Фриволите забытая техника французского кружева

Фриволите – забытая техника французского кружева 13 октября 2015, Vision Спасибо! Ваш голос принят. Рейтинг Фриволите – особенная техника кружевоплетения . Его еще называют

Фриволите – забытая техника французского кружева

13 октября 2015, Vision

Спасибо! Ваш голос принят.
Рейтинг

Фриволите – особенная техника кружевоплетения . Его еще называют узелковым , челночным или французским кружевом . Почему узелковым ? Потому что выполняются изделия в технике фриволите с помощью узелков , завязанных различными способами . Почему челночное ? Потому что основный инструмент фриволите – специальный челнок . Почему французское ? Потому что название этой техники пришло к нам из Франции .

Считается что фриволите – это самый простой способ изготовления кружева ручной работы , так как требует минимального количества инструментов и материальных затрат . Что представляет собой эта техника изящного рукоделия ? Где ее можно использовать и трудно ли этому научиться ? Давайте подробнее узнаем обо всем этом .

История французского кружева

Эта техника кружевоплетения очень и очень древняя . Настолько древняя , что исследователи до сих пор не могут точно назвать родину этого рукоделия . Лишь в одном у них нет разногласий – фриволите появилось на Востоке , а уже затем попало в Европу . На Востоке такое кружево называли « макук » ( челнок ), в Италии – « окко » ( глазок ), в Англии – « тетинг » ( плетеное кружево ), дословный перевод с немецкого « шиффхен шпитцен » тоже означал « плетение челноком », а во Франции этот вид кружевоплетения получил название « фриволите » ( легкомысленный ).

Читайте также:  Рецепт супа с фрикадельками

В нашем языке искусство плетения челночного кружева закрепилось именно под этим названием . Непринужденная и раскованная техника не стала видом народного промысла , как, например , коклюшечное кружевоплетение , но была популярным и распространенным женским рукоделием . Пик его популярности пришелся на восемнадцатый век, когда из простых грубых нитей сначала изготавливали ажурную отделку для штор и верхней одежды , а затем сумочки , шляпки , зонтики , перчатки и прочие предметы модного гардероба светских дам.

Весьма распространенным был этот вид рукоделия и в дореволюционной Росси . Но после октября семнадцатого года челночное кружевоплетение (как и многое другое ) было объявлено пережитком буржуазного прошлого и стало считаться занятием , недостойным « освобожденной » женщины . И лишь спустя полвека началось возрождение фриволите сначала в странах советской Прибалтики ( все-таки они ближе к Европе !), а потом и в остальных частях СССР .

Техника челночного кружева

В основе этой техники кружевоплетения лежит узел , завязанный с помощью специального челнока . Готовые изделия , выполненные в технике фриволите – это целая система туго завязанных узелков . Сама техника достаточно проста в освоении и доступна как опытным мастерицам , так и начинающим рукодельницам .

Для начала обучения понадобится всего два челночка , а уже затем можно использовать различные челноки для нитей различной толщины и фактуры . Сами челноки для фриволите могут иметь разные размеры и разнообразные конструкции . Изготавливают их из дерева , пластика , кости , металла и оргстекла . Челноки можно приобрести в магазинах для рукоделия или даже изготовить самостоятельно , например , из обрезков пластиковой бутылки и шпульки от швейной машинки .

Помимо челноков для изготовления французского кружева понадобятся следующие инструменты :

· вязальные крючки , которым отдельные элементы соединяются между собой ;

· игла для того , чтобы распускать « бракованные » узелки ;

· ножницы для обрезания нити ;

· фурнитура в виде бусин , бисера , стразов , пайеток и застежек для украшений ;

· сами нити , из которых плетется кружево .

Для французского кружева подойдут разнообразные нити : хлопчатобумажные , льняные , шелковые , синтетические . Главные качества нити для такого кружева – это ее хорошая скрученность , прочность и высокая степень скольжения . Для выполнения кружевных салфеток и элементов одежды используют хлопковые и льняные нити , а для украшений – синтетические . Так, например , когда плетут фриволите с бисером или бусинками , то берут капроновую нить .

Все многообразие узоров и элементов челночного кружева основано лишь на одном , главном узле , который так и называется « узел фриволите » и состоит из двух симметричных частей . Этот узел может быть прямым и обратным . Именно из прямого и обратного узла выполняются основные элементы челночного кружева : кольцо , дуга , пико . Причем кольцо может быть также полукольцом , комбинированным кольцом , кольцом в кольце . В этой технике используют самые простейшие соединения отдельных элементов : прямую сцепку и обратную сцепку .

Возможности узелкового кружева

Своими умелыми ручками с минимальным набором инструментов мастерицы фриволите творят чудеса . Выполненные в этой технике изделия настолько разнообразны и изящны , что просто диву даешься . Кроме ажурных салфеток , воротничков , шляпок и перчаток в технике узелкового кружевоплетения изготавливают бижутерию , а отдельные мотивы используют в декоративных панно и картинах . Этим кружевом украшают скатерти и покрывала , эксклюзивное постельное белье , свадебные платья и дизайнерскую одежду . Французское кружево комбинируют с такими неожиданными материалами как металл , кожа и камень . На технике челночного кружевоплетения основана и новая рукодельная техника « анкарс », где помимо узелкового кружева используются техники бисероплетения и макраме .

Еще один приятный момент в возможностях узелкового кружевоплетения заключается в том, что фриволите можно плести не только с помощью челнока . Прекрасной альтернативой челночного кружева может стать фриволите крючком или на пальцах. Освоить все эти техники изготовления узелкового кружева можно не только на специальных курсах, но и самостоятельно . Воспользуетесь мастер-классами челночного кружевоплетения , посмотрите видеоуроки или приобретите специальные пособия. Найдите схемы и описания работы и вперед – покорять такое забытое и такое изящное рукоделие. Ведь известно, что все новое – это хорошо забытое старое. А фриволите (почти забытое искусство плетения французского кружева ), возродившееся в наше время, еще раз подтвердило эту прописную истину.

История и основы техники фриволите для начинающих – все секреты изящного кружева

Фриволите — древний вид рукоделия, вернувшийся сразу в нескольких техниках, в каждой из которых получается изысканное кружево, отличающееся легкостью и воздушностью.

Кружевная история романтического хобби

Есть версия, что история фриволите началась на Востоке, где это мастерство придумали мужчины, плетущие рыболовные сети. Оттуда плетение кружева эмигрировало в Англию, где и обрело бешеную популярность у рукодельниц и получило дальнейшее развитие. Большинство схем, которые сегодня считаются классическими, имеют английские корни. Однако раньше для плетения не использовали челноки, а орудовали только тупой иглой. Челнок в руках мастериц появился только в середине 19 веке.

В России челночную технику не применяли, а первые упоминания об этом виде рукоделия появились только в конце 19 века. Россиянки позаимствовали модное плетение у француженок – известных модниц. Узелковое ажурное кружево начали использовать в нарядах и домашнем декоре, благодаря малым затратам, его могли позволить себе практически все женщины.

В начале девяностых годов прошлого века фриволите снова вскружило головы рукодельницам. Напомнила о нем Анна Григорьевна Вечерская, по крупицам собравшая все секреты техники в небольшую книгу.

Плетение фриволите нельзя назвать сложным, поэтому это увлечение смело можно рекомендовать начинающим рукодельницам, не отличающимся особой усидчивостью. Начинать лучше с изделий среднего размера – маленькие детали плести сложнее, а большие работы требуют много времени, что отдаляет удовольствие от созерцания результата.

Что нужно для изучения фриволите

Для начала творческого процесса нужно приготовить:

  • нити для кружева;
  • специальные челноки для фриволите (как минимум два);
  • крючки для соединения элементов (толщина крючка для вязания зависит от толщины нитей);
  • иглы для того, чтобы распускать неудачные фрагменты;
  • ножницы.

Челнок – основной рабочий инструмент, они отличаются по форме и размерам. Маленькие челноки используют для тонких нитей, а большие – для более толстых. Для удобства работы придумали челноки со съемной шпулькой. Для изготовления челноков используют традиционные (дерево, кость) и современные (пластик, металл) материалы.

Для плетения сложного изделия может потребоваться несколько различных челноков – это позволит получить кружево с разными узорами и рисунками.

Как видите для того, чтобы познать основы техники фриволите, не придется покупать дорогостоящее оборудование и инструменты. Нитки для обучения подойдут любые, а простые челноки можно изготовить даже самостоятельно, например, из фанеры, пластиковой карты или плотного картона, обшитого кожей.

Основные элементы плетения кружева

Изучать основы фриволите нужно с главных элементов. Для начала научитесь плести основные узоры – из них в дальнейшем и будут складываться роскошные кружева и бижутерия. К главным элементам относятся:

  • кольцо;
  • дуга;
  • пико;
  • полукольцо;
  • кольцо в кольце;
  • трисистник;
  • дуга-кольцо;
  • комбинированное кольцо.

Первые три – азбука плетения, изучив которую можно не сомневаться в успехе. Но для начала предстоит освоить плетение прямого и обратных узлов.

В процессе изготовления бижутерии в кружево фриволите вплетают бисер, используя для этого самый тонкий крючок.

В конце статьи опубликованы видео-уроки, с помощью которых вы быстро разберетесь с теорией и терминами.

Фриволите иглой – альтернатива традициям

Современные рукодельницы часто создают кружево фриволите иглой без применения челнока. По виду готовую работу практически невозможно отличить от изделий, полученных в традиционной технике, но работать с иглой многим мастерицам проще и привычнее. Внизу этой публикации вы найдете ссылку на мастер-класс по плетению колье и сережек – не откажите себе в удовольствии попробовать сделать этот очаровательный комплект!

Игла – тонкий инструмент, поэтому кружево получается воздушное и изящное. Эту технику преимущественно используют для создания украшений, кружевных элементов отделки одежды, вязания салфеток. Работа эта кропотливая, поэтому вряд ли ее можно рекомендовать для плетения такого декора, как покрывала, подушки, шторы.

Плетение кружева крючком

Плетение фриволите крючком нельзя отнести к новым техникам, упоминания о нем встречаются в архивах мастериц 19 века. В работе используют крючки и нити, выбирая их размер и толщину в зависимости от изделия. Для кружев берут небольшие крючки и тонкие нити, а для крупных узоров, например, для одежды и декора, выбирают более крупные инструменты и толстую пряжу. Крючки можно использовать любые – из дерева, металла, кости , пластика – на свой вкус.

Основные узоры при вязании фриволите крючком используют те же, что и при работе с челноком, но техника их выполнения здесь отличается. Многие рукодельницы утверждают, что работать крючком намного проще, чем с челноками, а кружево получается ничуть не хуже.

Мастер-классы по фриволите и обучающее видео

Техника фриволите – непростое рукоделие, но если вы решитесь попробовать себя в этом мастерстве, начните с наших несложных мастер-классов, рассчитанных на новичков и не требующих знаний специализированных приемов.

Бижутерия в технике иглой

Очень хорошие обучающие уроки по этому мастерству подготовила Надежда Малышева.

И ссылка на все бесплатные уроки Надежды Малышевой. Ее видеоуроки – настоящая школа для рукодельниц! Понятные мастер-классы, изложенные в доступной форме, помогут даже самому неопытному новичку справиться с задачами.

Если вы все еще в поисках своего нового хобби, загляните в список всех женских увлечений. Уверены, что там вы обязательно найдете для себя занятие по душе – с нашего сайта еще никто не уходил без вдохновения на новые виды творчества!

комментария 4

  • Комментарии 4
  • Пингбэки 0

Могу добавить, что кружево сплетенное челноками и иглой имеют незначительные отличия. После челнока кружево более жесткое и не нуждается в подклахмаливании. И особняком стоит фриволите крючком. Поскольку в основе фриволите челноком и иглой лежит узел, а при вязании крючком- петля, что говорит о совершенно другой технологии создания узора. «Фриволите» крючком является имитацией фриволите.

Спасибо за статью. Интересно почитать. но вы немного ошибаетесь по поводу челноков их размер зависит скорее не от толщины нити, челнок подбирается в зависимости от изделия. именно изделие диктует размер челнока: большое требует много нити а может еще и бусинки и бисер, конечно сюда большой, турецкая техника требует небольшого челнока см 6 не больше- иначе не удобно, а вот кельтская техника требует самых тонких — только они проходят между элементов и позволяют создавать просто невообразимые шедевры

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Рубрики

  • Вязание игрушек (2871)
  • Вязание игрушек.Куклы (1130)
  • Вязание игрушек.Зайцы (355)
  • Вязание игрушек.Собаки и волки (262)
  • Вязание игрушек.Кошки,тигры (214)
  • Вязание игрушек.Мишки (199)
  • Вязание игрушек.Звери,птицы и др. (157)
  • Вязание игрушек.Куклы.Лицо,глаза (134)
  • Вязание игрушек.Мыши (124)
  • Вязание игрушек.Хрюшки (76)
  • Вязание игрушек.Куклы. Волосы (70)
  • Вязание игрушек.Лисята (53)
  • Вязание игрушек.Ежики. (42)
  • Вязание игрушек.Слоны,бегемоты. (35)
  • Вязание игрушек.Бычки и коровки (22)
  • Вязание игрушек. ЕДА (17)
  • Вязание игрушек.Обезьяны (13)
  • Вязание игрушек.Куклы. Ноги, Руки (8)
  • Вязание игрушек.Разное (3)
  • Вязание для кукол (99)
  • Афоризмы,цитаты,притчи (28)
  • Бисероплетение (18)
  • ВЫШИВКА (247)
  • Вышивка лентами (10)
  • Вышивка гладью (8)
  • Вышивка по трикотажу (2)
  • Вышивка.Детям (56)
  • Вышивка.Журналы (50)
  • Вышивка.Пейзажи (64)
  • Мои вышивки (1)
  • ВЯЗАНИЕ (1348)
  • ВЯЗАНИЕ ДЕТЯМ (647)
  • Вязание шапок для детей (106)
  • Вязание машинное (12)
  • Вязание шапок, шарфы (616)
  • Вязание шапок.Летние шапочки,шляпки (108)
  • Мои поделки по вязанию (3)
  • ВЯЗАНИЕ — ЖУРНАЛЫ и КНИГИ (732)
  • Журнал Клуб’ОКей (4)
  • Журнал Дуплет (138)
  • Журнал Мод. Вязание (71)
  • Журналы / Сабрина (29)
  • Журналы/Mala Diana (26)
  • Журналы/Sandra (16)
  • Журналы/Меланж (7)
  • Разные журналы по вязанию (100)
  • Японские и китайские журналы (53)
  • ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (3761)
  • Вязание — Ленточное, безотрывное (165)
  • Вязание — цветочки,бабочки (256)
  • Вязание из пакетов (5)
  • Вязание крючком — Узоры (1412)
  • Вязание крючком -болеро (55)
  • Вязание крючком- кофточки, топы, платья (1399)
  • Вязание крючком-ирландское кружево (1155)
  • Вязание-Разное (210)
  • ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ (2132)
  • Вязание спицами-Кофточки ,топы,платья (620)
  • Вязание спицами-Узоры ,уроки и пр. (975)
  • Вязание-варежки, митенки, шарфы,шали (57)
  • Вязание-Носки (404)
  • Гороскопы, гадания (7)
  • Дача -Сад , огород,цветы (467)
  • Огурцы (67)
  • Клубника (14)
  • Петунья и др.цветы (8)
  • Смородина (3)
  • Разное в саду (2)
  • Перец (2)
  • Декор (2)
  • Для дневника — Фоны,дизайн,т.д (98)
  • Мои рамочки (4)
  • Уроки, шпаргалки (83)
  • Для компа, дневника-полезные ссылки (369)
  • Проги , фотошоп,фотомонтаж и пр. (151)
  • Добрые дела (3)
  • Здоровье (721)
  • Здоровье и красота (99)
  • Народные методы (6)
  • Позвоночник,суставы (121)
  • Игры (49)
  • Идеи (23)
  • Интересное (388)
  • Искусство (221)
  • Дмитрий Нагиев (2)
  • Уроки рисования (12)
  • Книги и журналы,библиотеки (58)
  • Красота (131)
  • Мифы и легенды (3)
  • Музыка (149)
  • Песни (28)
  • Настроение. Юмор,анекдоты,смешное (89)
  • Непознанное (36)
  • Непознанное,Наука (8)
  • Полезное (499)
  • Для дома и семьи (221)
  • Понемногу обо всем (36)
  • Поэзия (163)
  • Путешествие-фото,заметки (111)
  • Размышления (90)
  • Разное (191)
  • Открытки, поздравления,смайлики (30)
  • Религия (62)
  • Рецепты приготовления блюд (1083)
  • Вторые блюда (146)
  • десерты (91)
  • Заготовки,Напитки (123)
  • закуски (49)
  • Кулинария (459)
  • КУЛИНАРИЯ. Блюда в СВЧ (23)
  • На скорую руку,быстрое приготовление (299)
  • Первые блюда (4)
  • Рецепты для мультиварки (66)
  • салаты (78)
  • Советы в кулинарии,специи (15)
  • Соусы (14)
  • Украшение блюд (29)
  • Рукоделие (900)
  • Фриволите,макраме (319)
  • Заколки-цветочки (94)
  • Цветы из фоамирана (17)
  • Фриволите.Книги (17)
  • Полимерная глина (11)
  • Букеты из конфет (11)
  • Сутаж (6)
  • Изделия из силикона (4)
  • Серьги из кружева (1)
  • Домашние тапочки. МК (9)
  • Плетение из газет (21)
  • Различные МК (118)
  • Разные украшения (34)
  • Сумки. МК (57)
  • Цветы из разных материалов (35)
  • Цветы из ткани (147)
  • События ,Политика (15)
  • Фильмы (385)
  • Мультфильмы (56)
  • Фильмы для детей (10)
  • Фото (16)
  • Шитье и мода (1125)
  • Головные уборы (27)
  • Шитье без выкроек,готовые выкройки (305)
  • Шитье детям (108)
  • Шитье и поделки для кукол (121)
  • Шитье игрушек (101)
  • Шитье разное и МК (163)

Цитатник

Простейший способ. Новая техника вязания носков. Книга .

БЕРЕТЫ — К ЛЕТУ Все большую популярность завоевывают летние береты, связанные крючком из натур.

слоны Слоники для одной маленькой девочки. Они очень простые, но все равно получила удовольств.

Мягкие слоники Подберите нравящийся вам материал, выкроите, вырежьте и сшейте игрушку, .

Добрый слоник своими руками Добрый слоник своими руками

Фриволите забытая техника французского кружева

Автор: Наталия Горюшкина

У каждого вида кружева своя история, свой путь в веках. Иногда, он очевиден, иногда — сложен и неоднозначен, а порой даже совершенно теряется на просторах истории человечества. Не помогают даже названия, ведь частенько один и тот же вид рукоделия в разных странах называется по-разному. И самый яркий пример — фриволите. Вот уж поистине — сколько народов, столько и названий, что уже подразумевает довольно запутанную историю.

История фриволите и правда особенно запутанная. Сейчас большинство историков склоняются к версии «восточного» происхождения данного кружева. Ведь челнок был изобретен именно народами Востока и получил название «манук».

В Европе челночное кружевоплетение впервые появилось в Испании вместе с маврами, где его называли «okko», то есть «глазок», поскольку испанские гипюры, изготовленные с помощью челнока, состояли в основном из колец, имеющих овальную форму, напоминающую форму глаза. Похоже назвали это кружево и итальянцы — «occhi», по-итальянски тоже означает «глаза».

Фото. Колье — воротничок «Карамель». Автор работы — фантазерка-Ой-ля-ля.

В Германии это кружево называют Schiffchenspitze (шиффен шпитцен) — челночное плетение или челночное кружево.

В Англии — tatting (тетин от «tat» — плести кружево) — плетеное кружево. Считается, что англичане позаимствовали это вид рукоделий из своих колоний на Востоке.

Во Франции его именуют знакомым нам всем словом фриволите. Кстати, происхождение французского слова двояко. С одной стороны: «frivole» — «пустой» можно отнести к структуре кружева — неплотное, с большими, незаполненными дырочками. Другое значение этого слова — «легкомысленный». Это вполне могло относиться как к легкомысленности любой отделки платья, так и к характеристике дам высшего света, занимавшихся рукоделием. Действительно, фриволите было очень популярно в этих кругах, т.к. было простым по исполнению, не требовало большой сосредоточенности и позволяло вести за работой легкомысленные беседы.

Фото. «Girl Tatting», Пьер Огюст Ренуар, 1906.

Именно из Франции этот вид рукоделий пришел и в Россию, вместе с названием — «фриволите». Первые упоминания об этой технике в России можно найти в книгах по рукоделию, вышедших в 80-х годах XIX века. До этого в нашей стране челночное кружево было практически неизвестно. В русской портретной живописи, относящейся к XVIII веку и ранее, нет ни одной детали костюма, выполненной в этой технике. Не упоминается фриволите и в русской художественной литературе того времени. А все кружева по дошедшим до нас источникам, были выполнены или иглой по сетке, или на коклюшках.

Технологически фриволите — это разновидность узелкового кружева, выполняемого при помощи челнока, в корпусе которого размещается шпулька с нитью. Т.е. челнок — это инструмент и для удержания, и для подачи рабочей нити (подобно коклюшкам при получении коклюшечного кружева).

Фото. Воротничок. Фриволите. Автор работы — Angelina Jolie.

Первоначально челноки были достаточно большими и употреблялись с более грубой, чем теперь, нитью. В XVIII веке, когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их делали из металла, а порой даже — из фарфора или слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом или перламутром.

Высокая популярность фриволите вполне объяснима: кружева всегда были предметом роскоши и пользовались большим спросом. Каждому хотелось бы их иметь, но классическое кружево было дорогим и потому для большинства людей недоступным. Изобретательные рукодельницы нашли способы создания относительно недорогого кружева, и при этом выполняемого быстрее, чем известные на тот момент традиционные кружева. Одним из таких способов и было фриволите.

Фото. Зонтик от солнца, Англия, 1850 г. .
Фото. На увеличенном фрагменте видно, что он выполнен в технике фриволите из колец и пико.

Первые изделия фриволите состояли только из колец, позднее появились и пико (петельки из нити между двумя узлами). Мастерицы выполняли цепочку из нескольких близко расположенных колечек, затем их располагали в нужном порядке и аккуратно сшивались вместе в мотивы. Когда дело доходило до соединения мотивов, то через 2 пико пропускалась нить и завязывалась узлом, а ее концы затем обрезались. Вот так просто!

Такое древнее фриволите, использующее только кольца и пико, сейчас нам может показаться примитивным. Тем не менее, первые мастерицы ухитрялись выполнять в этой технике большие и сложные изделия, например накидки, покрывала, зонтики, добиваясь красивого ажурного эффекта за счет искусного комбинирования колечек и петелек.

Довольно часто в элементы фриволите добавлялось и игольное кружево. Это стало возможно после во второй половине XIX века года, когда появились тонкие и прочные мерсеризованные нитки из льна. При помощи игольного кружева изделиям придавали круглую, овальную или прямоугольную форму.

Фото. Колье. Фриволите. Автор работы — Душечка 74.

В те годы в Англии издается большое количество книг по истории фриволите со схемами изделий и подробными описаниями. По ним вполне можно проследить историю этого вида рукоделия. Так в издании 1851 года «Tatting Made Easy» подробно описывается техника соединения пико за счет протаскивая челнока сквозь вытянутую через пико петлю. После этого пико больше не связывают!

В книге Mlle Riego «The Royal Tatting Book», изданной в 1864 года приведена схема окантовки салфетки с использованием дуги, выполненной двумя челноками, совсем как делаем это мы сейчас. Так появились основные элементы фриволите, позволяющие создавать прекрасные узоры, поражающие своей четкостью линий, ажурностью и воздушностью.

Фото. Мерное кружево в технике фриволите. Автор работы — Shustrik.
Фото. Комплект: колье и серьги. Фриволите. Автор работы — avalentinav.

В технике фриволите выполняли покрывала. накидки, салфетки, портьеры и занавеси, мерное кружево, использующееся для отделки одежды, воротники, манжеты, жабо, мотивами фриволите украшали салфетки, мебельные чехлы, отделывали юбки, фартуки, чепцы. В работе мастерицы часто использовали тонкую золотую и серебряную нити.

В Россию фриволите пришло в XIX веке. Поначалу наши кружевницы с интересом осваивали технику плетения западного кружева дополняя её своими находками. Неизвестные мастерицы создавали уникальные изделия, которыми пользовались женщины высшего общества. Перчатки, сумочки, накидки, зонтики – вот не полный перечень изделий, являющихся обязательной принадлежностью светской женщины. В 1900 году в Санкт-Петербурге была издана книга «Курс женских рукоделий», с описанием европейской техники фриволите, по которой это искусство освоили многие мастерицы.

После октября 1917 года в нашей стране кружевоплетение было признано «барской затеей». Особенно не повезло фриволите — ведь оно считалось еще и западным, империалистическим рукоделием ( в отличие, к примеру, от Вологодского кружева, считавшегося народным промыслом). И о фриволите забыли почти на полвека.

В конце XX века фриволите начало возрождаться в нашей стране. И, как и в случае с макраме, возрождение началось с Прибалтики В1960-е годы эстонские мастерицы не только воссоздали кружево фриволите, но и разработали новую, более скоростную и удобную для работы технику плетения. Она заметно отличалась от отличается от западноевропейской и от той, в которой работали наши прабабушки, изучавшие фриволите до революции.

Фото. Оконная декорация «Зимние грезы». Автор работы — просто Марина.

В 1970-е годы фриволите стало популярным в Москве, а вскоре и в Ленинграде: открываются курсы фриволите в клубах и в школах, женские журналы публикуют схемы изделий, издаются книги.

Одной из первых в России мастериц, изучивших методику плетения, разработавших условные обозначения элементов схемы кружева фриволите, была Анна Григорьевна Вечерская. Она внесла большой вклад в развитие современной техники фриволите, её изделия отличаются мастерским исполнением и безупречным вкусом. А книги А.Г. Вечерской по плетению кружева фриволите позволили многим освоить и искренне полюбить это вид рукоделий.

Сегодня искусство фриволите переживает новый виток развития и вызывает особый интерес у тех, кто любит творить красоту своими руками! В чем причина такой популярности? Мне кажется в его необычайное простоте — фриволите не требует замысловатого оборудования, им достаточно легко овладеть в любом возрасте, а то, что узор складывается всего из нескольких простых элементов, оставляет огромные простор для творчества и самовыражения.

Техника фриволите – основы плетения для начинающих

Вы любите кружева? Наверное, все их любят. Кружевами ведь можно украшать не только платья и блузки, но и любой текстиль для дома – это так нарядно и мило. Сегодня мы хотим познакомить вас с техникой фриволите – процессом создания кружева из нитей по оригинальной технике.

Если рассуждать о процессах, то вязание фриволите сочетает в себе приёмы разных видов рукоделия: здесь вам и крючок, и спицы, и макраме, но в то же самое время это нечто совершенно особенное. Впрочем, давайте рассмотрим технику чуть внимательнее – вам сразу всё станет понятно.

Необходимые инструменты

Плетение фриволите, как и любое другое рукоделие, требует специальных инструментов и приспособлений.

Главное приспособление для фриволите – это челнок. Челноки могут быть разных конструкций, но суть у них одна – облегчить вам работу с длинными нитками. Внутри челнока имеется обычная шпулька, на которую наматывают нитки (как в швейной машинке). Для тонких ниток используют небольшие челноки, а для толстых – более крупные.

Другое, столь же важное приспособление – это крючок и игла. Для фриволите используют специальные крючки и иглы. Крючок для фриволите напоминает крючок для тунисского вязания, у него довольно длинная округлая ручка и маленькая головка. Игла для фриволите – очень длинная по сравнению с обычной иглой (примерно 13 см), равномерно толстая по всей длине, как чулочная спица, и притом тупая. Не обязательно покупать и иглу, и крючок – довольно одного инструмента, в зависимости от того, что вам больше нравится (или что покажется более удобным).

Кроме того, вам понадобятся хорошие ножницы и обычная штопальная игла, чтобы распускать огрехи.

Из чего плести кружева?

Фриволите для начинающих может показаться немножко сложным, поэтому к выбору ниток нужно подойти очень придирчиво. В принципе, для кружева подходят любые нитки для вязания тонким крючком – такие как кроше или ирис. Но качество имеет первостепенное значение. Выбирайте нитки без утолщений, мягкие, не слишком скользкие. Идеально подходит хлопковый ирис. Чтобы замечать все свои ошибки, выбирайте пряжу светлых оттенков, на ней все рельефы заметнее.

Основные приёмы

Вне зависимости от того, предпочитаете вы фриволите крючком или иглой, существует всего лишь несколько приёмов плетения. Вот их названия:

  • дуга;
  • кольцо;
  • пико.

Всё остальное является сочетанием этих элементов.

Основы техники составляет один, всего лишь один узел. Ну хорошо, два узла. Один из них – это основной узел, которым выплетаются любые элементы, и второй – соединительный узел для двух отрезов нитей.

Основной узел фриволите называется двойным узлом. Давайте его сразу же изучим.

Возьмите иглу или крючок. В иглу вставьте нитку, а если у вас крючок, приготовьте челнок с намотанными нитками.

Прижмите конец нитки к инструменту, располагая нитку позади него.

Набросьте длинный конец нити на указательный палец, перекрутите на манер петли и накиньте на инструмент. Теперь снова накиньте нитку на указательный палец, перекрутите петлю в другую сторону и снова накиньте на инструмент. Всё. Вы освоили двойной узел фриволите.

Отрезы нитей по длине соединяются так называемым геракловым узлом, который вы тоже легко научитесь делать.

Попробуйте завязать. Получилось? Теперь вы освоили вспомогательный узел фриволите.

Первая проба

Ну что же, вернёмся снова к двойному узлу, который находится у вас на игле или на крючке. Попробуйте сделать ещё несколько таких узелков, располагая их друг за другом. У вас получается целый ряд узелков.

Приступим к изучению элементов техники фриволите крючком и иглой. Первый элемент, который мы изучим, называется пико. Для этого расположите следующий двойной узел на некотором расстоянии от вашего ряда петель. Между узелками получилась длинная перетяжка. А теперь сдвиньте узел к ряду узелков. Получилась выступающая петелька – пико.

Попробуйте связать небольшой узор, чередуя ряды гладких двойных петель и пико.

А теперь освоим новый приём. Он немного отличается в исполнении на крючке и на игле, хотя суть его остаётся одной. Вам нужно сбросить образовавшийся узор и закрепить его.

В технике фриволите иглой поступите так: одной рукой держите иглу, а другой стягивайте петли к её ушку. Петли соскользнут и иглы и наденутся на нитку. Продолжайте тянуть, тяните. Вот уже на конце осталась маленькая петелька. Вставьте в неё иголку, затяните. Вот – у вас получилось кольцо!

Если вы затеяли вязание фриволите крючком, у вас будет немножко иначе. Нить заведите за мизинец, охватите ею головку крючка. Нитку аккуратно протащите через вязаный узор. Теперь у вас на крючке петля с орнаментом. Накиньте на крючок ещё одну петлю, захватите рабочую нитку и затяните колечко.

Теперь давайте продолжим плести кружева. Сделайте ещё одну кружевную цепочку – такую же, как вы только что сделали для колечка. А теперь сбросьте её на рабочую нить. Если не стягивать цепочку в кольцо, вы получите третий основной элемент – дугу.

Как можно соединять между собою дуги и кольца в нарядные цветы и подобные им элементы? С помощью пико. Через пико выплетают двойной узел.

Можно сказать, что техника фриволите крючком и иглой освоена. Осталось только набить руку!

Освоив только три основных элемента, вы вполне в состоянии уже выполнить нечто особенное. Техника фриволите крючком и иглой для начинающих подразумевает создание простых украшений: вязаных кулонов, чокеров, а также воротничков, салфеток, скатертей. А когда у вас начнут получаться ровные и красивые колечки, вы можете дополнить плетение бусинками и стразами для создания настоящих шедевров.

Другие виды вязания кружева можно посмотреть тут.

МК по фриволите

Фриволите История Возникновения

Фриволите – это удивительно красивое узорное кружево, которое плетут с помощью челноков. Технология фриволите основана на вязании двойного узла: нить с челнока (одного или нескольких) подается на руки и обрабатывается обеими руками.

Искусство плетения этого кружева родилось на Востоке. Упоминания об узелковых кружевах, выполненных в технике фриволите, находят в культурных памятниках Древнего Китая и Древнего Египта. Народы Востока изобрели главный инструмент плетения – челнок, с помощью которого древние матера получили возможность создавать удивительные образцы рукоделия. На Востоке кружево фриволите так и называли – манук, что означает «челнок».

Из стран Востока челночное кружево попало в Европу.

В Италии кружево фриволите называется окко (occhi), что означает «глаз», «глазок». Действительно, основной элемент узора – овальное кольцо – по своей форме напоминает глаз. И из таких колец – «глазков» – в основном и состоят итальянские гипюры, изготовленные с помощью челнока.

В Англии фриволите называют тетинг (от tat – плести кружево) – плетеное кружево.

В Германии кружево фриволите носит название шиффхен шпитцен (schiffchenspitze) – челночное кружево.

Название «фриволите» от французского frivilite можно трактовать двояко. С одной стороны, слово frivole – пустой – говорит о структуре кружева – оно неплотное, с большими, незаполненными дырочками. С другой стороны, frivole можно перевести как легкомысленный и отнести вообще к легкомысленности любой отделки. Либо – в качестве юмористического варианта – этим словом можно охарактеризовать дам высшего света, занимавшихся рукоделием. Действительно, фриволите было очень популярно в этих кругах, так как не требовало большой сосредоточенности и позволяло вести веселые, легкомысленные беседы. Именно под французским названием челночное кружево из Франции и пришло в Россию.

В России особенно модным фриволите было в XVII веке. Тогда кружева фриволите плели из более толстых нитей, чем другие виды кружев, даже из тонких шнуров, и использовали для отделки верхней одежды, обшивки мебели, для занавесей и портьер. А с конца XVII века кружево начали плести из тонких нитей, и оно стало украшением одежды знати. Основным материалом для кружевной отделки одежды были тонкие серебряные и золотые нити. Особенно модны были, даже в мужской одежде, кружевные воротнички, манжеты, жабо, изготовленные в технике фриволите.

В середине XVIII века кружево в основном плели из шелковых и льняных нитей. Такие кружева могли носить и небогатые модники и модницы. Кружевом фриволите отделывали юбки, фартуки, чепцы, носили кружевные накидки, палантины, наколки.

В российских помещичьих имениях крепостные кружевницы осваивали технику плетения челночного кружева, дополняя его своими интересными находками. Искусство плетения челноками передавалось от матери к дочери. Плетению кружев фриволите также обучали в пансионах и институтах благородных девиц.

Кружевные мастерицы прошедших времен создавали уникальные изделия, которые стали музейными экспонатами: перчатки, сумочки, накидки, зонтики. Кружева фриволите всегда были в моде. О популярности плетения фриволите в XIX и начале XX века можно судить хотя бы по тому, что в пособиях по рукоделию этому кружеву посвящены обширные главы.

После октября 1917 года в России ситуация изменилась: кружевоплетение было названо «барской затеей». О кружевах вообще (и о фриволите, в частности) надолго забыли.

А в Европе интерес к нему продолжал оставаться неизменным. Регулярно издавались книги (альбомы), пособия, сборники схем, журналы, посвященные кружеву фриволите. В 1950-е годы искусство плетения кружев фриволите стало постепенно воз– рождаться в Прибалтике. Эстонские мастерицы разработали новую, более скоростную и удобную технику плетения кружев фриволите. В 1970-е годы фриволите появилось в Москве, а вскоре и в Ленинграде.

Изделия, выполненные методом фриволите, очень изящны и разнообразны. Кружева фриволите применяют и для отделки, и как штучные, самостоятельные изделия. На отделку идет как мерное кружево (край-кружево, прошва, аграмант), так и отдельные мотивы. Мотивы пришивают к ткани как аппликации или врабатывают в вырез на ткани. Ассортимент изделий, в которых используется кружево фриволите, огромен. Кружевные мастерицы плетут воротники, жабо, накидки, салфетки и более крупные изделия: предметы интерьера – скатерти, покрывала, портьеры, игрушки, а также одежду и различные украшения.

При желании фриволите можно комбинировать с другими видами рукоделия: макраме, вязанием спицами и крючком, вышивкой, ткачеством.

Плетение кружев челноком несложно и увлекательно. Этим рукоделием можно заниматься и дома на диване перед телевизором, и в путешествии – оно не требует специального рабочего места. А технику фриволите легко осваивают и взрослые, и дети.

Как вам статья?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Cosmetism
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: