- Приемный ребенок: выбор сердца и разума
- Беседа с епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном
- Приемные родители из Балаганска поделились секретом семейного счастья
- Пока силы есть – возьмем еще ребенка!
- Какая же ты неродная?
- До сих пор только ягодкой называет
- Что в них с детства заложишь, то и вырастет
- Как выбрать ребенка
- Любовь к приемному ребенку. как найти ее в себе
- Действие 1.
- Действие 2.
- Действие 3.
- Действие 4.
- Церковь и православные священники об усыновлении и опеке детей
- Церковь: за или против усыновления
- Как выбрать ребенка для усыновления
- Советы от священника
- Школы для приемных родителей
- Воспитание приемного ребенка: нюансы, о которых стоит знать
- Приемные дети в семье — особенности воспитания
- Общение
- Адаптация
- Приемные дети – проблемные дети
- Рекомендации приемным родителям
- Пути решения социальных проблем приемных детей
- Страх
- Учеба
- Деньги
Приемный ребенок: выбор сердца и разума
Беседа с епископом Смоленским и Вяземским Пантелеимоном
Первая православная школа приемных родителей при Марфо-Мариинской обители за 11 месяцев своего существования уже подготовила 30 семей-выпускников. Десять из них взяли на воспитание детей. Помимо стандартной программы, разработанной городским Департаментом семейной и молодежной политики, в школе будущие приемные родители могут пройти катехизацию, пообщаться со священником, а также встретиться с теми семьями, которые уже воспитывают приемных детей. По окончании обучения выдается документ государственного образца – с сентября такое свидетельство о прохождении спецкурсов стало обязательным для потенциальных усыновителей.
О том, чему следует научиться будущим приемным родителям и как им справляться с духовными трудностями, порталу «Православие.ру» рассказывает организатор и духовник школы, председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.
– Какие главные знания должны получить потенциальные усыновители? И действительно ли теоретическая подготовка к родительству реально помогает на практике?
– Конечно, нужно познакомить усыновителей с особенностями детей, которые оказались по каким-то причинам вне семьи. Эти особенности, как правило, общие для всех таких детей: сложная психика, отсутствие телесного здоровья, часто отставание в развитии. Обычные критерии педагогики к этим детям не применимы. Поскольку все время меняются взрослые, которые живут и занимаются с ребятами в детском доме, у ребенка к ним не возникает устойчивой привязанности, и часто он не умеет любить. Травмированные дети легко переключаются с одного на другое, у них нет какой-то стабильности в жизни… В общем, приемный ребенок – не чистый лист, в его душе уже написаны жизнью разные каракули и даже скверные слова.
Кроме психологии, усыновители должны детально выяснить и юридическую сторону вопроса, чтобы знать и свои права, и права кровных родителей.
Но помимо специальных знаний, главное, чему должны учиться будущие родители, – это умение самим любить таких детей. А для этого нужно постоянное обращение к Источнику любви – к Богу. Через молитву, церковные таинства, чтение Священного Писания и соблюдение заповедей Господь дает нам чувство подлинной любви. У человека должно быть понимание, что воспитание ребенка – это подвиг, силы на который дает только Господь. «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18: 5).
Родители, исполняя слова Христа, должны просить помощи у Того, Кто заповедовал относиться с состраданием и сочувствием к чужому горю, тем более что тут мы имеем дело с детской бедой.
– Какие мотивы чаще всего заставляют задуматься об усыновлении? Как понять, готов ли человек взять на воспитание премного ребенка?
Должны быть нормальные отношения внутри семьи – осознанное стремление иметь детей у всех ее членов. Обязательно согласие мужа, а также кровных детей, если они есть. Одиноких женщин, которые хотят ребенка, мы не рассматриваем в качестве кандидатов в приемные родители. Но, конечно, каждый случай индивидуален, поэтому только духовник конкретной семьи может дать такой совет: брать ребенка или семья еще не готова к этому.
Курсы приемных родителей как раз и нужны, чтобы не скрывать всех трудностей, а честно о них рассказать – а решение остается за семьей. Нужно осознавать, что если в семье есть непонимание, ревность, то все эти проблемы многократно возрастут, если еще появится ребенок из детского дома, который к тому же сразу перетянет все внимание на себя, ведь он не умеет делиться своей любовью и не умеет жить в семье.
Иногда приходится снимать «розовые очки» с родителей, думающих, что ребенок, которого они усыновят, будет теперь до конца жизни благодарен им. Обдуманным решение об усыновлении становится тогда, когда человек понимает, что он идет на подвиг ради ребенка.
Чаще всего трудности не пугают тех, у кого долгое время не получается родить собственных детей. Стремление быть родителем заложено природой в каждом. Несмотря на то, что в наше время люди часто до достижения зрелого и очень зрелого возраста даже и не думают о семье и детях, в результате все равно большинство приходит к такому решению. Но есть и другие случаи, когда люди, уже воспитывающие нескольких детей, понимают, как важно для ребенка жить в семье, и решают взять к себе еще одного – приемного. Бывает, что просто до глубины души трогает чужое горе.
– Когда рождается свой, кровный ребенок, мы, к счастью, не можем выбирать, какой у него будет цвет глаз, характер, болезни и т.д., – родителям приходится любить его таким, какой он есть. А вот как выбрать ребенка в детском доме? И допустим ли сам выбор?
– Я думаю, что выбирать приемного ребенка допустимо: нужно увидеть и понять, полюбишь ли ты его, расположится ли твое сердце к нему. Конечно, этот выбор сердца нужно проверить разумом. Трезво оценить, по силам ли твоей семье взять ребенка, если он тяжело болен, например, или уже достаточно взрослый и успел приобрести какие-то очень плохие привычки – изменить кардинальным образом вы ведь его не сможете. Но голос сердца все равно стоит слушать – ведь и Сам Господь может указать, что это именно тот самый твой ребенок. Да еще и самому ребенку вы должны понравиться.
На практике же бывает так, что не вы выбираете из большого количества детей, а вам самим консультанты советуют – не детей подбирают к родителям, а родителей подбирают к детям. Стоит прислушаться и к этим рекомендациям.
– Многие родители жалуются, что и своих-то, кровных детей, даже в раннем возрасте, не удается привести в Церковь. А как быть с детьми из детского дома? Способны ли они, по вашему опыту, жить в воцерковленной семье?
– Зная опыт православных детских домов, могу сказать, что очень большой процент их выпускников затем не уходят из Церкви. Есть случаи, что некоторые выпускницы становятся женами священников.
Не имея в себе страха Божия, нельзя научить ему и своего ребенка. И наоборот, если таинства имеют большое значение для родителя, этот пример передается детям. Самое главное – нам самим постоянно быть со Христом, быть в поисках главного дара, главной цели – стяжания Духа Святого.
И хотя себя мы можем и должны заставлять любить, выполнять заповеди, да и просто рано утром в выходной день встать и пойти в церковь, то ребенка, конечно, силой не заставишь. Тут творческий подход нужен, ведь семейных традиций благочестивой жизни не сохранилось. Каждой семье нужно найти свой путь. Поэтому еще важно общаться с другими семьями, делиться опытом.
– Есть ли продолжение у школы приемных родителей – клуб для уже усыновивших?
То, что сегодня воспринимается многими как некая экзотика: многодетность, усыновление и так далее, – на самом деле естественно и нормально, а ведь этому можно научиться, только имея перед глазами живой пример.
Более того, со временем мы должны прийти к тому, чтобы такие семейные клубы объединились в родительскую ассоциацию и становились реальной общественной силой – могли бы выражать свое мнение по поводу разных опасных тенденций. В конце концов в связи с тем, что меняется законодательство в области социальной защиты детей, эта ассоциация могла бы участвовать в решении вопросов, забирать ли конкретного ребенка из конкретной семьи или нет.
Все-таки, несмотря на все различия и проблемы, с которыми сталкиваются приемные родители, жизнь всех семей развивается по неким общим правилам: есть посты, праздники, общие дела. Родители должны заботиться о воцерковлении ребенка с самого раннего детства, а при том, что многие наши взрослые еще сами мало знают о церковной жизни, им приходится преодолевать много трудностей на этом пути. В этом семьи должны поддерживать друг друга, помогать.
Кстати, поэтому, я считаю, очень желательно, чтобы и в школе приемных родителей занятия вели люди из многодетных семей: родители или их ставшие взрослыми дети. Мы их ищем и приглашаем поделиться опытом – особенно интересно было бы побывать у них дома, послушать какие-то истории из жизни, узнать, как они разрешают разные сложные ситуации. Ведь часто бывает, что даже специалисты-психологи из-за отсутствия собственного опыта семейной жизни не могут до конца понять проблемы подопечных. А после посещения многодетной семьи, в которой есть атмосфера любви, становится понятно, на что нужно равняться и к чему стремиться.
– Преподают ли в православной школе приемных родителей люди с таким опытом?
Но главное, что хотелось бы, – это чтобы те, кто приходят в школу приемных родителей, твердо поняли: без Бога мы не можем ничего, и чтобы они чаще обращались к Нему. Воспитание чужих детей, без преувеличения, подвиг, но важно помнить, что в лице усыновленного ребенка вы можете послужить Христу – Сыну Божиему, Который отдал за нас Свою жизнь и усыновил всех нас Богу. Это тот путь, где будет совсем непросто, но здесь вам будет помогать Сам Господь. «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, – говорит Христос, – ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 29–30).
Справка
Православная школа приемных родителей – одно из направлений работы Центра семейного устройства – проекта православной службы помощи «Милосердие».
Длительность курса – два месяца. Обучение проходит по программе, разработанной Департаментом семейной и молодежной политики города Москвы, с добавлением дополнительных занятий. К стандарту добавляются беседы со священником, общение с родителями, имеющими опыт воспитания приемных детей, и со специалистами по возрастной педагогике. Занятия ведут священники, психологи, юристы, педагоги и другие специалисты. По окончании обучения в школе будущим приемным родителям выдается документ государственного образца.
Выпускники школы, которые взяли на воспитание ребенка из детского дома, в любое время могут обратиться за консультациями в школу, а также посещать встречи Клуба православных родителей. Встречи клуба проходят ежемесячно, на них родители могут поделиться опытом и задать интересующие их вопросы. На встречи приглашают не только тех родителей, которые прошли обучение в школе, но и всех желающих.
Записаться на курсы в православную школу приемных родителей можно по телефону справочной службы «Милосердие»: (495) 972-97-02. Также по этому телефону можно присоединиться к Друзьям милосердия – всем тем, кто не остается равнодушным, когда ближнему нужна помощь.
Приемные родители из Балаганска поделились секретом семейного счастья
Пока силы есть – возьмем еще ребенка!
Взять чужого ребенка в свою семью – непростое решение. Для многих нужен положительный пример других родителей, чтобы пойти на этот шаг. Семья Ларисы и Андрея Саелкиных из поселка Балаганск как раз из таких. Не имея возможности родить собственных ребятишек, они стали приемными родителями для троих малышей и теперь подумывают взять четвертого. Супруги уверены: чужих детей не бывает, и настоящей семья становится лишь тогда, когда все счастливы вместе.
Какая же ты неродная?
Дом Ларисы и Андрея Саелкиных в преддверии праздников напоминает сказочный теремок. Все блестит, переливается, искрится от развешанных повсюду новогодних игрушек и разноцветного дождика. Перепачканные красками ребятишки заканчивают раскрашивать огромное улыбающееся солнце. Папа укрепляет на потолке ярко-голубые фанерные облака, а мама спешно дошивает карнавальные костюмы. Старшая Олеся нынче пожелала быть русской красавицей, Олежка – мушкетером, а младшая Аленка – снежинкой.
– Решили сотворить 3D-эффект своими руками, – улыбается многодетный отец. – Дети попросили, а мы с Ларкой их идею поддержали. Пускай будет. Маленькие были, елку же не поставишь, так мы всю печку тогда изрисовали.
– Они вообще большие выдумщики, – подхватывает Лариса. – У нас весь забор в ограде мультяшными персонажами разрисован. А теперь мы символ года – мышь доделываем. Каркас нам папа из арматуры сварил, я сверху цементом все залила и форму придала. Когда высохнет – раскрасим и нарядим в фартучек – хозяйка же!
Ребятишки тоже спешат похвалиться своими успехами. Десятилетняя Олеся показывает дневник с пятерками, Олежек несет рисунки, а Аленка тащит пухлый альбом с фотографиями.
– Это мы все вместе на великах гоняем, это – в лесу, – объясняет мама, демонстрируя карточку, на которой семья сидит в окружении наполненных доверху корзин. – Нынче продали ягод на 20 тысяч! Брусники было – море! Напали на такое место, что хоть косой коси! А это на подледной рыбалке. Первое место в районном конкурсе заняли. Поймали все вместе 8 кг рыбы, у остальных больше четырех даже не набралось!
– А это вот я маленькая, – истомившись молчанием, робко вставляет Олеся.
– Мы дочку взяли из роддома, когда ей всего пять дней исполнилось, – добавляет мама. – У нее была неполная расщелинка губки. И операцию ей уже сделали.
– Разве вы не скрываете от детей, что они приемные? – вполголоса изумляемся мы.
– А зачем? На чужой роток, как известно, платок не накинешь. Нашлись люди, давным-давно уже все доложили. Помню, прибежала Олеся из школы и плачет: сказали, что я вам неродная! Посадили мы ее рядышком и давай объяснять: тебе хорошо? Тебя любят? Какая же ты неродная? Да и Олежек с Аленкой россказням не очень-то верят. Фотографии же есть, где они совсем маленькие, а других родителей они даже не помнят…
До сих пор только ягодкой называет
Лариса рассказала, что всегда хотела иметь большую семью. Еще на свадьбе загадала, что у них с Андреем будет не меньше трех малышей. Но не случилось. Сколько оба обследований пережили, сколько денег потратили – вспоминать не хочется. Хотели даже на эко решиться, но Андрей в какое-то время не выдержал: хватит мучений. Все равно у нас дети будут! Не свои, так приемные.
О том, как у них появилась Олеся, супруги до сих пор вспоминают с изумлением:
– Очереди ждали долго. А потом, когда брат Андрея женился, мы им свою свадебную куклу одолжили, чтобы машину украсили. Она у нас вроде талисмана была. Вдруг кукла потерялась: пропала, будто и не было никогда, и в этот же день раздался звонок: приходите, мать отказалась от ребенка.
Пока бежали к роддому, говорят, дождь лил, как из ведра, а вышли – радуга в полнеба. Андрей с первых дней дочурку исключительно сам купал.
– Увидел такую розовощекую ягоду и растаял, – смеется Лариса. – До сих пор только ягодкой и называет.
– А после Олеси я появился, правда же, мама? – встревает в разговор Олежка.
Действительно, всего через пару лет решились Саелкины на сына. Взяли малыша в Иркутском доме малютки, но не успели приехать домой, им сообщили, что у того нашлась сестренка. Как разлучишь?
Олежка учится во втором классе, а Алена ходит в детский сад. Уже шьет, читает, а еще уроки брату помогает делать.
– Он ее из садика ждет, чтобы она задачки за него решила, – ябедничает старшая сестра.
– Олежке поначалу очень трудно учеба давалась, – жалуется мама. – Я весь первый класс с ним вместе проучилась. Прибегала с работы – и в школу. Что поделаешь? Мой ребенок!
Что в них с детства заложишь, то и вырастет
На вопрос: не боятся ли супруги пресловутой наследственности, оба отмахиваются:
– Родители Андрея нас в свое время тоже отговаривали: с ума сошли? А мы словно в омут с головой бросились: что будет, то будет. И родные дети бывают с проблемами. Что в них с детства заложишь, то и вырастет. А бабушка с дедушкой теперь сами в них души не чают, подарками заваливают!
– Мы хотели их сразу усыновить, а нам в Иркутске посоветовали: вы зачем детей привилегий лишаете? – растолковывает отец. – Сказали, они же получат потом права на бесплатную учебу, жилье… Ну, мы подумали и согласились. Мало ли как жизнь сложится. Паспорт получат, сами себе нашу фамилию выберут. А коли не захотят – пусть под своей живут.
Прошлый год для семьи Саелкиных выдался счастливым. Они выиграли в областном конкурсе «Почетная семья» поощрительный приз в 50 тыс. рублей и устроили грандиозные каникулы. Сняли на месяц квартиру в Иркутске и каждый день по театрам, музеям и кино бегали.
– Я сама ни разу до этого в театре не бывала, пусть хоть ребятишки на эту красоту посмотрят, – оправдывается многодетная мама. – Чего они видят в нашем поселке? Ни детского парка, ни нормального спортивного зала у нас нет, не говоря о кинотеатре.
Несколько месяцев назад Андрей принял решение стать фермером. Зарегистрировал КФХ и купил бычка с поросятами.
– Начало положено, – пояснил он. – Со временем и коров заведем, и барашков. У меня же ГАЗ-66 есть и старенький комбайн – сам собрал из списанных запчастей. Сено косить будем, может, и сеять начнем. Но главное – дом большой построим.
Деньги на его строительство приемным родителям уже пообещали по госпрограмме от минсельхоза. Содействие в этом, бесхитростно признается Лариса, ей оказал председатель Заксобрания Иркутской области Сергей Сокол.
– Я через социальные сети у него помощи попросила, – рассказывает она. – До этого сколько ни пыталась, ничего не выходило, а тут все сразу раз – и получилось.
А еще, рассказали супруги, они мечтают о четвертом малыше – сынишке.
– Иначе муж с Олежкой бунтуют, что в доме больше женщин, – хохочет Лариса. – Решили: пока молодые, пока силы есть – возьмем!
Показали нам летнюю кухню, переоборудованную в мастерскую, детские подарки, которыми заваливают маму и папу их дочки с сыночком, пушистых любимцев – кота со щенком, и напоследок поделились семейным секретом: всегда делайте только то, что заставляет вас чувствовать себя счастливыми, и будьте с теми, кто заставляет вас улыбаться. Не жалейте о времени, не слушайте чужие мнения и не думайте о том, что может быть потом. Потому что «потом» может не быть вовсе…
Как выбрать ребенка
Многие усыновители считают, что встреча с ребенком является самым сложным этапом всего процесса усыновления. Как бы это грубо не звучало, но «выбор» ребенка действительно очень сложный процесс. Очень важно определить: какой ребенок именно Ваш? Наверное, Вам подскажут Ваши чувства. А кроме этого, необходимо определиться какой у ребенка должен быть пол, темперамент. Каков должен быть возраст, какая внешность. Немаловажным аспектом при выборе ребенка является его состояние здоровья. Поэтому к решению вопроса «как выбрать ребенка» необходимо подходить очень серьезно, ведь от этого зависит вся ваша дальнейшая жизнь и семейное счастье.
Как правило, усыновители выбирают ребенка помладше, поскольку считают, что совсем маленький человечек не знает и не помнит своих настоящих родственников, а пребывание в доме ребенка еще не успело оставить неизгладимый след в душе малыша. Кроме того, усыновление детей в раннем возрасте позволит приемным родителям пройти вместе с малышом все этапы его роста и воспитания, а это, согласитесь, немаловажно.
Адаптация приемного ребенка в семье зависит от его возраста – это факт. И чем ребенок младше, тем процесс адаптации пройдет безболезненней. Выбирая возраст усыновляемого ребенка необходимо подумать также и о некоторых бытовых моментах. Например, если ребенок в возрасте до 3-х лет, то приемные родители имеют право воспользоваться отпуском по уходу за ребенком и всеми другими привилегиями, которые предусматривает российское законодательство. Усыновляя, например, пятилетнего ребенка нужно помнить о том, что в этом возрасте малышу необходимо посещать детский садик, а через год школу. Поэтому, прежде чем усыновить ребенка, необходимо согласовать вопросы с этими учреждениями. Определиться с возрастом усыновляемого ребенка Вам помогут друзья и знакомые, у которых есть дети. Понаблюдайте за поведением детей разных возрастных групп. Это поможет Вам понять с ребенком какого возраста будет проще общаться и устанавливать контакт.
Отдельный вопрос, если усыновителями являются люди, которые потеряли своего собственного ребенка. Здесь важно, чтобы усыновленный малыш не считался заменой своего ребенка. Ведь к новому члену семьи будут предъявляться определенные требования, которых он может просто не оправдать, то есть приемный ребенок не сможет заменить утрату. В таком случае психологи советуют усыновлять ребенка другого пола. Таким образом, у приемных родителей не будет развиваться так называемый синдром «замены».
Внешность является немаловажным при решении вопроса «как выбрать ребенка». Без сомнения, приемные родители хотят, чтобы усыновленный малыш был в чем-то похож на них внешне. Но не стоит сильно заострять на этом внимание. Со временем, сходство появится, ведь и родители, и ребенок общаются друг с другом, при этом развивается похожесть мимики, улыбки, манеры общения и пр.
Важно правильно подойти к выбору ребенка с определенным темпераментом. Если вы спокойные люди, то малыш, который постоянно находится в движении, скорее всего, будет быстро утомлять своих новых родителей. И наоборот, импульсивные люди не совсем совместимы с медлительным ребенком. Как выбрать ребенка исходя из его темперамента? Просто поинтересоваться особенностями поведения малыша в дома ребенка.
Одним из самых важных вопросов при усыновлении является состояние здоровья ребенка. Приемные родители должны обязательно ознакомиться с тем, что написано в медицинской карте ребенка. Ну, а чтобы убедиться в правильности всех поставленных ребенку диагнозов, можно провести независимую медицинскую экспертизу, что разрешено законодательством. Приемным родителям важно знать, что многие заболевания, а также видимая на первый взгляд «отсталость» ребенка в развития могут с легкостью пройти, когда приемный ребенок окажется в любящей его семье.
Все вышеприведенное, так сказать, общие рекомендации. А может быть и так, что посмотрев ребенку в глаза, Вы поймете, что это именно Ваш малыш, и при этом неважно будет каков его возраст, пол и темперамент.
Любовь к приемному ребенку. как найти ее в себе
Любовь. Кто из нас точно знает, откуда и как она появляется?
Любовь. Кто из нас точно знает, откуда и как она появляется? Наверное, никто из смертных. По теории Мишеля Одена любовь матери к своему ребенку возникает в процессе родов и в первые часы после рождения. Исключительно при тесном телесном контакте. Если таковой нарушен — привязанность может не возникнуть никогда. Женщине придется играть лишь «социальную» роль матери — то, что идет от ума, а не от сердца. Как грустно((
Но есть наука, а есть жизнь. И пусть М. Оден и другие ученые исследовали кучу крыс, газелей, обезьян и иных животных. Разве может сравниться животный материнский инстинкт с человеческой материнской любовью — Божьим Даром?? И как согласиться с этой теорией нам — мамам, не рожавшим своих детей??
Да, мы не носили их под сердцем, не испытывали муки родов, не кормили их грудью. Но мы «родили» свою любовь к ним! И роды эти трудные, длительные, выматывающие, требующие огромных сил души.
Ученые говорят, что любовь — это гормоны. «Выдавить» из себя гормоны, избежав физиологического процесса их зарождения — ох, как непросто! Но мы — приемные мамы — справляемся. И любим своих приемных детей, как родных.
Историей о своих «родах» я и хотела бы поделиться. Возможно, мой опыт пригодиться новоиспеченным мамам, родившим своих детей «из сердца».
Конечно, все знают первое правило выбора приемного ребенка — он не должен вызывать отторжения. Вот с этого я и начала. Моя дочь очень понравилась мне в детдоме. Она было улыбчивой и хорошенькой. И совершенно не вызывала отвращения несмотря на вечные зеленые сопли до пояса, обгрызанные до мяса ногти, потные ладошки и ужасный запах изо рта (из-за соплей и гнилых зубов).
Все вышеперечисленное «догнало» меня в период адаптации. А она началась с первого же дня пребывания дома. И вот мой путь обретения любви к дочери. Именно любви. Настоящей. Материнской. Меньшее мной не рассматривалось.
Я понимала, что семья — это место, где все любят друг друга. Поэтому я была готова бороться за свою любовь. Найти ее в себе и закрепить в своем сердце. В первые недели 2-3 я просто «замерла». Никаких мыслей не было в голове, кроме одной: надо ЭТО просто пережить. И такой «анабиоз» помог мне справиться с самыми тяжелыми неделями нашей совместной жизни. Я не насиловала себя, просто отпустила и плыла по течению: готовила, убирала, ходила за покупками. Когда хотелось плакать — плакала (хотелось почти все время). А когда можно было сесть-передохнуть, я без конца играла в детскую компьютерную игру сына. Игру, где требуется исключительное внимание и реакция.
И ни одной лишней мысли в голове. Спать я ложилась, когда сон буквально валил меня с ног — только чтоб не думать. И такая тактика помогла — меня немного отпустило чувство отчаяния и тоски.
Вот теперь пришел черед действовать.
Действие 1.
Фильм «Влюблен по собственному желанию»: «Что же в ней все-таки хорошего? Для начала надо за что-то зацепиться». Я долго думала над этим вопросом. И зацепилась — за красоту. Дочка у меня красавица (на мой взгляд, конечно). И я стала ее еще больше украшать. Наряжать. Делать прически. Дочь, бывало, по часу дефилировала туда-сюда по комнате, меняя наряды. Я ею любовалась. Она была счастлива от внимания и восторгов. Это был первый шаг.
Действие 2.
М. Оден (опираясь на многочисленные исследования других ученых): «Материнская привязанность возникает в процессе родов и в первые часы после них. При тесном телесном контакте». Да, у нас с дочерью не было никакого телесного контакта 5,5 лет. Что ж поделать: Лучше поздно, чем никогда. Значит, будем начинать сейчас. Ой, как же это не просто. Как мне было неловко и неприятно даже обнять ее((( И тут тоже я решила себя не насиловать. Не хочется обнимать, значит заменим другими видами телесного контакта. Я стала ее купать! Каждый день по часу, а то и больше. В доме ребенка детей купали один раз в неделю. Голову мыли крайне редко — острым бруском хозяйственного мыла. Так что дочурка готова была часами сидеть в ванной, плескаться и перебирать бутылочки с детскими моющими средствами. Я ее вытирала, одевала, как маленькую, сушила волосы феном, расчесывала, заплетала косы, мазала кремом. И буквально через пару недель мы сменили длительное совместное купание на обычные ежедневные водные процедуры. И я смогла спокойно ее обнимать и целовать. Более того, мне с каждым днем становилось все более приятно это делать.
Также был неприятный для меня момент — влажные ладони. Понятно, что у матери родного ребенка это может вызвать только умиление. Но у нас же был особый случай. И снова я применила свою уже обычную тактику «не насилуй себя — заменяй». И мы стали ходить с дочкой не за руку, а под руку. Я шутила, что мы ходим как две барышни. Дочери это очень нравилось, а мне помогло преодолеть очередной барьер. Уже очень скоро любые дочкины ладошки были мне приятны. И «как барышни» мы ходим теперь только ради веселья.
Действие 3.
М.Оден: «Узнавание с помощью обоняния является частью привязанности матери и ребенка». Действительно, запах своего ребенка — одно из самых сильных ощущений материнства. Я стала использовать дочкино мыло, шампунь и детский крем — чтоб мы пахли одинаково. Также купила нам одинаковые гигиенические помады. Опрыскивала ее вещи своими духами. Все эти нехитрые действия действительно помогли нам сблизиться.
Действие 4.
У.Шекспир: «Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданья к ним». Дочери очень нравилась история о том, как я нашла ее по интернету и как долго и трудно я ее «забирала» домой. Она просила рассказывать эту историю снова и снова. Каждый раз требуя все больше «кровавых» подробностей: тяжело ли мне было ездить; сильно ли я мерзла; горько ли я плакала, когда что-то не получалось; много ли документов я собирала и т.д.
Видя, что дочери важны мои страдания в этот момент, я каждый раз пересказывала эту историю, приписывая себе все больше трудностей (часто просто выдуманных). Дочь расцветала на глазах. Как важно было для нее то, что кто-то боролся за ее счастье. Ведь родная мама просто отвезла ее в детдом и там оставила. И я тоже потихоньку начинала верить в свои «страдания», хотя на самом деле на этапе усыновления трудности воспринимались как должное. И это тоже было моей очередной ниточкой к материнской любви. Ведь как говорят, мы любим то, что нам досталось с трудом. Возможно, дочь, таким образом, помогла мне это осознать. Кто знает?
Да, непросто рождалась любовь. Но ведь никто и не обещал легких путей!
И какой сильный урок «безусловной любви» мне преподал мой собственный пятилетний сын. Он первый принял сестру как родную. Просто как факт: есть сестра, надо ее любить. И он любит ее. Жалеет. Понимает. Принимает такой, какая она есть. И она отвечает ему взаимностью. Разлучить их невозможно. И я старалась следовать примеру своего 5-летноего сына. Применять всевозможные тактики и стратегии для помощи, но главное — научиться видеть в дочери просто ребенка. Своего ребенка. И хоть и не сразу, и не легко, но ЛЮБОВЬ пришла. Маленькими шажками, тоненькими росточками.
Самое главное — взрастить эти первые ростки. А дальше — удобрять их, холить и лелеять. И после всех трудностей ждет большая награда. Потому что нет большего счастья для мамы, чем ее ребенок. Любимый, родной ребенок.
Церковь и православные священники об усыновлении и опеке детей
Верующие люди знают, что бесплодие — это наказание, в древности это был позор для женщины. Получается, что семейная пара должна в покорности нести свой крест за грехи предков. Как тогда относиться к приемным детям? Это бунт против Бога или милосердие? Совместимы ли понятия усыновление и православие с точки зрения Церкви?
Церковь: за или против усыновления
Власти на официальном уровне давно легализовали практику усыновления детей-сирот или тех, кого бросили родители. Церковь относится к усыновлению, как к акту милосердия, а это — богоугодное дело. У христиан усыновление и православие являются понятиями, которые не противоречат один другому.
По законам Церкви дитя, оставшееся без родителей, независимо от причин, может быть усыновлено семейной парой или отдельным человеком, мужчиной или женщиной. Христианство практикует основой усыновления считать равные права как родных, так и приемных детей. Для новой семьи они уже не воспитанники, коими являлись в детском доме, а родные люди.
О воспитании детей:
Если приемыш не был крещен до усыновления, то Церковь рекомендует окрестить его сразу после оформления бумаг. Смыслом усыновить приемного маленького человека в христианстве является желание родителей окружить приемное чадо родительским теплом, стать полностью родной семьей, а не заменой прошлой жизни. В христианской семье кровное родство для приемных малышей теряет свою важность.
Легко любить родного малыша, а отдать свое сердце — дело, угодное Богу. Господь выступает за полноту семьи, усыновление подарит одиноким родителям особое счастье.
Сам Патриарх призвал людей, имеющих возможность помочь сиротам и обездоленным, взять на воспитание брошенных судьбой детей.
Патриарх подчеркнул, что для России огромным позором и грехом являются:
- 4 миллиона женщин, ежегодно убиваюших своих детей еще в чреве;
- 1 миллион сирот.
Такого беспредела греха, за который придется расплачиваться всей нации, не было даже после войны. Люди стали жить лучше, но мир не наполнился милосердием и добротой.
Патриарх подчеркнул, что брошенные дети являются плотью от плоти всего русского народа, и забота о них — под защитой Всевышнего.
Возможно, что сироты несут крест за проклятие своего рода, но эту ношу могут с ними разделить приемные родители, как Симон нес крест Христа. (Луки 23:26)
Сиротство — крест для детей и приемных родителей, но это ноша для Иисуса, за Иисуса, который говорил, что посещая больных в больницах, осужденных в тюрьмах, этим служим Ему (Матв.25:35)
Многие подростки детских домов, которым не было даровано счастье жить в приемных семьях, после выпуска попадают в преступный мир. Церковь предупреждает, что за равнодушное отношение к брошенным детям будет отвечать вся нация, которая на себе почувствует печальные последствия своего эгоизма через 25-30 лет.
Совет! Церковь советует начать доброе дело с консультации духовного наставника и благословения священника.
Как выбрать ребенка для усыновления
Будущие родители обращают внимание при выборе будущего приемного сына или дочери в первую очередь на пол, затем на внешность, а потом уже могут поинтересоваться здоровьем, но мало кого заботит наследственность.
Ошибаются те папы и мамы, которые надеются, что, взявши малютку прямо с роддома, они воспитают его по своим жизненным принципам.
Психологи, богословы, педагоги, занимавшиеся вопросом наследственности, пришли к выводу, что на многих воспитанниках детских домов лежит первородных грех, который передается из поколения в поколение.
Сироты из детских домов отличаются от обычных детей. Здесь недостаточно проявить любовь и ласку, в некоторых случаях приемным родителям придется встретиться с множеством проблем:
- искаженная психофизическая природа;
- несформированная внутренняя структура личности;
- нарушение норм поведения.
Обычную болезнь можно вылечить, но при повреждении духовной и душевной природы очень часто взрослые люди возвращают подопечного обратно. При этом сердечная рана наносится сироте, несостоявшимся родителям, духовному наставнику, друзьям, знакомым, учителям.
Спешите медленно. Этим детям мало дать только любовь, питание и обеспечение, их надо понять, «влезть в детскую шкуру», завоевать человеческое доверие, которое не купишь за деньги, приручить и приучить постепенно к порядку жизни, царящему в приемной семье.
Многие духовные наставники советуют не спешить с усыновлением, а временно оформить опеку над подопечным, поместив его в государственное учреждение, будь то училище или интернат, где действует строгий распорядок. Самонадеянность на свою любовь и желание поскорее обрести радость материнства или отцовства часто приводит к развалу семьи, не перенесшей тяжести воспитания трудного подростка.
Любящие наставники, опытные педагоги за короткое время смогут подготовить маленького человека к жизни в нормальной семье. Нельзя впадать в заблуждение, что приемный малыш вырастет и отблагодарит своих воспитателей.
Выросшие в антисоциальной среде, дети будут скучать по своим родственникам. Они обязательно найдут что-то положительное в своей прежней жизни и отрицательное в настоящей семье. К этому надо быть готовыми.
Советы от священника
Исходя из приобретенного опыта, христианский психолог, священник советует:
- не брать в семью, где уже есть дети, приемыша возрастом старше родных отпрысков, чтобы воспитанное в другой среде чадо не подавляло всех остальных;
- несколько детей усыновлять сложнее, опыт показывает, что двое — уже система, инородная вашей семье, поэтому соединение будет проходить труднее;
- рекомендуется усыновлять детей с других регионов, чтобы родственники не жили с усыновителями в одном населенном пункте;
- маленького человека переделать трудно, и, безусловно, здесь гнев и злость — плохие помощники, напряженная эмоциональная атмосфера не способствует взаимопониманию, поэтому надо молиться Архангелу Гавриилу, чтобы помог принять правильное решение;
- слушайте свое сердце, какой человечек затронет сердце, тот и ваш.
О, святый великий архангеле Гаврииле, Божию Престолу предстояй и озарением от Божественного света осиянный, ведением же непостижимых тайн о превечней премудрости Его просвещенный! Всеусердно молю тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных, и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих. О, святый великий Гаврииле архангеле! Не презри мене грешнаго, молящегося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святого Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь.
Школы для приемных родителей
Семейная пара, которой Бог не дал кровное дитя, ничего не знает о психологии, физическом и моральном развитии маленького человека. Усыновители даже не подозревают какие проблемы адаптации малышей, а особенно подростков в приемных семьях, могут встретиться им на этом нелегком пути.
Очень часто, когда розовый дым ожиданий счастливого отцовства развеется, приемышей возвращают обратно. Чтобы этого не случилось, церковь и опекунские отделы советуют усыновителям пройти обучение в школах, центрах, на тренингах будущих родителей.
Во время обучения слушатели смогут:
- оценить, насколько они психологически готовы к такому шагу;
- определиться в чувствах;
- подготовиться морально и практически;
- получить знания для формирования полноценной семьи.
Специализированные школы открыты как для уже имеющих приемных детей родителей, так и потенциальных усыновителей. На занятиях можно получить ответы на вопросы и получить консультации у опытных юристов, педагогов, психологов и врачей.
Важно! Главная задача школ для усыновителей — научить любить любовью Иисуса Христа, Источника Живой Жизни.
Подлинную любовь можно приобрести через познание Библии и Святых Писаний, постоянную молитву и Таинства Церкви.
Воспитание приемного ребенка: нюансы, о которых стоит знать
Удручает то, что количество брошенных детей растет год от года. Но стоит гордиться теми семьями, которые решили взять ребенка из детского дома. В большинстве своем, это те люди, которые не стремятся получить пособие на приемного ребенка, они любят детей и хотят им дать частичку тепла и любви.
Если люди берут младенца из детского дома, они воспитывают его, как родное дитя. Есть случаи, когда эти дети так и не узнают, что они не родня по крови. Но, как правильно воспитывать ребенка, которого забирают из приюта в том возрасте, когда он уже понимает, что у него не было мамы и папы, а теперь появились? Вы обсудили в семье возможные варианты развития, и готовы считаться с характером и поступками нового члена семьи. Вы готовы к тому, что в дом придет человек со своими привычками, вкусами и интересами. Теперь стоит узнать о некоторых проблемах, способных возникнуть в процессе воспитания приемного ребенка.
Приемные дети в семье — особенности воспитания
Вы уверены, что рассчитали силы, и их хватит на то, чтобы взять в семью приемного ребенка и растить его, как родного? Ведь, это не вещь, которую можно вернуть в магазин, если она вас не устроила по каким-то параметрам. Детям свойственно непослушание, капризы, истерики и слезы. И это касается не только детей из приюта, все ребятишки одинаковые. Главное, о чем нужно помнить – если вы не справитесь с, взятыми на себя обязательствами, и вернете малыша в приют, вы посеете в его душе неприязнь и ненависть к людям. Он окончательно разочаруется в себе, жизни и окружающих людях. Ведь, следом за предательством родных мамы и папы, последовал «удар» от приемных родителей.
Есть несколько правил, следуя которым, можно понять – насколько правильное решение вы принимаете, принимая в свою семью ребенка-сироту.
Общение
Вы должны знать, что представляет из себя тот ребенок, которого вы выбрали из всех детей детдома. Поговорите с воспитателями, нянечками и учителями. Уделите ребенку максимум свободного времени, которое у вас есть в запасе. На поведение самого ребенка полагаться в этом вопросе нельзя. Ведь каждый из тех малышей, которые живут в приюте, страстно мечтает обрести маму и папу. Ребенок будет «из кожи вон лезть», чтобы показать себя только с самой лучшей стороны. Не позволяйте себе принимать импульсивное решение, потратьте на общение с малышом не менее месяца.
После того, как ребенок уже оказался дома, волна эйфории от счастья оказаться в семье, захлестывает его с новой силой. В приемной семье дети сироты адаптируются долго. Это же можно сказать и о родителях, которые привыкают к своему «новому» взрослому ребенку. Он может называть вас мамой и папой с момента знакомства, но это не значит, что он привык к вам. Ему очень хочется не расстроить взрослых и еще больше понравиться вам. Ребенок проявляет максимум активности и доброжелательности, он ждет, что его похвалят и обратят на него внимание.
Адаптация
Приступ эйфории мало-помалу пройдет, и останутся будни. Нужно будет жить дальше, искать точки соприкосновения и взаимопонимания в новой семье. Следующим этапом в поведении приемного ребенка становится отрицание и противоречие. Он выражает недовольство, капризами старается добиться поблажек и всячески показывает свой характер. Почему? Ответ – ему важно знать границы дозволенного в этой семье. Здесь уместна фраза Карлсона: «Спокойствие! Только спокойствие!» Так вы сохраните в порядке нервную систему всех членов семьи и саму семью. Целенаправленно и методично объясняйте ребенку, что он поступает неправильно. Приводите примеры того, как нужно себя вести. Не скандальте, и не кричите! Однако не позволяйте собой манипулировать и потакать его прихотям. Некоторые родители, отчаявшись справиться с подобным поведением, доводят себя до депрессии. Никогда, даже в моменты отчаяния, не напоминайте ребенку о том, что он обязан вам, как приемным родителям. Что, если бы не вы, он сейчас был в детском доме. Рано или поздно, вам станет стыдно за свою слабость, а ребенок возненавидит вас.
Как долго продлится этот период, не знает никто. Все зависит только от вас и вашего терпения. Следующий период в воспитании приемного ребенка – вознаграждение за ваши нервы и обиды!
Воспитание приемного ребенка в семье начинается с этих основных периодов. Они проходят долго и мучительно. Общее время адаптации и привыкания обеих сторон друг к другу может продлиться до 5 лет. Чтобы сохранить семью, запаситесь массой терпения и любви.
Приемные дети – проблемные дети
Если ребенок, который рожден в семье, бывает неуправляемым, то приемные дети, которые еще не знакомы с порядками и законами вашей семьи, доставят некоторые проблемы. Зная заранее, что вам предстоит пережить, можно подготовиться к проблемам заранее.
Еще до усыновления ребенка, решите между собой, станете вы ему в будущем сообщать, что он приемный. Если вы считаете, что малыш никогда не должен узнать о том, что он вам не родной, сделайте так, чтобы эта информация не пришла к нему со стороны. Одно дело, если он услышит это от вас, другое – от чужих людей. Он решит, что вы ему всю жизнь врали, а теперь предали. Логике это утверждение не поддается никакой, но, как правило, именно так и утверждают приемные дети.
Когда вы берете в семью ребенка, который помнит своих биологических родителей, возникают серьезные трудности, связанные с тем, что малыш постоянно проводит параллель между вами и его мамой и папой. В сравнении двух семей, первая будет для него самой лучшей. Даже если его родители запойные алкоголики, которые били и обижали его, они будут окутаны в воспоминаниях ребенка ореолом любви и тоски. Готовьтесь к такому повороту событий. «Закрывайте глаза» на эти высказывания и сравнения. Иначе, доказывая обратное, вы только восстановите против себя ребенка.
Стереотипы по отношению к детям из детдома – это отвратительно. Но, в большинстве случаев, лишенные самого необходимого, эти ребята замечены в воровстве. Как только вы доподлинно узнали, что ребенок украл у вас из кармана, в магазине, у одноклассника или сестры, принимайте меры! Неважно что, и в каком количестве он взял. Главное – он позарился на чужое. Разговаривайте с ребенком, выявите причину его поступка. Обеспечьте его всем необходимым, только не переусердствуйте, чтобы не избаловать.
Если в доме есть другие дети, объясните приемному ребенку, что в семье многое не так, как в детском доме. Если там было принято, что все вещи общие и не имеют одного хозяина, то здесь у каждого члена семьи свои вещи, которые можно брать только с разрешения хозяина. Постарайтесь не обидеть ребенка этим утверждением, пройдет время, и он привыкнет к этому.
Рекомендации приемным родителям
В семье растет родной ребенок, который знает вас с рождения, привык к установленным в доме порядкам. Для него ваша любовь и забота – привычное дело, для этого не нужно ничего делать и доказывать, что он хороший. С приемным малышом все происходит по-другому. Поэтому нужно знать то, чего ждет от вас ребенок, которого вы забрали из приюта.
Ребенок должен быть уверен в том, что вы любите его в любом случае. Чувство не зависит ни от каких обстоятельств. Вам неважно, что он плохо учится или наступил на хвост коту. Вы должны любить ребенка не за достоинства или недостатки, а за то, что он есть на этом свете и он рядом с вами.
Дайте понять ребенку, что вы уважаете каждое его решение. Он достоин уважения, как человек, как личность. Это позволит ребенку приобрести уверенность и уважение к себе.
Не делайте так, чтобы ребенок вас боялся. Чувство страха – не то чувство, которое порождает любовь и уважение.
Внимание по отношению к ребенку должно быть всегда пристальным. Вы должны знать, что с ним происходит, что беспокоит и тревожит его. Это позволит вовремя принять меры и избежать неприятностей в будущем.
Тем, кто хочет взять ребенка из детского дома, но сомневается, нужно найти приемных родителей с большим стажем. Поговорите с ними, расскажите о том, что останавливает и страшит вас в вопросе приемного ребенка. Советы тех, кто воспитывает приемных детей, сводятся к следующим позициям:
- Учитесь у тех, кто уже прошел трудный путь воспитания приемных детей;
- Не теряйте чувство юмора даже в сложных ситуациях;
- Вера во Всевышнего и его законы спасают от отчаяния и помогают найти выход;
- Любите приемного ребенка больше, чем самих себя.
Пути решения социальных проблем приемных детей
Поэтому нужно знать стандартные ситуации и пути разрешения конфликтов.
Страх
Ребенок, который всю жизнь провел в обществе таких же обездоленных детей, имеет массу страхов. Они объясняются тем, что малыш всегда был предоставлен самому себе. Ему никто ничего не объяснял, не разговаривал с ним, и не решал его проблемы. Поэтому не «воюйте» со страхами малыша с первых дней. Сначала определите причину боязни, ее истоки. Действуйте поэтапно – сначала заручитесь доверием малыша, дайте ему возможность поведать о своей боязни, а потом вместе решайте эту проблему.
Учеба
Привыкший жить среди людей, которые знают его возможности и способности, появляясь в новом коллективе, ребенок становится изгоем. Ведь дети жестоки, их не волнуют истинные мотивы того, почему одноклассник не хочет с ними общаться. Они отрицают его присутствие, и стараются «насолить». Может быть, причина того, что ребенок плохо учится в нежелании учиться и идти в школу.
Заинтересуйте ребенка в познании нового. Мотивируйте к учебе. Двойки исправляются пятерками, которые дети получают, как только почувствуют силы и поймут, что получать знания – это интересно.
Деньги
Приемным детям, нужно обязательно объяснять, что такое деньги. Необходимо дать точную формулировку того, как ими пользоваться, и какие блага можно получить, если рационально использовать средства. Давайте ребенку некоторую сумму денег раз в неделю. Вместе с ним определите материальные блага, которые он желает получить. В зависимости от того, что малыш задумал купить, поставьте цель. Объясните ребенку, что если он хочет приобрести велосипед, то транжиря всю сумму, которую вы выдаете ему регулярно, он не придет к своей цели. Распределите карманные средства ребенка следующим образом:
- Школьные завтраки;
- Проезд до школы и обратно;
- Расходы на кино и попкорн;
- Сумма, которую нужно отложить, чтобы купить велосипед.
Если вы задумываетесь над тем, чтобы взять ребенка из приюта или детского дома, подготовьтесь морально заранее к тому, что с этого момента ваша жизнь изменится. Терпение и любовь помогут вам в этом благородном деле.
Как вам статья?