Блог красоты

Как научить ребенка читать? Советы родителям

Содержание

Как научить ребенка читать? Советы родителям дошкольника

Малыш тянется к буквам уже в дошкольном возрасте, и первые уроки чтения ложатся на плечи родителей. ЛогикЛайк подскажет, с чего начать занятия и как грамотно подойти к обучению.

На LogicLike.com дети развивают логику и способности к математике. Решайте ребусы, закономерности, логические задачи и головоломки. У нас более 3500 занимательных заданий.

Попробуйте наш курс в игровой форме!

С какого возраста учить ребенка читать?

Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению — это задача школьных учителей. Кому верить?

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.

Ребенок точно готов учиться читать, если он:

  • умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
  • легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
  • различает понятия право-лево, верх-низ;
  • правильно выговаривает буквы;
  • проявляет интерес к буквам и чтению.

Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам — это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы — больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] — находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.

Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам? Время пришло. Не упускайте момент.

Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

Чтение по слогам (фонетический метод)

Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

  • «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
  • «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

Кубики Зайцева

На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.

Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные — глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких — мягкие.

  • «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
  • «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).

Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.

  • «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
  • «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

Методика Марии Монтессори

Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.

Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

  • «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
  • «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.

Какую методику выбрать?

Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

Учимся читать играючи

Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

«Живые буквы»

Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

Упражнения в игровой форме

Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.

Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».

«Тайные письма»

Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

Пример: блокнот «Я научу тебя читать» с письмами гномика Гоши.

Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

Упор на запоминание букв, а не звуков

Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» — [в], «М» — [м] и т.д.

Изнуряющие занятия

Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

Психологическое давление

«Тебе уже 5 лет, а ты все еще не умеешь читать! Как же тебя в школу возьмут?» Запугивания лишь отобьют у ребенка желание заниматься. Или вовсе вызовут страх перед чтением.

Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

Отсутствие у родителей привычки читать

Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?

Читайте книги вместе с ребенком

Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.

Покажите детям, что чтение — это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.

Как научить ребенка читать? Советы родителям

Знакомство с книгой для ребенка — трудоемкий, увлекательный и интересный процесс. Перед поступлением в школу желательно, чтобы ребенок уже умел читать. Если не было возможности посещать детский сад или проходить предшкольную подготовку — не беда: познакомить малыша со звуками и буквами можно и самим родителям.

Самая главная ошибка родителей — они учат сначала буквам («Эм», «Эл», «Ша» и др.), а потом соединять их в слоги. Возникает проблема: ребенок не может понять, почему он читает «пэ, а, пэ, а», а это оказывается слово «папа». Читайте статью: Четыре основные ошибки родителей в обучении детей чтению.

Как правильно научить ребенка быстро читать?

В этом поможет традиционная методика, которая основывается на первичном изучении звуков, а не символов букв. Основные этапы, которые нужно будет осуществить:

1 шаг: Приобрести букварь.

Обратите внимание, чтоб в его содержании не было так, что сначала он знакомит детей с алфавитом, а только потом со слогами. Желательно, чтоб было совмещено изучение буквы и слогов.

2 шаг: Знакомство с гласными, а потом с согласными звуками.

На первый план выходят твердые гласные, к которым относится: а, о, у, э, ы.

Потом нужно познакомить со звонкими сонорными согласными: м, л.

Остается выучить глухие и шипящие: ж, щ, д, к.

3 шаг: Ежедневное повторение предыдущего материала.

Повторение — профилактика забывания букв. Ежедневно играйте с детьми по пройденным буковкам.

Этот шаг только на первый раз кажется сложным.

Например, рассмотрим слог «Ка».

Необходимо объяснить ребенку, что одна буква бежит ко второй, а став «друзьями» произносятся вместе, они больше не могут жить друг без друга. «к-к-к-к-ка-а-а-а-а». Так, любые гласные могут подружиться с согласными буквами.

5 шаг: Разучивание слогов.

Сначала разучиваются простые слоги, вроде: ма, по, ла, ло; а после того как ребенок поймет, как именно, образуются слоги, он легко станет прочитывать и более сложные слоги: жу, до, вэ.

После этого важно закрепить это умение, используя уже не только простые слоги, но и сложные, то есть закрытые, где гласная стоит перед согласной.

6. Шаг: Чтение простых слов.

Здесь уже можно непросто читать маленькие слова из простых слогов, но и составлять их с помощью карточек. Для этого также применимо упражнение:

Закончить слово, добавив в конце -ча или -чу:

7 шаг: Выучить алфавит.

Для запоминания алфавита можно использовать стихотворения, песенки. Например:

А! Алфавит поём мы вместе!
Б! Будем петь его, как песню.
В! Весело споём его мы
Г! Громче грома, громче грома.
Д! День сегодня музыкальный.
Е! Есть у вас талант вокальный.
Ж! Жить без знаний скучно б было
З! Знанья это наша сила,
И! И тому пути открыты.
К! Кто подружит с алфавитом,
Л! Лошадь, лама, ландыш, ложка,
М! Мел, метель, метро, матрёшка,
Н! Небо, невод, нить, невеста,
О! Овод, облако, оркестр.
П! Попугай поет по нотам.
Р! Рой пчелиный строит соты.
С! Стрекоза в саду стрекочет.
Т! Такса лапками топочет.
У! Утка слушает пластинки.
Ф! «Фанту» пробует фламинго.
X! Хор не плох, есть слух у хора!
Ц! Царь зверей – его опора.
Ч! Чтим его – рычит он чисто.
Ш! Шесть заменит он солистов.
Щ! Щедрый мир нам дарят песни.
Э! Этот день собрал нас вместе.
Ю! Юмористов, оптимистов,
Я! Ясли-садовских солистов!

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы, —
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, X
Оседлали петуха, —
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я,
Вот и все они, друзья!
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они — стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

Чтобы запомнить буквы, их можно лепить их из пластилина, теста, бумаги, делать с помощью бисера, из ткани и других материалов.

8 шаг. Использование слов в дидактических играх, упражнениях и на практике.

  • Ежедневные записки для ребенка со списком дел.
  • Перед речевыми занятиями каждый раз рекомендуется проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, произносить слоги, составлять слова. Чтение чистоговорок, пословиц и поговорок.
  • Провождение времени за просмотром диафильмов с чтением надписей внизу картины. Наглядность вместе с чтением дает лучший эффект, потому как задействуется и зрительный, и речевой, и слуховой анализаторы.
  • Метод параллельного чтения. Это когда у родителя есть текст, и у ребенка такой же. Взрослый читает в разном темпе, а ребенок следит.
  • Эксперимент. Сколько слов за минуту он читает? Пусть прочитывает одно слово. Можно делать такой эксперимент каждый день. Результаты будут весьма заметны.
  • Предлагайте ребенку читать про себя, а не вслух. Таким образом, читать он будет намного быстрее, потому как охватывать глазами будет и следующие слова.
  • Поиграйте с ударениями. Можно проговаривать, как правильно и как нет, чтоб ребенок сам исправил ошибку в ударении.
  • Упражнение для развития зоркости. Среди ряда гласных пусть найдет согласную. Можно менять.
  • Упражнение для того, чтобы ребенок не боялся несколько согласных букв подряд. Нужно просто записывать взрослому такие «страшные» сочетания букв и проговаривать их каждый день ребенку, при этом добавляя новые, как только встретятся. А можно просто каждый день ребенку на одном дыхании проговаривать 15 любых согласных, например: с, т, п, г, в, ж, к, н, ш, щ, л, г, н, ф. Тоже очень полезно.
  • Игра в замену букв в слове: кот — кит, лес — лез.
  • Деформированные предложения, например: Мишка к день рожденья пришел лисе. Пусть ребенок отгадывает.
  • Работа над пониманием текста. Полезно приучать ребенка к ролевому чтению, чтобы он учился выражать эмоции героя, про которого он читает.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Советы родителям как научить ребенка читать
статья по теме

При обучении чтению дошкольника есть ряд тонкостей, которые Вы должны знать.Обучение чтению должно проходить в несколько этапов. Первый этап- осваиваем звуки, затем буквы.

Скачать:

Вложение Размер
sovety_roditelyam_kak_nauchit_rebenka_chitat.docx 75.63 КБ

Предварительный просмотр:

Советы родителям как научить ребенка читать

При обучении чтению дошкольника есть ряд тонкостей, которые Вы должны знать. Обучение чтению должно проходить в несколько этапов. Первый этап- осваиваем звуки, затем буквы. Прежде всего обратите внимание на то, что при обучении чтению дошкольника, надо делать упор на запоминание звуков, а не букв. То есть, например, при освоении буквы Б нужно учить говорить ребенка [б], а не [бэ]. Соответственно [г], [т] …, а не [гэ], [тэ ] и т.д.

При таком подходе ребенку в дальнейшем будет гораздо проще понять, почему, к примеру, [б] и [а] в слоге БА дают [ ба]. Если же учить буквы, как они произносятся в алфавите, то согласитесь, переход от [бэ] и [а] к [ба] не очень естественен.

Пугаться же того, что Ваш ребенок не будет знать правильные (алфавитные) названия букв, не стоит – пойдя в первый класс и умея читать, он без труда выучит требуемые имена букв так, как они произносятся в алфавите.

При изучении букв, осваиваем сначала гласные буквы: А.О,У,И,Ы,Э , а потом уже несколько согласных: Б,В,Г,Д,З,К,Л,М,Н,П . Уже этого будет достаточно, чтобы успешно осваивать слоги. А остальные буквы «подтянуться» позже. Не забывайте, что согласные буквы произносятся как звуки.

Выучив большую часть букв, можно переходить к следующему этапу- чтению слогов, составленным из этих букв.

Сначала осваиваются только слоги вида согласная+гласная , т.е. БА, ВА,ГА и т.д., потом БО,ВО,ГО и т.д., БУ,ВУ,ГУ и т.д.

Поскольку слоги с гласными Е, Ё ,Я, Ю являются более трудными для чтения, то на первом этапе нужно читать слоги только с гласными А,О,У,И,Ы,Э .

Прежде, чем читать слоги на бумаге, надо научиться читать их в «уме». Говорите ребенку: « Б, А – что получится? Правильно БА !» и т.д. Нельзя при произнесении звуков Б, А добавлять союз и между ними, т.к. это будет мешать малышу правильно соединять буквы в слоги. После чтения «в уме» можно переходить к чтению слогов на бумаге. В освоении всего выше сказанного, вам помогут: кубики, карточки с написанными буквами, пластмассовые буквы и т.д. Стремитесь к тому, чтобы ребенок, в конце концов, читал слоги сразу, а не по буквам.

Затем осваивайте с ребенком слоги, где гласная буква стоит на первом месте АБ, АВ, АГ и т.д. Дети очень часто, особенно на первых порах, читают наоборот, т.е. вместо слога АБ – слог БА. Не расстраивайтесь, постепенно все образуется. Каждый раз мягко его поправляйте. Обратите особое внимание на дикцию вашего ребенка. Часто встречающиеся в этом возрасте дефекты речи будут мешать чтению. Поэтому необходимо обращаться к логопеду. Если вы почувствовали, что ваш ребенок уже достаточно уверенно читает слоги с гласными А,О,У,И,Ы,Э, то переходите к слогам с оставшимися гласными Е,Ё.Ю,Я С этими гласными слоги даются детям труднее всего. Это связано с тем. Что при произнесении каждой из них мы фактически произносим два звука Е=[Й]+[Э], Ё=[Й]+[О], Я=[Й]+[А] ,Ю=[Й]+[У]

Следующий этап чтение простых трехбуквенных слов. К чтению слов переходите тогда, когда ваш ребенок называет слог сразу, а не по буквам. О-ЛЯ, А-НЯ, КО-Т

Каждый раз, переходя к новому этапу чтения, не забывайте все время повторять пройденное.

Не подгоняйте ребенка, он выучит все в своем темпе, не ускоряйте и не ругайте его, если он забыл. Очень важно, чтобы ребенок получал радость от обучения, вместе с вами. Если вы решили заняться обучением ребенка чтению, то делать это надо в игровой форме. Продолжительность обучения с детьми 4 лет не должна превышать 10 минут, если вы видите, что ребенку трудно высидеть 10 минут, сократите время В этом возрасте необязательно заниматься каждый день, тем не менее старайтесь не делать большие перерывы ( больше 3 дней) С детьми 5-6 лет занимайтесь 15 минут. При первых же признаках усталости, рассеянности, потери интереса к игре с буквами, прекратите обучение Старайтесь чаще поощрять малыша, пусть он будет радостным, от этого во многом зависит его интерес к знаниям и учебе в дальнейшем. Старайтесь разнообразить игры, используйте в качестве еще одного обучаемого любимую игрушку вашего ребенка, которую можно активно вовлекать в игру. Устраивайте соревнования – кто быстрее прочитает тот или иной слог, Вы. Ваш ребенок или игрушка ( конечно, при этом Вам нужно поддаваться, а за куклу говорить другим голосом.) придумайте поощрения. Возможны и другие не менее эффективные педагогические приемы. Все зависит от Вашей фантазии!

Литература: Ольга и Сергей Федины «Как научить ребенка читать» Москва, Айрис Пресс,2010,

А.Е.Соболева, С.В.Краснова. Чтение с увлечением. Москва, 2009.

Советы родителям. Как приучить ребенка к чтению

Галина Григорьевна Черепанова
Советы родителям. Как приучить ребенка к чтению

Как приучить ребенка к чтению и любовь к книгам: 13 советов родителям

Многие родителисталкиваются с проблемой: дети наотрез отказываются брать в руки книгу. Научить ребенка читать – еще половина задачи. Важно привить любовь, чтобы чтение было не необходимостью, а приятным и интересным занятием. На основе исследований нейропсихологов и педагогов мы составили перечень советов, которые помогут вашему сыну или дочери в раннем возрасте заинтересоваться сказочными мирами и сюжетами. Чтобы потом с интересом браться за полезную литературу и с удовольствием – за новый роман.

1. Подавайте пример

В таком ответственном деле, как воспитание, важен собственный пример. Одно дело – семья, в которой родители проводят вечера с книгой или газетой, а совсем другое – когда папа не может оторваться от компьютера, а мама не пропускает ни одного сериала. Вполне естественно, что маленький ребенок не потянется за букварем или книжкой с картинками, если есть планшет или смартфон с игрушками. Так что же делать? Читайте сами! Маленький ребенок, глядя на ваше заинтересованное лицо, нахмуренный лоб или счастливую улыбку при чтении, поймет, что вам известен какой-то секрет. Наверняка ему захочется приобщиться таинству.

2. Объясните ценность

С ранних лет вашего ребенка обращайте внимание на то, что книга – это ценность, а не просто бумага и текст, обернутые в цветную обложку. Не выкидывайте и не разбрасывайте книги. Книга – не игрушка, и тем более нельзя допускать, чтобы дети рвали страницы или рисовали на них. В каждом доме должен быть книжный шкаф, а в случае, если какие-то книги вам больше не нужны, их можно сдать в библиотеку или раздать знакомым.

3. Читайте вслух

Начните с чтения вслух – только так ребенок может научиться читать, проговаривая звуки и постепенно понимая взаимосвязи букв, слогов и слов. Дети очень любят, когда родители разыгрывают сказки по ролям, а потом и сами втягиваются в процесс чтения. Это сближает и ассоциируется с самым приятным и интересным времяпрепровождением. Но не превращайтесь в раба чтения – передавайте инициативу. Ребенок может читать вам, бабушке, любимой игрушке или кошке – слушателя найти несложно.

Да, не забывайте хвалить за чтение с выражением, когда ребенок правильно произносит сложные слова и не торопится. Ласковое прикосновение, похвала, поощрение шоколадкой или игрушкой сделают свое дело. Ребенок поймет, что читать не так сложно, что у него получается, что он может добиться еще лучших результатов.

Прием, который помогает повысить интерес к рассказу и понять, насколько важно уметь читать.Все просто: читая книгу, остановитесь на самом интересном месте. Сделайте вид, что вы что-то вспомнили и не можете продолжить, пока не запишете важную мысль. Ребенок не станет долго ждать – ему интересно продолжение! Если он уже умеет читать, хотя делает это неохотно, тогда сам возьмет книгу и дочитает за вас. Или же поймет, что вы не всегда сможете читать ему любимые сказки, а читать самому, в общем-то, все-таки стоит научиться.

Стих, сказку, рассказ можно не только разыграть в лицах, но и отобразить в рисунке, символах и на схеме, составить план. Так ребенку будет понятнее текст, поскольку вы будете опираться на ключевые слова и фразы. И запомнить «нарисованный» стих гораздо проще. Помимо фантазии «здесь и сейчас», этот метод развивает воображение, которое сильно пригодится в будущем – на школьных уроках, на работе, в сложных жизненных ситуациях.

Если для вашего ребенка шкаф – это ковчег, а хлебная баранка – это руль автомобиля, ему будет проще начать читать и полюбить чтение как интересную игру. Некоторые дети с трудом осваивают чтение из-за своих особенностей развития. В первую очередь это связано с недостатком игр в раннем возрасте. Чтение – это тоже игра, поскольку при этом включается воображение. Читать без способности представлять предметы и события бессмысленно. А если у ребенка не получается представить и понять – ему будет скучно.

8. Развивайте воображение

Клиенты нейропсихологов – дети с нарушением восприятия, внимания, памяти и логического мышления. Без всего этого трудно полюбить чтение. Но помочь таким детям, коих очень много, можно. Для этого разработаны специальные развивающие игры. Уделяя им хотя бы по 20 минут ежедневно, можно добиться больших успехов в чтении! Игры, завязанные на угадывании букв, интонаций, скороговорках, ассоциациях не будут казаться скучными уроками, к ним захочется возвращаться вновь и вновь.

Человек, никогда не слышавший пения птиц, не ощутивший дуновения ветра и не погружавшийся в морские воды, не сможет себе этого представить.Некоторые дети растут буквально в тепличных условиях: редко гуляют, мало двигаются, не общаются со сверстниками и не испытывают новых эмоций. То есть не получают жизненного опыта. Таким детям трудно фантазировать. Натыкаясь на описания и явления, которых они не видели в жизни, они пропускают их мимо глаз и души – не понимают смысла, не заинтересовываются. Поэтому крайне важно не только проводить время за книгой, но и показывать ребенку новые картины мира. Обсуждать, обращать внимание на явления, трогать объекты, задавать вопросы («Смотри, это чайка. Как ты думаешь, почему она летит так низко?»).

10. Не жалейте время

Чтобы научить ребенка читать, требуется много времени. Если у него не получается, нет желания, он выказывает протест – потребуется еще больше времени. Не полагайтесь на учителей, вы справитесь не хуже! Авторитет для вашего ребенка – вы сами, и перед вами открывается возможность сблизиться, передать ему свои знания и умения, привычки, любовь к тем или иным книгам, авторам и издательствам. Не пренебрегайте этим.

11. Пусть чтение станет наградой

Полюбив «игры в слова», ребенок будет воспринимать эти минуты и часы как подарок или награду. Убрал разбросанные вещи? Молодец! А теперь можно и почитать. Через развивающие игры, плавно переходящие в чтение, дети учатся с интересом относиться и к книгам. Пусть совместное чтение будет вашим любимым занятием.И тогда вы все чаще будете слышать вопрос: а когда мы пойдем читать?

12. Обсуждайте прочитанное

Превратите чтениев дополнительную тему для разговора: обсуждайте прочитанное, приводите примеры и аналогии. Почему герой поступил так, а не иначе? На кого из ваших родных и друзей он похож? В диалоге на тему произведения ребенку будет проще понять мотивы поступков, запомнить сюжет.

13. Превратите чтение в ритуал

Если ваш ребенок уже не маленький, учится в школе, но с презрением относится к чтению, заведите привычку хотя бы несколько дней в неделю уделять время книге – как самостоятельно, так и вместе с ребенком. А приступать к нему следует с расстановкой – как к ритуалу. Ведь не зря существовала традиция вечерних чтений, когда глава семейства зачитывал произведения, а вся семья слушала, затаив дыхание. Для такой цели отлично подойдут летние вечера на даче!

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к чтению?» «Чтобы воспитывать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение «А. П. Чехов Каждый родитель мечтает о том, чтобы их дети.

Консультация для родителей «Как приучить ребенка к самостоятельности» Ребенок рождается беспомощным и зависимым от взрослых. Это абсолютно естественно. Но когда малыш подрастает, он уже и физически и психологически.

Консультация «Советы родителям гиперактивного ребенка» Как определить имеет ли ребенок синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Гиперактивность представляет собой.

Рекомендации родителям «Как приучить ребёнка засыпать самостоятельно» Чтобы ребёнок приучился засыпать самостоятельно в своей комнате, прежде всего, надо создать условия для его комфорта и безопасности. Ребёнок.

Советы родителям «Чего не надо делать за ребенка» Родители очень часто своему ребенку дают готовые алгоритмы или указания, чтобы ребенок научился самостоятельно принимать какие-нибудь решения.

Советы родителям «Как обезопасить своего ребенка от опасности на прогулке летом» Лето — самое благоприятное время,когда необходимо использовать все имеющиеся возможности для оздоровления ребенка. Дети все больше времени.

Советы родителям «Как развивать речь ребенка» У детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы, у них нет нарушений слуха или поражения центральной нервной.

Советы родителям «Как стать для ребенка авторитетом» В дошкольном возрасте для детей мерило всех ценностей- слова и поведение отца и матери. Например, по моим наблюдениям, ребенку небезразлично,.

Советы родителям «Чем занять ребенка, если врач прописал постельный режим» Ребенок заболел, и для лечения, его надо оставить дома. А если ещё и повышенная температура, то врач рекомендует постельный режим. А лежать.

Советы родителям «Учим ребенка одеваться и раздеваться» У многих родителей есть большая проблема – это научить ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться. Для них проще и быстрее самому одеть.

Как научить ребенка читать? Советы родителям

Что делать, если ребенок не читает? Этот вопрос занимает многих родителей. В наши дни детей отвлекает слишком многое: смартфоны, компьютеры, мультики, которые бесконечно идут по телевизору, — ребенка на улицу поиграть с друзьями не вытащишь, не то что книгой заинтересуешь. Но сдаваться не стоит. Выбрали 10 способов приучить ребенка к чтению. Пробуйте их один за другим или несколько сразу — какой-то непременно подействует.

1. Внесите элемент игры

Превратите чтение в игру и вам не придется ни секунды тратить на то, чтобы уговорить ребенка взяться за книгу. Сделайте постановку — домашний театр, — и пусть бабушки и дедушки станут благодарными зрителями, позовите в гости друзей вашего ребенка и устройте соревнование, обязательно с призами, — кто больше прочитает или найдет предметов на картинке (для этого хороши виммельбухи), покажите ребенку книги-лабиринты, сочиняйте истории, делайте поделки, рисуйте персонажей, вырезайте, раскрашивайте, проводите эксперименты, показывайте театр теней и делайте объемные фигуры из бумаги. Идей море. Только успевай воплощать.


Автор фото: Кристина Ковтун, — источник

2. Пусть ребенок читает то, что нравится

Если ребенок отказывается читать книги из школьного списка литературы, не «наседайте». Показывайте другие книги, чтобы он понял: есть не только скучные рассказы про осенний лес или былины о русских богатырях (тут уж кому что не нравится), а еще и фантастика, пьесы и, допустим, сатира. Да хоть мифы Южной Африки и предания Вьетнама — лишь бы чтение увлекало. Не надо в ребенка «запихивать» знания и уж тем более навязывать свои предпочтения.


Автор фото: Алия Гимранова, — источник

Попробуйте отыскать жанр, который придется ребенку по душе. А если уж дело совсем не идет, попробуйте «подсунуть» комиксы, пусть это и для многих как ножом по сердцу. Когда ребенок найдет что-то свое, он войдет во вкус и, вполне вероятно, со временем начнет читать все, что под руку попадется: будет глотать книги, а не булочки 🙂

3. Заведите дома большую библиотеку

Невозможно приучить ребенка к чтению, если дома элементарно нет книг или их очень мало. Всегда должна быть возможность подойти к книжному шкафу и взять что-нибудь.


Автор фото: Полина Мяличкина,— источник.

Помню, как сама в детстве выбирала книги по принципу «потому что гладиолус» — читала все, что попадалось на глаза: большая советская энциклопедия, Булгаков, По, сказки народов мира, Горький, Беляев, энциклопедии «Я познаю мир» — история, физика, космос, растения, искусство, медицина и еще штук двадцать на разные темы, — Хмелевская, Даррелл, Стругацкие, книги про динозавров, взросление детей, психологию и даже крылатые выражения на латыни (их я заучивала — даже не могу сказать, для какой цели). В ход шло все. И я искренне уверена, что это серьезно повлияло на мою любовь к чтению.

4. Не заставляйте дочитывать до конца

Если вы видите, что книга «не идет», ребенок то и дело вздыхает, отвлекается, вертится, как уж на сковородке, да и вообще делает все что угодно, лишь бы не переворачивать следующую страницу — пусть закрывает эту книгу. Чтение из-под палки к хорошему не приведет. Никогда не принуждайте ребенка сидеть за неинтересной ему книгой, иначе вы добьетесь ровно противоположного эффекта. Даже взрослым советуют это делать: Игорь Манн использует «тест 50 страниц» — если за 50 прочитанных страниц книга «не цепляет», ее просто надо отложить в сторону. Не говоря уже о детях.


От интересной книги не оторваться! Автор фото: Мария Еремина, — источник.

5. Покажите, что удивительного в книгах

Еще в школе нас учили разбирать произведения, видеть глубинный смысл, догадываться, о чем думал автор и что хотел сказать. Попробуйте провернуть этот трюк с ребенком, только не ударяясь в пространные размышления, а показывая прочитанное с неожиданной стороны. Найдите в книге необычное и покажите ребенку. Когда объясняете ему что-то, проводите неочевидные параллели — так, чтобы юный нехочуха действительно заинтересовался.


Автор фото: Ирина @kmigirazuma, — источник

6. Ориентируйтесь на ведущую деятельность

Отечественный психолог Леонтьев, а затем Эльконин и Давыдов развивали идею ведущей деятельности — это «основное занятие» ребенка, внутри которого развивается личность. В каждом возрасте ведущая деятельность своя: с 3 до 7 лет — сюжетно-ролевая игра, до 11 лет — учеба, позже — интимно-личностное общение (вот почему для подростков сверстники становятся значимее, чем семья). Любовь к чтению можно прививать через ведущую деятельность: для малышей придумывайте игры с книгами, детям постарше давайте энциклопедии по интересующим их темам, подростку можно «подсунуть» книгу об отношениях.

7. Не ставьте условий

Частенько от родителей можно услышать: «Пока не прочитаешь десять страниц, на улицу не пойдешь». Наверное, это самое худшее, что можно придумать. Никогда не ставьте условия и не лишайте ребенка удовольствий, будь то сладкое, прогулка с друзьями или поездка с классом на экскурсию. Иначе книга для него станет врагом. Но никак не другом.


А лучше давайте книжки с самого нежного возраста. Ребенок их полюбит. Автор фото: Irin Knuremko, — источник.

8. Выбирайте красивые книги

Психологи отмечают, что примерно до 12 лет у ребенка превалирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Вот почему важно обращать внимание на визуальную составляющую детских книг: яркую обложку, красивые иллюстрации, качественную бумагу. Книга должна притягивать, словно магнит. Восхищать. Вызывать восторг. Тогда ребенку не придется напоминать о чтении.


Добрая жизнеутверждающая книга с волшебными иллюстрациями. От нее в восторге даже взрослые. Мы в МИФе обожаем Мамазавра! — Источник.

9. Оставляйте книги на видном месте

Это уже трюк восьмидесятого уровня, но почему бы не попробовать. Пусть книги в доме лежат везде: прибейте полочку на кухне, оставляйте книги на обеденном столе, если у вас есть гостиная или большой коридор — «поселите» их и там, положите на тумбочку возле кровати ребенка. И не забудьте про ванную комнату и уборную 😉 Серьезно! Там как в самолете: внимание не распыляется, отвлекающих факторов минимум, так что рука сама потянется к книге.

10. Читайте вместе с ребенком

Этот способ сработает на маленьких детях: они нежно привязаны к родителям и хотят проводить вместе все время, поэтому стоит подумать о том, чтобы разнообразить свой досуг чтением. Читайте по ролям, просто по очереди — по страничке, предложите ребенку озвучивать героев разными голосами: лисичка говорит высоким тоненьким голоском, волк басит, а колобок смешно поет.


И обязательно читайте деткам перед сном, — источник

И, наконец, последнее. Будьте для своего ребенка самым лучшим примером. Героем. Вдохновляйте. Показывайте, что сами неравнодушны к книгам. Увлекайте в волшебный мир книг. Если вы всем сердцем любите читать, если в семье предпочитают телевизору книги, а «залипанию» в гаджетах — совместный досуг, слова «Мой ребенок не читает», скорее всего, никогда и не прозвучат. А если проблема все же есть, то в ваших силах ее решить.

Приучаем ребенка читать книги: 10 полезных советов

Что делать, если ребенок категорически отказывается читать? Кто-то использует насильственные методы, кто-то быстро отступает и решает, что их чадо обойдется в жизни и без чтения. Оба пути нельзя назвать правильными. Проблема решается гораздо легче. Понять, как приучить ребенка читать книги, как правильно действовать родителям, поможет наша статья.

Из этой статьи вы узнаете

Почему дети перестают читать

Детей, по-настоящему влюбленных в чтение художественной литературы, встретить сегодня удается все реже. Школьники 7–10 лет с трудом отвечают на вопрос: «Какая книга у тебя самая любимая?»

Им проще сказать, какой комикс они последний раз держали в руках, какой мультик смотрели на выходных. Учителя, родители, представители интеллигенции в ужасе. Но это современная реальность. Дети всего мира постепенно перестают читать. Этот факт подтверждают социальные опросы и исследования психологов.

Разобраться в том, почему дети не любят читать, первым попытался американский психолог Майкл Коул. Выводы, которые он сделал в процессе общения с подростками, актуальны для всех стран мира. Глобальные причины нелюбви к чтению кроются в следующем:

  • Книга несколько десятилетий назад была единственным источником знаний. Современные дети получают информацию через интернет. Чтобы узнать что-либо, не обязательно читать, можно посмотреть видеоролик, послушать вебинар, лекцию.
  • Чтение превратилось в механический процесс. Дети не испытывают удовольствия от общения с классической литературой, сказками, стихами.
  • Общение в соцсетях с помощью смайликов, сжатых словоформ приводит к снижению лексического запаса у детей.

Они не понимают значения слов в обычном тексте.

  • Нет положительного примера от родителей. Если дочь или сын видят, что взрослые вечером отдыхают около телевизора или компьютера, то чтение классики тоже считают бессмысленным занятием.
  • Изменились приоритеты. Читающие люди считались грамотной и образованной элитой. Без знаний достичь жизненных высот было сложно. Сегодня это не актуально. Перед глазами детей есть масса абсолютно противоположных примеров.
  • У малышей и подростков не развито воображение. Фантазировать им не дают мультяшки, видеоролики. Их жизнь и без книг полна ярких красок.
  • Переоценка чтения родителями и педагогами привела к его обесцениванию. Дети слишком рано учатся читать, к ним повышаются требования перед поступлением в первый класс. К началу обучения в школе семилетки уже устали.
  • Несоответствие понятий. Родители понимают под чтением сидение за столом и перелистывание страниц. А подростки читают посты в Сети, статьи на тематических сайтах. У старшего поколения складывается мнение, что дети не читают совсем, но это не так.
  • Давление со стороны взрослых. Чем больше мама заставляет ребенка заниматься, тем сильнее становится протест. Это актуально не только для пубертатного возраста, но и для дошкольников. Нужно находить компромисс.
  • Изменилась языковая система общения. Письменная речь в социальных сетях имеет свои законы правописания. В устной речи чаще употребляются глаголы. Количество использований прилагательных, наречий резко снизилось. Такая тенденция затрудняет понимание классики, стихотворений, где множество образных лексем.

    На заметку! Россия остается в топе стран по количеству читающих людей. Мы занимаем 7-е место после Китая, Таиланда, Египта, Филиппин, Чехии. По статистике, читающими себя признают 46% грамотного населения, 61% из них — студенты.

    Причины нелюбви к чтению у вашего ребенка

    Прежде чем решать, как заставить ребенка читать книги самостоятельно без слез и истерик, выясните причину нежелания это делать. Разгадывать эту загадку самим не нужно, спросите школьника напрямую: что ему мешает каждый день уделять книге 1–2 часа или хотя бы минут 30?

    Обычно дети отвечают так:

    «Зачем читать, если по мотивам книги снят фильм, мультик»

    Маленький ребенок ленится или вы предлагаете ему «неправильные» книги. Используйте такую хитрость: заинтересуйте отпрыска сказкой или повестью по просмотренному фильму. Например, «Красавицу и чудовище» — девочкам, «Шрек», «Гарри Поттер» — мальчикам. Не нужно излишне напрягать фантазию для представления места действия, можно вспоминать картинки из фильмов.

    «Рассказы, повести — это скукота»

    Ребенок может уставать от скучного сюжета. Убеждать и уговаривать его прочесть хотя бы страницу неинтересной книги бесполезно. Пересмотрите детскую библиотеку дома. Если в ней ничего, кроме классики, нет, а эти книги, по мнению родителей, самые лучшие для развития мозга и грамотности, то ситуация становится более понятной.

    Предложите школьнику самостоятельно определиться с выбором книги. Учитывайте его возраст, интересы. Например, в начальных классах школьники с удовольствием читают «Приключения Дяди Федора.

    ..», а не «Алису в Стране чудес».

    «Я устал. Хочу отдохнуть, а чтение утомляет меня еще больше»

    Лежать с романом на диване после работы — идеальный вариант отдыха для взрослых. А детям нужно сменить сидячую позу на бег, игры во дворе, так их организм избавляется от умственных нагрузок, набирается сил.

    Не стоит заставлять читать сразу после уроков, выполнения обязательных домашних заданий. Если нагрузка в будние дни достаточно высокая, оставьте чтение на выходные, чаще предлагайте книжку на летних каникулах.

    Важно! Обращайте внимание на объем произведения. Если ребенок не хочет читать, выбирайте рассказы в 1–2 страницы. Скоро школьник поймет, что читать легко и не отнимает много времени.

  • Вам также может понравиться...

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *