Индийское сари и его история

История традиционной индийской одежды – сари, а так же советы по стилю, как носить сари сегодня

Индийское сари в истории и мире моды

Традиционная женская индийская одежда сари – это прямоугольное полотнище ткани длиной от 5 до 9 м и шириной до 1, 2м. Такой метраж позволяет надеть сари женщине любой комплекции. Сари делает женщину элегантной и в то же время чувственной и стильной.

Слово сари произошло от пракритского слова саттика, что означает полоску ткани. В Индии ткань олицетворяет создание Вселенной. «Сутра» (нить) является основой, «сутрадхара» (ткач) — создателем или творцом Вселенной. Самое раннее описание сари, известное в истории Индии,– это статуя жреца в долине Инда, одетого в драпированную ткань.

Сари, состоящее из одного куска ткани — более позднее нововведение. В более древние времена женский костюм также, как и мужской, состоял из набедренной повязки и драпированного куска ткани, выше талии тело оставалось обнажённым. Эта одежда называлось дхоти, и всё это можно было позволить себе, благодаря жаркому климату Индии. Древние индийские скульптуры и божества изображены в подобной повязке. Весь этот наряд дополнялся покрывалом, которым закрывали плечи и набрасывали на голову. Как считают историки, именно дхоти постепенно преобразовалась у женщин в сари.

С IV века н. э. уже формируются правила ношения дхоти и сари, появляются элементы различия между мужской и женской одеждой.

Ткань, которую используют для сари, обычно имеет орнаментальное оформление с различной цветовой гаммой, которая варьируется в зависимости от кастовой принадлежности и региона страны. При оформлении сари используются различные виды драпировок, что отражает возраст, статус, профессию и вероисповедание женщины.

Самые различные материалы со всем многообразием цветовой палитры украшают сари и делают женщину привлекательной. Фантазийный экзотический принт, набивные или жаккардовые орнаменты, расшитые бисером и жемчугом материалы – всё это является основой в создании современного национального костюма сари.

Очень важно выполнить правильную драпировку сари, чтобы малейшая неточность не испортила весь наряд. Один из способов, используемых часто в народе, – это когда женщины обертываются сари, как дхоти, затем укладывают его наискось на груди, пропуская под одним плечом на спину и наперед через другое плечо.

Самый распространённый способ оформления сари был изобретён жёнами индийских раджей. Они драпировали сари в стиле «ниви», который популярен и сегодня. Этот стиль отличается тем, что сари обёртывается один или два раза вокруг бёдер. Большая часть ткани собирается на талии в мелкие складочки (в гармошку) и закрепляется спереди. Оставшаяся часть драпируется наискось на груди и перебрасывается через левое плечо. Вниз свисает край сари — паллу, который украшается самым богатым декором. Часто этот край – паллу женщины накидывают на голову, скрываясь от палящих лучей солнца.

Есть и другой способ оформления паллу. Если конец ткани достаточно длинный (1,5 – 2 метра), тогда его протягивают между ног и далее перекидывают через левое плечо. Получается одежда, похожая на брюки.

И ещё один популярный вид ношения сари – с блузкой-чоли и длинной юбкой. Чоли – это короткая блузка, которая надевается под сари. Раньше чоли закрывали только грудь, сейчас и грудь, и спину. Чоли имеют прилегающий покрой, что выполняется за счёт вытачек или шнуровки на спине. Таким образом, подчёркивается форма тела. Это главная общая черта всех видов чоли. В остальном они могут отличаться наличием рукавов или быть без рукавов, на бретелях. Рукава могут быть как втачные, так и цельнокроеные.

Длина рукавов обычно до локтя. Длина чоли ограничивается под грудью, оставляя остальную часть тела открытой. Чоли выполняют из ткани ярких цветов, контрастных с цветом сари. Длинная юбка называется павада.

Декоративное оформление сари очень богатое, наиболее распространённые цвета – зелёный, зелёно-голубой, золотисто-жёлтый, алый.

Сари остается почти неизменным, на протяжении многих тысячелетий.
Повседневный и нарядный костюмы индийской женщины обязательно включают сари — настолько оно соответствует национальному облику народа.

Индийское сари послужило вдохновением для современных дизайнеров. Восточная мода не раз в течение ХХ – го века возвращалась на подиум. Хлопковые туники, расшитые золотыми нитями ткани, блеск бисера и страз, лоскутные платья, жакеты из парчи, тюрбаны, сари в вечерних нарядах — всё это и сегодня является актуальным гардеробом модниц.

Индийское сари — 9 ярдов искусства

Сари — национальная женская одежда Индии, которая является по сей день одним из символов Индии. Сари представляет собой кусок ткани обернутой вокруг тела шириной примерно 1,1 метра и длиной в среднем 8 метров. Сари надевается на топик и длинную юбку, которая помогает плотно закрепить складки сари.

Топик называется чоли или равика. Он прикрывает верхнюю часть тела и может быть как со спинкой, так и без нее, с короткими рукавом или длинным, в зависимости от региона Индии.

У юбки есть тоже множество своих названий: ленга или ланга в Юго-Западной Индии, шая на Востоке, лехенга в Северной Индии, павада или павадаи на Юге Индии, чание, гагра, гагаро, паркар на Западе.

С санскрита слово сари переводится, как полоска ткани — сати, в буддийской литературе описание сари соответствует слову Джата.

  1. История сари
  2. Стоимость сари
  3. Свадебное сари
  4. Фото различных стилей и видов сари
  5. Видео с показа мод сари в Нью-Дели (2013 г.)

История сари

Кажется, что история сари восходит к периоду создания цивилизации. Самое раннее доказательство, которое было найдено — это скульптура жреца, одетого в сари, которая осталась нам от цивилизации Инда (3-2 тыс. лет до н.э.).

Ранее сари оборачивали таким образом, чтобы образовались штаны. Это было сделано, чтобы не сковывать движения жрецов и жриц в храмовых танцах. Также мы видим по ранним статуям богинь, что сари надевалось вокруг талии, верхняя же часть тела была либо абсолютно голой, либо частично прикрыта украшениями.

Наскальная роспись в пещерах Аджанты (II век до н.э. по VII век н.э.)

В трактате Натья Шастра (III-IV век н.э.) был описан костюм танцовщиц из изысканных драпировок, где главным являлся неприкрытый пупок, так как он является источником творчества и силы.

В Южной Индии достаточно долго просуществовала одежда с открытым верхом, но после 19 века обнаженная грудь подверглась социальной переоценке, что привело к прикрытию ее и пупка.

Лакшми — богиня благополучия. Ее миссия заключается в вечном счастье на земле.

А ее мужем является бог Вишну, который занимается поддержкой равновесия между добром и злом.

В штате Керала на юге до сих пор можно встретить людей одетых в традиционное сари — лунги и шаль, перекинутое через левое плечо.

С приходом мусульман и англичан верхняя часть одежды и нижняя плотно вошли в костюм, что и дошло до нашего времени.

Сейчас существует более ста разновидностей драпировки сари, но юбка и чоли остались неотъемлемой частью наряда.

Кстати, а знаете ли вы, что знаменитая кукла Барби в Индии продается в национальном костюме — сари?

Стоимость сари

Приобрести сари в Индии можно в магазинах или на рынках. В магазинах цена указана на ценнике. А вот на рынках лучше торговаться. Стоимость сари зависит от многих составляющих: материала, его качества, используемой вышивки, штата, где оно изготовлено и было ли транспортировано.

Обычно цена колеблется от 300 до 10 000 рупий (на наши деньги — от 150 до 5000 рублей). Но могут встречаться и эксклюзивные товары.

Так, например, в 2008 году в книгу рекордов Гиннеса попала индийская фирма, которая выпустила самое дорогое сари в мире. Его стоимость оценивалась в 100 тыс. долларов.

Это сари было сделано вручную, над ним работало 30 человек в течение 7 месяцев. Его украшают 11 картин индийского художника, которые вышиты золотыми нитями и украшены множеством драгоценных камней: сапфирами, изумрудами, жемчугом, бриллиантами, кораллами. Естественно, и весит такое искусство немало — около 8 кг.

Свадебное сари

До сих пор сари является популярным свадебным нарядом для индийских девушек. Индийские браки показывают нам о богатом и незабытом наследии Индии. Невесты из разных регионов Индии, разных верований, предпочитают выходить замуж в сари.

Сари разнообразны, как по ткани, так и по расцветкам. А какие чудные вышивки раскрашивают ткань! А сплетение драпировок в искусной форме просто поражает своей изысканностью и красотой великолепия!

Современная индийская невеста обладает большим выбором разнообразия сари, начиная от Майсур шелка, Банарсис, Кандживарамс, Гхарчолас, Балучарис, Зардоси, Пайтани, Танчоис, Патолас, Тангаилс, Почампаллис, Джамаварс и заканчивая великолепными вышивками из золота и серебра, зеркал, страз и бисера.

Девушке сложно его выбрать для самого важного дня в своей жизни, в день ее свадьбы, когда все взгляды будут направлены на нее.

Выбор помогает определить класс семьи невесты, каста, национальность, региональные обычаи, так как именно это влияет на ткань, цвет и рисунок. Кроме того, не стоит забывать и о драпировках, которые изменяются в зависимости от региона.

Красное сари носят невесты из северной Индии, Бенгалии. Также брахманы южной Индии носят их, считая, что красный — это цвет крови и семейного счастья, который влияет на сексуальность и рождаемость. Так же красный цвет является неким супружеским символом при рисовании синдур и бинди. Является символичным и в касте чура.

Читайте также:  Как бороться с отрыжкой и изжогой

Желтый цвет связан с процветанием и является священным цветом во многих индийских свадьбах. Желтое сари предпочитают на востоке в штате Утар-Прадеш. В области Кангра штат Химачал-Прадеш в свадебном сари используются либо элементы золотистых цветов, либо желтый цвет материала.

Зеленый цвет символизирует плодородие и процветание. Невесты в штате Махараштра предпочитают зеленые сари с красной каймой. Стоит обратить внимание и на драпировку сари невест, она необычна тем, что раскрывает красоту ног, с помощью оборачивания свободного конца передних складок между ног, а затем заправленного сзади за пояс.

Не стоит забывать и о белом цвете, так привычном для европейцев. В Индии данный цвет символизирует либо траур, либо вдовство.

Но Индия была бы не Индией, если б не имела исключений!

Так, в некоторых регионах Джаркханда, Западной Бенгалии, Бихар, Одиша и Ассаме, где живут племенные общины Индии сантахал — белое сари с пурпурной каймой символизирует девственность и целомудрие.

Рисунки хной на теле — распространенное искусство Индии — покоряет сердца российских граждан, которые все чаще увлекаются мехенди.

Что нужно обязательно взять с собой в путешествие на Гоа читайте здесь.

Город Хампи знаменит своим храмовым комплексом, который очень часто посещают туристы разных стран. Подробнее о Хампи: https://indianochka.ru/travel/dostoprimechatelnosti/hampi.html

Ассамские невесты носят традиционные белые сари. Малайли невесты из пышных зеленых кокосовых рощ выбирают сетмунду — это кремово-белое сари с золотой окантовкой, состоящее из двух частей. Белое сари с красной каймой называется панитра.

Свадебное сари из Ориссы — саптакар, как правило, изготавливают из Туссар шелка. Оно имеет клетчатую расцветку с белыми, красными и черными цветами. Интересно, что саптакар, это также название настольной игры, в которую пара играет после свадьбы, когда молодожены остаются наедине впервые.

Шелковая парча квин-квеб

Кин-Квэб — вид шелковой парчи из Варанаси (старое название Бенарес), который высоко ценится в Индии, он является одним из излюбленных для невест. Иногда в нем присутствует вышивка Зари.

Пхола — цветы, которые служат символом плодородия и украшают своими мотивами в виде манго, лотоса, хризантемы, жасмина, лилии, розы и т.п. Край сари украшают вьющимися лианами и цветами. Не используется только цветок Кетаки, так как по мифу он был проклят Шивой.

Интересно, что у сари Канджеварам окантовка и край ткется отдельно от основы. Среди данных моделей преобладают храмовые мотивы, слоны, попугаи, павлины и цветы. Современные модели данного вида сари выполнены полосами и повторяющимися узорами.

И чтобы ни произошло, сколько бы веков ни прошло, как бы ни менялась мода, полагаю, что индийские невесты будут носить традиционное сари, так как оно всегда неизменно привлекательно и изящно в своих различных стилях!

Фото различных стилей и видов сари

Желтое сари

Видео с показа мод сари в Нью-Дели (2013 г.)

История появления сари

Сари – самая древняя, загадочная и женственная традиционная одежда индуистских богинь и простых индианок. С которой связано много красивых историй и древнеиндийских эпосов. Первые упоминания прослеживаются еще за 3000 лет до н.э. со времен процветания ведической культуры.

История сари

Когда царь Пандав с братьями проиграли в кости все свое имущество, родню и даже самих себя, он решил отыграться и последней ставкой сделал свою жену красавицу Драупати. Но и на этот раз ему не повезло. Тогда победители силой привели ее на всеобщее обозрение с целью надругаться над ней, раздеть ее перед всеми, тем самым унизив ее и ее мужа.

Но Бог Кришна внял молитвам женщины и сделал ее сари бесконечным. Сколько враги не пытались размотать ее одеяния, Драупати оставалась одетой.

На санскрите сари звучит, как «сати», что означает полосу ткани. На самом деле этот изысканный и в то же время простой наряд состоит из прямоугольной полоски ткани, длина которой колеблется от 4.5 до 9 метров и чуть больше метра шириной, без единого шва.

Настоящее сари должно быть изготовлено только из натуральных тканей, это мог быть как самый дорогой мисорский шелк, так и простой тонкий хлопок, в зависимости от достатка хозяйки наряда. Подробнее про ткацкое искусство в Индии.

Полотно для сари ткали на специальных станках, наполовину врытых в землю и ткачами были исключительно мужчины, которые носили другие особые одеяния .

На изготовление качественного полотна ручной работы могло уйти до 7 месяцев. Окрас ткани производился только из натуральных ингредиентов, растительного, животного и минерального происхождения. Расцветки сари могли быть самыми разными от пастельных оттенков до самых «буйных» красок и узоров. Некоторые цвета и орнаменты носили особое значение. Так к примеру, невесты надевали красное сари с богатой золотой вышивкой.

Вдовы должны были носить простое белое индийское сари без каких-либо украшений, а молодые мамы должны были носить желтое сари, в течении семи дней после рождения ребенка.

Чем его украшают

Основными украшениями сари служит окантовка и паллу. Окантовка проходит по нижнему и верхнему краю полотна, где вышивали различные узоры, наносили рисунки красками и полудрагоценными камнями. Ну а на свадьбу невеста всегда надевала мангалсутру.

Если женщина хотела сделать акцент на своих драгоценностях, она надевала сари без яркой окантовки.

Паллу, является самой яркой и красивой частью сари где расположен самый насыщенный узор. Это край одной стороны полотна, который свисает с левого плеча женщины и плавно развивается при ходьбе, придавая грацию ее походке.

Под сари одевается нижняя одежда: короткая блузочка-топик под названием чоли и нижняя юбка, узкого облегающего фасона, которая называется павада или шайя. По цвету юбка должна совпадать с сари и быть на несколько сантиметров короче, чтобы не бросаться в глаза.

Чоли также должно сочетаться с цветовой гаммой основного цвета сари или его окантовкой. Шьется чоли по особым выкройкам, плотно облегая фигуру закрывая грудь и плечи обладательницы при этом оставляя открытым живот и часть спины.

Как носят сари?

Существует множество различных вариантов, как можно носить сари, насчитывают около девятнадцати видов драпировки. Каким способом индианки, драпируют ткань вокруг своего тела, зависит от статуса женщины, ее возраста, принадлежности к касте и места проживания. По тому как женщина носит сари, можно было с легкостью угадать из какого она региона Индии. Предлагаем узнать и посмотреть видео о том, как его надевать.

Рассмотрим один из наиболее распространенных вариантов, который носит название ниви. Драпировку сари принято начинать справа налево делая по кругу один оборот.

  1. Возьмите внутренний край сари и заправьте его за пояс нижней юбки, справа налево регулируя при этом длину сари относительно пола.
  2. Оберните свободный край сари со стороны спины равномерно заправляя ткань к поясу нижней юбки.
  3. Далее, начиная с правой стороны сделайте 7-10 складок по 5 или 12 сантиметров, на ваше усмотрение. Складки необходимы для свободы движения. Они должны быть равномерно распределены по длине и ширине.
  4. Собранные вместе складки заложите за юбку. Еще раз оберните сари вокруг себя закрывая спину и грудь, а затем свободный край перекиньте через плечо, образов тем самым паллу.
  5. Если все правильно задрапировали, паллу должно получиться ниже локтя, но не длиннее руки. И в заключительной части, чтобы оно не спадало, его нужно прикрепить к маечке-чоли специальными зажимами или заколками, чтобы не травмировать ткань.

Готово! Теперь вы владеете одним из способов, как драпировать сари!

Стирка сари в Индии

Женщина, одетая в сари одним своим видом настраивает на почтительное отношение к ней, как к лучшей половине человечества, автоматически делая ее более женственнее и привлекательнее, нежели женщины в джинсах или современной одежде.

Удивительно, что этот самый древний наряд до сих пор независим от веяний моды и большинство индианок до сих пор предпочитают носить сари.

Наряд, который своим многообразием подчеркивает индивидуальность в каждой женщине, раскрывающий ее подлинную красоту, ее женскую сущность. Попробуйте и вы облачиться в эту магию древнего одеяния. Будьте красивыми и женственными!

Индийское сари. Что мы о нем знаем?

Индийское сари. Что мы о нем знаем?

Последнее время все чаще и чаще мастера из разных отраслей стали использовать индийское сари в своем творчестве. Это и валяние, и шитье, и использование в интерьере. Украшая себя и свое жилье шелковыми сари, задумывались ли мы о истории этого материала?

На просторах интернета я обнаружила множество увлекательных статей о Индийском сари и решила поделиться тем, что узнала, с вами!

«Женщина, как бы молода и прекрасна она ни была и украшена золотым ожерельем, и листьями бетеля, и цветами, не выйдет встретить своего возлюбленного в тайном месте, не надев шелкового одеяния. к которому приятно прикоснуться, цвета которого радуют глаз».

Надпись на стене храма Бога Солнца, построенного гильдией мастеров шелкоткачества в Мандасоре в начале 5 века.

Увлечение шелком, самой прекрасной из натуральных тканей, началось еще в древности. Индийские шелка ценились во всем цивилизованном мире за красоту рисунка, великолепные краски и богатые переплетения золотых и серебряных нитей.

Шелк был известен и производился в Индии с доведических времен. «Артхашастра», рукописный текст 2 века, имеет ссылки на ассамские и бенгальские шелка, а надпись на стене Бога Солнца в Мандасоре, датируемая 5 веком, свидетельствует о существовании в стране развитого шелкоткацкого производства и его процветании.

Судя по надписям на стенах в пещерах Аянта и Бах, где найдена цветная роспись, относящаяся к более раннему периоду, чем письменные источники, в те времена уже знали о шелке и умели производить разнообразные шелковые ткани.

Читайте также:  Злополучные растяжки на груди как убрать?

Тайны шелка

Индия находилась на знаменитом «Шелковом пути», который простирался на 6000 миль от Китая через Среднюю Азию до Средиземноморья. Индийские караваны, нагруженные предметами роскоши, такими как пряности и индиго, обменивали их на китайский шелк. Шелк называли словом «чинсух», что значит «китайский шелк». Китай производил шел уже много веков и хранил в строгой тайне способы его изготовления. Согласно легенде, шелк в Индию завезли буддийские монахи, которые прятали коконы шелкопряда и семена шелковицы в полых бамбуковых тростях.

Другая легенда говорит о том, что ценный груз был спрятан в замысловатой прическе китайской принцессы, невесты индийского принца.

Как бы то ни было, производство шелка тутового шелкопряда скорее заимствовано Индией у Китая, хотя задолго до этого в отдаленных лесных районах Ассама и на Северо-Востоке пряли шелк дикого происхождения и ткали ткань на примитивных бамбуковых ткацких станках почти так же, как это делается сегодня.

Чистота шелка

Шелк всегда имел большое значение в традиционном укладе жизни Индии. Его считали «чистой» тканью, наиболее подходящей для религиозных обрядов и других церемоний. Шелку отдавалось предпочтение перед другими тканями за его приятный блеск, мягкость, несминаемость и богатство естественных красок. Белый шелк носили «дважды рожденные» — брамины. Женщины носили яркие шелковые одежды. Темные цвета предназначались для низшей касты в иерархии — шудры.

Шелковые одежды надевали на церемониальные шествия, например, по случаю свадьбы или рождения ребенка; тонкие шелковые ткани были предметом подношения богам в храмах. Предполагается, что признание «чистоты» шелка послужило стимулом для возникновения шелкоткацких центров рядом с такими городами, как Варанаси и Канчипурам, где находятся древние храмы. Эта традиция сохранилась до наших дней.

Шелк дикого шелкопряда

Восточный район Индии продолжает оставаться центром производства трех видов шелка дикого шелкопряда. В лесах, которые покрывают подножья невысоких гор в этом районе, собирают коконы дикого шелкопряда для изготовления шелка «тассар», «эри» и «муга». «Эри» или «энди» — довольно грубый шелк естественного серого или бежевого цвета. Его обычно чешут или прядут, поскольку он трудно сматывается. Из шелка «эри» делают красивые грубые шали, которые популярны на местном рынке. Шелк «тассар» производят в основном на Северо-Востоке, из него в Бихаре, Бенгалии, Ориссе ткут сари, материю для набедренных повязок, тюрбанов и куски ткани. Это приятная ткань натурального цвета, которая не поддается окрашиванию в яркие цвета, поэтому окрашенный набивной шелк «тассар» бывает только мягких, приглушенных тонов.

Золотистый ассамский шелк «муга»

«Муга» имеет богатую естественную золотистую окраску, это самый лучший индийский шелк дикого шелкопряда. Производят его только в Ассаме. В письменных источниках говорится о существовании особой разновидности «муги» — блестящем белом шелке «чампа» (по названию растения, листьями которого питался шелкопряд). «Чампа» был благородным шелком ахомских правителей и их приближенных. Сейчас белый шелк «муга» не встречается.

«Муга», «тассар» и «эри» составляют лишь небольшой процент производимого в Индии шелка. Большая часть продукции приходится на долю шелка тутового шелкопряда; центры по производству шелка и шелковой ткани разбросаны по всей стране.

Сари из шелка Муга.

Бенаресская парча

Бенарес или Варанаси, расположенный в центре Индо-Гангской равнины, является старейшим городом Индии, наиболее почитаемым местом паломничества и крупным центром по производству тончайшего шелка и парчи. «Кинкхаб» («золотая ткань») Бенареса пользуется легендарной славой. Настоящий «кинкхаб» имеет блестящую поверхность, образуемую переплетением золотых и серебрянных нитей, с разбросанными по ней ткаными узорами из блестящего шелка. Чистая шелковая парча, украшенная золотыми штрихами, называется «бафта», а тонкая парча, сотканная из разноцветного шелка, называется «амру».

В приданом любой невесты-индианки главная ценность-сари из бенаресской парчи с ее тонкими цветочными и лиственными орнаментами, завитками и полосами, рисунками птиц и зверей на мягком фоне, украшенные богатой каймой со сложным рисунком и богато орнаментированным паллау.

Искусные ткачи Бенареса делают также тонкие газовые золотые и серебряные ткани, которые отличаются особой легкостью и изяществом.

Парчовое ткачество широко развито также в центрах ткацкой промышленности Ахмадабаде и Сурате (провинция Гуджарат) и Танджавуре на Юге. Неудивительно, что в каждом районе есть свои типичные рисунки, узоры и характерная технология ткачества.

Три брата, парсы, которых звали Чои, изучили ремесло в Китае, вернулись в Сурат и стали изготовлять парчу «танчои» («тан» на гуджарати значит «три»). Темная парчовая ткань «танчои» обычно имеет атласное переплетение нитей, пурпуровый или темно-красный фоновый цвет и сплошной рисунок с узорами, изображающими цветы, птиц и вьющиеся растения. Здесь сказывается китайское влияние, особенно в образцах старинной парчи.

Бенгальские сари «балучар»

Ткачи Муршидабада, находившиеся под покровительством правителей, создали свой собственный стиль на основе традиционных методов изготовления парчи. Они ткали шелковые сари «балучар» с парчовой отделкой. Сари окрашены в темные насыщенные тона и имеют великолепно вытканную кайму и паллау. Шелк, из которого создавалась ткань, имел до семнадцати различных оттенков.

В европейской одежде на некоторых образцах 19 века на общем фоне разбросан узор в виде веточек (бути); орнамент паллау состоит из сложных рисунков всадников на лошадях, попугаев, павлинов, танцующих девушек, цветов и даже фигурок.

Парчу из хлопка и шелка, которая называется «химру», раньше ткали в Варанаси, Ахмадабаде, Сурате и на Юге; сейчас центром ее производства является Аурангабад. Она бывает самых разных расцветок и рисунков и пользуется большим спросом. Из этой ткани делают легкие шали и накидки, шьют модную зимнюю одежду, она используется как отделочный материал.

Балучарские сари рисунок с огурцами

Балучарские сари орнамент каймы

Крашение способом перевязки пряжи

Техника крашения, основанная на защите отдельных участков от краски, применяется индийскими мастерами в течении многих веков, и они достигли в этом большого совершенства. Существуют две отличающиеся друг от друга традиционные технологии «патола» (или «икат») и «бандхей» (или «бандхни»). По первой технологии пряжа с перевязанными участками красится до того, как начинают ткать ткань. По второму методу красят по особому рисунку саму тонко сотканную ткань.

Яркие узоры Гуджарата

Никакая другая техника крашения методом перевязки пряжи не может сравниться с гуджаратской «патолой» по красоте, изяществу и точности. Шелковая пряжа для основы и утка окрашивается методом перевязки нитей в пять или шесть цветов: красновато-коричневый, индиго, изумрудный, черный и желтый. Этот процесс требует высокого мастерства и точности, чтобы на ткацком станке сетка рисунка точно совпала и образовался красивый разноцветный фигурный фон ткани с геометрически стилизованным повторением птиц, животных, танцовщиц.

Было время, когда «патолы» ткали во многих центрах Гуджарата. Сейчас только несколько ткачей семейства Салви в Патане владеют этим мастерством в совершенстве. «Патолы» очень нарядны, их носят по праздникам, на свадьбах. Благодаря своей уникальности, художественному исполнению и высокой стоимости, «патолы» стали предметом наследства; и сари, и одхни (чадра) из «патолы» передаются из поколения в поколение, от матери к дочери.

«Икаты» Ориссы

Ткацкие изделия Ориссы «икаты» окрашиваются по тому же методу, что и «патолы»-отдельные участки нитей основы и утка защищаются от краски. Но рисунки на них более расплывчаты, узоры не такие четкие, как на «патолах». Однако общий рисунок выражен ярко, он как бы нанесен смелыми мазками. Орисские «икаты» ткутся из шелка «тассар» и «малбери». Расцветка тканей очень разнообразна — от традиционных сочетаний красного и черного, темно-пурпурового и зеленого до более мягких оттенков, которые популярны на Западе. Из «икатов» Ориссы делают великолепные сари с затейливой отделкой в виде каймы, украшенной вытканными рисунками рыб, витых раковин и богато орнаментированных паллау. Эта ткань выпускается также в кусках для пошива платьев и для отделки.

Великолепие «бандхея»

Пожалуй, наиболее известными индийскими тканями, окрашенными методом защиты отдельных участков от краски, являются «бандхей» или «бандхни», которые производят в Гуджарате и Раджастхане. В отличие от «иката», когда ткань ткут из предварительно окрашенной пряжи, технология «бандхни» заключается в том, что тонкотканный материал завязывают ниткой в маленькие узелочки.

При окраске получается точечный рисунок. Чтобы получить определенный общий рисунок, ткань красят несколько раз. Сари, одхни и пагри (тюрбаны), которые производят в Гуджарате и Раджастхане, отличаются яркой пестрой расцветкой. Ткани «бандхни» более спокойной расцветки — сочетания черного и красновато — коричневого — делают в Каче. При их изготовлении вяжут совсем крошечные узелки, поэтому расцветки этих тканей великолепны, а рисунок строго пропорционален.

Сама покупка сари или шарфа «бандхни» доставляет большое удовольствие. Продавец в лавке развязывает туго перевязанный ткани и расстилает его перед покупателем, чтобы показать волшебную красоту ее уникального узора.

Смесь шелка и хлопка. «Машру»

«Машру» представляет собой ткань сатинового переплетения, нитки основы в ней шелковые, а утка — хлопчатобумажные. Появление этого вида ткани связано с запрещением исламом шелковой одежды для мужчин. Запрещение это ловко обошли, создав смешанную ткань из хлопка и шелка. Ткани «машру» разнообразны по расцветке. Они пользуются популярностью как платьевой и высококачественный отделочный материал. Центрами производства «машру» являются города Патан и Сурат в Гуджарате и Мандви в Каче.

Станок по производству машру.

Вот такой небольшой экскурс получился! Успехов вам в творчестве и множество новых идей!

Индийское сари

Что можно сделать из простого куска ткани? Ни больше ни меньше — фантастический наряд. Да еще и вариантов использования не меньше пятнадцати. Догадались?

Индийская одежда — сари.

Этот бесшовный вид одежды один из самых древних. Прародителем является набедренная повязка.

Слово “сари” происходит от “саттика” и означает просто лоскут ткани.

Читайте также:  Поделки своими руками для детского сада

Современные сари выглядят как произведения искусства.

Что такое сари?

Сари — э то национальная одежда Индии. Это длинное полотно ткани (4 — 12 метров), прямоугольной формы.

Сначала использовались два куска ткани: один наматывали вокруг бедер, как юбку, другой применяли как топ. Затем сари стали изготавливать из одного целого полотна. Его обматывают с несколько слоев, как юбку, а потом плавно поднимают выше, укрывая грудь, плечи и, иногда, голову.

Надеть такой наряд — целое искусство. Девочек учат этому с детства. В Индии существует около 17 видов сари. Сложность драпировки заключается в том, что нельзя пользоваться булавками или как-то закалывать ткань. Самые опытные женщины способны задрапироваться в сари за несколько минут и получить на выходе изысканный наряд.

Национальная одежда пережила разные эпохи: колонизацию, мусульманские нашествия, различные изменения в модных тенденциях. Но спустя не одно столетие сари все еще популярно у модниц. Индианки используют национальную одежду не только по праздникам, но и в повседневной жизни.

В Индийских традициях считается, что мужчинам лучше знать как должна выглядеть красивая женщина. Женщинами принято восхищаться, как лучшими творениями на Земле. Поэтому изготовление сари — мужская работа. На создание одного индийского платья сари у двух мастеров уходит около полугода. Окрашивают и расшивают наряды тоже мужчины.

История сари

Для индийского народа сари является национальным символом. Кроме того, что это уникальный элемент гардероба, сари часть культурного достояния и богатства страны.

Существует одна интересная индийская легенда.

3000 лет до н.э. правитель Пандав проиграл в кости все что имел: владения, близких, подчиненных и свою свободу. Последней ставкой была его жена Драупади. Её он тоже проиграл. Новые владельцы вывели Драупади на центральную площадь и пытались раздеть. Увидел это непотребство бог Кришна. Пожалел красавицу — злодеи разматывали ее сари, разматывали, но оно не заканчивалось. Царица так и осталась одетой.

В древние времена женская и мужская одежда состояла из одной набедренной повязки. Назывался такой наряд дхоти и был очень актуален для жаркого климата Индии.

Жрецы были первыми, кто полностью стал драпироваться в ткань. Давно ли вы видели древние скульптуры? Все герои и божества в таких повязках, а сверху на плечи и голову накинуто покрывало. Спустя много времени дхоти трансформировалось в сари.

Виды сари

В использовании сари заключен глубокий смысл. Важное значение имеет цвет ткани. Социальный статус, возраст, семейное положение — обо всем расскажет цвет.

  • Красный — благосостояние и призыв к счастью. Индийские свадебные сари именно красные.
  • Жёлтый — плодовитость.
  • Оранжевый — удача.
  • Белый — цвет пожилых дам.
  • Синий — низкий социальный статус.

Мы поговорим об основных видах сари.

Махешвари

Родом из города Махешвар один из самых древних видов сари. Его носили даже королевы в VIII веке. Это скорее повседневные вариант платья. Уникальность наряда в том, что ткань используется двусторонняя и носить можно даже наизнанку.

Дхакай

Индийское платье сари из хлопка родом из Дакки. Элегантный. воздушный и легкий наряд. Исключителен своими узорами — фантастические цветы, растения и диковинные животные.

Касаву

Платья кремового и бежевого цвета с золотой окантовкой. Простота дизайна подкупает элегантностью. Владелицы облаченные в такой наряд — воплощение грации и чистоты.

Традиционное бенгальское сари из натурального хлопка, подходящее для жаркого климата. Легкое и прозрачное платье украшено вышивкой с различными национальными мотивами. Обрамляется широкой каймой, украшенной крупными стразами .

Чиканкари

Самый чувственный наряд, демонстрирующий стиль присущий традиционному наряду. Вышивка тонкая и запутанная, часто с использованием бисера . Только умелые мастера-ткачи способны создать такой наряд.

Каламкари

Каламкари — это особый вид искусства. Как понятно из названия, узоры на сари нанесены специальной ручкой “калам”. Цветовая палитра тканей самая разнообразная, благодаря этому образы получаются яркие и сочные.

Кантха

Еще один традиционный тип сари из бенгальского района Индии. Отличается бегущими стежками по всему полотну ткани.

Гота Патти

Особенный вид, отличительной чертой которого являются вышитые аппликации из золотой нити. Декоративными элементам отличается не только индийская девушка в сари. Они по-прежнему популярны.

Этот тип сари обязан своим происхождением не региону, а общине. На темных оттенках ткани белая вышивка выглядит очень контрастно.

Украшение сари

Сари изготавливают из жоржета, крепа, шифона, органзы и хлопка. Из натурального шелка для торжественного варианта облачения.

Узоры и типы украшения несут в себе определенный смысл. По типу и способу вышивки, например, можно узнать о профессии, сословии, социальном положении, месте проживания.

Цветы, растения, звери и птицы — все это можно увидеть вышитым на сари.

Традиционное украшение — бордюр. он проходит сбоку по всему полотну. Может быть два или три бордюра. Зависит от вида сари.

Конец сари перекидывается через плечо и называется паллу. Он должен быть украшен особенно выразительно. Это главная видимая часть сари.

С XIX века популярно украшение сари драгоценными камнями. Сейчас для платьев используются стразы , ювелирные камни , стеклярус, бисер, прекрасно заменяющие драгоценности.

Сари в современном мире

Современные дизайнеры вдохновляются традиционными индийскими нарядами. Начиная с ХХ века восточная мода прочно закрепилась на подиумах:

  • туники из натуральных тканей;
  • ткань, расшитую золотыми нитями, украшают бисером и стразами;
  • платья без швов;
  • парчовые жакеты;
  • головные уборы;
  • классическое сари, как вечерний наряд.

Сделаем вывод. Есть тенденции, которые быстро теряют актуальность. А есть веками используемые традиции. Сари из их числа. Вдохновляемся восточным духом!

Индийское сари

Пожалуй, одним из самых женственных и изящных нарядов можно назвать индийское сари. С этой древней одеждой связано множество сказаний и легенд. Сари – традиционный наряд индуистских богинь и обычных индианок. История этой одежды насчитывает более 3000 лет до н.э. Наряд связан с началом ведической культуры.

Об истории сари

В Индии существует красивая легенда о создании сари. Правитель Пандав был заядлым игроком и однажды в азарте он проиграл абсолютно все: дом, сбережения, родных и даже самого себя. Желая отыграться, он поставил на кон свою красавицу супругу Драупати. И он проиграл! Победители желали надругаться над женщиной, которая в отчаянье взмолилась к Всевышнему о помощи.

Кришна услышал обращение Драупати и превратил ее наряд в нескончаемый. Сколько обидчики ни пытались раскрутить сари, так и не смогли этого сделать. Женщина была спасена.

На санскрите сари слышится как «сати» и обозначает «полоска ткани». Предшественником сари является дхоти – драпируемый мужской наряд. До 14-го века его носили представители обоих полов. В письменных источниках рассказано, а в скульптурах непосредственно представлены танцовщицы и богини в подобии набедренной повязки – ткань закрывает ноги, а спереди драпируется в складки.

Изготовление

Для сари необходима прямоугольная ткань шириной не более 1,2 м, а длиной от 4,5 до 9,0 метров. Важна деталь – отсутствие любого, даже маленького шва на нем.

В древности сари ткали только мужчины. Для этого использовались станки, которые были врыты в грунт наполовину.

Материал изготовления сари и его украшения говорили о социальном статусе женщины и ее семьи. Традиционно полотно ткали из натуральных нитей. Сари могло быть из самого дорогого шелка или из хлопка – все зависело от благосостояния владелицы наряда. В то время для создания сари уходило около 7 месяцев.

Цвет сари и его значение

До начала фабричного производства полотно для сари окрашивали натуральными ингредиентами, источниками которых были растения, минералы и прочее. Цвет наряда мог быть и нежным, и достаточно ярким.

В Индии, в зависимости от события, надевают сари определенного оттенка. Для невест шили специальное красное сари и украшали дорогостоящей вышивкой. Мамочки должны драпировать сари в желтых оттенках и носить семь суток с дня появления малыша на свет. А вот вдовам принято надевать белый наряд без аксессуаров.

Украшения для сари

Для сари важна окантовка. Ее пришивают сверху и снизу полотна, там, где располагается вышивка, рисунки и шитье различными каменьями.

Палу – это самая роскошная деталь полотна. Оно находится на краю сари, в том участке, где оно свисает с плеча девушки и развевается при ходьбе.

С чем надевают сари

Наряд предполагает наличие нижней одежды. Под сари надевают короткий топ, который называется чоли. Его шьют по специальной выкройке. Чоли должен прикрывать грудь и плечи женщины, в то же время открывать живот и часть спины.

Также необходимо надевать нижнюю юбку – шайа или павада. Такая юбка должна быть в тон с сари и быть немного его короче, чтобы казаться незаметной.

Как драпируют полотно

Существует сотни вариантов для создания сари. В каждом районе Индии женщины применяют свой способ драпировки. Кроме того, по методу создания сари, количеству складок и прочих нюансов можно определить статус обладательницы наряда, возраст, семейное положение.

Стоимость сари

Цена на полотно зависит от качества нити, наличия вышивки и других украшений, а также места изготовления. В Индии сари можно приобрести в магазинах и на рынке, где опытные туристы рекомендуют торговаться по поводу указанной цены.

В среднем стоимость сари варьируется от трех сотен до десяти тысяч рупий. Эксклюзивные наряды оцениваются в сотни раз дороже.

Сари стоимостью в сто тысяч долларов было выполнено вручную: тридцать мастеров семь месяцев работали над его созданием. Такое сари было украшено картинами 11 индийских художников, золотыми нитями, драгоценными каменьями. Вес наряда составил 8 кг. Эксклюзивное сари было внесено в Книгу рекордов Гиннесса и признано самым дорогим за всю историю.

Индийское сари: как одевать? (видео)

Как вам статья?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Cosmetism
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: