- Профориентация. Как заинтересовать подростка выбором будущего
- Работа не волк. Почему подростки равнодушны к выбору будущего?
- Профориентация VS самоопределение
- «Что? Где? Когда?» в профориентации: знатоки против подростков
- Как заинтересовать ребенка выбором будущего
- Как выбрать профессию школьнику и настроить его на учебу
- Дело жизни: как помочь детям выбрать профессию
- Профориентация — что это и зачем
- Выбрать три кружка, чтобы два из них бросить: как помогать выбирать
- Возраст и навыки: на что обратить внимание
- Когда профориентация не помогает?
- Кратко о профориентации:
- Как помочь ребенку с выбором профессии
- Softskills и будущая профессия
- Соберите как много больше информации о профессиях
- Переходите от теории к практике
- Вся правда о профориентационных тестах
- Типичные ошибки при выборе профессии
- Главное правило при выборе профессии
- Кем быть: 6 бесплатных тестов на профориентацию для школьников
- Зачем нужна консультация специалиста
- Профперспектива
- ПрофТест
- Как победить выгорание
- Digital Human
- Система профнавигации
- Сферы интересов
- Большой тест на профориентацию
- Как помочь ребенку выбрать профессию? 11 советов
- Совет 1. Дайте подростку принять решение
- Совет 2. Будьте с подростком в команде
- Совет 3. Не гонитесь за востребованными профессиями
- Совет 4. Ориентируйтесь на личность ребенка
- Профориентационный битест
- Совет 5. Ищите сначала профессию, потом вуз или колледж
- Совет 6. Ищите сильный вуз (колледж)
- Совет 7. Не пугайте подростка «непоступлением» в вуз
- Совет 8. Дайте ребенку возможность попробовать профессию
- Совет 9. Посвятите профориентации время
- Совет 10. Расскажите о себе
- Совет 11. Создайте позитивный настрой
- Вместо выводов
Профориентация. Как заинтересовать подростка выбором будущего
Профориентация оказывает огромное влияние на жизнь человека. Но при выборе специальности школьник сталкивается с таким количеством трудностей, что зачастую его интерес гаснет, не успев возникнуть. Мария Польская, психолог, создатель проектов Национального центра профессиональной ориентации и профориентационного лагеря «Университет Мечты», объяснила, с чего начать откровенный разговор с подростком, как раскрыть перед ним многообразие мира профессий и не загубить его мотивацию.
Открытый лекторий организован проектом «Родительский университет: PRO-родители» ГК «Просвещение», проектом ГЕРОИ и Фондом Яны Поплавской.
Работа не волк. Почему подростки равнодушны к выбору будущего?
Причина первая. Люди вокруг не любят свою работу
На первый взгляд может показаться, что современные дети намерены жить по принципу Феди из «Приключений Шурика»: «Кто не работает, тот ест!» Но все не так. Ребята прекрасно понимают, как устроен мир, и от работы не отказываются. Проблема в том, что подавляющее большинство взрослых не любят то, чем занимаются. Для них это всего лишь средство, чтобы заработать на жизнь, которой они, кстати, тоже не наслаждаются. Поэтому дети воспринимают такую позицию как норму. В деньгах нет ничего плохого, они помогают нам жить, как мы хотим, и покупать, что хотим. Но ведь счастье не только в них.
На вопрос, что включает в себя профессия, школьники отвечают: любой человек стремится максимально реализовать себя, получать от своей профессии и удовольствие, и хорошие деньги. Однако, оглядываясь на окружающих, ребенок видит совершенно противоположную картину.
Причина вторая. Страх перед взрослой жизнью
Все дети хотят как можно быстрее повзрослеть. Зачастую страх перед неизвестностью оказывается гораздо сильнее. Непонятно, в каком направлении двигаться, и нужен ли он этому миру вообще. Ситуация обостряется, если подросток еще не понял, какая профессия ему интересна.
Причина третья. Непонимание, как и из чего выбирать
«В старших классах от подростка ждут конкретики: кем он собирается стать, когда вырастет, и чего хочет от жизни в целом. Но у ребенка нет объективных инструментов для выбора своего будущего».
Причина четвертая. Боязнь поступления
Поступление уже давно стало синонимом слова «стресс». На этом этапе подростку кажется: он делает самый главный выбор в своей жизни. Оказывается, это не совсем так. В жизни мы постоянно выбираем: от продуктов в магазине до рабочего места.
«Выбор работы — это выбор образа жизни. Крайне важно, чтобы то, как ребенок видит свое будущее, совпадало с тем, чего он действительно хочет».
Причина пятая. Нет желания и мотивации действовать
Во многих школах нет грамотной профориентации, которая помогла бы подростку определиться. Бывает, приходят студенты психолого-педагогических университетов, проводят тестирования, связанные с профориентацией, но результаты тестов дети никогда не увидят. Это тоже негативно сказывается на их мотивации. В итоге ребята так и остаются в недоумении, что же делать дальше.
Профориентация VS самоопределение
Эти понятия неотделимы. Самоопределение всегда направлено внутрь личности, здесь главную роль играют способности и стремления человека. Его можно охарактеризовать как план на 5-10 лет.
«Мир профессий очень нестабилен. Даже если ты занимался чем-то одним на протяжении 15-ти лет, в одно мгновение все может измениться. Доказательством этого стала пандемия, когда многим людям пришлось переквалифицироваться. И об этом нужно разговаривать с подростком. Он должен понимать значимость самосовершенствования и быть конкурентоспособным».
Профориентация — когда человек внимательно наблюдает за внешним миром и опытом других людей, после чего делает свой выбор.
«Что? Где? Когда?» в профориентации: знатоки против подростков
1. Родители
Родственники часто навязывают детям собственное видение их будущего. Особенно это касается родителей, желающих, чтобы подросток достиг вершин, которые оказались им не по силам. Авторитетное мнение взрослого подавляет ребенка, и профориентация завершается его пассивным согласием.
2. Учителя
Случайно брошенная учителем фраза о том, что кто-то из ребят хорошо пишет сочинения, порой превращается в настойчивый совет: ему следует стать журналистом. Если подросток доверяет мнению педагога, то при выборе профессии оно может стать для него определяющим. При этом ребенок проигнорирует тот факт, что в мире на самом деле куда больше направлений, и, возможно, ему было бы интереснее заниматься чем-то другим.
3. Друзья
Одноклассники, которые уже выбрали и любимое дело, и идеальный для себя вуз, могут агитировать подростка. А чтобы убедить его поступать «заодно», в ход идут аргументы: институт близко от дома, мы будем учиться вместе, там классно и т. д. Уверенность и энтузиазм друзей становятся стрессом для абитуриента, который еще не знает, чем хочет заниматься и куда подавать документы.
4. Кино/соцсети
Киноиндустрия формирует определенные образы и людей, и профобластей. Например, профессия адвоката в последнее время очень популярна. На экране ребята видят успешного, богатого и красиво одетого человека. Кажется, что его дело — красноречиво выступать в суде. Но кропотливая работа с документами, постоянная напряженность и жесткая конкуренция, как правило, остаются за кадром. Поступив на юридический, молодой специалист неожиданно сталкивается с рутинными задачами, сложностями и, разочаровавшись, уходит.
5. Установки окружающего мира
Блогерство и желание быть всегда актуальным также оказывают сильное влияние на подростка, сужая его представление о существующих профессиях.
«Когда ребенок находится на развилке, ему следует объяснить все плюсы и минусы той или иной профессии. Ведь любимая работа — это не только задачи, которые каждый день приносят человеку одно сплошное удовольствие. Сюда входят ответственность, умение принимать правильные решения, справляться со своими эмоциями, готовность учиться и повышать свою квалификацию. Подготовленному к возможным трудностям (пусть даже в теории) школьнику будет проще ориентироваться в сферах деятельности. Чтобы выбор ребенка был максимально осознанным, важно уйти от субъективности».
За ними кроется огромное количество критериев. Их нужно разбирать с помощью уточняющих вопросов.
Слова взрослых, на которые необходимо наложить табу:
когда я был в твоем возрасте;
Не всегда дети нуждаются в экспертном мнении старших. Позиция взрослого должна исключать универсальные ответы. Профориентация и самоопределение — нелинейные процессы, в них нет четкого алгоритма действий. Ведь каждый новый опыт корректирует наши пожелания относительно профессии. Это нужно учитывать.
Как заинтересовать ребенка выбором будущего
Подумайте вместе, зачем вообще человеку требуется профессия. Рассмотрите на примерах, что включает в себя та или иная деятельность, созвучна ли она с желаниями и способностями ребенка.
Решает — подросток, взрослый — лишь помогает.
Придумайте с ребенком образ идеальной жизни. Потом объясните ему: промежуток между ожидаемым будущим и точкой «сейчас» — это целый путь. Желаемое не появится перед ребенком в ту же секунду, на его осуществление уйдет какое-то время, а иногда и годы.
10 целей — 10 шагов. Попросите ребенка написать 10 целей, которые ему хотелось бы достичь к 25-ти годам. После он должен описать 10 шагов, способных помочь ему в их достижении. Важно регулярно формировать у подростка причинно-следственную связь: любое действие, направленное на достижение цели, будет иметь эффект.
Читайте, смотрите, пробуйте. В интернете есть информация обо всех компетенциях, анализируя ее, проще сделать правильный выбор. Можно устроить соревнования: кто соберет сведения о большем количестве профессий. Увлеченно обсуждая их, дети с удовольствием включатся в профориентационные мероприятия.
Хочу, могу, надо. Поделите лист бумаги на три блока. Первый — что подросток хочет делать в профессии, второй — что он может делать, третий — что необходимо будет делать. Здесь важно учесть нюанс: десятиклассник порой сам не знает, что входит в функционал выбранной области. Поэтому будет лучше, если вы пропишете, чего он делать категорически не хочет. Подкрепляйте каждую «хотелку/нехотелку» конкретными примерами. Так выбор ребенка будет более осознанным.
Формат интересующей работы. Установка «не хочу работать на дядю» обычно транслируется взрослыми, школьник ее просто повторяет. Но каждый формат (найм, фриланс и т. д.) имеет свои преимущества. Возможно, именно этому ребенку будет комфортно в роли исполнителя. Другой — хорошо справится с проектной деятельностью, поскольку ему сложно работать в жестких рамках, а третий — обретет счастье и успех, открыв свой бизнес.
Сужаем круг. Как уже говорилось, изменения мира сказываются на всех профессиональных направлениях. Можно выделить восемь сфер деятельности: техника и устройства, творчество, общение и взаимодействие, сервис и помощь, управление и организация, информация, природа, спорт и туризм. Важно донести до подростка: все профессии сочетают в себе сразу несколько типов деятельности и требуют различных навыков.
«Помните: нельзя уходить с детьми в игру! Это может негативно сказаться на понимании подростка. Придумали вы, например, очень интересную и полезную экономическую игру. В результате ребенок решил, что у него аналитический склад ума, и теперь он намерен стать экономистом. Такой вывод субъективен, ведь школьнику понравилась сама игра, ее формат, а не профессия. Превратить ее в рабочий инструмент поможет разделение. Задайте ребятам два вопроса: как им игра и понравилась ли тема (ключевая мысль, посыл)».
То же самое касается и спикеров, которых приглашают школы в рамках профориентации. Обаятельный представитель профессии так красиво и емко может рассказать о своей работе, что дети с готовностью пойдут по его стопам. Но ведь понравился им конкретный обаятельный человек, а о самой профессии, ее подводных камнях они мало что знают. В результате сделанный выбор может обернуться разочарованием.
Как выбрать профессию школьнику и настроить его на учебу
- Определить, что интересно делать?
Определить, что умею делать?
Определить, что нужно в мире профессий сейчас и в перспективе на 5−7 лет.
Определить уровень ЗП и карьерные перспективы по выбранным направлениям.
Соотнести свои умения и интересы с тем, что нужно и перспективно, найти совпадения, пересечения.
Определить несколько направлений профессиональной деятельности, выбрать из них наиболее интересный.
Подготовить план по движению к цели, маршрутную карту.
Конечно, процесс профессионального самоопределения подростков без участия родителей возможен, но неэффективен.
Родитель может и должен психологически поддержать своего подростка, а также стать для него наставником в вопросе профессионального самоопределения. Делать выбор вместе с подростком, а не вместо него.
В то же время родители понимают, что у них недостаточно информации и компетенций, чтобы помочь ребенку сделать выбор. Поэтому в поисках «волшебной таблетки» они отправляются на просторы интернета, где в качестве помощи предлагается масса вариантов — от астрологических карт до магических тестов. В своей практике я встречала уже совершенно отчаявшихся найти решение родителей и их уставших от различных тестов и профориентационных игр подростков. Как же избежать ошибок в таком необходимом процессе определения? Отвечу на самые актуальные вопросы родителей.
Уверена, что когда вы испытываете зубную боль, точно не пойдете за помощью к астрологу или терапевту. Чтобы выбрать профессию школьнику, тоже необходимо обратиться к специалисту с соответствующим набором знаний и практики. Среди них понимание рынка труда и отслеживание тенденций его развития на ближайшие 5−10 лет, знание профессий, необходимых навыков и компетенций для выполнения той или иной деятельности.
Лучшие профориентаторы — это специалисты, связанные с HR функцией. Именно они, как правило, обладают вышеперечисленными компетенциями. При поиске консультанта спрашивайте про опыт, наличие практики в профориентации и подтверждающие квалификацию сертификаты. Не стесняйтесь получить рекомендации тех, кто воспользовался услугами специалиста, или внимательно изучите профиль в соцсетях на предмет отзывов.
Существует множество тестов по профориентации. При выборе теста ориентируйтесь на его «возраст»: чем старше тест, тем больше шансов получить не очень успешный выбор профессии — из тех, которые вымрут в ближайшие годы. Уточните у консультантов, кто создал этот тест, какие специалисты были вовлечены в процесс. Если тест разработали иностранные профориентологи, поинтересуйтесь, адаптирован ли он для нашего рынка. Добейтесь конкретного ответа о том, какой результат у вас будет по итогам теста, иначе вы не застрахованы на выходе получить всего лишь короткий список профессий без особого обоснования.
Валидность тестов варьируется в интервале 50−70%, и в результате его прохождения вы получите список рекомендуемых профессий, которые соответствуют профилю тестируемого. Но вопрос выбора останется открытым без последующей интерпретации специалиста профориентатора.
Если опираться на алгоритм выбора профессии, рассмотренный выше, то нужно собрать «пазл» из своих умений и навыков, мотивационных факторов, данных тестов, проанализировать профессии, которые максимально подходят по профилю. Затем оценить эти профессии с точки зрения их актуальности в течение последующих лет, востребованности и оплате.
Часто консультанты, которые занимаются профориентацией, предлагают экскурсии в компании или встречи с представителями профессии, на мой взгляд, этот этап определения лучше пройти, когда сделан выбор одной или 2−3 профессий. Обычный ученик школы, который придет на экскурсию, например, в IT компанию, будет вдохновлен креативным пространством, бесплатными печеньками и неформальной обстановкой, но это совсем не значит, что ему подойдет эта сфера.
Для этого идеально подойдет встреча с представителем данной профессии. Контакты такого специалиста можно поискать среди знакомых или в соцсетях. Важно, чтобы этот представитель любил свою работу, был экспертом в своей области.
К такой встрече подростку нужно подготовиться: изучить всю найденную информацию про профессию, заранее написать список вопросов. Важно выяснить, почему специалист выбрал эту профессию, где он получил образование и какие дополнительные курсы нужно пройти, в каком учебном заведении сейчас лучше пройти обучение. Задать вопросы о том, что нравится в работе, а какие «рутинные» задачи не приносят вдохновения, какую литературу можно прочитать и какие навыки необходимо освоить.
Кроме этого, на пользу пойдет экскурсия на рабочее место, где можно «примерить» на себя данную профессию. Мой опыт организации таких встреч всегда показывал только позитивный результат. Менторы с удовольствием делятся информацией и зачастую даже обмениваются контактами, чтобы подросток мог задать вопросы.
Когда выбор сделан, нужно проанализировать, в каких учебных заведениях можно получить эту специальность, собрать необходимые отзывы и готовиться к поступлению.
Дело жизни: как помочь детям выбрать профессию
В 2016 году прошла Всероссийская профдиагностика — эксперты опросили больше 20 тысяч старшеклассников. Выяснилось, что только 32,1% школьников определились с вузом и профессией. Треть опрошенных — 34,6% — не выбрали ни то, ни другое. Остальные определились с чем-то одним: или образованием, или будущей профессией. У половины опрошенных нет любимого предмета, и большинство из них — те, кто пока не решил, кем им быть.
Человек учится делать выбор с самого рождения: младенец отказывается от неинтересной игрушки и тянется к той, которая больше привлекает. Если родители помогут ребенку сохранить это умение, научат делать выбор и справляться с его последствиями, то он подойдет к выбору дела своей жизни спокойно и уверенно. А главное — сделает этот выбор сам.
Мы спросили психологов, преподавателей и тренеров, как помочь ребенку сделать выбор и нужно ли это делать.
Профориентация — что это и зачем
Обязательного предмета «профессиональная ориентация» в школе нет. Подростки выбирают вуз и профессию исходя из собственных соображений и в лучшем случае — разговора со школьным психологом. Еще советы исходят от родителей, которые видят ситуацию по-своему и очень переживают за будущее своего ребенка.
«Пять лет назад профориентация предполагала внешнюю оценку человека, — рассказывает Тимур Жаббаров, сооснователь «Smart Course. Системы развития подростков». — В основном это были тесты, и в единичных случаях взрослый садился с ребенком и как коуч помогал ему разобраться. Тесты — полезный инструмент, но я убежден, что это должен быть второй шаг. Первый шаг — дать ребенку «компас», разобраться вместе, чего он хочет».
«Весь процесс профориентации — это постепенная передача ответственности за выбор профессии на самого ребенка, — уверен Кирилл Кузнецов, специалист научно-методического отдела ООО «Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»». — Но суть не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: «Все, эта профессия тебе подходит». Важно, что ребенок получает информацию о профессиях. Профориентация — это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени».
Дима Зицер, педагог, директор Института неформального образования, в принципе против такого термина: «Мы можем разложить термин «профориентация» — это значит сориентировать человека на какую-то профессию. Тут есть конфликт и нет выбора. В самом термине есть манипуляция. Я не должен никого ориентировать, человек должен выбирать сам».
Выбрать три кружка, чтобы два из них бросить: как помогать выбирать
Ребенок, которому разрешали выбирать, осознанно обратится за помощью, если она нужна. Главная задача взрослых в этом случае — дать информационную поддержку, показать, где искать, а не делать выбор за него, уверены эксперты.
«В начальной школе кружки можно менять легко, — считает Кирилл Кузнецов. — Давить на то, что раз поступил в музыкалку — заканчивай все 7 классов, я бы не стал. Я всегда говорю так: надо выбрать три кружка, чтобы два из них потом бросить».
«Любое насилие, требование делать что-то вопреки желанию и возможностям — это стресс для ребенка. Это разрушает психическое здоровье и нарушает социализацию, — уверена Марьяна Безруких, педагог, детский психолог, директор ФГНУ «Институт возрастной физиологии» Российской академии образования. — Так, на первый взгляд безобидное «мало ли чего ты не хочешь, начал заниматься музыкой/теннисом/шахматами — должен продолжать» может стать непреодолимым препятствием в выборе будущей профессии».
В этом возрасте дополнительные занятия — еще не будущая профессия. Но к 16–18 годам они сформируют багаж знаний молодого человека, на основе которого он сделает осознанный выбор учебного заведения.
Родительская информационная поддержка не ограничивается кружками и секциями. Взрослые могут рассказать о своих профессиональных выборах, вспомнить жизненные истории друзей. Если ребенок тянется к какому-то делу, интересуется им — можно найти среди знакомых представителя этой профессии и дать пообщаться с ним.
Однако подростки не всегда готовы обсуждать выбор профессии с родителями. Все зависит от степени доверия, от принятого в семье и сложившегося характера общения. Обижаться или бояться этого не стоит: сегодня подростку несложно узнать обо всех тонкостях профессиональной деятельности, о востребованности специальности, оплате труда, о возможностях профессионального роста и карьеры.
Возраст и навыки: на что обратить внимание
У каждого возраста есть своя ведущая деятельность, свои достижения, которые должны случиться.
У дошкольников это два параллельных процесса. Первый — знакомство с миром людей и взаимоотношений, второй процесс — это развитие виртуальных функций, ведущей нервной деятельности: внимание, память, мышление. Дети учатся в ходе ролевой игры. Лечить куклу или катать мишку в игрушечном грузовике — это важный опыт копирования жизни взрослых.
В младшей школе хорошо выбрать первые дополнительные занятия. В это время интересы ребенка во многом определяют родители, поэтому он, скорее всего, прислушается к советам. Но успехи в шахматах или танцах не повод называть ребенка танцором или шахматистом. Занятия формируют у него базу навыков: ребенок учится учиться, разбирается, что же ему интересно.
Подростки и их родители, как правило, находятся в напряжении из-за предстоящих экзаменов. Школа нагнетает ситуацию, а подготовка к ЕГЭ превращается в священную цель всех предыдущих лет учебы. «Для вуза важно, что ребенок может выучить даже то, что ему неинтересно. ЕГЭ здесь работает как некий показатель готовности учиться. Лучше готовиться к экзамену с таким настроем», — говорит Кирилл Кузнецов.
К моменту выпуска из школы ребенок уже увидел и изучил много ролевых моделей. Кроме родителей, в его жизни мог появиться другой значимый взрослый — родственник, учитель или друг, — к советам которого он прислушивается. Общение с другими взрослыми, опыт друзей — все это влияет на будущий выбор.
Но выбор вуза — это не последний шаг на пути к делу жизни. Может случиться так, что специальность в дипломе не станет профессией, но студент научится добывать информацию, найдет единомышленников, заведет полезные контакты и получит важные навыки. Этот багаж добавляет уверенности в своих силах тем, кто решается сменить профиль после вуза. Выпускникам, которые идут трудиться по специальности, контакты и навыки помогут не растеряться на первом месте работы.
«Мы настаиваем, чтобы родители и подростки воспринимали вуз как некий набор навыков, которые можно сформировать за эти несколько лет как сетку контактов, — рассказал Тимур Жаббаров. — Надо учитывать, что в России по профессии работают меньше 40% населения, по разным оценкам. И в этом нет ничего страшного: они классными делами занимаются, просто по-разному относятся к школьному образованию и вузам. Кто-то говорит, что пять лет потерял, а кто-то отлично провел это время. Видел ли я порушенные судьбы, где человек прошел факультет лингвистики МГУ и не нашел себе места в жизни? Видел. Имеет ли это отношение к лингвистике, к МГУ и выбору вообще? Нет. Это имеет отношение к человеку, который почему-то решил, что будет проживать свою несчастливую жизнь так, а не по-другому. И есть много вариантов это поправить.
Раньше были какие-то всем известные дорожки, которые гарантировали успех: пойти в МИД, дойти до ЦК партии. Они были обозначены в пространстве. Родители подростков сейчас отказываются верить, что в современном мире таких дорожек нет. Гарантий нет. И они пытаются из своего прошлого опыта предположить, что будет актуально для ребенка лет через 15, и погрузить в эту картинку ребенка».
Когда профориентация не помогает?
Часто у самих родителей есть проблема в профессиональной сфере: не любят свою работу или сами ее не выбирали. В этом случае им трудно помочь ребенку, так как у них тоже нет подходящих инструментов.
«За 4 года работы мы поняли, что с подростком можно и нужно говорить про выбор. Но с кем еще важно работать — с родителями, с семьей, с контекстом, — рассказывает Тимур Жаббаров. — По нашей статистике, у абсолютного большинства ребят, у которых есть трудности с этим шагом и они замирают в страхе, интересная ситуация с работой у их родителей. Либо они ее не выбирали, либо работа не нравится, либо родители прямо сейчас находятся в стадии выбора и тоже не могут с ним справиться. По прогнозам аналитиков, самый большой спрос на профориентацию в ближайшие годы возникнет у людей от 40 лет».
Эксперты советуют начать с решения своих рабочих проблем. Личный пример убедит ребенка лучше, чем наставления о будущем от человека с профессиональными трудностями. Если в семье много и с удовольствием говорят о рабочих делах, если профессия вдохновляет родителей, ребенок сделает правильные выводы.
«Сам термин «профориентация» — это обман. Надо стараться не попадать в это поле, — советует Дима Зицер. — Понятно, почему любой родитель оказывается в этом — это многовекторное давление. Соседка сказала: «Ой, а мы уже знаем, куда он будет поступать» — в 14 лет. Учительница сказала: «Вам пора бы определяться с профессией». По телевизору сказали: «Вот, пора записываться на курсы перед университетом». Все — у меня как у родителя начинается припадок. В этот момент мой искренний совет — заниматься собой. Это очень спасает родителей. Когда мы занимаемся собой, а не ребенком, никто не сможет нам что-то навязать».
Если семья заинтересована во взрослении человека, его будут учить сомневаться и делать свой выбор, справляться с последствиями, искать свое дело и с удовольствием им заниматься.
Кратко о профориентации:
- Профориентацию можно воспринимать по-разному, но человеку рано или поздно нужно будет определиться с делом жизни. Есть разные способы помочь ему это сделать: программы профориентации предлагают тесты, консультации психолога, смены в профлагерях и другие варианты.
- Механизмы выбора кино на вечер и будущей профессии очень похожи. Они рано формируются — младенец уже умеет выбирать, что ему интересно. Задача взрослого — помочь сохранить это умение.
- Дети боятся, что в них не верят. Взрослые могут снять напряжение, дать поддержку — это мотивирует детей.
- Родителям лучше честно говорить с детьми о будущем: делиться сомнениями, анализировать успехи и неудачи, искать информацию о профессиях и образовании. Давление мешает.
- Если у родителей проблемы с работой, важно заняться ими.
- Совет психолога или консультация тренера — это просто новая информация для родителя, а не единственно верный способ действовать.
Тем взрослым, которым не меньше подростков хочется разобраться в себе и своих желаниях, мы предлагаем тест «Профориентация». Он не дает четких ответов, но помогает понять себя и наводит на мысли о том, какие способности и желания есть у человека сейчас и как реализовать их в профессиональной деятельности. Тест занимает чуть больше часа .
Как помочь ребенку с выбором профессии
Softskills и будущая профессия
Предложите подростку рассмотреть те профессии, которые его заинтересуют, а не те, которые, по вашему мнению, сейчас на пике популярности. Каждый вид деятельности имеет свои специфические сложности, так называемые требования, предъявляемые профессией к человеку. Если они совпадают с личными качествами, индивидуально-психологическими особенностями и возможностями, тогда говорят о профессиональной пригодности. Для того, чтобы помочь школьнику разобраться в том, чем ему заниматься в будущем, обратите внимание на его интересы, склонности и способности. Попробуем разобраться в этом.
- Интересы. Интересы побуждают овладевать знаниями, расширять кругозор, помогают преодолевать трудности, препятствия. Например, если ученик, увлекающийся биологией и посещающий соответствующий кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по биологии с иностранного языка, которым плохо владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый. Как правило, интерес формируется в реальном деле: пока не попробуешь, не поймешь, твое это или нет. Поэтому постарайтесь, чтобы ваш ребенок попробовал себя в разных видах деятельности (спорте, литературе, искусстве, науке) в том объеме и на том уровне, на каком это возможно в школьных кружках и секциях, музыкальных школах и т. п.
- Склонности. Когда подростка привлекает не только результат, но и сам процесс работы, можно говорить о склонности к такому виду деятельности. Если интересы выражаются формулой «хочу знать», то склонности ассоциируются с формулой «хочу делать». Одно дело — интересоваться книгами о животных, но совсем другое — находить удовольствие в ежедневной работе по уходу за ними.
- Способности. А вот способности — это индивидуально-психологические свойства человека, от которых зависит возможность успешного осуществления определенного рода деятельности. Поэтому при выборе профессии ориентируйтесь не только на знания своего ребенка, но и на так называемые универсальные компетенции softskills, то есть личные качества и способности. От этого зависит, каков потенциал школьника и какого уровня он сможет достигнуть в будущем.
Соберите как много больше информации о профессиях
Не забывайте про информационный ресурс. Все знают об IT-специалистах. Остальные «успешные» направления малоизвестны большинству школьников и их родителям. Поэтому необходимо ориентироваться на современном рынке труда для того, чтобы предоставить подростку максимум информации о разных профессиях.
Смотрите ролики, документальные фильмы, читайте блогеров
Подростки часто отвергают предложения родителей или относятся к ним не совсем внимательно. Попробуйте как бы невзначай рассказать об особенностях той или иной профессии. Или, напротив, поинтересоваться у ребенка, что он думает о ней и как представляет себе деятельность, а потом вместе, тоже ненавязчиво, посмотрите видео или почитайте статью. Можно подобрать разнообразный контент о профессии: ролики, видео-интервью, художественные и документальные фильмы; найдите блогеров, пишущих интересно о выбранной профессии.
Посещайте профильные мероприятия
Существует много открытых мероприятий (выставки, конференции, форумы). Кроме информационного насыщения, они дают возможность расширить свои представления о направлениях внутри профессии, сфокусировать свое внимание на наиболее интересующем ребенка направлении или специализации. Можно сходить вместе или отправить школьника одного или с друзьями.
Обратите внимание на проект «Университетские субботы». В его рамках большинство московских вузов проводят по субботам лекции, мастер-классы и экскурсии для школьников, участие во всех мероприятиях бесплатное. Встречи посвящены разным направлениям и ориентированы на учеников разных возрастов. График и аннотация мероприятий доступны на сайте проекта «Университетские субботы» на несколько месяцев вперед. Участие в проекте поможет определиться с профессией, узнать больше о специальностях, познакомиться с будущей сферой деятельности, а также посмотреть на конкретный вуз и его преподавателей изнутри.
Личное общение со специалистами
Не забывайте, что один из действенных способов знакомства с профессией — это примерить ее на себя. Например, можно найти через знакомых или в социальных сетях представителя профессии, которой интересуется ребенок, и организовать с ним встречу. Идеально вместе с подростком подготовиться к разговору: составить список вопросов о профессии, о том, как проходит рабочий день специалиста, чем конкретно он занимается на работе, какие преимущества и недостатки характерны для этого вида деятельности. Эти вопросы подросток сможет задать в процессе общения.
Актуальность профессии
Расскажите ребенку, какие профессии сейчас действительно нужны. Ведь как в любой сфере, на рынке труда есть своя мода. Руководствуясь ей, пару лет назад абитуриенты массово штурмовали экономические и юридические факультеты, в результате чего сейчас мы получили перепроизводство специалистов с дипломами экономистов и юристов. Параллельно в других сферах (например, промышленность и производство) образовалась кадровая яма. До сих пор большинство школьников считают экономику привлекательной сферой для своего развития. При этом статистика рынка труда показывает, что только медицина испытывает реальный дефицит кадров — где на 1 вакансию приходится всего 2,2 резюме. В остальных сферах найти работу значительно сложнее — например, на позицию экономиста претендует порядка 10 соискателей.
Удивите своего ребенка! Покажите неочевидные решения: около трети востребованных вакансий относится к сферам, вообще не упомянутым школьниками. Пока большинство мечтает быть переводчиками, юристами, программистами, рынок реально нуждается в строителях, специалистах сферы сервиса и инженерах.
Переходите от теории к практике
- Практика. Ищите возможности для практики. Например, экскурсии в компании. Здесь подросток не просто знакомится с работой организации, но и видит практическую деятельность представителей разных профессий и может напрямую задать интересующие вопросы.
- Волонтерство. Подберите такие волонтерские проекты, которые либо напрямую связаны с интересующей профессией, либо позволяют получить опыт и навыки, необходимые для успеха в ней. Например, проекты помощи детским домам, когда ребята устраивают праздники малышам, подойдут заинтересованным в работе с детьми, в профессиях, требующих организаторских и творческих способностей. Проекты по озеленению позволяют ближе узнать специальности ландшафтного дизайнера, паркового архитектора, флориста.
- Стажировки. Если выбранная профессия предполагает такую возможность, устройте ребенка на стажировку во время каникул или выходные дни. Именно возможность поработать в профессии открывает новые возможности и дает другой импульс профессиональному выбору. Если у вас лично нет возможности обеспечить подростку стажировку по выбранной специальности, обратитесь к интернет-сообществу. Как правило, всегда найдется взаимовыгодное предложение: подросток получает опыт и знания, а работодатель — стажера.
- Наставники. Можно найти подростку ментора или наставника, который готов помогать советами и собственным мнением на пути профессионального выбора. Обращайтесь к специалистам, психологам, используйте тесты.
Вся правда о профориентационных тестах
Профориентация как система мер, направленных на помощь в выборе профессии, предлагает подойти к проблеме с научной точки зрения. Определить, какая профессия подойдет ребенку, с помощью одного-единственного теста невозможно: современные методики включают тесты или специальные задания, которые курируют психологи. Но, нужно понимать, что тесты хоть и полезный инструмент, но перекладывать на них полностью ответственность за выбор профессии не стоит. Суть тестов не в том, чтобы диагностировать, распознать и сказать: «Все, эта профессия тебе подходит или не подходит». Важно, что ребенок получает информацию о профессиях. Тесты помогают понять, какие способности и желания есть у подростка сейчас и как реализовать их в профессиональной деятельности. Профориентация — это не какое-то одномоментное решение, а процесс, растянутый во времени.
Методика профориентации, которая используется на Учебе.ру, включает 17 субтестов. Чтобы учесть все самое важное для выбора профессии, авторы методики создали инструмент, отвечающий самым строгим критериям научного сообщества, вложив в него более чем двадцатилетний опыт работы. При построении карьерной траектории школьника анализируется 72 показателя. Около 10 тысяч подростков от Калининграда до Владивостока уже прошли тестирование. В результате профоиентации школьник сможет понять, где применить свои таланты и в какой отрасли искать специальность в соответствии с интересами.
Типичные ошибки при выборе профессии
Старайтесь избегать типичных ошибок при выборе профессии:
- Не разделяйте профессии на «престижные» и «непрестижные»;
- Не отождествляйте учебный предмет с профессией;
- Не переносите отношение к конкретному человеку на его профессию;
- Не выбирайте профессию под чьим-то влиянием;
- Нз заставляйте подростка учиться ради диплома: лучше потратить пару лет на самоопределение, а потом найти идеальную для себя специальность.
Главное правило при выборе профессии
Всем, для кого актуален вопрос профессионального самоопределения, помните о «золотом правиле выбора профессии». Необходимо учитывать три основных параметра — «Хочу», «Могу», «Надо».
- «Хочу» — «Хочешь ли ты заниматься этим делом?»
- «Могу» — «Есть ли у тебя необходимые для этого дела качества?»
- «Надо» — «Нужна ли эта профессия на рынке труда?»
Если на все три вопроса ответ «Да», значит выбор сделан правильно! Главное правило — помнить — ребенок должен выбрать профессию самостоятельно. Только сам человек знает, что ему нужно. И только так ребёнок не будет обвинять родителей, если что-то пойдёт не так, или думать, что упустил свой шанс.
Кем быть: 6 бесплатных тестов на профориентацию для школьников
Моя старшая дочь переходит в седьмой класс, но уже говорит о том, что хочет быть дизайнером, и даже выбрала вуз.
К 10—11 классу ее мнение может поменяться, я помню это по собственному опыту. Сделать разумный выбор, а иногда и увидеть новые неожиданные варианты помогут тесты на профориентацию.
После прохождения некоторых тестов предложат оплатить консультацию специалиста. В одних случаях профориентолог дает рекомендации только на основании теста, в других — общается с подростком и дает личные рекомендации на основании и результатов теста, и беседы.
Зачем нужна консультация специалиста
В бесплатных вариантах тестирования вы обычно получаете ограниченный перечень профессий, не всегда актуальный и свежий. Интерпретировать результаты придется самостоятельно. Консультант знает о рынке труда, современных и востребованных профессиях, может об этом рассказать и предложить образовательную траекторию для подростка: когда и куда поступать, как развивать сильные стороны.
Тесты оценивают определенные параметры и выдают усредненные результаты. В личной беседе консультант оценивает личные качества, компетенции, ценности, индивидуальные особенности и таланты ребенка. Чем больше факторов, тем выше вероятность подобрать именно то, что надо конкретному подростку.
Я прошла 6 тестов самостоятельно и попросила дочь-семиклассницу сделать то же самое. Для детей помладше есть тесты на определение склонностей, чтобы подобрать подходящий кружок или секцию.
Все тесты из списка доступны бесплатно, но не всегда результаты показаны полностью. Я советую пройти несколько тестов, чтобы сравнить рекомендации и определиться с решением.
Профперспектива
Где пройти: Профориентатор
Сколько времени займет: 5—10 минут
Сколько стоит: бесплатно, консультация обойдется в 3900 Р
Особенности. Тест состоит из 32 вопросов, в каждом три варианта ответа, связанных с экономикой, технологиями или коммуникациями, — можно выбрать только один. Вопросы заставляют задуматься, что ребенку интереснее: изобрести вакцину от ВИЧ-инфекции или создать искусственный интеллект, который воспроизводит работу человеческого мозга.
Тест может показаться слишком прямолинейным: по вариантам ответов сразу видно, к чему клонит автор. Кроме того, в ответах почти ничего нет о творчестве, но в результатах тестирования творчество есть.
Как выглядит отчет. В отчете показана склонность подростка к разным направлениям деятельности. По 1—3 профилям с максимальными баллами даются рекомендации, текст по каждой сфере одинаковый для разных людей.
После прохождения теста сайт предлагает записаться на летнюю смену в лагерь по интересующему направлению и пройти платную консультацию по выбору профессии. Мне отчет показался кратким и слишком общим. Для правильного выбора этих результатов недостаточно.
Результат ребенка. Дочь получила 8,8 балла из 10 по экономическому профилю, 5,8 — по социально-психологическому и 5,7 — по информационно-технологическому. Интересно, что по художественно-творческому профилю у нее самая низкая оценка — 2,9 балла.
ПрофТест
Где пройти: ПрофТест
Сколько времени займет: около часа
Сколько стоит: тест с краткими результатами — бесплатно, тест с полным отчетом — 290 Р
Особенности. Опросник состоит из 14 тестов разной тематики — всего нужно ответить на 325 вопросов. Тест совмещает в себе профориентацию, оценку личностных качеств и разных видов мышления: конкретного, абстрактного, логического. В тестах нужно соглашаться или опровергать утверждения о том, как вести себя в разных ситуациях, выбирать ответы, которые вам ближе, и решать задачи на логику и математику.
Мне этот тест показался самым интересным и полезным: составлен грамотно, дает немало полезной информации о выборе карьерного пути и личных качествах.
Как выглядит отчет. В бесплатном отчете покажут 7 из 10 подходящих профессий и подробно расскажут о том, что для человека важнее в работе: например, стабильность, управление людьми, независимость или баланс работы и личной жизни.
В платной версии отчета покажут три самые подходящие профессии и подробный разбор результатов всех тестов с рекомендациями. На сайте есть пример полного отчета.
Результат ребенка. Дочери предложили профессии контент-менеджера, дизайнера, эвент-менеджера, а также высоко оценили ее профессиональную компетентность, способность соблюдать баланс в разных сферах жизни и руководить людьми. Делать выводы пока рано, но это вполне соответствует ее характеру.
Как победить выгорание
Digital Human
Где пройти: Digital Human
Сколько времени займет: 40—50 минут
Сколько стоит: полный тест с краткой версией результатов — бесплатно, полный отчет — 3000 Р , полный отчет с консультацией — 5000 Р
Особенности теста. Опросник состоит из 14 тестов, в сумме более 200 вопросов. Авторы предлагают задуматься о своих эмоциях, роли в команде, креативности и стрессоустойчивости. В тестах нужно отметить, согласны ли вы с приведенными утверждениями, оценить утверждения по 7-балльной шкале или выбрать то, которое больше нравится.
Мне особенно понравился тест «Прошлое и будущее», в котором нужно ответить, занимались ли вы каким-то делом раньше и хотите ли попробовать в будущем. Это поможет понять, на какую работу человек согласен, а чего хочет избежать. Конечно, школьникам может быть трудно оценить свои желания, особенно если они не очень хорошо представляют суть работы. Зато они получат пищу для размышлений.
Как выглядит отчет. В бесплатной версии представлены краткие результаты каждого теста. Воспринимать сплошной текст не очень удобно, но информация полезная и может стать руководством к действию.
На сайте можно посмотреть пример полного отчета.
Тест выглядит необычно, варианты ответов учитывают современные профессии: например, разработчик или блогер.
Результат ребенка. Дочери написали, что ей подходит креативная и научно-исследовательская сфера. Это похоже на правду: иногда она думает о том, чтобы стать биологом или программистом, хотя дизайн ее интересует больше всего.
Система профнавигации
Где пройти: Профилум
Сколько времени займет: 5—10 минут
Сколько стоит: бесплатно, консультация — 3900 Р
Особенности. Тест состоит из 12 вопросов и 5—7 вариантов ответа, можно выбрать несколько. На сайте может зарегистрироваться и взрослый, и ребенок.
Тест выглядит необычно, варианты ответов очень интересные. Для полноценного профориентирования его, конечно, не хватит, но определить способности ребенка можно.
Как выглядит отчет. Три сферы, в которых ребенок может быть успешен, — для каждой дается краткое описание. Система предложит записаться в кружки и пройти платное тестирование.
Результат ребенка. Дочь оказалась креатором, стратегом и коммуникатором. Другими словами, она любит создавать новое, умеет логически мыслить и общаться с людьми. Эти характеристики соответствуют реальности, так что тест вполне справедлив. Также ей предложили записаться в кружки по ИЗО, видеомонтажу и разработке мобильных приложений.
Сферы интересов
Где пройти: Учеба
Сколько времени потратит ребенок: 15—20 минут
Сколько стоит: бесплатно
Особенности. В тесте 60 вопросов. Почти все предполагают выбор из двух вариантов: например, пугает или нет монотонная работа. Есть вопросы с несколькими ответами: например, какие передачи интереснее смотреть по телевизору.
Мне этот тест понравился, вопросы хорошо продуманы. Но написан он слегка небрежно: встречаются пунктуационные ошибки и разные формулировки ответов там, где они могли бы быть одинаковыми.
Как выглядит отчет. Система показывает 10 профессий, которые могут подойти по результатам тестирования, и для многих это удобнее, чем узнавать, что у них развит артистический профиль.
У каждой профессии есть подробное описание и варианты, как ее освоить: ссылки на программы в вузах, колледжах, а также на курсы. Например, у будущего программиста выбор будет очень большим, а для фотографа список вариантов гораздо меньше.
Результат ребенка. Дочери предложили профессии эвент-менеджера, фотографа, искусствоведа, программиста, специалиста по информационной безопасности. У нее есть склонности к этим профессиям, но что она выберет — покажет время.
Большой тест на профориентацию
Где пройти: Профгид
Сколько времени потратит ребенок: 10—15 минут
Сколько стоит: тест из 52 вопросов с краткими результатами — бесплатно, тест из 300 вопросов с полным отчетом — 349 Р , консультация — 10 000 Р
Особенности. Большинство вопросов предполагают ответ «да» или «нет». Есть вопросы, где нужно выбрать один из 8—9 вариантов ответа: например, « Что бы вы хотели делать, создавая спектакль с друзьями?».
Тест создали опытные профориентологи, которые считают, что успешная работа зависит от мотивации. Поэтому профориентацию предлагается начать с определения своих желаний, а потом соединить их с личными качествами и интеллектуальными способностями.
Мне этот тест понравился необычными вопросами и ситуациями: они могут натолкнуть на мысль о какой-то новой сфере применения своих способностей.
Как выглядит отчет. В бесплатном тесте оценивают 3 из 15 профилей: «Искусство», «Коммерция», «Коммуникативные практики». В каждом профиле указывают уровень интересов и способностей.
Подход мне понравился: описания четкие и конкретные. В полной версии расписаны все профили и есть список подходящих профессий с кодами специальностей в вузах.
Результат ребенка. Тест высоко оценил интерес дочери к искусству, а вот способности посчитал не очень высокими. Возможно, из-за того , что она проходила сокращенную версию теста. Средние способности к предпринимательству и хорошие навыки общения — это про нее.
Как помочь ребенку выбрать профессию? 11 советов
Читать: 7 мин.
Я интересуюсь своим будущим, потому что собираюсь провести в нем всю свою оставшуюся жизнь.
Чарльз Кеттеринг, инженер, изобретатель
Вы помните, как вы в свое время выбирали профессию? Вам было трудно? Может, кто-то повлиял на ваш выбор — папа с мамой, педагог, тренер, кто-то из друзей? Или случай? Если ваш ребенок сейчас находится в той же ситуации, что и вы когда-то, выбирает будущую профессию и думает, куда поступить, ему потребуется ваша помощь.
В этой статье мы расскажем, что советуют психологи-профориентологи родителям подростков в ситуации выбора будущей профессии. Также вы сможете пройти профориентационный тест для родителей и детей, который поможет настроиться на совместный поиск вариантов.
Совет 1. Дайте подростку принять решение
Почему неверно, когда родитель или другой взрослый решает за подростка, какую профессию тому выбрать? Например, настаивать, чтобы он был врачом, как дедушка или программистом, потому что это востребованное направление. По статистике, самостоятельно принятые решения чаще приводят к успеху в профессии. То есть свое решение для молодого человека будет всегда ценнее, чем то, что решили за него другие. Если на пути будут трудности, он всегда вспомнит, что решение о профессии было принято родителями.
Даже если вам кажется, что ваш подросток не способен принять взвешенное решение, помните, что ему нужно помочь научиться выбирать, ведь это важнейшее умение на всю жизнь.
Совет 2. Будьте с подростком в команде
Если не вы выбираете профессию, то это не значит, что стоит впадать в другую крайность и отпускать подростка в свободное плавание. «Это его жизнь — пусть и решает», — говорят особо либеральные родители. Важно понять, что подросток еще многого не знает о взрослой жизни. И если ему не помочь, то он остается один на один с пугающей неизвестностью. Некоторые подростки, наверняка, в такой ситуации активизируются и начнут искать себя, но большинство — опустят руки и пойдут в ближайший к дому вуз или колледж. Будьте опорой, единомышленником и другом в профориентации. Ходите вместе на выставки, интересуйтесь и помогайте расставлять приоритеты.
Совет 3. Не гонитесь за востребованными профессиями
Востребованность и высокооплачиваемость профессии — явление непостоянное. Важно изучать мир профессий, читать об условиях трудах, о плюсах-минусах. И если рейтинги востребованных профессий побудят ребенка к размышлению о будущем, то это хорошо. Но специально выбирать профессию программиста, экономиста или нефтяника, если сейчас они хорошо оплачиваются, неверно. Мода на профессию может пройти, а человек останется с нелюбимой и невостребованной профессией.
Совет 4. Ориентируйтесь на личность ребенка
Мир профессий причудливо меняется. Еще 20 лет назад не было ни SMM-специалистов, ни product-менеджеров. А еще через 20 лет они могут исчезнуть. Поэтому единственный компас в выборе профессии сегодня — это сама личность человека, его интересы, способности и особенности характера. Профессия может быть востребованной или не очень, но человек, который по-настоящему любит свое дело и готов в нем развиваться, сумеет быть полезным обществу и иметь достойную оплату труда.
Обсуждайте с ребенком его интересы в данный момент.
Профориентационный битест
Профориентологи проекта разработали двойной тест для родителей и подростков. Подросток поймет, насколько хорошо он знает себя и свои интересы, какое профессиональное направление его сейчас привлекает, например, творческое, естественно-научное, экономическое и пр. А родитель разберется, хорошо ли он знает профессиональные склонности своего ребенка.
Каждую часть — для родителя и для ребенка — важно пройти независимо, а потом сравнить результаты. Тест займет примерно 10 минут.
Версия для родителей
Версия для детей
Совет 5. Ищите сначала профессию, потом вуз или колледж
Если вы отправились в путь длиною в десятилетие, то нужно хотя бы примерно представлять себе цель. Предложите подростку выбрать сначала подходящую профессию или хотя бы профессиональное направление, а потом вместе начинайте составлять список вузов или колледжей, где можно получить эту профессию и стать специалистом высшего уровня. Если вы подойдете к решению вопроса с другой стороны — сначала пусть получит образование, а потом решит — то он рискует попасть в 67% людей, которые работают не по специальности и не знают, что делать с полученным дипломом.
Совет 6. Ищите сильный вуз (колледж)
Путь к самореализации у каждого свой, но если молодой человек сможет попасть в сильнейшие вузы страны на интересное ему направление, то в результате получит не только багаж знаний и навыков, но и мощный карьерный старт. Сильный вуз (колледж) — это социальный лифт, выбор окружения на ближайшие 4-6 лет (а может быть, и на всю оставшуюся жизнь) и, вероятно, даже выбор супруга/супруги. Ориентируйтесь на отзывы и рейтинги, ищите кислородную среду, которая поможет расти и развиваться, а не просто получить «корочку».
Совет 7. Не пугайте подростка «непоступлением» в вуз
Несдача ЕГЭ сегодня не приговор. Больше 50% старшеклассников уходят после школы не в вузы, а в колледжи, где тоже можно получить достойное образование. Некоторые специально выбирают путь в вуз через колледж или даже берут год перерыва, чтобы поработать и подумать. В общем, образовательные траектории могут быть разнообразными, главное не терять осознанность и искать дело, которым хочется заниматься.
Совет 8. Дайте ребенку возможность попробовать профессию
Редко кто из подростков может попробовать профессии на практике. Да, это трудно и не всегда выполнимо. Например, решил ребенок стать хирургом, кто же даст ему, без образования и опыта, оперировать пациентов. Но максимально приблизиться к профессии — пообщаться с хирургами, поработать в стационаре, проникнуться атмосферой будущего места работы — вполне возможно. С помощью так называемой «профпробы» подросток не просто получает какую-то информацию о профессии, он примеряет ее на себя, складывает свое собственное мнение о профессии.
Попробовать профессию — это сложить свое мнение о профессии.
Профессиональная проба — один из самых действенных методов профориентации, который уже 80 лет применяется в японской школьной системе. Японские школьники в течение 3-х лет пробуют профессии разных направлений. В нашей стране помочь в этом вопросе могут или родители, или такие проекты, как Билет в будущее.
Попробовать себя в разных профессиях можно также в Городских профканикулах
Совет 9. Посвятите профориентации время
Процесс выбора профессии требует времени и сил. Изучить интересы и особенности темперамента ребенка, изучить рынок труда и образования, сходить на профориентационные выставки и дни открытых дверей вузов, пообщаться с представителями профессий, чтобы ваш ребенок смог с вашей помощью принять взвешенное решение о будущем, — на все это нужно время как ваше, так и ребенка. Отнеситесь к профориентации как к увлекательной проектной работе, результаты которой вы увидите через несколько лет.
Совет 10. Расскажите о себе
Профориентологи давно поняли, что первые профессии, которые рассматривает человек в качестве возможных для себя, — это профессии родителей. Поэтому в ваших руках объективно рассказать про то, как вы выбирали профессию, как работаете, что вам нравится и не нравится в профессии. Важна именно объективность и честность: не надо идеализировать профессию или, наоборот, сгущать краски. Если вы чувствуете драйв, потому что вы самореализовались в профессии, — это, пожалуй, лучшее, что вы можете сделать для своего ребенка в профориентации.
Совет 11. Создайте позитивный настрой
Ну, и финальный совет, который мы все-таки выделим! Расскажите вашему любимому подростку, что работать — это ответственно, по-взрослому и фантастически интересно. Работа — важная часть жизни, которая подарит ему новые знакомства и позитивные эмоции. Самореализация в профессии, успех и признание со стороны коллег, финансовое благополучие станут ему наградой в будущем.
Вместо выводов
Сейчас выбор профессии стал одновременно и проще и сложнее, чем 30 лет назад. С одной стороны, информации о профессиях стало в разы больше. Загляни в интернет, почитай и посмотри, сходи на профориентационную выставку, и найдешь ответы на все вопросы о профессиях. С другой стороны, самих профессий стало больше, а информация о них превращается в дремучий лес, где подростку очень легко потеряться.
Станьте для подростка проводником в мир профессий!
Удачи в профориентации!
Если вы хотите получать наши свежие статьи о том, как выбрать профессию, подпишитесь на нашу рассылку.
Как вам статья?