- Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей
- Как правильно выбрать развивающую игрушку
- Развивающие игрушки детям до года.
- Развивающие игрушки детям от года до 3-х лет.
- Развивающие игрушки детям от 3-х лет и старше.
- Как выбирать развивающие игрушки
- Шесть простых советов родителям по выбору полезных и мотивирующих ребенка игрушек
- Развивающие игрушки для малышей: польза и какие бывают виды игрушек
- Содержание
- Для развития воображения
- Для развития речи
- Для развития памяти
- Для развития мышления и логики
- Для развития внимания
- Для развития восприятия форм и размеров предметов
- Какие игрушки нужны для развития малыша?
- Зачем они нужны
- Дети до года
- От года до трех
- От трех до семи
- Как выбирать развивающие игрушки для детей
- Каких рекомендаций при выборе игрушки нужно придерживаться
- Как выбрать игрушку по возрасту ребенка
- Какими бывают развивающие игрушки
Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей
Оксана Плюснина
Правильный выбор развивающих игр и игрушек для детей
Игра приходит в жизнь малыша с самого раннего детства. Мало что может оказаться важнее и интереснее для вашего ребенка, чем игра. Это способ обучения, познание нового, радость общения, творчество, а также подготовка к «взрослой жизни». Малыш учится взаимодействовать с внешним миром. Все, что он узнает в игре – станет фундаментом для дальнейшей жизни. Игра – источник развития необходимых личностных качеств. Она формирует правильное поведение, активизирует познавательные процессы, развивает воображение, создает образное мышление. В игре ребенок принимает и воссоздает различные действия взрослого и получает опыт общения. Уже годовалые малыши в своих играх стремятся подражать действиям взрослых. Позже игры становятся более разнообразными, сложными. Все свои ощущения и переживания малыш обращает на игрушки, и из этого процесса много можно узнать о его обычной жизни и о его душевном состоянии. Все, чего добивается человек в жизни, обучении, общении, творчестве – все берет истоки в детской игре.
Детские игры призваны всесторонне развивать ребёнка, но задачей родителей остается правильно их подобрать исходя из возраста, потребностей ребёнка, и так же некоторых других его особенностей и показателей. С каждым годом на прилавках появляется все больше игрушек с заманчивым словом «Развивающая». Давайте, определим, как же правильно подобрать развивающие игры и игрушки для ребенка:
— учитывайте возраст ребёнка, чем детки меньше, тем они активнее, а, следовательно, и игра должна содержать в себе какие-то задания к физическим действиям, более всего тут подойдут игры с мячом;
— определите круг интересов вашего ребёнка, ведь он должен наслаждаться процессом игры, только тогда она будет для него полезна в развивающем плане. Немаловажный момент – игрушки должны быть актуальными. Каждое поколение имеет своих героев из мультфильмов и сказок, которые формируют эстетические вкусы у детей. Дети в дошкольном периоде жизни могут сами выбирать понравившиеся занятия. Нельзя заставлять детей играть в ту или иную полезную игру. Согласуйте ваши цели и желания ребенка.
— игры должны помогать развивать социальные навыки малышей, и учить их взаимодействию с другими людьми, а так же командной работе. Обязательно найдите время, чтобы присоединиться к действиям своего малыша, чтобы направлять его и подсказывать. При этом следует принимать во внимание именно общественный фактор, ведь, если ребенок играет один, он будет руководствоваться исключительно собственными эмоциями и пожеланиями, когда же в игру вовлечено несколько человек, будь то друзья или члены семьи, малышу придется учитывать мнения и пожелания других играющих. Для социализации ребёнка в обществе, это является едва ли не основным принципом.
— игра не должна побуждать к жестокости или даже агрессии, вызывать страх или тревогу, унижать человеческое достоинство, а также искажать восприятие окружающей его действительности. Ребёнок может проявлять силу воли, упорство, внимательность, сосредоточенность. Постарайтесь выбрать те развивающие игры, которые будут положительно влиять на все эти качества. Внутренний мир ребенка в этом возрасте чрезвычайно богат. К сожалению, ребёнок может испытывать массу негативных эмоций. Постарайтесь, чтобы ваши занятия сопровождались только хорошим настроением. Стыд, гнев, досаду, обиду, разочарование надо выявлять как можно раньше и предпринимать адекватные меры.
Выбирая развивающие игры и игрушки для своих детей, следует принять во внимание следующие критерии безопасности:
— материал изготовления. Чаще всего игрушки изготавливают из металла, резины и синтетических тканей. Некачественные материалы могут привести к отравлению и вызвать аллергию у ребенка. Игрушки, выполненные из натуральных тканей, дерева и шерсти считаются самыми безопасными.
— запах. Игрушки не должны иметь резкий неприятный запах. Если запах присутствует, это может означать, что изделие содержит высокое количество опасного для здоровья вещества — фенола.
— качество. Часто достаточно определить качество игрушки, просто подержав ее в руке: изделия из качественной пластмассы на ощупь твердые и холодные; у мягкой игрушки должны быть крепкие швы, мех должен прочно соединяться с основой, набивка не должна быть видна. Качество не всегда, к сожалению, определяет цена. Выбирайте игрушки известных и проверенных брендов и только в специализированных магазинах, где можно проверить сертификат качества.
— размер и вес. На упаковке должен быть указан вес, размер игрушки и возраст ребенка, для которого она предназначен. Для ребенка до 7 лет вес игрушки должен быть не больше 400 грамм: это гарантия того, что при падении игрушки не будет травм.
— производитель и цена. Если хотите обезопасить своего ребенка, покупайте игрушки проверенных и известных брендов. Покупая простые по назначению игрушки, не стоит переплачивать и покупать дорогие игрушки раскрученных брендов. А вот при сложных моделях экономить не стоит: игрушка должна служить долго и не поломаться сразу после покупки.
Ассортимент развивающих игр для детей просто огромен. Их можно распределить на 3 вида:
1) конструкторы и пазлы, улучшающие мелкую моторику и координацию движений. Такие игрушки развивают воображение, фантазию и память, тренируют логическое мышление, а так же необходимость видеть задачу с разных сторон. Так как они состоит из множества мелких деталей, у ребёнка возникает необходимость соотносить эти части между собой, управлять ими в поисках подходящего элемента.
2) настольные игры, при помощи которых происходит общение с коллективом. Такие развивающие игры способствуют социализации ребенка, чтобы ваш малыш комфортно чувствовал себя в коллективе, умел взаимодействовать в команде, был коммуникабельным.
3) ряд образовательных игр, которые могут углубить познания ребенка в биологии, иностранных языках и др., способствуют усидчивости, внимательности. Особым вниманием детей и родителей пользуются увлекательные мини-игры. С их помощью можно тренировать память, логику, внимание. Есть и упражнения для улучшения речи, фонематического, музыкального слуха, изучения азбуки и цифр. Улучшить дикцию, сформировать фонематический слух можно с помощью таких развивающих игр, как викторины.
Некоторые родители уверены, что имея игрушки ребенок должен сам играть и учиться логически мыслить. Это не совсем так. У ребенка может быть комната просто завалена конструкторами, мозаиками, пазлами, но малыш в них не играет. Помогите своему малышу, уделите ему время, научите его творчески и самостоятельно мыслить. Иначе интерес ребенка к игрушке будет потерян. Грамотно, без давления, корректируйте и направляйте развитие своего ребенка. Развивающие игрушки помогут в обучении, выявят склонности и способности ребенка. Но большое количество игрушек не всегда положительно влияет на процесс развития ребенка. Во многих случаях маленькое количество игрушек способствует лучшему развитию воображения, ребенок играет с ними чаще и придумывает множество новых игр.
Подбирая развивающие игры для дошкольников, следует помнить, что это «почемучкин» возраст. Усиливается речевая активность, растет словарный запас. Ребенок усваивает большие объемы разной информации, его интересует всё! Необходимо направить энергию и любопытство вашего «почемучки» в нужное русло и занять его играми, которые развивают мышление и речь. Развивающие игры не только нравятся детям, но и приносят пользу в формировании гармоничной личности. Выбирайте наиболее подходящие игры с учетом ваших целей и предпочтений ребенка.
«Безопасные каникулы или правильный Новый год». Фотоотчет В нашем районе, в преддверии новогодних каникул проходит акция юных инспекторов движения «Безопасные каникулы или правильный Новый год».
Буклет для детей и подростков «Выбор профессии» Буклет для детей и подростков на тему «Выбор профессии» «Выбери профессию, которую ты любишь,- и тебе не придется работать ни дня в твоей.
Деловая игра для педагогов ДОУ «Правильный ответ» Деловая игра для педагогов ДОУ по изучению ФГОС дошкольного образования «Правильный ответ» Цель: активизировать мыслительную деятельность.
Картотека развивающих игр по ФЭМП в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков, Липецкая область.
Нововведение: «Выбор редакции МAAM» Администрация МААМ добавляет работы в раздел «Выбор редакции МААМ». Каждая работа награждается «голосами» от 200. В «Выбор редакции МААМ».
О сборнике развивающих игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов Поиграем?Прошло три года с тех пор, как ко мне обратилась Вера Калужина с просьбой помочь ей стихотворно оформить образ Алисы из многими.
Стенгазета «Мама, папа ваш выбор-моё будущее» Сейчас вся Россия готовиться к важному и ответственному событию в жизни страны. Выборы президента Российской Федерации. Повсеместно идёт призыв.
Стихи «Выбор профессии 3» для детей 5–12 лет. Объяснение нужности и пользы профессии Стихотворения позволяют ребёнку самому стать участником происходящего действия. Т. Е глубже, внутренне почувствовать происходящее. Это, я.
Стихотворения для детей 4–12 лет «Выбор профессии 4» Публикация направлена на то, чтобы ребёнок через свои мироощущения понял для чего нужна та или иная профессия и какую пользу она приносит.
Фотоотчет «Ваш выбор — мое будущее!» «Мама, папа! Ваш выбор – моё будущее». 18 марта в нашей стране состоялись выборы президента Российской Федерации. В рамках этого мероприятия.
Как правильно выбрать развивающую игрушку
Что такое детские развивающие игрушки.
По большому счету, любая игрушка имеет право называться развивающей, т.к. любая форма игры способствует развитию ребенка и его адаптации к социуму. Девочка, играющая в куклу, на самом деле вполне реально примеряет на себя роль мамы, которой она станет, когда вырастет. Дети обожают ролевые игры, подражая действиям взрослых. Играя, они учатся жить. Нередко можно обратить внимание, что ребенок заменяет игрушки реальными предметами, стараясь максимально приблизить себя к реально существующему положению вещей в обществе. Отсюда – разбросанные по всей кухне мясорубки и навсегда пропавший будильник.
Сегодня все чаще звучит термин «детские развивающие игрушки». Причем неважно, какой возраст у ребенка, взрослые твердо уверены, что в развивающей игре ребенок обязательно должен подключать логику. Ребенка заваливают всевозможными карточками, конструкторами, мозаиками, недоумевая, почему он не хочет играть в предложенные ему игры и упорно продолжает наряжать кактус, объявив семье, что сегодня они встречают Новый год. Хотя игрушка покупалась для ребенка в соответствие со всеми указаниями возраста на упаковке.
Взрослые должны учитывать, что роль любой развивающей игрушки, в первую очередь, заключается в активизации самостоятельной детской деятельности. Игрушка должна давать толчок к самостоятельной и творческой игре. Если ребенок не в состоянии сам играть в игру после вашей подсказки, он практически сразу теряет к ней интерес. Это относится к большинству дидактических игр. Дидактические развивающие игры на отработку определенных действий могут быть полезны на ранних стадиях развития детей, но затем они тормозят развитие, ограничивая свободу воли и творческий потенциал малыша.
Детские развивающие игрушки делят на те, что способствуют формированию каких-то конкретных предметных навыков, и те, что помогают в развитии социальной и личностной областей в жизни ребенка. Первые игрушки полезны в раннем возрасте, вторые – в дошкольном и школьном возрастах. Далее рассмотрим эти соответствия по конкретным возрастам ребенка.
Развивающие игрушки детям до года.
С рождения малыш развивается благодаря общению и наблюдению. Поэтому к развивающим игрушкам для малыша до года можно смело отнести подвесные игрушки. Желательно, чтобы они были с акцентами в виде хорошего объема, цвета, звуков (погремушки, бубенчики). Простой тряпичный мячик, подвешенный над ребенком, может стать первой развивающей игрушкой для малыша, которую он сможет взять в руки.
У детей до года формируется сенсомоторная деятельность, когда согласовывается работа глаз и рук. Развивающие игрушки до года должны содержать элементы, способствующие этому развитию: достать-положить кубики в коробку, скатить шарик по желобку, игрушки вкладыши. Когда нужно определить форму и размер вкладыша и разместить его в правильном отверстии. Как ни странно, но обычный мячик является отличной игрушкой для малыша: когда ребенок ловит мячик, как раз и происходит развитие согласованной работы зрения и рук. Помимо этого, мячик всегда можно использовать в игре на отработку основных понятий «дай» и «возьми».
Давайте детям дол года куклы. И неважно, кто у вас растет: мальчик или девочка. Ребенок должен узнать в кукле человека и посредством игры отрабатывать основные физиологические нормы поведения: сидеть, лежать, гулять и т.д.
Развивающие игрушки детям от года до 3-х лет.
От года начинает развиваться мелкая моторика рук. Кроме всего прочего, отделы головного мозга, отвечающие за развитие моторики и речи, находятся радом, и развитие одного провоцирует более быстрое развитие другого. Развивающие игрушки детям до 3-х лет должны содержать в себе уже более мелкие и сложные элементы. Вкладыши и пирамидки должны быть более интересными с точки зрения формы и количества элементов. Взрослые часто наблюдают, как дети этого возраста не расстаются с пультами от техники, пытаясь отковырять кнопочки. Замените пульты на бусы (побеспокойтесь только о надежности шнура, чтобы любимое чадо не наглоталось бусинок), сачки для вылавливания чего-либо, совочки и т.д. Не отказывайте ребенку в простых бытовых безопасных вещах: ложках, расческах, тряпочках и т.д. Пусть ребенок пытается убираться, расчесываться, есть самостоятельно.
Очень важны для детей до 3-х лет развивающие игрушки с предметами неживой природы. Обязательно включайте в игру воду и песок. Пусть он изучает их свойства. Сейчас много всевозможных пособий с цветным песком, как для самых маленьких, таки для детей постарше.
Продолжайте играть с ребенком в куклы. Постепенно малыш сам начнет усложнять «жизнь» куклы, подключая более сложные социальные аспекты поведения. Кукла начнет есть, дружить, гулять, убираться и т.д. Лучше, если кукла будет похожа на самого ребенка. И она обязательно должна иметь атрибуты быта: одежду, ванночки, постель. Иногда полезно, чтобы в игре появлялись предметы-заменители: кубик может служить столом, тряпочка – скатертью, шашка – тарелкой. Это очень сильно стимулирует развитие фантазии у ребенка.
В этом возрасте можно подключать к развитию сказки, которые расскажут ребенку о насущных понятиях добра и зла, дружбы и предательства, любви и ненависти. Огромное количество книжек-малышек с элементами анимации помогут превратить чтение сказки в захватывающее представление.
Развивающие игрушки детям от 3-х лет и старше.
Начиная с 3-х лет к арсеналу игрушек более активно прибавляются игрушки-заменители: всевозможные тряпочки, шнурки, брусочки, ракушки, орехи и т.д. Из всего этого материала ребенок начинает творить свой собственный мир. Значение ролевых игр резко возрастает, поэтому развивающие игрушки для детей от 3-х лет и старше должны иметь полный комплект всех атрибутов действительности: не важно — заменители или, собственно, сам предмет.
Ребенок должен обрасти фигурками животных и большим количеством кукол, так как куклы должны уже общаться друг с другом. Ребенок начинает награждать кукол и животных своими характерами и стилями поведения. Зачастую в качестве места разворачивания событий начинают использоваться места под столом и других потаенных участках квартиры.
Именно в этот момент мальчики начинают проявлять активный интерес к машинкам, т.к. уже, как правило, успели покататься в настоящей машине и оценить её назначение. В качестве развивающих игрушек покупайте детям от 3-х лет машинки с нефиксированными элементами. Пусть открываются дверцы у большого грузовика. За рулем будет сидеть любимый мишка, а в кузове – все его друзья.
Отличное решение для ребенка от 3-х лет – пальчиковые куклы и куклы для театра.
Именно в этом возрасте дети начинают проявлять активное внимание рисованию и аппликациям. Моторика у них уже сформирована для того, чтобы держать безопасные ножницы, кисточку, карандаш.
Обращайте внимание на материал детских развивающих игрушек. Осязание играет большую роль в жизни ребенка. Не нужно заваливать малыша пластмассовыми игрушками под страхом аллергии. Ваш малыш будет расти в очень обедненном пластмассовом мире. И не забывайте правильно организовать пространство ребенка: у него должен быть только его уголок, на который взрослые не претендуют. Учите ребенка убираться на своей территории.
Вопреки расхожему мнению, большинство электронных игрушек тормозят развитие ребенка. Результат получается простым нажатием кнопок, и ребенок не отслеживает причинно-следственных связей. Поэтому не перегружайте вашего малыша подобной электроникой, как бы он ни просил. Ребенок должен сам организовывать процессы: готовить их, реализовать, получать результат. Это формирует характер, усидчивость и самостоятельность малыша в этом мире. Тренирует его мышление и фантазию.
Как выбирать развивающие игрушки
Шесть простых советов родителям по выбору полезных и мотивирующих ребенка игрушек
В воспитании детей есть одна из самых радостных сердцу наград — это видеть, как ребенок растет и развивается, и игрушки могут стать увлекательной частью этого путешествия. При этом лучшими станут те игрушки, которые были выбраны обдуманно и тщательно, ведь они действительно способны содействовать жизненно важным навыкам развития вашего малыша в таких областях, как творческое мышление, язык и грамотность, математика, решение задач и социально-эмоциональное развитие. К тому же, исследования показали, что прикладные, интерактивные игрушки могут повысить когнитивные навыки ребенка, способствующие дальнейшему успеху в школе.
Но с таким количеством всевозможных вариантов вы можете спросить себя: «Какие же игрушки будут лучшими для развития моего ребенка. и при этом достаточно интересными, чтобы он по-настоящему полюбил их?». Хорошая новость в том, что вам вовсе не нужно быть экспертом, чтобы найти ответ на этот вопрос. Вот несколько простых советов, которые помогут вам в выборе игрушек для вашего ребенка:
Выбирайте игрушки, которые соответствуют интересам вашего ребенка и его способностям. Прежде чем игрушка сможет внести свой вклад в развитие вашего ребенка, она должна его заинтересовать, вызвать в нем желание поиграть ею. Если ваш малыш увлечен динозаврами, ищите игры и игрушки, которые ориентированы на доисторический период. А если вашему дошкольнику нравится строить, подумайте об играх с различными наборами кубиков, например, кубиков с алфавитом, и при этом хвалите его за правильное написание и произношение каждой из букв. Кроме того, при выборе подходящей игрушки учитывайте ее соответствие возрасту вашего малыша. Игрушка должна быть достаточно сложной, чтобы быть притягательной, увлекательной и забавной, но при этом не настолько сложной, чтобы расстраивать и раздражать вашего ребенка, ведь он попросту не захочет с ней больше играть.
Ищите игрушки с открытой комплектацией, которыми можно играть различными способами. Игрушки с открытой комплектацией, например, такие, как кубики, игрушки строительной и архитектурной серии, материалы декоративно-прикладного искусства – оказываются отличным и долгосрочным приобретением, потому что в игре они могут использоваться снова и снова и при этом каждый раз по-разному. Эти игрушки буквально могут расти вместе с вашим ребенком. Еще одной большой пользой подобных игрушек является то, что многие из них поддерживают STEM – инновационный подход к обучению детей естественным наукам, технологиям, инженерному делу и математике (Science, Technology, Engineering, Mathematics), причем веселым и не пугающим наукообразностью способом. Дети могут использовать их, чтобы изобретать и строить свои собственные архитектурные творения, непосредственно изучая процесс проектирования.
Выбирайте игрушки, которые развивают воображение и обеспечивают возможность инсценировать игру. Инсценированная игра — это отличный способ развить креативность и в то же время улучшить языковые навыки и грамотность. Когда дети участвуют в игре «понарошку», они произносят новые слова, принимают на себя различные образы и действуют в новых для себя ситуациях. Например, игра детской кухонной утварью, воображая, будто вы в гостях или в ресторане. А используя игрушечную кассу и игровые деньги, будто вы находитесь в магазине, можно обеспечить себе несколько часов веселья. Детские строительные блоки и игрушечные животные, автомобили или другие подобные игрушки способны вдохновить вашего ребенка построить миниатюрный зоопарк или город.
Выбирайте игрушки, которые способствуют развитию навыков общения и командной игры. Игрушки, которые побуждают к сотрудничеству, жизненно необходимы для развития социальных навыков у ребенка в раннем возрасте. Настольные игры в таком случае являются очевидным выбором, но наборы юного исследователя, пазлы и игрушки из строительной серии тоже отлично подойдут. Все они обучают детей, как играть по очереди, как делиться и как пойти на компромисс. Для детей старшего возраста такие игрушки дают возможность научиться работать сообща и решать проблемы в команде.
Ищите игрушки, которые побуждают к изучению реального мира. Игрушки, которые приглашают детей исследовать мир вокруг них, могут разжечь природное любопытство и любознательность, а также стимулировать желание учиться. Набор с биноклем, микроскопом или другой интересной техникой обеспечит целые часы новых открытий, мотивируя детей увлеченно интересоваться различными вопросами «как?» и «почему?» Их вопросы будут очень ценными, так как вы можете вместе постараться найти на них ответы, читая книги и энциклопедии. Всевозможных наборов юных исследователей и научных игрушек существует большое разнообразие, даже очень. Кто знает, возможно, вы сможете в конечном итоге вдохновить ребенка настолько, что раскроете в нем маленького ученого.
Найдите соответствующие возрасту настольные игры, которые развивают математические и языковые навыки. Исследования показывают, что настольные игры способны улучшить математические навыки. Для детей младшего возраста, игра в настольные игры, предоставляет идеальную возможность приобрести навыки арифметики, например, по мере продвижения фишкой по игровому полю. Играя, они также узнают о том, как разработать стратегию, которая поможет им потом как в математике, так и в приобретении когнитивных навыков. Есть также множество настольных игр, которые способствуют развитию навыков чтения.
Хорошие развивающие игрушки — это те, которые захватывают внимание детей и удерживают его. Независимо от того, какие игрушки вы выберете, самое прекрасное, что вы можете сделать — это получить удовольствие от участия в игре. Ежедневно выделите часть времени и присоединитесь к вашему ребенку во время игры, чтобы помочь ему в обучении и стать ближе друг к другу. Наконец, помните, что вы знаете своего ребенка лучше всех, и это делает вас невероятно значимым при выборе, вы способны лучше других понять и почувствовать, какие же из игрушек обеспечат наилучший результат для роста и развития вашего малыша!
Развивающие игрушки для малышей: польза и какие бывают виды игрушек
Если вы заинтересованы, чтобы ваш ребенок с самого раннего возраста гармонично развивался, обратите внимание на развивающие игрушки. Ведь именно через эти предметы малыш познает мир. Он учится работать пальчиками, координировать движения. В конце концов, это – и его первая собственность, которая принадлежит только ему. От того, какие игрушки есть у малыша, будет зависеть скорость и качество его развития.
Мы говорим об умственном и психологическом развитии. Именно поэтому родителям необходимо ответственно подойти к выбору развивающих игрушек для своих малышей.
Следует также учитывать и возраст. Ребенку постарше не интересны игрушки, предназначенные для грудничков. Но и сложный конструктор с большим количеством мелких элементов ему тоже не подойдет.
Содержание
- Польза развивающих игрушек
- Обзор видов развивающих игрушек для детей дошкольного возраста
- Особенности развития ребенка по возрастам
Польза развивающих игрушек
Через игру с предметами малыши познают мир, получают новые знания, овладевают новыми навыками, развивается логическое мышление, воображение. Он проявляет свою фантазию, учится анализировать и применять полученные знания. У ребенка формируется усидчивость, концентрация внимания.
Развивающие игрушки нужны для того, чтобы ребенок:
- решал определенные задачи (собрал кубики в картинку, составил из букв свое имя и др.);
- переходил от простого к более сложному (сначала просто показывал буквы, потом составлял слова);
- расширял свой кругозор через разные виды игрушек (музыкальные, конструктор, головоломки);
- проявлял свою фантазию, придумывал что-то новое;
- учился самостоятельности.
Главная задача – обучение через игру. Педагогами доказано, что такой способ познания окружающего мира наиболее эффективный.
Обзор видов развивающих игрушек для детей дошкольного возраста
Современные игрушки представлены в большом разнообразии. На полках можно найти не только привычные всем пирамидки, кубики, куклы, машины, но и новые технологии. Помимо предоставления ярких эмоций, они помогают малышу освоить азбуку, иностранные языки, выучить цифры.
Развивающие игрушки классифицируются в зависимости от навыков, которые они развивают.
Для развития моторики
Развитие речи и развитие мелкой моторики неразрывно связаны. Именно поэтому тренировке пальчиков малыша уделяется большое внимание. Для выполнения мелких движений кистями и пальчиками рук используются материалы и игрушки, развивающие мелкую моторику:
- Игрушки-шнуровки. Ребенок учится зашнуровывать ботинки, просовывать иголку с ниткой в отверстия пуговиц.Это занятие также тренирует усидчивость, логику и память.
- Лепка. Помимо развития мелкой моторики малыш делает массаж своих пальчиков и ладошек, а через пластилин или глину он узнает, что есть мягкие материалы, которым можно придать форму.
- Развивающие коврики. Игрушки-коврики, развивающие мелкую моторику, представлены в большом разнообразии. Но их можно разделить на две большие группы: музыкальные и игровые. Они подходят как деткам до года, так и малышам старше 1 года.
Для развития воображения
Если для самых маленьких важно подобрать игрушки на развитие мелкой моторики, то для деток постарше выбирают занятия, развивающие воображение и творчество. Взрослые могут и не заметить талант ребенка, но с помощью самых разных игровых методик можно выявить способности малыша и развивать их.
- Мозаика. Этот вид игрушки приносит невероятную пользу. При игре задействуется множество процессов: мелкая моторика, мышление, логика, фантазия. Концентрируется внимание, развивается усидчивость.
- Магнитные доски, мольберты для рисования. В процессе игры с использованием этих предметов у детей развивается внимание, память, фантазия, тренируется мелкая моторика. Ребенок учится планировать наперед, анализировать и сопоставлять.
- Раскраски. Это – одно из любимых занятий деток 3-5 лет. Главное назначение раскрасок – тренировка детской ручки. Ребенок учиться подбирать цвета, аккуратно заштриховывать. У детей развивается художественный вкус.
- Наборы для рисования. Кисточку, мелок или карандаш малышу можно дать уже в 1-2 года. Но позволить ему рисовать пальчиками можно и в 8-10 месяцев. Это – стимуляция мелкой моторики и отдельных участков головного мозга. Это – развитие интеллекта, воображения и самовыражения.
Для развития речи
Любой навык необходимо развивать с раннего возраста. Это касается и речи. Помочь в развитии речи могут игрушки сюжетно-ролевого характера. Занятия с подобными играми дают хороший результат. Они также развивают мелкую моторику, увеличивают словарный запас, тренируют артикуляцию.
- Игровые фигурки. Любые сюжетно-ролевые игры можно провести с набором игровых фигурок. Помимо развития речи они стимулируют фантазию, развивают диалогическую речь, расширяют кругозор и учат мыслить.
- Книжки-игрушки. Развивают малыша с первых месяцев жизни, с ними можно играть, слушать звуки, трогать. В первую очередь они развивают тактильные ощущения и мелкую моторику.
- Кукольные театры. Это – яркая развивающая среда. Помимо развития связной и диалоговой речи, ребенок учится разыгрывать конфликтные ситуации, находить из них выход. У малыша тренируется память, он лучше запоминает, у него увеличивается словарный запас, он учиться пересказывать.
Развитие речи происходит в двух направлениях: понимание и разговор. Оно тесно связано с психическим, умственным и физическим развитием. Речевое развитие происходит качественнее и быстрее в процессе игровой деятельности.
Для развития памяти
Ребенок должен воспринять информацию, сохранить ее и воспроизвести. В этом состоит задача занятий по развитию памяти ребенка. Тренировка мозга в детском возрасте происходит посредством игрушек, развивающих память. И еще один важный аспект, помимо тренировки памяти, полученную информацию необходимо систематизировать. Учиться этому нужно поэтапно и помогут в этом специальные развивающие игры.
- Развивающие карточки. Они несут в себе необходимую и полезную информацию, развивают речь и воображение, логику, мышление, способствуют увеличению словарного запаса, систематизируют знания.
- Наборы букв и цифр. Увлекательные занятия можно построить с помощью специально разработанных алфавитов и карточек с цифрами. Наборы могут стать полезными при подготовке к школе.
Для развития мышления и логики
Маленькие дети отличаются пытливым умом, им все интересно и все надо узнать. И этот факт необходимо учитывать. Игрушки на мышление и логику способствуют гармоничному развитию и удовлетворяют потребности малыша все знать. Они не только приносят радость, но и стимулируют ребенка найти решение.
- Пазлы. Наборы с мелкими деталями развивают логику, воображение, способствуют воспитанию у ребенка аккуратности, терпения, внимательности.
- Головоломки. Эти игры популярны даже у взрослых. Логическая рамка, кубик Рубика, змейка — учат ребенка устанавливать логические связи, развивают пространственное мышление, интеллект.
- Конструкторы. В игре с конструктором развивается воображение, память, координация движения. Ребенок учится логически мыслить, у него вырабатывается усидчивость, тренируется память.
Для развития внимания
Важнейшим качеством человека является внимание. Для детей присуще непроизвольное внимание, управлять им они сначала не могут, поэтому часто отвлекаются на яркое, шумное и громкое. В связи с этим, необходимо развивать у ребенка усидчивость и сосредоточенность.
- Настольные игры для детей. Тренируют внимание, логику, скорость реакции. Как утверждают педагоги, если родители хотят детям дать всестороннее развитие, нужно уделять внимание занятиям в настольные игры. С помощью них происходит отработка таких навыков, как аналитическое мышление, внимательность, умение находить компромиссы.
- Игрушки-лабиринты. Развивают мелкую моторику, движения становятся более плавными и точными. Ручка ребенка постепенно подготавливается к письму. У малыша развивается логическое мышление, усидчивость, внимание.
Для развития восприятия форм и размеров предметов
Пространственное мышление – важный фактор развития ребенка. У ребенка должно сформироваться такое понятия такие как размер (длина, ширина, высота) и форма, он должен понять, что такое расстояние, научиться измерять. Все это можно постичь, используя игрушки на восприятие форм и размеров. Известный педагог Мария Монтессори разработала карточки с прорезями разных форм. Сегодня на основе этой идеи выпускаются множество игрушек.
- Кубики, фигуры. Цель этих игрушек – закрепить понятия форм, размеров и цвета.
- Сортеры. Это – самая полезная развивающая игрушка. Выглядит она в виде объемной формы с прорезями. Ребенку необходимо отсортировать имеющиеся у него предметы по разным признакам.
- Бизиборды. Это – игрушки-доски, на плоской поверхности которых размещены тактильные элементы. Главная задача перед ребенком – исследовать эти предметы и найти им применение, понять, что надо сними делать. Малышей очень интересуют выключатели, кнопки, ящички, змейки, застежки.
Эти игры развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику, логическое и абстрактное мышление, способность дифференцировать предметы. Воспитывается усидчивость, настойчивость, концентрация внимания.
Какие игрушки нужны для развития малыша?
Когда ребенок растет, хочется помочь его развитию даже во время игры. На помощь приходит реклама развивающих игрушек и занятий, без которых ребенок якобы не вырастет умным и творческим. Рассказываем, как развивается ребенок на самом деле, какие игрушки нужны обязательно, а какие — напрасная трата денег и детского времени.
Зачем они нужны
Игра — это основа развития ребенка до семи лет. Так он познает мир и осознает взаимосвязи между своими действиями и результатами. Игрушки помогают детям проходить этапы развития по порядку, поэтому важно для каждого возраста подбирать разные.
«Детская игрушка — это особое средство познания мира для ребенка, — говорит детский психолог клиники „Фэнтези“, кандидат психологических наук Юлия Себелева , — с ее помощью он развивает восприятие, моторику, внимание, память, мышление, воображение, общение. Специально подобранные игрушки позволяют развиваться, обучаться, получать удовольствие и даже проживать собственные страхи и тревоги».
Что важно в игрушках:
Количество. Игрушек должно быть не слишком много , четыре–пять в постоянном доступе достаточно для полноценной игры. Можно разложить их по коробкам и выдавать по одной, периодически меняя. Когда игрушек мало, ребенок дольше играет с каждой и придумывает новые роли для привычных предметов. Большое количество развлекательных стимулов одновременно рассеивает внимание, снижает концентрацию и не дает проявить и развивать фантазию.
Качество. Игрушки должны быть из прочных материалов, не крошиться и не ломаться. Важно, чтобы с них не слезала краска и не отваливались мелкие детали.
Цвета. Детям помладше нужны яркие привлекательные игрушки, которые можно рассматривать и изучать. Детская в пастельных тонах может радовать родителей, но при этом не развивает цветовосприятие ребенка. Также удобно показывать на игрушках разные цвета, чтобы не учить их специально по карточкам или пособиям.
«Важно, чтобы игрушки были яркие и привлекательные, — говорит детский психолог GMS Clinic Инна Пасечник , — чем больше стимулов, тем интереснее и полезнее. Игрушки из ярких материалов и цветов можно использовать в дальнейшем для обучения цветам, показывать красный бочок у кубика или зеленый. На деревянной ложке цвета не назовешь»
К каким игрушкам нужно относиться осторожнее:
Электронные игрушки можно покупать ребенку, но в минимальном количестве. Американская академия педиатрии не рекомендует детям до двух лет смотреть телевизор или играть в компьютерные игры.
«Детские компьютеры — это простая модель поведения „стимул-реакция“, — объясняет Инна Пасечник, — мозг привыкает к тому, что можно очень просто получить результат. Немного таких игрушек — это интересно, ребенок начинает понимать смысл между нажатием и эффектом. Появляются причинно-следственные связи».
По словам Инны Пасечник, если на протяжении всего детства давать аналоги компьютеров, то мозг приучается к тому, что можно получить удовольствие от простого действия. И если таких игрушек много, то мозг привыкает искать простой источник удовольствия. Это прямой путь к зависимостям. Поэтому важно, чтобы кнопочных игрушек было немного.
Развивающие игрушки. Основная задача рекламы детских игрушек — убедить родителей, что ребенок не получит достаточного количества стимулов без их продукции. Хотя на самом деле многие игрушки подобного типа только мешают развитию. Они созданы для игры по определенной схеме, а это мешает развивать фантазию.
«Я против игрушек, в которых заложен четкий и узкий функционал, — говорит Инна Пасечник, — например, трансформеры или большие наборы LEGO, которые детям ужасно нравятся, но быстро наскучивают. Хорош тот конструктор, с которым можно играть не только по инструкции. Чем меньше функционала заложено в игрушку, тем лучше. Например, в детстве мы строили домики из подушек и пледов, сейчас эти домики продаются. Намного полезнее показать, что можно из подручных материалов построить такой домик, какой хочется».
Если ребенок собирает по инструкции, это развивает у него произвольность и способность выполнять что-то так, как написано взрослыми. Но для развития творчества важно применять одну и ту же игрушку разными способами. Так ребенок учится фантазировать. Готовые предметы, которые можно взять и тут же использовать тормозят развитие мышления.
«Ребенку надо показывать, — предлагает Инна Пасечник, — что не обязательно следовать инструкции, вот это можно сделать по-другому. Тогда это будет способствовать его развитию».
Дети до года
Дети первого года жизни только осознают себя и окружающий мир.
«До года нужны игрушки, в которых много разных свойств в одной, — говорит Инна Пасечник, — она яркая, умеет греметь, у нее могут быть разные детали на ощупь: мягкие, гладкие — такое разнообразие сенсорных стимулов».
Если есть возможность, после трех–четырех месяцев ребенка лучше переселить на пол — это будет способствовать его развитию лучше всего.
«Это дает возможность много оглядываться, много передвигаться, — объясняет Инна Пасечник, — развивается двигательная сфера, ребенок начинает больше ползать, взаимодействовать со средой. Так мы создаем полное сенсорное взаимодействие с миром. Ребенок старается передвигаться, видит множество разных предметов и взаимодействует с ними. Это дает возможность развиваться мозгу так, как он был задуман, с большим количеством сенсорных стимулов».
Подходящие игрушки: погремушки, бизиборд, кубики, пирамидка, сортеры, небьющиеся зеркала, развивающий коврик, мобиль или дуга на кроватку. Когда ребенок научится стоять, ему нужны игрушки-каталки.
Но самая подходящая игрушка для ребенка такого возраста — это взрослый. Именно родители развивают ребенка, когда общаются с ним.
«От 0 до года основное развитие ребенка строится на взаимодействии с родителем, — говорит Инна Пасечник, — важно все сопровождать речью. Нужно строить простые предложения, повторять одни и те же слова — это важно для развития психики».
Поэтому не стоит в таком возрасте покупать интерактивные игрушки, в расчете на то, что они покроют все потребности в развитии.
Также могут помешать развитию сложные и тяжелые игрушки. Важно, чтобы ребенку было удобно пользоваться ими.
«Есть дети с маленькими ручками и им бессмысленно покупать огромную погремушку, — рассказывает Инна Пасечник, — ведь ей не получится воспользоваться. Это может затормозить развитие Ребенок хочет, но не может поднять эту игрушку, в результате мотивация падает».
Кроме этого игрушки должны находиться в свободном доступе ребенка.
«Для этого можно взрослому сесть на пол и посмотреть вокруг себя, — рассказывает Юлия Себелева, — на этом уровне видит мир ребенок, который уже умеет сидеть и ползать. Важно развесить и расставить игрушки так, чтобы ребенок мог до них добраться».
От года до трех
Основная задача этого возраста — деятельность с предметами. Особенный интерес возникает к занятиям взрослых, так дети разбираются в окружающем мире. Поэтому они изучают содержимое ящиков, включают стиральную машину и устраивают хаос любыми доступными способами.
«В этот период дети любят играть с природными материалами или предметами быта, — рассказывает Юлия Себелева, — например, плошки и кастрюли, крупы, ткани, орехи, шуршащие пакетики. Не стоит забывать и о обучающих игрушках: пирамидках, кубиках, матрешках, совочках, ведерках, мячиках. Особую важность приобретают творческие игрушки: колокольчики, погремушки, свистульки, барабан».
Часто родители, когда видят интерес ребенка к кухонной утвари, покупают ему игрушечную кухню или стиральную машину, чтобы он не трогал «взрослые» вещи. Но эксперты считают, что это только ограничит детские возможности.
«Заменять суррогатами реальность не полезно, — предупреждает Инна Пасечник, — если купить ребенку детскую кухню, она не заменит его интерес к реальным предметам. Можно сразу заранее смириться с тем, что ребенок все равно все вытряхнет из шкафа. Лучше оставить в доступе несколько ящиков или шкафов с безопасными предметами и убрать подальше опасные или дорогие вещи».
Музыкальные игрушки важны для развития ребенка, но лучше покупать не кнопочные, которые играют мелодии при нажатии, а похожие на настоящие музыкальные инструменты: гитары, барабаны, дудки.
«Детям интересно функциональное применение предмета, — рассказывает Инна Пасечник, — поэтому чтобы родители не купили, малыши все равно будут интересоваться реальными вещами. Это важно для их познавательного развития».
Подходящие игрушки: куклы, мягкие игрушки, набор для чаепития, кукольная коляска, пазлы, конструкторы. Большие машины на веревочке, сортеры, пазлы из четырех частей.
От трех до семи
В этом возрасте важна сюжетно-ролевая игра, поэтому дети с удовольствием играют в больницу, школу или дочки-матери, а также проигрывают сюжеты из любимых мультфильмов. Так они учатся выстраивать социальное взаимодействие.
Если понаблюдать за такими играми, то можно увидеть, что беспокоит ребенка. Например, игра в детский сад поможет понять как воспитательница общается с детьми в группе.
«В этот момент очень важна кукла, предметы быта, транспорт, одежда, фигурки людей и животных, — говорит Юлия Себелева, — в игре с детьми можно донести важные нюансы общения, варианты поведения с неоднозначных ситуациях. При повышенной тревоге ребенка, связанной с посещением дошкольных учреждений или при возникновении страха перед врачами, важно поиграть в стоматолога, доктора или воспитателя».
По словам Юлии Себелевой, игра в куклы или аналоги — важный этап формирования родительской функции будущего взрослого. Именно в возрасте 5 лет наблюдается особый период развития родительской сферы личности. Это выражается в потребности играть с пупсом, куклой, заботиться о нем, так называемый «период нянчания». Играть с куклами и атрибутами: кроватка, горшок, коляска, полезно как мальчикам, так и девочкам.
«Хорошо, если куклы будут разными, то есть не только Барби или аналоги, — предлагает Инна Пасечник, — лучше, когда есть куклы: младенцы, длинноногие девочки, куклы с раскосыми глазами и представители разной национальности. Это расширяет представления ребенка».
Покупать в этот период дорогие игрушки со множеством функций вроде работающей стиральной машины не имеет смысла, они быстро перестают быть интересными, а использовать по-другому такие игрушки с ограниченным функционалом уже не получится.
Кроме игрушек, в этом возрасте важны настольные игры.
«Через настольную игру у ребенка возникает идея, что нужно играть по правилам, — объясняет Инна Пасечник, — это в некотором смысле подготовка к школе. И это более здоровый вариант, чем ходить на кружок, сидеть ровно и учить алфавиту с трех лет».
Важно, чтобы психические функции, которые понадобятся в школе развивались во время игры. Для этого нужны правила в сюжетных играх, где дети договариваются, кто как себя ведет, и в настольных, в которых ребенок учится действовать в соответствии с правилами.
Как выбирать развивающие игрушки для детей
Каких рекомендаций при выборе игрушки нужно придерживаться
При выборе игрушки ребенку не стоит ориентироваться только на ее внешний вид, конечно красивые модели привлекают больше внимания, но не стоит забывать и о безопасности. После того, как вы возьмете развивающую игрушку в руки, осмотрите ее со всех сторон, проверьте, нигде ли нет острых углов, облезшей краски и неприятного запаха. Если есть механизмы, то проверьте, исправно ли они работают. Помимо этого стоит прочесть инструкцию к товару и убедиться, что он подходит для вашего ребенка. При выборе развивающих игрушек обратите внимание на:
Стоимость. Не стоит экономить на ребенке: не выбирайте для него развивающие игрушки низкого качества и невысокой стоимости. Если вы нашли в магазине недорогую игрушку, то должны понимать, что она изготовлена из некачественного сырья, что может причинить вред вашему малышу.
Производитель. В большинстве случаев лучше довериться известному производителю и переплатить за бренд, но так вы точно будете уверены в качестве изделия.
Возраст. Если вы сами не знаете, что подойдет для возраста вашего ребенка необходимо изучать информацию на коробке изделия, там обычно указывается для какого возраста подходит игрушка. Так ребенок до года обрадуется красочному сортеру, который сможет стать его любимой игрушкой на долго. Он сможет учить с ним цвета, формы и фигуры. Но для ребенка 7 лет такая вещица вряд ли пригодится, ему лучше купить конструктор.
Как выбрать игрушку по возрасту ребенка
Важно подбирать ребенку игрушки исходя из его возраста, чтобы они были для него интересными и поучительными.
0 — 1 год. В этом возрасте ребенок только начинает познавать мир, поэтому для него важны простые игрушки – погремушки, колокольчики, бубенчики и развивающие коврики, где на дугах подвешиваются игрушки.
1 — 3 года. В этом возрасте ребенок уже знаком с окружающим миром, но он продолжает его изучать. Необходимо покупать игрушки, с помощью которых он будет узнавать разные формы, цвета, учить буквы, цифры. К этому возрасту малыши уже тянутся к творчеству – с интересом рисуют, лепят из глины и пластилина.
3 — 5 лет. В этом возрасте ребенку не будут интересны кубики и погремушки, игрушки должны быть посерьезнее. Лучше всего подходят наборы для конструирования, в любом магазине вам предложат массу вариантов: конструктор, деревянные фигурки, пластмассовые детали. Самое время приучать ребенка к настольным играм с правилами, самыми простыми вариантами можно назвать лото, домино, башня, шашки, боулинг, бильярд, игры «ходилки». Если это для вас кажется слишком простым, можно попробовать приобрести игры посерьезнее. Отличный вариант для семейного досуга — игра «В яблочко!».
5 — 8 лет. В этом возрасте ребенку, как и дошкольнику, важно внимание родителей, вы должны много времени проводить вместе, чтобы он продолжил свое развитие. В это время необходимо приобрести игры, которые помогут подготовиться к школе, это могут быть палочки для счета, настольные игры с простыми заданиями по математике, сложные настольные игры.
Возраст 9+. Если ваш ребенок увлекается творчеством, то он по достоинству оценит набор для творчества: по бисероплетению, лепке, рисованию. Для того чтобы у него появился интерес к таким играм, необходимо помочь ему и объяснить последовательность действий.
Какими бывают развивающие игрушки
Видов игрушек для развития ребенка существует масса, а именно поэтому родителям очень сложно сделать выбор при покупке подарка для своего чада. Самыми распространенными можно назвать такие разновидности:
1. Интерактивные. Эти игрушки помогают развивать речь и внимание – так как они могут издавать звуки и гореть разными цветами. При их выборе нужно основываться на возраст своего ребенка. Если он не умеет говорить, то лучше остановить выбор на моделях с отдельными звуками, если он уже разговаривает, то стоит присмотреться к игрушкам с фразами и песенками.
2. Пазлы. Такой тип развивающих игр подходит для детей любого возраста, смотря на то, сколько лет вашему ребенку выбирайте сложность картинки и количество пазлов. В магазинах вы можете найти пазлы на дощечках, мозаики разного цвета, 3Д модели.
3. Кубики, пирамидки. Это необходимая игра для каждого ребенка, с ее помощью можно строить дома, города, учиться считать, различать формы. Это универсальные игрушки, которые будут интересны детям любого возраста. В магазинах можно встретить не только деревянные модели, кубики и пирамидки могут быть мягкими, пластмассовыми.
4. Бусы и шнуровки. Еще один вид игр, которые отлично тренируют моторику и внимание ребенка. Их можно использовать и до года, чтобы развить у младенца хватательный навык. Они, как и кубики могут быть выполнены из разного материала и иметь отличный размер.
5. Настольные игры. Такие развивающие игры подходят для детей постарше, так как требует определенных навыков и внимания. При покупке таких игрушек нужно руководствоваться такого совета: чем младше ребенок, тем проще должны быть правила.
Как вам статья?