возможное, чтобы сделать». Маслоу считает, что все, кто интересуется ростом, стремятся к самореализации (рост, счастье, удовлетворение). Многие из этих людей демонстрируют тенденцию в размерах своих личностей. Характеристики самоактуализаторов в соответствии с Маслоу включают четыре ключевых измерения:

  1. Осведомленность – постоянное наслаждение и страх жизни. Эти люди часто испытывали «пиковый опыт». Он определил пиковый опыт как «усиление любого опыта до такой степени, что есть потеря или трансцендентность самого себя». Пиковый опыт – это тот, в котором индивид воспринимает расширение себя и обнаруживает единство и значимость в жизни. Интенсивная концентрация на активности, в которой участвует, например, запуск марафона, может вызвать пиковый опыт.
  2. Реальность и проблема сосредоточены – имеют тенденцию касаться «проблем» в окружении.
  3. Принятие / Спонтанность – принятие окружения и то, что нельзя изменить.
  4. Невосприимчивое чувство юмора / демократия – не любезно шутите о других, что можно рассматривать как оскорбительное. У них есть друзья всех слоев общества и религий и очень близкие друзья

Биопсихологические теории

Биология играет очень важную роль в развитии личности. Изучение биологического уровня в психологии личности фокусируется прежде всего на определении роли генетических детерминант и способах формирования отдельных личностей. Некоторые из самых ранних размышлений о возможных биологических основах личности выросли из случая Финеаса Гейджа . В 1848 году аварии, большой железный стержень был изгнан через голову Gage, и его личность , по- видимому изменилось в результате, хотя описания этих психологических изменений, как правило , преувеличены.

В целом, пациентов с повреждением головного мозга трудно найти и изучить. В 1990-х годах исследователи начали использовать электроэнцефалографию (ЭЭГ), позитронно-эмиссионную томографию (ПЭТ) и более позднюю функциональную магнитно-резонансную томографию (МРМ), которая в настоящее время является наиболее широко используемым методом визуализации, чтобы помочь локализовать личностные черты мозга.

Генетическая основа личности

С тех пор, как проект « Геном человека» позволил значительно глубже понять генетику, продолжаются споры, связанные с наследуемостью, личностными качествами и экологическим и генетическим влиянием на личность. Известно, что человеческий геном играет определенную роль в развитии личности.
Раньше исследования генетической личности фокусировались на определенных генах, соответствующих специфическим чертам личности. Сегодняшний взгляд на отношения ген-личность фокусируется прежде всего на активации и экспрессии генов, связанных с личностью, и является частью того, что называется поведенческой генетикой, Гены предоставляют множество вариантов изменения различных клеток; однако среда определяет, какие из них активированы. Многие исследования отметили эту взаимосвязь различными способами, в которых могут развиваться наши тела, но взаимодействие между генами и формирование наших умов и личности также имеет отношение к этим биологическим отношениям.
Взаимодействие ДНК-окружающей среды играет важную роль в развитии личности, поскольку эта взаимосвязь определяет, какая часть кода ДНК фактически превращается в белки, которые станут частью индивидуума. Было отмечено, что, хотя в геноме доступны различные варианты, в конце концов, среда является конечной определяющей способностью активизации. Небольшие изменения в ДНК у индивидуумов приводят к уникальности каждого человека, а также различиям в внешности, способностях, функционированию мозга и всем факторам, которые достигают высшей точки, чтобы развить сплоченную личность.

Кэттелл и Айзенк предположили, что генетика оказывает сильное влияние на личность. Большая часть собранных данных, связывающих генетику и окружающую среду с личностью, взята из двух исследований . Этот «двойной метод» сравнивает уровни сходства в личности с использованием генетически идентичных близнецов . В одном из первых двух исследований было измерено 800 пар близнецов, изучено множество личностных качеств и определено, что идентичные близнецы наиболее похожи в своих общих способностях. Было обнаружено, что сходство личности менее связано с самооценками, целями и интересами.

Двухместные исследования также сыграли важную роль в создании пятифакторной модели личности : нейротизма, экстраверсии, открытости, доброжелательности и добросовестности. Нейротизм и экстраверсия являются двумя наиболее широко изученными чертами. Человек, который может попасть в категорию экстравертов, может отображать такие характеристики, как импульсивность, общительность и активность. Человек, попадающий в категорию невротизма, может быть более склонным к угрюмости, тревожности или раздражительности. Идентичные близнецы, однако, имеют более высокие корреляции в чертах личности, чем братские близнецы. Одно исследование, измеряющее генетическое влияние на близнецов в пяти разных странах, показало, что корреляции для идентичных близнецов были 0,50, а для братских – около 0,20. Предполагается, что наследственность и окружающая среда взаимодействуют, чтобы определить свою личность.

Эволюционная теория

Чарльз Дарвин является основателем теории детерминизма. Эволюционный подход к психологии личности основан на этой теории. Эта теория рассматривает, как индивидуальные различия личности основаны на естественном отборе . Через естественные селекционные организмы изменяются со временем посредством адаптации и отбора. Разработаны черты и определенные гены выражаются на основе окружающей среды организма и как эти черты помогают в выживании и размножении организма.

Полиморфизмы , такие как пол и тип крови, представляют собой формы разнообразия, которые развиваются в интересах всего вида. Теория эволюции имеет широкие последствия для психологии личности. Личность, рассматриваемая через объектив эволюционной психологии, уделяет большое внимание конкретным чертам, которые, скорее всего, помогут в выживании и размножении, таких как добросовестность, общительность, эмоциональная стабильность и доминирование. Социальные аспекты личности можно увидеть в эволюционной перспективе. Конкретные черты характера развиваются и выбираются потому, что они играют важную и сложную роль в социальной иерархии организмов. Такими характеристиками этой социальной иерархии являются разделение важных ресурсов, семейных и спаривающих взаимодействий, а вред или помощь организмов могут наделять друг друга.

Как вам статья?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Cosmetism
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: