- Как ребенку улучшить память?
- Упражнение «Таблица Шульте»
- Упражнение «Пять спичек»
- Упражнение «Что вокруг»
- Упражнение «Спидкубинг»
- Упражнение «Чертоги разума»
- Шпаргалка: что ещё полезно для памяти
- Советы родителям «10 простых способов улучшить память ребенка»
- Как развить память у ребенка
- Виды памяти, которые необходимо развивать
- Что влияет на качество памяти?
- Специальные упражнения
- Полезные советы
- Список использованной литературы
- Как ребенку улучшить память?
- Почему у ребенка плохая память?
- Какие методы помогут развить память?
- На что надо обратить внимание?
- Как развить память у ребенка
- Как устроена память человека
- Общие рекомендации по развитию памяти у детей
- Рассказ о прошедшем дне
- Чтение и пересказ
- Изучение иностранного языка
- Занятия спортом
- Правильный рацион
- Специализированные методики
- Как развивать память у ребенка до 2 лет
- Тренировка памяти у детей 2-6 лет
- Игра в слова
- Поиск различий
- Покупки
- Как улучшить память ребенку 6-12 лет
- Запоминание предметов
- Поиск отличий
- Сравнение списков
- Как развить память и внимательность ребенка
- Почему важно начинать упражнения с раннего возраста?
- Виды мозговой деятельности у ребенка
- Зрительная
- Двигательная
- Тактильная
- Методики развития памяти у детей
- Методика Глена Домана
- Методика Монтессори
- Упражнения
- Народные средства, которые улучшат память
- Массаж мозга
- Питание
- Клевер
- Свежие сосновые почки
- Девясил
- Кора рябины
- Черника
- Имбирь
- Шалфей
- Золотая вода
Как ребенку улучшить память?
Возраст: от 5 лет
Что развивает: память, образное мышление.
Выпишите на лист бумаги цифры от 0 до 9. Попросите ребёнка придумать ассоциации к каждой цифре. Например, 8 — снеговик, 6 — дедушка, 1 — крючок, 9 — бабушка.
Потренируйте каждую ассоциацию. Называйте ребёнку цифру, а он в ответ — свою ассоциацию. Важно привязать образ к каждой цифре.
Затем называйте по несколько цифр сразу. А ребёнок должен сложить образы каждой цифры в ситуацию. Например, 861 — снеговик в виде дедушки попался на крючок. Чем абсурдней и ярче ситуация, тем лучше.
А затем подключайте даты жизни известных личностей или важных исторических событий. Например, 988 — крещение Руси, а значит, бабушка танцует с двумя снеговиками.
Упражнение «Таблица Шульте»
Возраст: от 7 лет
Что развивает: периферическое зрение, наблюдательность и внимательность.
Упражнение для развития памяти «Таблица Шульте» — это таблица из квадратов, в которые в случайном порядке занесены цифры от 1 до 25. Нужно взглядом по порядку находить и собирать цифры. Чем быстрее ребёнок справится, тем лучше.
Таблицы можно составлять для ребёнка самостоятельно — просто расчертить лист бумаги — или скачать наш вариант.
Упражнение «Пять спичек»
Возраст: от 7 лет
Что развивает: внимательность, образное мышление.
Для этой игры для развития памяти понадобятся десять спичек и две разные поверхности. Например, обеденный стол в кухне и столешница около плиты.
Ребёнок должен взять пять спичек и бросить их на стол случайным образом. Затем запомнить, как легли все спички, отвернуться к другой поверхности и воспроизвести картинку при помощи оставшихся пяти спичек.
Упражнение «Что вокруг»
Возраст: от 5 лет
Что развивает: внимательность.
Для развития памяти и внимания у детей нужно научить ребёнка подмечать детали. Попросите его закрыть глаза и перечислить всё, что находится в комнате, — расположение мебели, элементы декора, оттенок ковра. Спросите, какой цвет волос или глаз был у учительницы. Или сколько раз по дороге в магазин встретилась кошка. Наблюдательность — это ещё и крутой социальный навык.
Упражнение «Спидкубинг»
Возраст: от 7 лет
Что развивает: стратегическое мышление, мелкую моторику, реакцию.
Спидкубинг — это сборка кубика Рубика на скорость. Такую тренировку на развитие памяти использует Дима Якинто, ученик домашней онлайн-школы «Фоксфорда». При сборке необходимо просчитывать последовательность действий и запоминать алгоритмы. Новички держат в голове около восьми комбинаций, профессионалы — до 200. Стихи и школьные формулы после кубика Рубика — просто легкотня.
Упражнение «Чертоги разума»
Возраст: от 7 лет
Что развивает: образное мышление, внимательность, логику.
Эту мнемотехническую методику развития памяти у детей использовали даже Цицерон и Шерлок Холмс.
Предложите ребёнку представить знакомое пространство — например, дом. Задача — мысленно прогуляться по комнатам и разложить информацию, которую необходимо запомнить, в определённые места. Нужно выбрать несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложить между ними маршрут. К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку.
Воспроизвести материал будет легче, если представлять, как идёшь по комнатам, в какой последовательности и куда заглядываешь. Количество информации, которую ребёнок сможет запомнить, зависит от размера локации и тренированности.
Шпаргалка: что ещё полезно для памяти
Чтобы получить максимальный результат, нужно следовать методикам развития памяти у детей и придерживаться общих рекомендаций:
- Предложите ребёнку читать вслух, когда нужно что-то выучить. Это помогает сосредоточиться на материале и запомнить его. Чтение вслух должно быть выразительным и эмоциональным. Через эмоции память работает гораздо лучше.
- Следите за сном ребёнка. Согласно некоторым исследованиям канадских и американских учёных, одна из особенностей развития памяти у детей — при недосыпе работа мозга может ухудшаться. Если часто не высыпаться, информация влетает в одно ухо и вылетает из другого.
- Посоветуйте ребёнку задействовать руку, которая не является основной. Например, правши могут начать чистить зубы левой рукой. Левши — взять ложку в правую. Лишь небольшой процент населения земного шара одинаково владеет обеими руками, а это отличная тренировка мозга.
Советы родителям «10 простых способов улучшить память ребенка»
Наталья Янгулова
Советы родителям «10 простых способов улучшить память ребенка»
Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться. Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель.
Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.
Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.
Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка
Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.
Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.
Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т. д.
Способ 2. Читайте с ребенком книги
Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.
Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.
Способ 3. Играйте с ребенком в слова
Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т. д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их.
Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.
Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка
Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.
Способ 5. Освойте метод Цицерона
Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.
Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул.Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.
Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций
Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.
Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык
Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.
Способ 8. Отдайте ребенка на спорт
Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.
Способ 9. Приучите малыша напрягать память
Самым простым способом развития памяти является тренировка. Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.
Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.
Также интересно: Как улучшить память — простые рекомендации восточной медицины
Нужные книги: что почитать детям от 10 до 13 лет
Способ 10. Составьте правильный рацион питания
Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.
Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:
– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка.
Консультация «10 способов улучшить память ребёнка» Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Однако существуют несложные способы, при помощи которых.
Советы родителям гиперактивного ребенка Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.
Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям (законным представителям) «Адаптация ребенка к детскому саду. Советы родителям (законным представителям)» Уважаемые родители, думаю, вы согласитесь с тем, что подсчитать.
Консультация для родителей «Советы родителям гиперактивного ребенка» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте разграничим эти понятия. Активный.
Некоторые советы родителям будущих первоклассников по обучению чтению ребенка 5–6 лет Ваш малыш подрос. С волнением думаете о новой ступени в его жизни. Начинаете готовить ребенка к школе, в том числе учить его читать. И у.
Советы родителям по сохранению здоровья ребенка Советы родителям Как испортить здоровье с детства: вредные советы Даже самые любящие родители, заботясь о детях, допускают ошибки. Мы собрали.
Советы родителям гиперактивного ребенка. Как определить, имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью Активный ребенок: — Большую часть дня «не сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать.
Советы родителям «Как научить ребенка любить книги» В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. Им на смену всё чаще и чаще приходят компьютеры и телевизоры. Книги.
Советы родителям по организации двигательной активности ребенка Движение-это жизнь. Именно движение делает ребенка выносливым, ловким, сообразительным. Но очень часто родителей раздражает и утомляет чрезмерная.
Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка Советы родителям о музыкальном воспитании ребенка Музыка создает необходимый энергичный фон для ребенка, помогает ребенку почувствовать.
Как развить память у ребенка
Память – ценная когнитивная функция мозга, без которой невозможно познавать мир, развиваться и осознавать себя полноценной личностью. Чем лучше она развита, тем выше успехи человека в жизни. Особо важную роль эта способность мозга играет в детстве, когда человек интенсивно обучается, познает мир [1].
Критический период для ребенка наступает с момента поступления в школу. В начальной школе, тренировка памяти у детей 7-8 лет – важнейший элемент воспитания и развития. Уделять этому внимание родителям нужно ежедневно. Рассмотрим с позиций педагогов и нейропсихолога, что развивает память у детей. Используя эти методы и приемы, можно не только поддержать первоначальный уровень, но и укрепить навык запоминания.
Виды памяти, которые необходимо развивать
Под термином «память» скрывается сложные процессы, с помощью которых человек усваивает информацию. Чтобы добиться результата и избежать ослабления этой функции мозга в будущем, нужно уделять время развитию всех ее сторон.
Разнообразие упражнений для мозга и памяти ребенка впечатляет как раз из-за того, что существует несколько видов памяти:
- Кратковременная, оперативная. С помощью этого механизма, мы в течение 2-30-40 секунд удерживаем в памяти информацию, 5-10 объектов. Уровень ее развития определяется внимательностью ребенка, умение его концентрироваться.
- Долговременная, главное хранилище воспоминаний человека. Отвечает за всю, усвоенную когда-либо информацию.
- Образная, абстрактная. Это способность запоминать образы, создаваемые органами чувств. Чем больше сторон восприятия задействуется при создании образа, тем полнее он будет запечатлен и на дольше запомнится.
- Непроизвольная, спонтанная. Информация запоминается случайно и бессистемно, без стараний со стороны человека. Как правило, не в полном объеме, урывками.
- Произвольная, когда информация запоминается целенаправленно и осознанно. Это процесс, направленный на волевое подчинение сознания и усвоение информации с помощью определенных приемов для достижения заранее поставленной цели.
- Непосредственная, прямая. Запоминание происходит непосредственно воспринятой органами чувств информации: глазами, на слух, на вкус или после ощупывания. Как правило, образ формируется не полностью, цельным удерживается в памяти непродолжительное время.
- Опосредованная, косвенная. Человек запоминает с помощью специальных техник, определенных якорей или систем самоподсказок, ассоциаций, впоследствии помогающих быстро вспомнить необходимые знания. то надежный метод, отлично подходит для детей младшего школьного возраста.
Как развивать память и внимание ребенка у школьника 8 -9 лет зависит от того, какой именно вид запоминания и уровень внимательности ему присущ от природы [2].
Даже если мнестические возможности мозга школьника не очень высоки, можно улучшить результаты с помощью упражнений, тренировок.
Что влияет на качество памяти?
Родители нередко уже в первые годы обучения ребенка в школе сталкиваются с проблемами в учебе. Школьник невнимателен на уроках, не хочет выполнять домашнее задание.
Типичная ситуация, когда вечером ребенок вроде бы учит уроки, но на следующий день приходит с неудовлетворительной оценкой.
Корень проблемы не всегда лежит в лени или неспособности ученика. Суть в необходимости активного развития памяти у детей 7-8 и 10 лет.
Понять, что у школьника проблемы с запоминанием, несложно. Понаблюдайте за ним и поищите косвенные признаки:
- ребенок активно общается с сверстниками, имеет друзей, но не рассказывает о них подробности;
- вызывают сложности прямые ответы на вопросы взрослых;
- выражена невнимательность не только в учебе, но и повседневной жизни;
- сложность вызывают задания и игры, где требуется запоминать и пересказывать информацию через время;
- не получается следовать озвученным инструкциям к заданию или правилам в игре;
- не может подробно рассказать, как прошел день;
- отказывается решать сложные задачи или примеры по пройденным 2-3 дня назад темам, не проявляет интереса к учебе.
Привести к такому явлению как слабая память у школьника, могут несколько факторов [3]:
- недостаток питательных элементов в ежедневном рационе;
- отсутствие тренировки памяти на дошкольном этапе жизни;
- переутомление ребенка из-за чрезмерных умственных и физических нагрузок;
- проблемы со здоровьем, недостаточное снабжение мозга кислородом;
- генетическая предрасположенность, когда у папы и мамы собственная память не совершенна;
- патология беременности, родов и раннего детства – негативные факторы отрицательно влияют на формирование и созревание мозга, приводя к расстройствам запоминания.
Родителям, у детей которых отмечаются проблемы, стоит узнать, какие способы развития памяти у детей существуют, и практиковать их. На фоне системных тренировок, положительные результаты отмечаются уже через 2-4 недели. Заметить успехи можно будет по улучшению успеваемости в учебе.
Разумеется, органические повреждения мозга после травм, эпизодов гипоксии, скорректировать не так просто. Тем более, что у таких деток страдают не только мнестические, но и другие когнитивные способности мозга.
Специальные упражнения
Как конкретно развить память и внимание у ребенка 8, 9 или 10 лет или помочь улучшить долговременную память школьнику 12-13 лет, должен подсказать специалист, который проведет осмотр, оценит интеллектуальные особенности маленького пациента.
Также существуют универсальные упражнения для развития памяти ребенка 8 лет, позволяющие развить когнитивные способности:
- Учите наизусть стихи и песни, начиная с текстов, которые нравятся самому ребенку.
- Используйте ассоциативные методы запоминания. При изучении нового материала, подбирайте аналогии, понятные и привычные для ребенка.
- Регулярно повторяйте с ребенком информацию, которую нужно запомнить. Особенно полезно делать это непосредственно перед сном.
- Играйте в «найди отличия». Можно использовать как похожие картинки с различающимися мелкими деталями, так и создавать игровую ситуацию самостоятельно. Выложите на стол несколько предметов, покажите порядок на несколько секунд ребенку, а затем попросите его отвернуться. Поменяйте вещи местами, уберите или добавьте некоторые. Для победы нужно назвать все изменения.
- Играйте в повторение цифр, заучивайте номера телефонов членов семьи. Отличным тренажером является запоминания ряда цифр и повторение наоборот [4].
- Игра в карточки «найди пару». Переверните рубашкой вверх несколько картинок, переворачивайте за один раунд 2 картинки изображением вверх. Задача играющего запомнить расположение картинок, и находить пары с одинаковыми рисунками.
- Подходят для улучшения памяти детям кинезиологические упражнения. Пусть чистит зубы правой и левой рукой через раз. Или держит расческу поочередно в правой и левой руке. Выполняя повседневные вещи не ведущей рукой, мы ставим перед мозгом необычную задачу и развиваем связи между полушариями.
Даже спрашивая вечером о том, как прошел день, и выслушивая подробный рассказ, мы развиваем память у детей. Формируем навыки вербального общения, развиваем ассоциативное мышление.
Поэтому очень важно общаться с ребенком, давая ему высказываться, интересуясь его мнением по разным вопросам.
Полезные советы
Для развития способностей важны не только занятия для развития памяти у детей, но и сбалансированный ритм жизни. Психологи и врачи дают родителям советы, благодаря которым результат от упражнений будет выше:
- Обеспечьте полноценный рацион с учетом продуктов, необходимых для развития мозга и укрепления памяти. Если по каким-то причинам невозможно использовать те или иные ингредиенты, подберите подходящий витаминный комплекс, чтобы не возникло недостатка в незаменимых витаминах.
- Установите режим дня с учетом продолжительного и спокойного ночного сна. Ночью мозг отдыхает и набирается сил для дальнейшего функционирования, поэтому режим сна для младших школьников крайне важен.
- Не пренебрегайте спортивными секциями, но и не злоупотребляйте ими. Физические нагрузки в этом возрасте важны. Они помогают мозгу лучше развиваться. Однако, избыток физкультуры, приводит к переутомлению, с отрицательным результатом.
- Гуляйте на свежем воздухе, проветривайте детскую комнату. Достаточное количество кислорода – весомый фактор развития способностей к учебе.
- Избегайте стрессов, но создавайте яркие, эмоционально положительно окрашенные воспоминания.
- Выполняйте упражнения, играйте с развивающие игры систематически. Поддерживайте уровень сложности, наращивайте его по мере необходимости.
- Помогите ребенку освоить дыхательную гимнастику. Она не только помогает отдыхать и насыщать мозг кислородом, но и обучает сдерживать эмоции. Научит владеть собой в кризисной ситуации.
Применяя проверенные практики, нужно учитывать особенности запоминания у конкретного школьника. Лучше, если о том, как тренировать память у ребенка с особенностями развития 6 – 7 лет, родителям расскажут специалисты, после тестирования и уточнения, какая категория памяти требует улучшения [5].
Список использованной литературы
- ^ Gathercole, S E. “The development of memory.” Journal of child psychology and psychiatry, and allied disciplines vol. 39,1 (1998): 3-27.
- ^ Piccardi, Laura et al. “Development of navigational working memory: evidence from 6- to 10-year-old children.” The British journal of developmental psychology vol. 32,2 (2014): 205-17.
- ^ Wang, Qi, and Sami Gülgöz. “New perspectives on childhood memory: introduction to the special issue.” Memory (Hove, England) vol. 27,1 (2019): 1-5.
- ^ Allen, Katie et al. “Working memory predictors of written mathematics in 7- to 8-year-old children.” Quarterly journal of experimental psychology (2006) vol. 73,2 (2020): 239-248.
- ^ Bauer, Patricia J et al. “Neuropsychological assessment of memory in preschoolers.” Neuropsychology review vol. 22,4 (2012): 414-24.
Как ребенку улучшить память?
Память у детей нужно развивать с раннего возраста. Регулярная тренировка памяти не менее важна, чем занятия спортом. Способность ребенка быстро усваивать информацию важна для успешного обучения в школе, высшем учебном заведении.
Почему у ребенка плохая память?
Причин может быть много. Вот основные из них:
• неправильный режим дня – домашние задания, кружки, секции в большом количестве приводят к чрезмерной усталости, раздражительности и в результате страдает память;
• недостаток полезных веществ – дефицит витаминов и минералов негативно отражается не только на состоянии иммунитета, но и на концентрации внимания, работе мозга;
• плохая тренировка памяти – если регулярно не заниматься с ребенком (не учить стихи, не играть в специальные игры), она просто будет неразвита;
• отсутствие интереса – если ребенку неинтересна новая информация, он ее не усвоит.
Как определить, плохая память у малыша или нет? Существуют определенные критерии:
• ребенку тяжело отвечать на вопросы взрослых прямолинейно;
• малыш невнимателен;
• ребенку тяжело следовать инструкциям и требованиям;
• малыш не умеет решать сложные задачи;
• у школьника нет интереса к выполнению домашнего задания;
• есть трудности при выполнении задания, если необходимо пересказывать или запоминать материал.
И, конечно, если ребенок не может запомнить стихотворение, забывает, что сказал учитель, не может пересказать текст, который только что прочитал. И происходит это регулярно, то, естественно, память развита плохо, он рассеян и концентрация внимания плохая.
Какие методы помогут развить память?
Можно играть в разные игры. Вот несколько интересных игр на развитие логики и памяти:
• ассоциации — необходимо выбрать десять слов, которые можно соединить попарно (лето-солнце). После того, как малыш запомнит слова, следует называть одно слово из пары, а ребенок должен вспомнить второе;
• угадайка — необходимо дать ребенку в руки предмет, а он на ощупь с закрытыми глазами должна угадать его;
• сорока — на стол необходимо положить пять игрушек, ребенок должен посмотреть на них. Затем взрослый убирает одну игрушку, пока малыш не видит этого. Ребенок должен назвать, что пропало;
• магазин — надо составить список из десяти продуктов и прочесть его малышу. После ребенок должен назвать взрослому озвученные продукты;
• описать предмет — нужно рассмотреть незнакомый предмет, а затем описать его. Предмет убрать, а через 20 минут снова попросить ребенка его описать;
• взять 3-4 коробки и спрятать пуговицу в одну из них — ребенок должен вспомнить, где лежит пуговица.
Что еще хорошо развивает память? Вот несколько полезных методик:
• учить с малышом стихи и делать определенные движения — например, «наша Таня громко плачет» — показать, как девочка плачет, «уронила в речку мячик» — кинуть вперед мяч;
• собирать пазлы — можно начинать с 4 пазлов, постепенно усложняя;
• заниматься пальчиковой гимнастикой — она помогает развивать не только речь, но и память;
• устраивать несколько пятиминутных зарядок в течение дня — физическая активность способствует отличной работе мозга, а значит, улучшится память, внимание;
• учить скороговорки — они помогают существенно улучшить память;
• учить иностранные языки — этот метод очень полезен;
• больше читать — причем читать то, что хочет ребенок, а затем пересказывать прочитанное;
• правильно составлять меню ребенка — в рационе должны быть продукты, улучшающие работу мозга. Это рыба, горький шоколад, каши, растительное масло, овощи, орехи;
• вызывать интерес — важно, чтобы ребенку было интересно то, что он учит. Иначе он никогда не запомнит новую информацию.
Можно выбрать несколько методик или пробовать все. Важно, чтобы занятия давали результат.
На что надо обратить внимание?
Очень важно, какая память у ребенка развита лучше.
Если ребенок визуал, значит, у него лучше развита зрительная память. В этом случае помогут изображения, схемы, печатные тексты. А вот устную речь такой ребенок будет воспринимать хуже. Поэтому, чтобы развить память визуалу, необходимо каждую устную речь дополнять наглядным материалом.
Если ребенок аудиал, ему проще запоминать информацию, которую он услышит, а не увидит. Поэтому здесь схемы и изображения не будут работать. Лучше все проговаривать. Можно учить стихи, языки, скороговорки, песни. Но говорить нужно четко, коротко и логично.
Ребенок-кинестетик воспринимает информацию через движения, обоняние, осязание. Тут можно учить во время движения – зарядки или игры. Поможет и возможность ощупать предмет, потрогать его, почувствовать аромат предмета.
То есть, к каждому ребенку нужно найти индивидуальный подход. Но это не значит, что нужно развивать лишь одну память. Надо задействовать все, но делать упор именно на ту память, которая развита лучше.
Как развить память у ребенка
По мере взросления ребенку приходится запоминать все больше информации. Если память развита плохо, в школе у ребенка будут проблемы с учебой, а во взрослом возрасте он будет испытывать сложности на работе и в повседневной жизни.
Умение запоминать большие объемы информации можно развить с помощью несложных упражнений. Самое главное – регулярно заниматься с ребенком, лучше всего это делать с раннего возраста.
Содержание:
Как устроена память человека
Память – это способность человека запоминать, хранить и воспроизводить в сознании набор знаний, впечатлений и воспоминаний о событиях жизни. Это сложная система, которая включает множество процессов мозговой деятельности.
По длительности запоминания и количеству данных память делится на две группы:
- кратковременная;
- долгосрочная.
Кратковременная память позволяет нам легко запомнить ограниченный объем информации на короткий промежуток времени (около 30 секунд). Далее обработанная информация забывается или переходит в хранилище долговременной памяти.
В зависимости от восприятия информации выделяют следующие виды памяти:
- образная – способность запомнить увиденное;
- слуховая – аналогично для услышанного;
- моторная – запоминание физических движений;
- словесно-логическая – способность запомнить и затем воспроизвести в нужный момент последовательность услышанных или прочитанных слов;
- эмоциональная – запоминание впечатлений, вызвавших сильные позитивные или негативные эмоции.
Нередко эти виды комбинируются между собой. К примеру, для списывания с доски ребенок использует зрительно-моторную память.
Процесс запоминания бывает:
- непроизвольным – мозг запоминает информацию бесцельно (механически);
- произвольным – сознательное запоминание нужной информации.
У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание. Лучше всего они сохраняют в памяти те предметы и явления, которые их удивили и заинтересовали, а также те, с которыми они активно взаимодействовали.
Произвольная память начинает формироваться к 6-7 годам. Ребенок начинает прилагать волевые усилия для запоминания.
Общие рекомендации по развитию памяти у детей
Для достижения существенных результатов нужно систематически тренировать память. Заниматься надо постоянно, тогда и эффект будет максимальным.
Все занятия по развитию памяти у детей должны проводиться в игровой форме, чтобы не вызвать отторжения.
Рассказ о прошедшем дне
Просите ребенка рассказать, как прошел его день в садике или школе. Это отличный способ тренировки памяти и умения выстраивать хронологию событий.
Вначале задавайте малышу наводящие вопросы – к примеру, какие были занятия, что давали на завтрак и на обед и так далее. Выспрашивайте подробности, чтобы научить запоминать детали вроде цвета платья куклы или одежды подружки. Со временем ребенок научится сам описывать в деталях прошедший день.
Чтение и пересказ
Обязательно читайте малышу сказки и рассказы, после чего просите его пересказать события и выразить свое отношение. Благотворно влияет на память и заучивание наизусть небольших стишков, можно начинать с одного-двух четверостиший.
Когда ребенок научится читать сам, обязательно обсуждайте с ним прочитанное. В процессе рассказа он будет тренировать память, пополнять словарный запас и улучшать коммуникативные навыки.
Изучение иностранного языка
Ученые доказали, что проще и эффективнее всего выучить иностранный язык с детства. Если вы будет заучивать с ребенком 5-7 новых слов в день, это будет еще и отличной тренировкой памяти. Обязательно практикуйте повторения выученного ранее, чтобы слова не забывались.
Занятия спортом
Спортивные упражнения и любая двигательная активность способствуют развитию моторики, а также улучшают снабжение коры головного мозга кислородом. Не обязательно посещать занятия по гимнастике или акробатике. Пусть ребенок будет кататься на велосипеде, освоит ролики, научится плавать.
Правильный рацион
Обязательно давайте ребенку продукты, стимулирующие работу полушарий мозга. Это – лосось и другая жирная рыба, яйца, грецкие орехи, морковь, темно-зеленые овощи, бананы.
Специализированные методики
Чтобы добиться максимального эффекта, развивать память нужно с использованием проверенных методик и упражнений, подобранных в соответствии с возрастом ребенка. Самые популярные из них – методика Глена Домана и метод Монтессори.
Методика Домана рассчитана на детей примерно с 6 месяцев до трех-четырех лет. Суть метода заключается в том, что ребенку показывают изображение с подписью и проговаривают слова. Каждое занятие длится несколько минут, заниматься нужно 3-5 раз в день.
Метод Домана имеет ряд особенностей:
- занятия проводят в комфортной обстановке;
- для обучения используют разнообразный материал;
- занятия «через силу» недопустимы;
- процесс обучения должен быть регулярным и непрерывным;
- занятие прекращают до того, как малыш устанет и начнет капризничать.
Развитие памяти и внимательности по системе Монтессори заключается в том, что родители должны дать ребенку свободу в установленных границах. Это значит, что малыш сам выбирает из имеющихся вариантов игровых упражнений, чем он будет заниматься в данный момент.
Как развивать память у ребенка до 2 лет
Первая память у малыша начинает формироваться примерно с трех-четырех месяцев. Он учится запоминать лица и различать голоса родителей и близких, рассматривает игрушки и окружающие предметы. Обязательно разговаривайте с крохой, называйте предметы и комментируйте свои действия.
В этот период отличные результаты по развитию памяти дает методика Домана. Яркие изображения с озвучиванием позитивно воспринимаются детьми, поэтому знания легко усваиваются.
Тренировка памяти у детей 2-6 лет
Это период активного формирования и развития памяти, дети становятся «почемучками» – им интересно и любопытно все, что их окружает. Они учат буквы и цифры, осваивают чтение, письмо, арифметические действия.
В этом возрасте преобладает непроизвольное запоминание, поэтому лучше запоминается информация с сюжетом и эмоциональной окраской. Сухие факты малыши практически не воспринимают.
Методика Домана в этом возрасте используется как для запоминания новых слов, так и для игр. К примеру, можно просить малыша найти лишний элемент среди карточек или объединить изображения в группы по какому-либо признаку.
Чтобы малыш быстрее запоминал информацию, научите его методам мнемотехники – к примеру, способу ассоциаций. Просите ребенка назвать, с чем у него ассоциируется данный объект, а потом при попытке вспомнить подсказывайте ассоциацию.
Обязательно включите в расписание дня малыша игровые упражнения для развития памяти. Некоторые из них приведены ниже.
Игра в слова
Назовите крохе несколько слов и попросите повторить их. С течением времени усложняйте задачу – увеличивайте количество слов, просите повторять их, сохранить порядок.
Поиск различий
Показывайте малышу картинки с похожими изображениями и просите найти различия. Это упражнение тренирует память, развивает внимательность и умение сосредотачиваться.
Покупки
Когда идете в магазин, попросите ребенка запомнить список из 3-5 продуктов. А в магазине дайте задание вспомнить их. Задачу можно усложнять, увеличивая количество позиций.
Если малышу не нравится какое-то упражнение, не настаивайте на его выполнении. Предложите ему на выбор любое другое задание из тех, которые вызывают интерес.
Как улучшить память ребенку 6-12 лет
Начало учебы в школе – сложный период в жизни ребенка. К нему предъявляется множество новых требований, объем информации для запоминания резко возрастает. Если в более раннем возрасте ребенка вы не занимались развитием его памяти, стоит начать это делать в шесть-семь лет и продолжить в дальнейшем. От этого зависит успеваемость не только в младшей школе, но и в старших классах.
Наибольший эффект в этом возрасте дает воздействие сразу с нескольких сторон:
- развивающие игры;
- чтение и пересказ книг;
- изучение иностранного языка.
Комбинируйте эти способы, но выбирайте те занятия и задания, которые вызывают у ребенка живой интерес. Развитие памяти «из-под палки» не даст никакого эффекта.
Для развития памяти ребенка в возрасте 6-12 лет можно также есть свои собственные упражнения.
Запоминание предметов
Покажите ребенку рисунок, на котором изображены несколько предметов, и дайте 15-20 секунд на запоминание. После этого переверните листок и попросите его перечислить, что было изображено. Также можно нарисовать все эти предметы повторно на новом листе.
Поиск отличий
В этом возрасте картинки для поиска отличий должны содержать множество мелких деталей. Такие задания тренируют не только память, но и внимательность.
Сравнение списков
Покажите ребенку перечень из 10 слов и попросите их запомнить. Потом дайте ему второй список, где есть 3-5 слов из первого списка и 5-7 новых. Попросите отыскать все слова из первого списка.
Заниматься развитием памяти ребенка можно в любом возрасте. Главное условие – делать это в игровой форме, не заставляя малыша.
Как развить память и внимательность ребенка
Развитие памяти и внимания у детей следует начинать как можно раньше. Важно подбирать задания, подходящие ребенку по возрасту: если сразу начать использовать слишком сложные методики, ребенку станет скучно, что может отбить интерес к занятиям.
Почему важно начинать упражнения с раннего возраста?
Если у ребенка плохие память и внимание, ему будет трудно сначала учиться в школе, а затем и работать, если выбранная деятельность будет связана с умственными нагрузками. В детском возрасте проблемы с этими когнитивными функциями встречаются нечасто; в большей части случаев они просто недостаточно развиты, что возможно легко скорректировать, если регулярно прикладывать усилия. Без постоянной работы исправить ситуацию не получится, проблема будет постепенно усугубляться. Принятые в раннем возрасте меры позволят избежать таких затруднений.
В детстве когнитивные процессы более активны, ребенок легче обучается. Чем старше становится человек, тем больше усилий он вынужден прилагать, чтобы добиться аналогичного результата. Поэтому чем раньше будут начаты занятия, тем больше эффект от них.
Особенно важно начинать упражнения, если у ребенка есть проблемы, вызванные медицинскими или физиологическими факторами.
Виды мозговой деятельности у ребенка
Возможны ситуации, когда плохая память у ребенка только зрительная; при этом дети могут хорошо воспринимать информацию, которую услышали.
Существует несколько классификаций. По длительности сохранения информации выделяются 2 вида: краткосрочный и долгосрочный. Первый представляет собой запоминание на непродолжительный период времени (от нескольких секунд до нескольких суток; затем информация легко и быстро забывается). Второй – запоминание на несколько месяцев, лет, иногда – на всю жизнь; чтобы запомнить такую информацию, потребуется прилагать больше усилий, но потом она не забудется быстро.
По способам запоминания выделяют 4 вида: образный (человек запоминает то, что увидел либо услышал), словесно-логический (сохранение услышанных или прочитанных фраз в памяти), двигательный (способность запомнить и воспроизвести движение) и эмоциональный (сохранение событий, вызвавших сильные чувства).
Память может быть произвольной (человек специально что-то запоминает) или непроизвольной (случайное запоминание чего-либо).
Зрительная
По типу запоминаемой информации можно выделить зрительную, слуховую и двигательную память. Зрительная отвечает за запоминание увиденного: каких-либо образов, картин, человеческих лиц. С помощью зрения человек получает большую часть информации. Для проверки способностей к зрительному восприятию детям показывают несколько карточек; через некоторое время они должны назвать увиденные предметы.
Эффективный способ развития – дать ребенку посмотреть на картинку, после чего через несколько секунд закрыть изображение и попросить сына или дочь описать увиденное как можно подробнее.
Двигательная
Человек запоминает и воспроизводит движения. Может повторить действие, которое совершал прежде: написание какого-либо слова, физическое упражнение. Формируются трудовые навыки, творческие способности.
Тактильная
Поскольку тактильное развитие тесно связано с мыслительными процессами, специальные упражнения для мелкой моторики выполняют во многих подготовительных школах и детских садах. Можно давать ребенку трогать мелкие сыпучие предметы (крупу, фасоль, рис, песок), прикасаться к различным по свойствам поверхностям (шершавым и гладким, холодным и теплым, мягким и твердым). Полезно и упражнение, при котором нужно погрузить руку в темный мешок, нащупать там что-либо и сказать, что это за предмет.
Методики развития памяти у детей
Разработано большое количество различных методик, помогающих развить когнитивную функцию, способствующих лучшему запоминанию информации. Больше всего положительных отзывов и рекомендаций получили 2 способа: разработанный Гленом Доманом и метод Монтессори.
Методика Глена Домана
Метод разрабатывался для работы с маленькими детьми, имеющими отклонения в работе памяти. Позже его адаптировали так, что стало возможно работать и со здоровыми детьми. Занятия следует начинать с раннего возраста. Важно радоваться всем успехам ребенка, поддерживать его и хвалить. Заниматься необходимо в комфортной обстановке, завершать занятие до наступления сильной усталости. Материал следует давать последовательно, начинать с простых занятий и переходить к более трудным лишь тогда, когда ребенок будет готов к этому.
Занятия должны быть регулярными. Проверять знания, устраивать контрольные и тесты нельзя: это создаст для ребенка лишний стресс. Заниматься, когда ребенок устал, находится в плохом настроении или по какой-либо еще причине не желает продолжать занятие, нельзя.
Методика Монтессори
В основе данного способа лежит игровая деятельность, в процессе которой дети могут повысить внимательность, память, логическое мышление, воображение. Родители могут выполнять лишь роль наблюдателя; обучать ребенка чему-либо против его желания запрещается. Дети выбирают желаемый вид деятельности самостоятельно. Самостоятельно ребенок может определить и длительность любого занятия. Важно создать условия, в которых ему комфортно будет заниматься.
Упражнения
Эффективным упражнением, помогающим улучшить память, является заучивание стихотворений. Сначала лучше выбирать короткие стихи, запомнить которые ребенку будет нетрудно. Постепенно размер их можно увеличивать. Заниматься следует регулярно.
Помогут пересказы. Сначала родители или воспитатель читает какой-либо текст, после чего ребенку нужно рассказать, что он сейчас услышал. Для более старших задачу можно усложнять: дети должны ответить на заранее составленные вопросы.
Помогает запоминание изображений или слов. Более младшим детям лучше показывать картинки. Ребенок должен посмотреть, запомнить, после чего рассказать, что ему показывали. Чем больше предметов удастся вспомнить, тем лучше.
Поможет и рисование по памяти. Сначала следует показать изображение, после убрать его, попросить ребенка нарисовать то, что он только что увидел. Чем больше деталей удастся воспроизвести, тем лучше.
После прочтения любой книги, просмотра фильмов, можно спрашивать ребенка, что ему больше всего понравилось, какие моменты особенно сильно запомнились. Полезно задавать подобные вопросы и после дня в школе или детском саду, занятия в спортивной секции или кружке: этот метод не только поможет укрепить память ребенка, но и поспособствует выстраиванию привязанности, здорового общения между детьми и родителями.
Простой способ запомнить что-либо – использование ассоциаций. Если ребенок научится выстраивать ассоциации между знакомыми ему предметами и тем, что требуется запомнить, новая информация будет лучше закрепляться, сохраняться в его памяти.
Рекомендованы занятия спортом. Поскольку ребенок будет активно двигаться, циркуляция крови улучшится, мозг будет лучше снабжаться кислородом и питательными веществами.
Хорошей игрой для детей возраста от 5 до 12 лет являются карточки “Мемо”. Нужно переворачивать пару карточек; если выпадут парные, ребенок забирает их себе, если нет, переворачивает обратно. Цель – убрать все пары. Побеждает тот, у кого в конце игры осталось больше карт.
Для маленьких детей подойдет игра “Поход на рынок”. Сначала один родитель показывает список из 10 продуктов, которые надо купить, дает ребенку некоторое время, чтобы тот мог запомнить. Затем дошкольник идет ко второму родителю, играющему роль продавца. Он должен правильно назвать все продукты.
Повтор движений тоже считается хорошим способом. Самым маленьким детям можно показывать по 1 действию, которое они должны повторить. Чем старше становится ребенок, тем большее количество движений он должен воспроизвести.
Для развития долгосрочной памяти подойдет и уборка; метод можно использовать с самыми маленькими детьми. Маме или папе нужно спрашивать, где должна лежать каждая вещь, прежде чем убрать предмет на его место. Постепенно можно усложнять задачу: пытаться убирать вещи не на их места; ребенку следует исправить ошибающегося родителя.
Ребенок может повторять узоры. Следует выложить простую фигуру из карандашей или пуговиц, дать ребенку рассмотреть ее, после чего перемешать предметы. Дети должны воспроизводить увиденное – вновь выстраивать ту картинку, которую увидели.
Народные средства, которые улучшат память
Нередко проблемы с запоминанием вызваны дефицитом каких-либо витаминов. Чтобы восполнить их, простимулировать развитие когнитивной функции, можно применять натуральные средства на основе лекарственных растений, специальную диету. Поможет и массаж: он обеспечит лучший приток крови к голове, улучшит кровоснабжение головного мозга.
Массаж мозга
Массаж головы – это методика, при которой воздействие оказывается не только на поверхностные сосуды, но и на расположенные глубоко. Нормализуется артериальное давление. Благодаря воздействию на биологически активные точки, улучшается общее состояние. Лучше, если массаж будет производиться специалистом, чтобы не навредить здоровью ребенка неправильным воздействием.
Пользу принесет и длительное полоскание языка. Продолжительность процедуры должна занимать от 5 до 10 минут. При полоскании активизируются процессы возбуждения. Мозговая деятельность улучшается.
Питание
Чтобы улучшить память, человек должен употреблять в пищу продукты, содержащие большое количество магния, витаминов группы В и Е, Омега-3 жирных кислот. В рацион питания нужно добавить жирные сорта рыбы, брокколи, бананы, грецкие орехи, шпинат, морковь, молочную продукцию. В меню регулярно должны присутствовать сухофрукты, запеченные яблоки и картофель, овощные салаты с заправкой из оливкового масла, бананы, орехи. В качестве перекусов следует использовать свежие фрукты. Разрешается употребление 2 долек горького шоколада с содержанием какао от 70%.
Клевер
Бутылку объемом 0,5 л доверху наполнить цветками клевера, залить водкой и на 14 дней убрать настаиваться в темное место. Процедить, употреблять по 1 ст.л. в сутки. Курс терапии составляет 3 месяца, потом на 3 недели делают перерыв, после чего еще 3 месяца принимают препарат. Весь курс повторить можно через 3 года. Методика не только укрепит память, но и понизит внутричерепное давление.
Свежие сосновые почки
Подойдут почки, появляющиеся ранней весной. Следует употреблять в пищу по несколько штук 2-3 раза в сутки перед приемом пищи. Пользу принесет не только детям, но и взрослым, поскольку оказывает омолаживающее воздействие.
Девясил
Для приготовления натурального лекарственного средства нужно взять 1 ст.л. корней растения, залить 500 мл водки, после чего на месяц убрать настаиваться в затемненное помещение. Периодически следует встряхивать стеклянную емкость. Нужно выпивать по 1 ст.л. настойки 3 раза в сутки за полчаса до приема пищи. Длительность курса терапии составляет 1 месяц.
Кора рябины
Пользу принесет отвар, употреблять который лучше всего курсами 2-3 раза за год. 1 ст.л. измельченного сырья заливают стаканом (250 мл) крутого кипятка, после чего 10 минут кипятят на медленном огне. Затем отвар убирают с плиты, дают ему настояться в течение 6 часов. Процеживают. Принимают по 1 ст.л. 3 раза в сутки. Длительность курса составляет 3-4 недели. Рекомендуется проводить весной, когда особенно часто наблюдается нехватка витаминов; осенью и зимой, в период эпидемий.
Черника
Данная ягода полезна в свежем виде. Употреблять ее можно по стакану в сутки. Зимой, когда свежей ягоды нет, можно добавлять в кашу, творог либо чай по 1-2 ч.л. варенья. Подойдут и замороженные ягоды: в них сохраняется большая часть полезных веществ.
Имбирь
Пользу принесет имбирный чай. Для его изготовления следует несколько ломтиков предварительно очищенного корня (масса должна равняться 10 г) залить стаканом кипятка и дать настояться на протяжении 15 минут. Разрешается добавить несколько листков мелиссы либо мяты. Употреблять по 1-2 чашки ежедневно. Пользу принесет и добавление специи в блюда.
Шалфей
Нужно использовать по 1 ст.л. шалфея и мяты: перемешать, загрузить в термос, залить 2 стаканами кипятка и оставить на ночь настояться. Утром напиток процеживают, принимают 4 раза в сутки по 50 мл перед приемом пищи.
Золотая вода
Налить в емкость из стекла 2 стакана воды. Положить в нее золотое украшение без драгоценных камней. Кипятить, пока объем не уменьшится в 2 раза. Употреблять 2-3 раза за сутки по 1 ч.л. Курс составляет 14 суток, потом следует сделать перерыв.
Как вам статья?