Логопедия в детском саду и дома

Логопедический проект «Логопед в детском саду и дома»

Содержание
  1. Логопедический проект «Логопед в детском саду и дома»
  2. «Какие задания учитель-логопед задает на дом?» консультация (старшая группа)
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:
  5. Для родителей
  6. Консультации для родителей
  7. Характеристика речевого развития
  8. Памятки для родителей
  9. Вопросы-ответы
  10. Логопедические занятия для детей, их важность в развитии. Когда и почему нужно вести ребенка к логопеду.
  11. Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи
  12. В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда
  13. В каких случаях нужна консультация невролога
  14. Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения
  15. Как проходят занятия и какие инструменты используются
  16. Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры
  17. Какие домашние задания дают логопеды
  18. Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях: задания в картинках
  19. Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет
  20. Правила для логопедических занятий дома
  21. Логопедические упражнения для занятий дома
  22. Развитие фонематического слуха
  23. Пальчиковая гимнастика
  24. Артикуляционная гимнастика
  25. 11 логопедических упражнений, которые легко делать дома
  26. Какие проблемы?
  27. Что делать?
  28. Развиваем речевое дыхание

Логопедический проект «Логопед в детском саду и дома»

Елена Барышова
Логопедический проект «Логопед в детском саду и дома»

Актуальность: одним из важнейших направлений в коррекционно–образовательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые нарушения. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка.

Тип проекта:

Цель проекта: совершенствование совместной работы учителя логопеда с родителями в коррекционно-образовательном процессе для преодоления речевых нарушений у дошкольников.

— установить партнерские отношение с родителями дошкольников;

— побуждать интерес родителей к коррекционно-образовательному процессу;

— провести показательные занятия и семинар-практикум для родителей.

Краткая аннотация проекта: в проекте отражена краткая система коррекционно-образовательной работы учителя-логопеда с дошкольниками для родителей, имеющих детей с речевыми нарушениями.

Местопроведения: МБ ДОУ детский сад «Сказка»

Срок реализации проекта: октябрь 2012 – май 2013 гг.

Авторы проекта: учитель-логопед Елена Александровна Барышова

Группа,класс: старший дошкольный возраст

Участники пректа: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители детей логопатов.

Ожидаемый результат проекта:

1. активное включение родителей в коррекционно-образовательный процесс;

2. применение родителями информационно-практических знаний в домашних условиях;

3. повышение педагогической компетентности родителей в области коррекции речевых нарушений у детей.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос: приведет ли совместная деятельность учителя-логопеда и родителей к эффективности коррекционно-образовательного процесса, направленного на устранение речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста?

Проблемные вопросы: какое место занимают родители в коррекционно-образовательном процессе? Насколько целесообразно и эффективно будет привлечение родителей к логопедической коррекции? Каково наглядно-методическое обеспечение профессиональной деятельности учителя-логопеда в работе с семьей?

План проведения проекта:

I подготовительный этап

— составление перспективного плана учителя-логопеда с родителями на учебный год;

— подборка наглядного материала, составление картотек, методических разработок, для родителей, используемые в процессе логопедической коррекции.

II основной этап – информационно-практический (направлен на специально- организованную деятельность логопеда с дошкольниками, а так же с семьями воспитанников).

— разработка плана проведения методических мероприятий для родителей по изучаемой теме проекта.

III этап – заключительный (контрольно-диагностический):

— анализ эффективности работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.

— анализ эффективности работы с детьми в коррекции речевых нарушений

— предоставление опыта работы по данной теме педагогам, специалистам и учителям-логопедам РМО

Перспективный план реализации проекта

№ п/п Сроки Формы и методы работы Содержание Результат Ответственный

I. Подготовительный этап Сентябрь 2012г. Анкетирование родителей

Уровень компетентности родителей в вопросах коррекции речевых нарушений. Анкета для родителей Учитель-логопед

Подборка методической литературы по теме проекта.

Мониторинг речевого развития детей Выявление уровня речевого развития детей на начало учебного года Диагностика речевого развития

II. Основной этап Октябрь 2012г. 1. Семинар-практикум для родителей ««Значение пальчиковых игр

для развития речи дошкольников»

Консультация «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

Рекомендации по выполнению пальчиковых игр в домашних условиях.

Показ основного комплекса пальчиковой гимнастики.

Отзывы родителей; протокол проведения семинара-практикума. Учитель-логопед

Ноябрь 2012г. 2. Тематический вечер для родителей «Организация индивидуально-коррекционной работы в детском саду и дома»Консультация на тему: «Этапы коррекционной работы для преодоления речевых нарушений». Показ подгруппового логопедического занятия. Отзывы родителей, протокол проведение тематического вечера. Учитель-логопед

Декабрь 2012г. Оформление папки –передвижки:

«Взрослые за детей в ответе».

Наглядно-методические рекомендации для родителей Учитель-логопед

Январь 2013г. Мастер-класс для родителей «Слушаем и слышим» Консультация на тему «Развитие фонематического слуха» Показ упражнений и игр на развитие фонематического слуха» Отзывы родителей, протокол проведения мастер-класса Учитель-логопед

Март 2013г. «Милости просим» день открытых дверей Посещение родителями всех видов занятий на выбор Протоколы проведения открытых занятий Педагогический коллектив ДОУ

В течение года Индивидуальные консультации для родителей Консультирование по интересующим вопросам Журнал учета консультаций для родителей Учитель-логопед

В течение года Оформление уголка для родителей в группах Наглядно-методические рекомендации для родителей Учитель-логопед

III Заключительный этап Апрель 2013г. Участие в РМО учителей-логопедов Презентация и защита логопедического проекта

Май 2013г. Проведение анкетирования для родителей Выявление уровня компетентности родителей Анкеты для родителей Учитель-логопед

Май 2013г. Мониторинг речевого развития старших дошкольников Выявление уровня речевого развития детей на конец учебного года Диагностика речевого развития Учитель-логопед

1. Бабина Е. С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.

2. Глебова С. В. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007.

3. Епифанов О. В. Логопедия (разработка занятий для детей дошкольного возраста) — Волгоград, 2004.

4. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ (методическое пособие)— Москва, 2006.

5. Краузе Е. Н. Логопедия. — Санкт-Петербург, 2002.

6. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье. (пособие для родителей и воспитателей)— Москва, 2006.

7. Миронова С. А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.

Презентация «Сотрудничество учителя-логопеда и родителей» Сотрудничество учителя-логопеда и родителей как фактор развития единого речевого пространства ребенка. Семья — основа первичной социализации.

Проект «Сам себе логопед» Одним из важнейших направлений в деятельности ДОУ — является работа с родителями, как одно из условий оптимизации педагогического процесса.

«Какие задания учитель-логопед задает на дом?»
консультация (старшая группа)

Успех коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи (ОНР) во многом определяется участием родителей в комплексе психолого — педагогических мероприятий.

Выполнение еженедельных заданий способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Скачать:

Вложение Размер
kakie_zadaniya_uchitel-logoped_zadaet_na_dom.docx 136.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Какие задания учитель-логопед задает на дом?»

Написали мне в тетради

Папа с мамою сказали:

— Что за наказанье!

Успех коррекционного обучения детей с общим недоразвитием речи (ОНР) во многом определяется участием родителей в комплексе психолого — педагогических мероприятий.

Выполнение еженедельных заданий способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Задания ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего ребенка и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?

Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальной и индивидуальной НОД, проводимой логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели в свободное время в игровой форме, во второй половине дня, на прогулках.

Задания включают в себя основные разделы:

1. Артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

2. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию звуков (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

3. Задания на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко-слогового анализа и синтеза. Это такие задания, с помощью которых ребенок учится слышать заданный звук в потоке других звуков, выделять заданный звук в слове, придумывать слова с заданным звуком, находить место звука в словах (начало, середина, конец слова), подсчитывать звуки и слоги в слове, называть последовательно все звуки в слове, так же учится давать характеристику звуков.

4. Серия лексико-грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

5. Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.

6. Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов.

Что необходимо знать родителям при выполнении заданий

1. Задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателем группы ежедневно.

2. Задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).

3. Не рекомендуется выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время.

4. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 2-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно

5. Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Если необходимо, то можно повторить задание несколько раз. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.

6. Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.), но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.

7. Все рабочие тетради с выполненным заданием в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.

Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателем группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

На протяжении всего учебного года еженедельно проводятся консультации для родителей детей, посещающих логопедическую группу. Во время консультации учитель – логопед покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи. Расскажет, на что необходимо обратить внимание при выполнении заданий

  • Заниматься с ребёнком дома ежедневно.
  • Занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке.
  • Время проведения занятий 10-15 минут.
  • Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижения.
  • Артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
  • Тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок отдаёт воспитателю группы, и получает новые задания в течении недели.

Желаю Вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов. Любите своих детей, хвалите и тогда у них обязательно все получится.

Для родителей

Консультации для родителей

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.
Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Это свидетельствует о том, что процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе «автоматизации». Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты и качества выполнения домашних заданий.

Цель: познакомить родителей с особенностями и основными приемами проведения артикуляционной гимнастики в домашних условиях.
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык — главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Задача родителей — вовремя обратить внимание на речевое развитие ребёнка, т.к. отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка. Дошкольный возраст — это время энергичного развития речи, в частности овладение грамотной речью. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков.
Речевые навыки формируются не за день и даже не за месяц. Но только ежедневные занятия помогут Вам воспитать правильную речь у своего ребенка.

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.
Дошкольный возраст — решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.
Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Цель: познакомить родителей с приёмами обогащения словарного запаса дошкольников.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи. Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.

Цель: систематизировать знания родителей по подготовке детей к обучению грамоте.
Для овладения грамотой, то есть первоначальными навыками чтения и письма, прежде всего необходимо достаточное развитие фонематического слуха произносительной стороны речи, что служит основой овладения навыками звукобуквенного анализа. Это служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой анализ устной речи, т.е. мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Одновременно с этим, при нарушении синтез ребенок не в состоянии из ряда звуков составить слово. Звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии.

Цель: познакомить родителей с играми и упражнениями для развития связной речи в домашних условиях.
Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.
Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями.

Цель: дать рекомендации родителям по развитию речи на летний период.
Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.

Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать. К вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.

Цель: повысить компетентность родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи в домашних условиях.
Развитие речи – сложный процесс. Целью домашних занятий является закрепление тех знаний и навыков, которые были приобретены ребенком на логопедических занятиях, а также общее развитие речи, психических функций и расширения кругозора.
Обогащение пассивного и активного словаря ребенка и развитие у него грамматически правильной связной речи – это задача, которую родители могут и обязаны решать ежедневно.

Цель: познакомить родителей с особенности и речевого развития и требованиями для будущих первоклассников.
Результат деятельности будущего первоклассника буквально соткан из следующих компонентов: стиля и подходов семейного воспитания, методов и приемов педагогов и индивидуальных возможностей ребенка.

Цель: познакомить родителей с принципами и приёмами развития навыков звукового анализа и синтеза.
Различение звуков речи – фонематический слух — является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно.
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).
При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

Цель: познакомить родителей с особенностями применения здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях.
Сохранение здоровья детей в процессе обучения – одна из приоритетных задач педагогики. Формирование здорового образа жизни должно начинаться в детском саду. Сохранение и укрепление здоровья на занятиях особенно важны для детей с нарушениями речи, поскольку они соматически ослаблены, а некоторые имеют хронические заболевания.

Характеристика речевого развития

  • Уровень развития речи детей в 2 года
  • Уровень развития речи детей в 3 года
  • Уровень развития речи детей в 4 года
  • Уровень развития речи детей в возрасте 5 лет
  • Уровень развития речи детей в возрасте 6 лет

Памятки для родителей

  • Полезные советы для неравнодушных родителей
  • Требования к речи первоклассников
  • Комплексы артикуляционной гимнастики
  • Рекомендации по выполнению заданий логопеда
  • Обогащаем словарный запас
  • Рекомендации логопеда на летний период
  • Правила занятий с ребенком дома

Вопросы-ответы

  • Кто такой логопед?

Логопед – педагог, учитель, наставник для вашего ребенка. Мы, логопеды, не только ставим звуки (хотя и делаем это мастерски), но и развиваем связную речь, учим различать звуки, развиваем мелкую моторику, обогащаем словарный запас и многое другое! И, конечно, с удовольствием обучаем грамоте Вашего малыша.

Когда ребенок должен начать говорить?

Примерно с шести — семи месяцев ребенок начинает лепетать, а затем и произносить отдельные слоги. Первые слова дети начинают говорить в возрасте около года. Это простые слова: «мама», «папа», «баба», «дай», а также всевозможные звукоподражания, например, «би-би», «ко-ко», «му».

К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 30-40 слов («ав-ав», «ту-ту» — это тоже слова!)

К 2 годам — 200-300 слов (существительные, обозначающие предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголы, обозначающие простые действия)

Возраст 2 лет включает в себя период и 2 года 1 месяц, и 2 года 11 месяцев. За промежуток в 10 месяцев малыш может как раз научиться говорить эти требуемые 200 слов. При условии, конечно, что вы ему в этом поможете.

Когда следует начинать занятия?

Еще несколько лет назад была четкая граница, определяющая «когда надо» идти к логопеду и «когда рано» идти к логопеду. Чаще всего специалисты работали с детками после 5 лет. Что мы видим сегодня? Всё чаще приходят родители с малышами, которым недавно исполнился год, кому-то два. Безусловно, в этом возрасте ни о какой постановке звуков и речи быть не может, но и работа логопеда – это не только коррекция звукопроизношения.

Здесь как нельзя лучше применим девиз: «Лучше предупредить, чем лечить». Не стоит ждать 3,4,5,6 лет ребенка, чтобы посетить консультацию логопеда.

Календарь посещения логопеда

  1. Первое посещение логопеда должно произойти еще до 1 года, чтобы выявить такие особенности, как: обильное слюноотделение, укорочение подъязычной уздечки; обследует строение артикуляционного аппарата, реагирование на речь.
  2. В возрасте 1 года — логопед оценит развитие артикуляционного аппарата ребенка, понимание обращенной речи, усвоение основных правил коммуникации.
  3. В возрасте 2ух лет — логопед оценит объём активного словарного запаса (то, что ребёнок произносит самостоятельно), степень понимания речи и подвижность артикуляционного аппарата.
  4. В 3 года — логопед оценит степень овладения фразовой речью, умение произносить всю фразу на едином речевом выдохе.
  5. В 4 года — логопед оценит развернутость речи, лексический и грамматический строй речи, развитие артикуляционной моторики, состояние звукопроизношения (за исключением звуков позднего онтогенеза [р,л])
  6. В 5 лет- логопед оценит правильность произношения звуков и состояние связной речи, готовность к обучению грамоте. Будьте внимательны к развитию вашего ребенка
  • Есть ли разница в развитии речи у мальчиков и девочек?

    Речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои особенности. Мальчики более подвержены различным нарушениям, в том числе — и речевым. На сегодняшний день нет единого мнения, чем эта разница обусловлена: особенностями развития головного мозга и нервной системы, организма в целом того или иного пола, или все-таки особенностям раннего воспитания.

    По статистике 2,5 летняя девочка имеет словарный запас в два раза больший, чем мальчик. А раз словарь в два раза больше, то и речевого опыта у девочек в этом возрасте накапливается больше.

    Далее эта разница сглаживается, мальчики успешно догоняют девочек, особенно если им помогать и поощрять к словесному самовыражению.

    «Мой ребенок всё понимает, но не хочет говорить». Как себя вести?

    Бегите от специалистов, которые говорят Вам: «Делайте вид, что Вы не понимайте малыша. Он просто не хочет говорить». Так делать категорически нельзя.

    Вы когда-нибудь видели умеющего говорить, но молчащего 3ех летнего малыша? Максимум 5 минут. Дети говорят много, задают вопросы и занимаются словотворчеством.

    Речь появляется не потому, что «надо говорить», а потому, что невозможно молчать. Когда в слухоречевых зонах накапливается возбуждение, естественная потребность человека — выводить его через речь. Если ребёнок не разговаривает — значит, он не может это делать. Возможно, у ребёнка есть проблемы, связанные с неверным восприятием звуков, невозможностью перевести их в моторную схему и проконтролировать свои движения. Притворным «непониманием» эти проблемы не решишь. Такой стратегией вы только рвёте с малышом контакт, поэтому, кроме вреда, она ничего не принесёт.

    Обязательно отправляйтесь на консультацию к неврологу и логопеду.

    • Главная |
    • Для родителей

    Логопедические занятия для детей, их важность в развитии. Когда и почему нужно вести ребенка к логопеду.

    Одно из необходимых условий для нормального развития ребенка — это логопедические занятия. Они могут проводиться либо с родителями, либо со специалистом — логопедом. Есть простые способы узнать, нуждается ли ребенок в помощи профессионала. Правильная речь формируется в детстве, поэтому не стоит игнорировать признаки развития дефектов.

    Когда нужно обращаться к логопеду: признаки нарушения речи

    Проблемы с речью не исчезнут сами по себе, если над ними не работать. Логопедические занятия для детей необходимы:

    • если ребенок не выговаривает простые звуки, речь нечеткая, слова проглатываются;
    • заменяет один звук на другой;
    • знает мало слов относительно нормы своего возраста;
    • в 2—3 года используется много «своих» слов и мало правильных;
    • ребенок все понимает, но по каким-то причинам не желает говорить;
    • если после 4—5 лет сохраняется мягкое произношение: «кися», «пиль» вместо «пил» и т.д.
    • если есть запинки, заикание, повторение, тем более — частое;
    • если есть проблемы с запоминанием и пересказом;
    • в словах буквы и слоги меняются местами;
    • в 5—5,5 лет ребенок не выговаривает «р» или произносит его на французский манер;
    • к 7 годам заметны проблемы с письмом.

    Совет
    Если ребенок вовсе не говорит «р», звук поставить обычно проще, чем переучить с «французского». Во втором случае чаще приходится обращаться к специалисту.

    Самые частые нарушения, которые требуют профессиональной помощи:

    1. Дислалия — неправильное произношение звуков у детей 4—5 лет. При этом слова употребляются в правильных родах, числах и падежах, словарный запас соответствует возрасту, фразы и предложения строятся правильно.
    2. Общее недоразвитие речи. Признаки: затруднения в словообразовании, маленький словарный запас для своего возраста, нарушения в произношении.
    3. Сбои темпа и ритма речи — ускорение или замедление произношения слов и предложений.

    В каком возрасте рекомендована профилактическая консультация логопеда

    Дети овладевают речью постепенно, и для каждого возраста существуют свои нормы. Конечно, возможны некоторые отклонения, но значительное отличие от общих показателей в развитии — это повод обратиться к логопеду. Нормы произношения и понимания звуков, слов и фраз:

    1. К 1 году должны различаться простые слова и жесты, произносятся 3—4 слова.
    2. К 2 годам словарный запас расширяется до 50 слов, дети говорят простыми конструкциями из 2—3 слов. Двухлетний ребенок должен правильно произносить звуки б, м, ф, в, т, д, н, к, г.
    3. В 2,5 года формируется элементарная фразовая речь.
    4. В 3 года дети начинают употреблять падежные формы, единственное и множественное число, простые предлоги, союзы.
    5. К 4 годам ребенок должен уметь произносить шипящие и свистящие.
    6. Наиболее сложные звуки л и р осваиваются к 5—5,5 годам. К этому возрасту используются уже все части речи, все звуки произносятся четко, не меняются в словах местами (кроме сложных и новых слов, например, «тортуар», некоторые «неправильные» слова остаются от более раннего детства, были заучены неправильно и произносятся привычным старым образом — нужно проявить терпение в переучивании).

    С того момента, как речь малыша сформируется, можно начинать занятия с логопедом. Серьезные отклонения выявятся уже к 2—3 годам, в таком случае ждать 5 лет не нужно. Если нарушения артикуляции незначительны (например, малыш не говорит «р» в 4,5 года), лучше сосредоточиться на артикуляционной гимнастике — все основные упражнения вам подскажет воспитатель в детском саду, где занятия на говорение проводятся в обязательном порядке. Если вы не водите ребенка в сад и отмечаете некоторую задержку или неправильное развитие артикуляции — обратитесь к логопеду за профилактической консультацией.

    Особенно в консультации логопеда нуждается кроха, который родился в следствии проблемной беременности и наблюдался у невропатолога.

    В каких случаях нужна консультация невролога

    В некоторых случаях одного логопеда недостаточно. Так, если в самом раннем возрасте (до года) ребенок не издает простейших звуков «гугу», «бубу» и т.д., то требуется срочная консультация невролога. Нарушения речи могут быть следствием отставания в физическом и психическом развитии. В таких случаях требуется помощь дефектолога.

    Совет
    Даже если у малыша нет заметных отклонений в развитии, рекомендуется посещать невролога раз в полгода с 1 года до 6 лет.

    Первая встреча с логопедом и диагностика проблем произношения

    Логопедическое обследование должно выявить структуру дефекта, поэтому оно проводится комплексно:

    1. Сначала логопед предлагает заполнить анкету: есть ли у малыша болезни, мешающие развитию речи.
    2. Далее определяется состояние зубов, прикуса, губ, языка, твердого и мягкого неба.
    3. Состояние общей моторики определяется по движениям ребенка — как он ходит, прыгает, бегает, выполняет различные задания.
    4. Затем врач выясняет пассивный словарь ребенка. На этом этапе определяется способность ребенка различать число, падежи, вопросительные предложения.
    5. Дальше определяется активный словарь. Малыша просят рассказать стихотворение для обнаружения проблем дикции, скорости произношения, темпа и выразительности речи.
    6. Проверка лексического и грамматического строя речи: изменение слов по числам, образование уменьшительных форм, способность назвать цвет предмета и т.д.

    В зависимости от серьезности задачи, логопед назначает план индивидуальных занятий
    по развитию речи. Для каждого ребенка он свой, поэтому нельзя с точностью сказать, как быстро решится та или иная проблема. На постановку одного звука может уйти от 2—3 занятий до нескольких месяцев.

    Как проходят занятия и какие инструменты используются

    Из чего состоит обычное логопедическое занятие:

    1. Пальчиковые игры. Они улучшают мелкую моторику. Установлено, что есть тесная связь между частью мозга, отвечающей за речь, и руками. Когда ребенок разучивает текст с помощью пальчиковых игр, у него развивается внимание, память, быстрота реакции, эмоциональность, пространственное мышление. Помимо этого, развитие мелкой моторики на логопедических занятиях способствует согласованности движений обеих рук.
    2. Артикуляционная гимнастика. С ее помощью укрепляются мышцы щек, языка, губ, неба. Специалист подберет упражнения для коррекции того или иного звука. Гимнастика выполняется перед зеркалом, чтобы ребенок видел все движения.
    3. Стихи для пополнения словарного запаса, например, рифмованные скороговорки. Они помогают не только пополнить словарный запас, но и быстро освоить тот или иной звук.
    4. Игры на звукоподражание и развитие слуха. Они необходимы для правильного восприятия речи. Чем четче малыш воспринимает услышанное, тем проще ему это повторить.

    Для постановки звуков логопедами также используются постановочные зонды. Такое устройство влияет на положение органов артикуляции, тем самым корректируя произношение.

    Совет
    Хорошо, если у ребенка будет личный набор зондов. Перед применением необходимо провести их стерилизацию.

    Можно ли заниматься дома и когда начинать логопедические игры

    Некоторые родители предпочитают заниматься с детьми дома самостоятельно. Для этого требуется терпение и понимание. Начинать занятия нужно с 2—3 лет, когда ребенок сможет осознанно повторять задания за родителями. Длительность занятия не должна превышать 15—20 минут. Важно, чтобы оно проходило в игровой форме, так материал проще усваивается.

    Примерные занятия по изучению звуков:

    1. Четко произнести тот или иной звук.
    2. Выяснить, как при этом работают язык, губы.
    3. Предложить ребенку найти слова, которые начинаются с этого звука.
    4. Нарисовать букву, вылепить ее или вырезать из бумаги.

    Рекомендуется выполнять общую артикуляционную гимнастику. Упражнения делаются 10—15 минут перед зеркалом. Каждое задание выполняется 5 раз:

    1. Растягивать губы в улыбку.
    2. Улыбнуться, показать зубы.
    3. Кончиком языка пройтись вдоль зубов движением влево-вправо — по нижней челюсти, затем по верхней.
    4. Вытянуть губы в трубочку.
    5. Открыть рот и положить расслабленный язык на нижнюю губу.
    6. Приподнять верхнюю и нижнюю губу, не разжимая зубы.
    7. Широко открыть рот, упереть кончик плоского языка в «бугорки за зубками».
    8. Толкать язычком щеки изнутри.
    9. Приоткрыть рот и передвигать язык из одного уголка рта в другой.

    Помимо этого, следует уделить внимание дыхательной гимнастике, играм на внимательность (хлопнуть в ладоши, когда будет произнесен нужный звук или слово), подвижным играм для рук.

    Если без обращения к специалисту занятия ведутся больше месяца и безрезультатно, то однозначно нужно показать ребенка специалисту. Неэффективные занятия только отобьют желание у малыша работать над произношением. Нужно понимать, что если есть сильные дефекты речи, то самостоятельно с ними не справиться.

    Чтобы занятия были эффективными, они должны проходить в игровой форме каждый день утром и вечером. Ребенок должен быть в хорошем настроении.

    Какие домашние задания дают логопеды

    Для закрепления результатов логопед дает домашнее задание. Дело в том, что участие родителей во многом определяет успех коррекции произношения. При выполнении домашнего задания помощь взрослого необходима.

    Что может посоветовать логопед для выполнения в домашних условиях:

    • гимнастику для языка;
    • упражнения для пальцев, развитие мелкой моторики;
    • подбор соответствующих наклеек или рисунков;
    • лексическо — грамматические задания по типу: ласково назвать, объединить предметы одним словом, ответить на вопрос и т.д.;
    • обвести по контуру, дорисовать, заштриховать, закрасить — упражнения для подготовки к письму;
    • составить предложение и рассказ по серии картинок.

    Дети до 6 лет неосознанно копируют речь родителей, поэтому одной работы с логопедом будет недостаточно. Нужно обязательно следить за собственной речью, четко ли произносятся звуки и слова, грамотно ли выстраиваются фразы. Именно поэтому родителям не рекомендуется «сюсюкать» с детьми и копировать их неумелое произношение. При комплексном подходе можно значительно улучшить речь ребенка или вовсе избавиться от проблем с ней.

    Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях: задания в картинках

    Речевое развитие — важнейший процесс для каждого ребенка. Особенности его определяют не только способность выражать свои мысли, но и умение эффективно общаться с другими, влияют на успешность обучения в школе. Именно поэтому так важно проводит логопедические занятия с детьми пяти – шести лет. Хорошо, если родители не только пользуются помощью специалистов, но и самостоятельно могут организовать занятия с ребенком в домашних условиях.

    Типичные речевые нарушения у детей 5-6 лет

    Большинство старших дошкольников имеют трудности с:

    • освоением сонорных и шипящих звуков;
    • звуковым анализом слов;
    • развитием повествовательной речи;
    • составлением рассказа и описаний.

    Конечно, подобные проблемы могут быть незначительными, лишь немного отличающимися от возрастной нормы, и серьезными, вплоть до общего недоразвития речи (ОНР). Обратиться к логопеду необходимо в любом случае, но поддерживающая работа родителей дома тоже очень важна.

    Стоит отметить, что регулярные логопедические упражнения и занятия для детей 5-6 лет полезно проводить дома для каждого ребенка, ведь они помогают быстрее освоить грамоту.

    Правила для логопедических занятий дома

    Успешность домашних уроков зависит не только от наличия нужных пособий и плана работы, согласованного с логопедом. Очень большое значение имеет сама организация занятий. Вот несколько простых правил, которые помогут добиться отличного результата:

    • Все логопедические упражнения для детей нужно проводить регулярно, но по чуть-чуть. Не стоит стараться сделать сразу артикуляционную гимнастику, поиграть в речевые игры, заполнить рабочую тетрадь. Лучше каждому виду упражнений уделять несколько минут, а не устраивать целый «день логопедии».
    • Не заставляйте выполнять задания «из-под палки», развивающие занятия для детей должны напоминать игру. Придумайте несложный сюжет (например, путешествие во вселенную звуков), подготовьте небольшие призы-оценки (наклейки, бумажные звездочки), устраивайте физ-минутки.
    • Хвалите, поддерживайте маленького ученика, если он делает хотя бы крошечные успехи. Акцентируйте внимание на достижениях, пусть даже небольших, постепенно прогресс будет все более очевидным.
    • Подберите для домашней тренировки хорошие рабочие тетради. Они должны быть не только профессиональными по содержанию, но и яркими, красочными, увлекательными. Идеально, если в заданиях есть элементы интерактива (возможность что-то дописать, дорисовать). Такой материал позволяет заинтересовать дошкольника, наглядно показывает ему «пройденный путь», успех.
    • Не ждите мгновенных результатов, проявите терпение, мягкую настойчивость. Процесс постановки, закрепления, дифференциации звуков — сложный, на него уходят месяцы даже у опытных логопедов. Соблюдайте намеченный план и результаты постепенно появятся.

    Логопедические упражнения для занятий дома

    Все логопедические упражнения можно разделить на три большие блока, каждому из которых нужно уделить внимание и проводить регулярно:

    Развитие фонематического слуха

    Умение различать звуки на слух кажется естественным, но если вы попросите своего дошколенка произнести то или иное слов по буквам, то увидите пробелы.

    Для детей 5-6 лет существует большое количество специальных игр, упражнений, помогающих развивать фонематический слух. К ним можно отнести:

    • подбор слов, начинающихся или заканчивающихся на заданный звук;
    • подсчет звуков в слове, определение слоговой структуры;
    • составление звуковой схемы слова;
    • придумывание рифм и коротких стихов;
    • проговаривание речевок и скороговорок.

    Продуманные логопедические занятия для детей 5 6 лет позволяют сделать все звуки родного языка послушными и легкими.

    Пальчиковая гимнастика

    Мелкая моторика рук помогает речевой деятельности, поэтому старшие дошкольники должны выполнять ее обязательно.

    Конечно, для детей 5-6 лет упражнения нужно использовать сложные, со сценарием, в стихах. Полезно подбирать комплексы упражнений для двух рук одновременно, синхронные. Не забывайте использовать «помощников»:

    • маленькие массажеры (резиновые мячики, валики, шишки);
    • ножницы для вырезания;
    • пластилин;
    • бумагу для оригами.

    Также помните, что все виды рукоделия, конструирования, любого творчества — отличные способы совершенствования мелкой моторики вне индивидуальных занятий.

    Артикуляционная гимнастика

    Специальные упражнения для языка необходимо выполнять каждый день, если есть какие-либо проблемы с произношением. Для домашних занятий лучше всего подобрать комплекс упражнений со стихотворным описанием, картинками.

    Делайте разминку для язычка каждый день, обязательно перед зеркалом (это позволяет малышу самому наблюдать за процессом, оценивая его успешность). Если есть проблемы с одним или двумя звуками, то артикуляционную гимнастику стоит подбирать под них. Такие можно найти в тематических рабочих тетрадях по логопедии.

    11 логопедических упражнений, которые легко делать дома

    Ребёнок то и дело путает звуки, неверно произносит слова? А ведь скоро ему идти в школу! Конечно, важно показаться логопеду. Но начать заниматься можно и дома: нескучные упражнения для развития речи точно пойдут на пользу.

    Если в возрасте 4−5 лет ребёнок неправильно произносит слова, то важно понимать, что само это не пройдет. Родителям следует обратить внимание на проблему и решить ее либо самостоятельно, либо с помощью логопеда. Главное, не пускать это на самотек и постараться разобраться до школы. Почему? Любые речевые особенности потом могут перерасти в дисграфию, то есть они станут ошибками при письме.

    Какие проблемы?

    В дошкольном возрасте у детей нередко встречается:

    • замена звуков: «ш» в речи меняется на «с», «р» на «л». Вместо слова «шуба», ребенок говорит «суба»; «ш» часто превращается в «ф» — получается «фапка» вместо «шапка»;
    • пропуск трудного звука: вместо слова «лапа» у него получается «апа».

    Всё это так называемые звуки позднего онтогенеза, еще их называют звуками верхнего подъема языка. К пяти годам они должны быть полностью сформированы. Почему этого могло не произойти вовремя? Скорее всего нарушения речи возникли из-за того, что у ребенка слабое дыхание, неразвитые мышцы челюсти или языка.

    Слабое дыхание также ведет к искажению речи. Может быть, ребенок поздно начал жевать твердую пищу, долго сосал соску, долго ел из бутылки. Все это могло поспособствовать логопедической проблеме. А возможно, у ребёнка просто не развит фонематический слух.

    Если у малыша слабая артикуляционная позиция языка, щек, слабое дыхание, искажение речи, он надувает щеки, когда говорит — надо начинать заниматься. Почти любую логопедическую проблему можно решить за 2 месяца занятий. Фонематический слух развивается довольно быстро.

    Что делать?

    Если в 3 года мы играем с ребенком на занятиях, то у детей в возрасте 5−8 лет уже должна быть развита познавательная активность. На занятиях уже нужно заниматься, а не просто играть. Логопед обычно сажает дошколят лицом к зеркалу и просит выполнять упражнения. Их можно делать и дома.

    Упражнение-разминка: «Лошадка-грибок-гармошка»

    Эта артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Заниматься нужно минимум 3 раза в неделю по 7 минут.
    «Лошадка»: надо вытянуть губы, приоткрыть рот и поцокать языком, как цокают копытами лошадки.
    «Грибок»: нужно улыбнуться, поцокать языком, как будто едешь на лошадке, а затем плотно прижать широкий язык к верхнему небу (так, чтобы натянулась подъязычная связка) на пару секунд.
    «Гармошка»: делается из положения «Грибок» (когда тот уже хорошо получается), — не отрывая языка, надо открывать и прикрывать рот, не смыкая зубы.

    Какие игры помогут?

    Обращайте внимание малыша на разницу звуков. Играть в логопедические игры можно и дома, и в дороге, например, по пути из садика. Удобно это делать и перед сном.

    «На что похожи звуки?»

    Вместе придумывайте, что напоминает звук, а ребёнок пускай изображает:
    Например, «сссс» — свистим, как слон.
    «Шшшш» — шипим, как будто колесо сдувается.
    «Рррр» — рычит собака, рокочет трактор.
    «Лллл» — а это гул самолета.

    «Поймай звук»

    Когда ребёнок слышит трудный звук, он должен хлопнуть в ладоши. Сначала называйте слоговой ряд, потом слова, которые начинаются с проблемного звука. Затем переходим к продвинутому уровню — буква прячется в середине слова. Когда произносите слово, голосом выделяйте проблемную букву.
    «Г, п, ш» — хлопай в ладоши, когда слышишь звук, поймай звук.
    «Са, шу, пу»,
    «Шуба, рыбка»,
    «Машина, кошка».

    «Первая буква»

    Вы произносите слово («столб», «окно», «рыбка»), а он пусть называет первый звук. Потом можно поменять правила: а какой звук последний? Произносите слова чётко, выделяя голосом трудные для малыша звуки.

    Развиваем речевое дыхание

    «Снежок»
    Возьмите кусочек ваты, распушите ее — это будет «снежинка». А ребёнок пусть изображает ветер, который гоняет снежинку по двору. Снежинка летает туда, куда дует ветер. Ребёнок должен дуть на снежинку ртом, круглыми губами, плавно. А вдыхать при этом должен через нос.

    «Самолетик»
    Сделайте из бумаги самолетик или бантик, прикрепите на ниточку. Держите ниточку, малыш должен дуть на самолетик, чтобы он летал как можно дольше. Ваша цель, чтобы выдох был как можно более долгим.

    «Дерево»
    Вместе сделайте дерево — бумажные полоски прикрепите к карандашу. Теперь посмотрим, как ветерок колышет листву: пускай ребёнок дует на дерево. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щеки, не проглатывал и не выдыхал воздух.

    «Птички»
    Сделайте из бумаги птичек и поставьте их на край стола. Дуйте по очереди с ребенком на птичек. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели далеко-далеко. Посоревнуйтесь, чья птичка улетит дальше.

    «Собачка»
    Попросите ребенка показать, как дышит собачка, когда ей жарко. Он должен высунуть язычок и быстро, шумно отрывисто дышать. Выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.

    Фото: Gorlov-Studio, Oksana Kuzmina, Africa Studio, NewFabrika/Shutterstock

    Как вам статья?

    Читайте также:  Волшебная маска из горчичного порошка
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Cosmetism
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

    Adblock
    detector