Детские страхи и их коррекция

Детские страхи: причины, лечение. Детские страхи при заболеваниях ментальной сферы.Страхи у детей, на что надо обратить внимание родителям.

Содержание
  1. Детские страхи
  2. Детские страхи: причины
  3. Детские страхи. Как отличить норму от патологии?
  4. Детские страхи: коррекция и лечение
  5. Что не стоит делать:
  6. Причины детских страхов в младшем школьном возрасте и способы их коррекции
  7. Детские страхи
  8. Общие сведения
  9. Причины детских страхов
  10. Патогенез
  11. Классификация
  12. Симптомы детских страхов
  13. Осложнения
  14. Диагностика
  15. Лечение детских страхов
  16. Прогноз и профилактика
  17. Детские страхи: в чём их причина и как с ними бороться?
  18. Классификация страхов у детей
  19. Как помочь ребенку преодолеть страх
  20. Страх темноты
  21. Боязнь монстров
  22. Ночные кошмары
  23. Страх перед грозой
  24. Боязнь незнакомцев
  25. Страх расставания со значимым взрослым
  26. Страх одиночества
  27. Боязнь клоунов
  28. Боязнь животных
  29. Боязнь врачей
  30. Страх смерти
  31. Выводы
  32. Заключение
  33. Детские страхи
  34. Общие сведения о состоянии
  35. Причины детских страхов
  36. Классификация
  37. Симптомы детских страхов
  38. Диагностика
  39. Лечение детских страхов
  40. Профилактика
  41. Консультация для родителей «Детские страхи»
  42. О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:
  43. Различают несколько видов страхов.
  44. Профилактика страхов.

Детские страхи

«Все дети чего-то боятся, не нужно обращать на это внимание!». Встречали такое мнение у родителей?! Действительно, при благоприятных условиях детские страхи со временем могут бесследно исчезнуть. Но что делать, если они стали постоянным явлением? Как правильно реагировать родителям: наказывать ребенка, игнорировать проблему, срочно обращаться к специалистам? Как бороться с детскими страхами и нужно ли это делать? Давайте подробно разберемся в данной проблеме.

Ребенок появился на свет, начал расти и развиваться. Он активно играет с игрушками, каждый день открывает для себя новые предметы. Взрослые знают, что далеко не все вещи бывают безопасными для игры и стараются оградить от них юного исследователя. Помните выражение: «Спички детям не игрушка!». Но, к сожалению, не всегда родители могут уследить за своим любознательным чадом. И здесь ребенку должно помочь чувство страха – оно ограждает от опасности, учит быть осторожным.

Читайте также:  Как вести себя на первом свидании с парнем правильно?

Малыш, который растет и развивается в эмоционально и психологически благоприятной атмосфере, спокойно преодолевает боязнь перед новыми «дорогами». У него потребность в новизне и познании мира намного сильнее, чем ощущение безопасности.

Конкретные страхи возникают в определенном возрасте и чаще всего встречаются у детей эмоционально ранимых, тревожных, с хорошо развитым воображением. Как правило, они возникают в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. По статистике их «расцвет» приходится на возраст 5-6 лет и, по сравнению с мальчиками, девочки испытывают это чувство чаще.

Детские страхи: причины

  • частые простудные, вирусные и инфекционные заболевания, снижающие иммунитет;
  • врожденная тревожность у ребенка, повышенная тревожность у родителей, чрезмерная опека, запугивание (придет «Барабашка и тебя заберет»);
  • неблагополучная или неполная семья, родители мало уделяют внимания ребенку, замена родителей няней;
  • отсутствие среды для общения со сверстниками;
  • чрезмерные ожидания от ребенка (большая интеллектуальная, физическая, эмоциональная нагрузка).

По мнению известного психолога А.И. Захарова, направленность такого рода проблем зачастую зависит от методов воспитания, которые используют родители:

1. Страх одиночества, темноты.

Чрезмерное беспокойство и опека родителей. Склонность «подгонять» ребенка – «быстрее давай, тебя все ждут», «хватит копаться».

2. Боязнь отвечать у доски и на вопросы учителей.

Родительский гиперконтроль, наказание за малейшую провинность, негативная оценка ребенка и его поведения («ничего у тебя не получается», «лентяй и бестолочь» и т.д.).

3. Боязнь замкнутого пространства.

Чрезмерная дисциплина в семье, физическое и психологическое давление, строгие моральные принципы.

4. Страх опоздания.

Повышенная тревожность у членов семьи, склонность к паническим реакциям.

5. Боязнь врачей, болезненных ощущений, животных.

Тревожные родители. Обсуждение при ребенке своих тревог и страхов, подсознательная передача своих страхов ребенку – «как много стало в нашем районе бродячих псов, как бы не покусали», «соседка недавно заразилась в поликлинике» и т.д.

6. Страх глубины и высоты.

Отсутствие веры в возможности ребенка. Внушение деструктивных установок: «у тебя ничего не выйдет», «ты такой еще маленький и слабенький».

7. Боязнь открытого пространства.

Бескомпромиссный стиль воспитания — есть только одно правильное мнение и оно мое!

Алина, 5 лет. Мама обратилась за помощью к психологу в Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ с жалобой на плохой сон у ребенка, снижение аппетита Девочка боялась привидений, говорила, что они влезут в окно и ее заберут. До этого были на приеме у невролога, который прописал детский тенотен, магний B6, рекомендовал ограничить просмотр телевизора, игры на компьютере и планшете.

Психолог предложила ребенку нарисовать привидение. На первом сеансе Алина отказалась разорвать рисунок. Психолог предложила ограничить активность привидения и посадить его в клетку, что Алина и сделала. На втором сеансе девочка уже захотела подружиться с привидением и «подарила» ему подарок. На третьей встрече Алина рассказала психологу, что ждет, когда необычное существо придет к ней в гости, потому что «оно хорошее и доброе».

Костя, 5,5 лет. Боялся оставаться в детском саду, думал, что мама его не заберет. Психолог провела беседу с мамой, подсказала, что она должна выполнять свои обещания и приходить за ребенком в конкретное время. Психолог показала ребенку, что когда маленькая стрелка на часах будет на цифре 5, а большая на 12, то мама придет и заберет его из садика. Ребенку была предложена песочная терапия с проигрыванием ситуации в детском саду.

Детские страхи. Как отличить норму от патологии?

Отличительной чертой детских страхов является их способность исчезать в тот момент, когда ребенок адаптировался к новой реальности, стал более уверенным и самостоятельным. При этом у него крепкий сон, хороший аппетит, развитие соответствует норме. В этом случае «бывшие» проблемы не наложат отпечаток на дальнейшее формирование личности. Что было, то прошло.

Но бывает и по-другому – детский страх является одним из самых ранних признаков психического заболевания. И здесь важно вовремя отличить норму от патологии, оказать своевременную помощь. Чем раньше будет обращение к специалисту (психологу, психиатру), тем выше вероятность благоприятного исхода.

При неврозе:

  • прослеживается связь между травматическим событием и страхом. К примеру, малыш «застрял» в лифте и после этого отказывается на нем ездить;
  • уговоры взрослых не помогают;
  • меняется поведение, физическое и психическое здоровье ребенка. Например, появились навязчивости – малыш крутит волосы, сосет большой палец и т.д., стал робким, стеснительным.

При шизофрении:

  • страх носит немотивированный характер, со временем не исчезает, а трансформируется, изменяется, носит «странный», необъяснимый характер. Например, малыш может бояться элементарных бытовых предметов – ложки, цветов или несуществующих зверей;
  • присутствуют ночные кошмары, возможны галлюцинации.

При эпилепсии:

Как правило, при эпилепсии страх возникает неожиданно и в ночное время суток. У ребенка может быть помраченное сознания, движения хаотичны, а высказывания бессвязанные. Такие приступы повторяются с определенным временным интервалом и частотой.

Детские страхи: коррекция и лечение

1. При патологическом характере следует обратиться к специалисту – врачу-психиатру, психотерапевту.

2. Взрослым стоит задуматься над стилем воспитания своего чада и при необходимости посоветоваться с психологом.

3. Желательно организовать позитивную, развивающую, творческую среду для общения со сверстниками.

4. Постараться создать в семье атмосферу доверия и принятия.

Что не стоит делать:

  • убеждать, что Барабашки, Бабы Яги не существует. Для него они вполне реальны;
  • смеяться над эмоциональным состоянием;
  • заставлять ребенка преодолеть страх силой воли.

Берегите себя и своих детей!

Причины детских страхов в младшем школьном возрасте и способы их коррекции

При переходе из детского сада в общеобразовательную школу ребенок попадает в своеобразные экстремальные условия, которые могут привести к детской тревоге и страхам. Термин «Страх» является схожим по значению к термину «тревога». Однако тревога заключается в отрицательном эмоциональном состоянии, возникающем в ситуации неотчетливой опасности и в ожидании плохого развития событий. Состояние тревоги отличается от страха тем, что у нее нет конкретного предмета. Страх же, предполагает существование определенного объекта, человека или события, который пугает. Общее в страхе и в тревоге это эмоциональный компонент, который проявляется в виде чувства беспокойства и волнения, то есть в обоих понятиях отображается восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности.

Большинство детских страхов обусловлено возрастными особенностями развития и носят временный характер. При правильном подходе к пониманию причин их появления, детские страхи исчезают. Однако также существуют устойчивые невротические страхи. Такие страхи служат симптомом неблагополучия: физическое, психологическое, моральное истощение ребенка; неправильная позиция родителей при воспитании детей, их неосведомленность в психологических и возрастных особенностях своего ребенка, наличие у родителей собственных страхов, конфликтное взаимоотношение в семье. Такие страхи переносятся детьми болезненно и могут сохранятся долгое время, при этом они искажают личность ребенка, а также отрицательно влияют на развитие его мышления и эмоционально-волевой сферы. В данном случае, ребенку требуется помощь профессионального психолога.

Границы младшего школьного возраста определяются периодом с 6-7 до 9-11 лет. Этот период в жизни ребёнка называют вершиной детства. Именно в этом возрасте ребёнок идёт в школу. Меняется социальный статус ребёнка, он становится учеником начальной школы, игровая деятельность отходит на второй план – ведущей становится — учебная. Кроме того, ребёнок сталкивается с нормативным психологическим кризисом, известным как “кризис 7 лет”.

У дошкольников страх темноты, сказочных отрицательных героев ярко выражен. С момента поступления в школу дети значительно меньше бояться темноты и животных, сказочных персонажей. Это связано с изменением социальной роли – дошкольник становится учеником. Кроме того, школьник уже знает, то, о чём говорится в сказках, на самом деле не бывает, и считает стыдным бояться Бабу — Ягу или дракона. Но если причина страха не исчезла, а тревожность стала чертой характера, то на месте изжитых страхов под давлением новых обязанностей возникает страх не соответствовать требованиям семьи, школы, сверстников. Эти страхи вполне логичны, но они же очень мешают школьнику при общении с незнакомыми людьми, при ответе у доски.

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. Социальная позиция школьника налагает на ребёнка чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности.

Какие же конкретные страхи у детей младшего школьного возраста?

    Страх несоответствия: быть не тем, кто принят в семье и в группе сверстников.

Страх перед публичными выступлениями и ответом у доски, боязнь ответственных заданий.

Страх перед неспособностью контролировать свои чувства.

Страх физического уродства.

Страх перед расположением других, страх оказаться пустым местом, страх быть изгоем.

Под «психологической коррекцией» понимается определенная форма психолого-педагогической деятельности, которая направлена на исправление особенностей психического развития, не соответствующих норме или возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза, с учетом принятых в возрастной психологии системе критериев.

Начальным этапом коррекции является диагностика. Она может проводиться в качестве беседы. При этом хорошо использовать проективные методики (например рисуночные тесты) для детей, т. к. они наиболее полно отражают внутренний мир ребенка, а также его настроение на данный момент времени. Для эффективного преодоления страхов у детей можно использовать различные направления психокоррекции:

Арт-терапия — метод психотерапии, в котором для лечения и психокоррекции используются творчество и художественные приемы (игра, рисование, музыка, фотография, лепка, кинофильмы, книги, создание историй, актерское мастерство, и многое другое). Видами арт-терапии являются: рисование, библиотерапия (в том числе сказкотерапия), куклотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, драматерапия, песочная терапия и др.

В коррекционной работе также успешно применяется совокупность различных методик. Этот комплексный подход называется арт-синтезтерапии. Он объединяет разнообразные методики в единое целое, так как многие виды искусства легко сочетаются (например, игротерапия и оригами, театр и драматургия, риторика и стихосложение). Количество видов и методик в наше время постоянно увеличивается.

Также популярным направлением психокоррекции детских страхов является зоотерапия. Учеными было доказано, что общение ребенка с животными (кошка, собака, лошадь и др.) способствует снижению артериального давления, усталости и стресса. Также присутствует лечебный эффект при психологических травмах и воспалительных процессах.

Рекомендации родителям.

Хороший душевный контакт с ребёнком, доверие, тактичное и бережное отношение в семье друг к другу является самым лучшим помошником в преодалении детских страхов .Не стесняйтесь проявлять нежность и заботу. Принимайте ребёнка таким, каков он

есть, не сравнивая с другими детьми. Родителям обязательно нужно оказывать эмоциональную поддержку ребёнку. Проявлять сочувствие и понимание болезненной ситуации со стороны родителей, уже половина успеха в решении проблем со страхами. Главная ваша задача состоит не столько в том, чтобы справиться с конкретным детским страхом, сколько научить ребёнка владеть собой, смело смотреть в лицо опасности, спокойно, без обид и раздражения встречать неизбежные в жизни трудности и препятствия. Научитесь верить в ребёнка, в его внутреннюю силу, в его возможности и способности. Старайтесь в своих разговорах с ребёнком расставлять акценты так, чтобы он не чувствовал себя живущим в мире враждебном, полном обмана и нависших над ним наказаний за каждый неверный шаг.

Детские страхи

Детские страхи – специфические, связанные с возрастом переживания беспокойства, тревоги, возникающие как ответная реакция на реальную либо воображаемую угрозу. Проявляются изменениями эмоционального состояния, вегетативными симптомами – учащенным сердцебиением, нарушением ритма дыхания, мышечным напряжением. Поведение характеризуется избеганием потенциально опасных ситуаций/объектов, чрезмерной привязанностью к взрослым, боязнью одиночества. Диагностика проводится психологом, психотерапевтом, психиатром. Используется метод беседы, опросники, проективные тесты. Лечение основано на психотерапии творчеством, консультировании родителей.

  • Причины детских страхов
  • Патогенез
  • Классификация
  • Симптомы детских страхов
  • Осложнения
  • Диагностика
  • Лечение детских страхов
  • Прогноз и профилактика
  • Цены на лечение

Общие сведения

Страх как реакция организма на воображаемую/реальную опасность является основой инстинкта самосохранения, мобилизует человека к бегству, борьбе. Специфическое отличие детских страхов – отсутствие связи с актуальной угрозой. Они возникают на основе получаемой извне информации, преобразовываются фантазией, воображением. Распространенность достигает 90%. Выраженность варьируется, в большинстве случаев страх поверхностный, исчезает самостоятельно, у 1-1,5% детей формируются фобии – эмоциональные расстройства, требующие лечения. Эпидемиологические показатели выше у девочек. Предрасполагающие факторы – возраст родителей более 35 лет, воспитание единственного ребенка, ограниченность контактов со сверстниками.

Причины детских страхов

Боязнь определенных объектов либо ситуаций формируется у детей на базе психологических особенностей – впечатлительности, доверчивости, повышенной тревожности, активной фантазии. Страхи возникают при воздействии внешних факторов, наиболее важным из которых является воспитание. Отношения с родителями нередко становятся источником невротизации ребенка. Выделяют следующие причины страхов детского возраста:

  • Негативный опыт. Пережитые ребенком травмирующие ситуации – основной источник стойких страхов. Эмоциональные отклонения трудно поддаются коррекции, становятся фобиями. Пример: боязнь собак (улицы) после укуса животным.
  • Запугивания. Родители, воспитатели могут использовать устрашающий образ объекта (животного, человека) либо ситуации для пресечения нежелательного поведения ребенка. Пример: «будешь капризничать – отдам чужой тете».
  • Высокая тревожность родителей. Эмоциональное беспокойство, напряженность взрослых, установка на неудачу передаются ребенку. Запреты, предостережения («упадешь», «ударишься») зарождают чувство тревоги, трансформирующееся в страх.
  • Агрессивное поведение родителей. Демонстрация силы, доминирования родителем снижает чувство базового доверия и безопасности. Боязливость, постоянное ожидание беды формирует страхи.
  • Фильмы, компьютерные игры. Сюжеты нередко содержат сцены насилия, угроз. Ребенок неспособен критически оценить возможность подобных ситуаций, начинает бояться их повторения.
  • Психические расстройства ребенка. Страх является симптомом определенного заболевания (невроза, невропатии). Требуется комплексная диагностика, продолжительное лечение.

Патогенез

Появление детских страхов объясняется возрастными особенностями психического развития. Ключевую роль играет воображение – мыслительный процесс создания новых образов и представлений путем переработки ранее полученной информации. Способность к фантазированию возникает в 2-3 года, достигает пика в дошкольном, младшем школьном возрасте. Страхи детей отличаются наибольшим разнообразием, необычностью, интенсивностью переживаний. Чем более впечатлителен, тревожен ребенок, тем легче они формируются. Неспособность объективно оценить ситуацию, критически отнестись к собственным эмоциям способствует закреплению, поддержанию страха. По мере взросления ситуации, которых боится ребенок, изменяются. Содержание страхов отражает значимую сферу жизни на данном возрастном этапе. Младенчество – страх разлуки с матерью; раннее детство, дошкольный возраст – боязнь темноты, животных, выдуманных существ; школьный период – социальные страхи.

Классификация

Детские страхи классифицируются по множеству различных параметров. Широко распространено деление страхов на биологические и социальные. Природные возникают рано, базируются на инстинкте самосохранения. Социальные формируются в процессе развития ребенка, связаны со сферой межличностных контактов. По объекту, причинам, особенностям проявлений, продолжительности, интенсивности страхи подразделяют на:

  • Сверхценные. Наиболее распространенные, являются результатом фантазии ребенка. Появляются в определенных обстоятельствах, постепенно распространяются, охватывают все мысли, переживания.
  • Навязчивые. Связаны с конкретными жизненными ситуациями (боязнь высоты, открытого пространства). Легко провоцируют панику.
  • Бредовые. Возникновение страха не поддается логическому объяснению. Связь с объектом/ситуацией носит необычный, странный характер. Пример: ребенок упал, гуляя в ботинках – сформировался страх обуви.

Симптомы детских страхов

С периода новорожденности до полугода страхи проявляются инстинктивным вздрагиванием, запрокидыванием ручек, общим напряжением, беспокойством. Испугавшись, малыш плачет, подзывая мать. Провоцирующим фактором может стать громкий звук, яркий свет, потеря опоры, быстрое приближение незнакомого большого предмета. В 6-7 месяцев формируется чувство привязанности к маме. При ее продолжительном отсутствии ребенок становится беспокойным. Основа страха – реакция, схожая с тревогой одиночества, разлуки. Подобные переживания могут сохраняться до 2,5-3 лет. С 8 месяцев возникают страхи перед незнакомыми людьми. Боязнь редуцируется к полутора годам.

Страхи второго года жизни связаны с неожиданным появлением посторонних людей, нахождением на высоте, болью, резким звуком, одиночеством. С 2 лет дети начинают опасаться отдельных объектов – уличных собак, движущихся автомобилей, огня. Трехлетний возраст – период становления собственного «Я», отделения от окружающих, самостоятельного выстраивания отношений. Появляется страх перед наказанием, отражающий понимание последствий поступков, страх недостаточного внимания (любви) родителя.

У дошкольников сохраняется страх боли, темноты, открытого/замкнутого пространства, опасных объектов, наказания, осуждения родителями. Добавляется боязнь сказочных, нереальных существ – домовых, скелетов, привидений, троллей. У младших школьников, подростков преобладают страхи социальных взаимодействий. Дети боятся получить плохую отметку, выступать публично, оказаться подвергнутыми осмеянию, осуждению, отвержению.

С 6 лет нередко формируется страх смерти как неотвратимого события, неизбежной конечности жизни. Возникает боязнь болезней, аварий, пожаров, техногенных и природных катастроф. Детские страхи проявляются изменениями поведения, эмоций. Ребенок стремится избежать страшных объектов/ситуаций, становится тревожным, беспокойным, плаксивым. Переживания отражаются на самочувствии – нарушается сон, снижается аппетит, возникают боли различной локализации (головные, абдоминальные, мышечные, суставные, сердечные).

Осложнения

При отсутствии адекватной помощи родителей, психологов, педагогов детские страхи способны трансформироваться в фобии – выраженные интенсивные реакции беспокойства, паники. Фобии отличаются устойчивостью, часто иррациональны, провоцируются ситуациями/объектами, не представляющими реальной угрозы. На основе детских страхов развивается невроз навязчивых состояний (обсессивно-компульсивное расстройство, навязчивое повторение мыслей и действий). Характер подростка приобретает черты мнительности, тревожности, неуверенности. Любое из перечисленных осложнений проявляется ограничительным поведением, стремлением к избеганию определенных ситуаций, трудностями социальной адаптации.

Диагностика

Детские страхи становятся причиной обращения к психологам, психотерапевтам, психиатрам. Диагностический процесс основывается на клинической беседе – дети не скрывают своих переживаний, после знакомства, установления контакта со специалистом рассказывают о ситуациях, вызывающих тревогу. С целью объективного определения интенсивности страхов используются психодиагностические методы:

  • Опросники. Существует множество стандартизированных методик, ориентированных на исследование детских страхов. Дошкольникам, младшим школьникам вопросы задают напрямую. Подросткам предоставляют бланки самостоятельного заполнения – при отсутствии контроля юноши и девушки отвечают более честно. Опросники подбирают с учетом возраста ребенка. Используют Методику диагностики детских страхов (Захаров), Структурный опросник детских страхов (Акопян).
  • Проективные методики. Для обследования детей дошкольного возраста, выявления неосознаваемых, скрываемых страхов у школьников применяют рисуночные тесты, диагностические сказки, тесты интерпретации ситуаций. Отсутствие структурированных вопросов создает более доверительную обстановку между психологом и ребенком, позволяет обойти защитные механизмы, боязнь осуждения. Распространенные методики – «Нарисуй свой страх» (Захаров), тест «Сказка» (Дюсс), Тематический апперцептивный тест (Мюррей).

Лечение детских страхов

Помощь пациентам основана на создании домашней обстановки, поддерживающей ощущение спокойствия, безопасности. Дополнительно применяются методы психотерапии, позволяющие полностью осознать, переработать негативные эмоции – беспокойство, тревогу, боязнь. Комплексное лечение производится психотерапевтом, психологом, психиатром. Включает:

  • Семейное консультирование. Встречи необходимы для выявления причин, формирующих и поддерживающих страх . Обсуждаются методы воспитания, особенности внутрисемейных отношений (конфликты, проявления агрессии) и досуга ребенка. Специалист дает рекомендации по коррекции поведения родителей, предпочтительным способам взаимодействия с ребенком.
  • Психотерапия. Занятия проводятся индивидуально. На первом этапе происходит обсуждение страхов. Доверительная беседа частично снимает эмоциональную напряженность. На втором этапе осуществляется переработка страхов. Распространен метод сказкотерапии – сочиняется история о страхе с хорошим концом. Эффективны занятия с творческим компонентом – созданный страх (рисунок, вылепленная фигурка) переделывается либо ритуально уничтожается.
  • Прием медикаментов.Лекарственная терапия необходима при выраженных, продолжительных симптомах. Применяется в начале комплексного лечения, до наступления положительного эффекта психотерапии. Врач-психиатр назначает анксиолитики, седативные препараты. Схема лечения, дозировка, продолжительность приема определяются индивидуально.

Прогноз и профилактика

Со временем ребенок «перерастает» большинство детских страхов. Вероятность благоприятного исхода повышается при правильной родительской и психотерапевтической помощи. Для предупреждения развития страха у ребенка необходимо установить и поддерживать с ним доверительные отношения, отказаться от демонстрации доминирования, применения физической силы, не показывать собственную тревожность и опасения. Важно правильно организовывать досуг, отдавая предпочтение подвижным и творческим занятиям в коллективе, а не просмотру телевизора и виртуальным играм в одиночестве.

Детские страхи: в чём их причина и как с ними бороться?

Психологи утверждают, что страх – это естественная реакция человека. Когда мы чего-то боимся, нами движет инстинкт самосохранения. Страхи у детей дошкольного возраста – одна из тех тем, которые горячо обсуждаются родителями и психологами. О том, как помочь ребенку справиться с его страхом, мы расскажем вам в этой статье.

Классификация страхов у детей

В детском возрасте большинство из нас испытывали страхи. Причем часто они были связана не с реальной опасностью, а с нашими фантазиями. Психологи выделили три основных вида страхов у дошкольников:

Страхи, возникающие после переживания стрессовых ситуаций (например, после похода к врачу, укуса пчелы и т.д.).

Страхи, возникающие на основе фантазии. Воображение дошкольников развито настолько хорошо, что они невольно переносят события сказок и мультфильмов в реальную жизнь, при этом добавляя новые подробности.

Страхи, возникающие из-за внушения. Иногда, стремясь быстро добиться от ребенка нужного поведения, мы запугиваем его: «Скорей засыпай, а то придет серенький волчок и укусит за бочок», «Не убегай далеко, а то тебя чужой дядя заберет», «Если хочешь, оставайся здесь, а я ухожу». Конечно, услышав такое предостережение, ребенок скорее всего выполнит ваше требование. Однако если мы будем постоянно напоминать ребенку о возможной опасности, подстерегающей его за каждым углом, у него может развиться повышенная тревожность.

Для каждого возраста характерны определенные страхи. Младенцы боятся расставания с матерью, громких звуков. После 7 месяцев у детей обычно возникает боязнь незнакомцев, новой обстановки. После 2 лет дети могут бояться врачей, монстров, одиночества. В дошкольном возрасте могут возникать страхи темноты, наказаний, смерти. Страхи – это часть нормального развития ребенка. Не нужно этого бояться и стыдиться. Наша задача – помочь ребенку преодолеть свой страх.

Причины детских страхов

  • Врожденные особенности, темперамент, свойства личности (повышенная эмоциональность, чувствительность, тревожность).
  • Стресс. Например, болезнь, развод родителей, смерть близкого, травма.
  • Неблагоприятная обстановка в семье. Скандалы родителей, пьющие члены семьи, недостаточное уделение внимания ребенку могут являться причинами его тревожности.
  • Гиперопека. Тотальный контроль над ребенком и чрезмерная забота может привести к тому, что ребенок начнет всего бояться.
  • Психическое расстройство. Если страхи ребенка слишком сильные или не соответствуют возрасту, необходима помощь специалиста.

Как помочь ребенку преодолеть страх

Как мы уже сказали, страхи в детском возрасте – это нормально. Но если нам они могут показаться смешными и глупыми, для ребенка это реальная проблема. Дайте ребенку почувствовать, что вам можно довериться, не смейтесь над его страхами. Если вы хотите помочь ребенку побороть страх, не игнорируйте его, выслушайте своего малыша, дайте знать, что он в безопасности.

Далее мы более детально рассмотрим самые распространенные страхи у детей дошкольного возраста и пути их преодоления.

Страх темноты

Большинство из нас боится темноты. В темноте дети чувствуют себя беззащитными, появляется страх перед неизвестным. Чтобы снизить тревогу ребенка перед сном, оставляйте дверь в коридор открытой или включайте ночник. Пусть малыш сам управляет освещением в своей комнате. Чтобы подружите ребенка с темнотой, выходите на прогулки в темное время суток, обсудите, что интересного можно увидеть в темноте (звезды, светлячки и т.д.).

Боязнь монстров

Чтобы дать понять ребенку, что монстров не существует, не стоит пытаться объяснить это логически. Для ребенка его фантазии кажутся куда более реальными, чем ваши доводы. Перед сном, загляните вместе с ребенком под кровать и во все другие места, где, по мнению малыша, может прятаться монстр. Помочь ребенку избавиться от страха может веселый ритуал, который отгоняет чудовищ. Также можно попробовать описать монстра так, чтобы он показался малышу смешным и нелепым. Забавное не может быть страшным.

Ночные кошмары

Часто дети не хотят ложиться спать, потому что боятся, что им приснится кошмар. Психологи считают, что сны – это во многом отражение нашей жизни. Причиной ночных кошмаров может быть негативное эмоциональное состояние малыша. Постарайтесь оградить ребенка от переизбытка информации и впечатлений, от ругани и скандалов, больше хвалите ребенка. Чтобы малыш легче засыпал, проводите больше времени на свежем воздухе. Побудьте с ним рядом, пока он не уснет, положите рядом любимую игрушку. В случае если ребенку слишком часто снятся кошмары, то необходимо обратиться за помощью к специалисту. Чтобы разобраться с этой проблемой, вы можете посетить индивидуальные занятия с психологом в детском центре «Созвездие». Снять тревожность и побороть страхи ребенка также поможет песочная терапия.

По данным исследований, самыми частыми героями кошмарных снов у детей дошкольного возраста являются Волк и Баба Яга. Эти персонажи являются олицетворением злых, строгих, раздражительных взрослых, которых ребенок боится в реальной жизни.

Страх перед грозой

Многие дети боятся звука грома и завывания ветра, так как они перестают чувствовать себя в безопасности. Чтобы гроза не была для ребенка страшным и неожиданным явлением, расскажите ему о том, какая бывает погода, покажите соответствующие мультфильмы. Можно начать вести календарь погоды, где ребенок будет отмечать признаки погоды за окном. Чем больше ребенок знает о том, чего он боится, тем больше шансов побороть страх.

Боязнь незнакомцев

В раннем возрасте большинство детей пугаются контакта с чужими людьми и теми, кого они давно не видели. Так срабатывает инстинкт самосохранения, ведь ребенок не знает, чего ожидать от незнакомых людей. Не оставляйте малыш с тем, кого он боится. Пусть «незнакомец» соблюдает дистанцию в общении с ребенком до тех пор, пока ребенку не будет комфортно.

Страх расставания со значимым взрослым

Родители (или люди, их заменяющие) являются для ребенка самыми близкими и дорогими людьми. Когда родитель куда-то уходит, у малыша возникает страх, что мама или папа могут к нему не вернуться. Такая ситуация часто возникает, когда ребенок только начитает ходить в детский сад и проходит период адаптации. Чтобы помочь ребенку справиться со страхом разлуки, когда вы куда-то уходите, обязательно попрощайтесь с ним, объясните, куда вы идете и когда вернетесь, иначе малыш может подумать, что его бросили. Если вы будете исполнять свои обещания и приходить вовремя, ребенок поймет, что его любимый человек всегда к нему возвращается, и перестанет бояться вашего ухода.

Страх одиночества

Некоторые малыши привыкают быть неразлучными с мамой и боятся оставаться одни даже на короткое время. Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, начните приучать его к одиночеству (в хорошем смысле этого слова). Когда ребенок научится играть один, постепенно отходите от него на расстояние. Сначала это может быть другой конец комнаты, потом соседняя комната. Уходите ненадолго, чтобы малыш не успел испугаться. Со временем ребенок привыкнет к вашему временному отсутствию.

Помочь ребенку избавиться от страхов можно только в том случае, если вы понимаете, насколько эта проблема серьезна для ребенка. Помните, что ваш малыш ждет от вас принятия и поддержки.

Боязнь клоунов

Вы, наверно, заметили, что многие дети боятся Деда Мороза, клоунов, ростовых кукол. Люди, одетые в костюмы и маски, выглядят неестественно, а это может сильно пугать дошкольников. Если вы видите, что ребенок на празднике испугался какого-либо персонажа, заставляйте малыша подходить к нему. Попросите актера приподнять маску и показать свое лицо.

Боязнь животных

Дети, как и взрослые, могут бояться животных. Этот страх вполне оправдан, ведь мы не знаем, чего ожидать от чужих питомцев. Не стоит игнорировать такие страхи и смеяться над ребенком, если он опасается какого-либо животного. Попробуйте поддержать его. Покажите ребенку пример взаимодействия с животными. Но не ждите быстрых результатов. Ребенок избавится от страха, если на протяжении некоторого времени, он будет видеть, как вы спокойно гладите собаку соседа. Расскажите, что можно и как нельзя обращаться с братьями нашими меньшими.

Боязнь врачей

Большинство детей дошкольного возраста боятся похода к врачу как огня, потому что уверены, что доктор сделает им больно. Подготовьте ребенка к походу к врачу. Объясните ему, зачем нужно ходить к доктору, расскажите, что он будет делать. Постарайтесь отвлечь ребенка во время ожидания и похвалите за стойкость и терпение.

Страх смерти

Дошкольный возраст – это время, когда ребенок начинает осознавать вещи, связанные со смертью. Дети могут заметить мертвое животное на улице, случайно услышать о чей-либо смерти в разговоре взрослых или столкнуться со смертью близкого человека. Осознав, что всё живое, в конце концов, погибает, ребенок может испытывать сильнейший стресс. Если ребенок сам заговорит о том, что его расстраивает чья-то смерть, у вас есть отличный шанс помочь малышу стравиться со своим страхом. Не прячьтесь от ответа, объясните ребенку, что смерть, это то, что происходит со всеми и не нужно этого бояться. Если в жизни ребенка произошло стрессовое событие, связанное со смертью, но малыш не говорит о своих переживаниях, подтолкнуть его выразить свои чувства через творчество (арт-терапия, песочная терапия, скозкотерапия) и игру. Страх смерти у ребенка дошкольного возраста может появиться не сразу после травмирующего события. Будьте внимательны к своему ребенку, проявите деликатность.

Выводы

Итак, мы перечислили для вас страхи, которые чаще всего встречаются у детей дошкольного возраста. Некоторые из них могут показаться незначительными и даже смешными. Но поверьте, для ребенка это серьезные переживания. В спокойной обстановке поговорите с малышом о том, что его беспокоит. Постарайтесь сделать так, чтобы он почувствовал себя в безопасности. Освободиться от страхов поможет проигрывание стрессовых ситуаций, рисование своих страхов, сказкотерапия и песочная терапия.

Заключение

Страхи у дошкольников – это распространенное явление, которое большинство психологов считают нормой для данного возраста. Но если ребенок панически чего-то боится, постоянно напряжен, замкнут, стоит обязательно проконсультироваться со специалистом. Психолог детского центра «Созвездие» в ходе индивидуальных занятий может помочь ребенку избавиться от невротических симптомов и справиться со страхами.

Статью подготовила психолог
Сафонова Мария

Детские страхи

Детские страхи – переживания, беспокойство, сопряженные с реальными или выдуманными угрозами, которые проявляются у малышей и детей младшего школьного возраста и сопровождаются эмоциональными и физическими нарушениями. В тяжелых случаях такие состояния становятся навязчивыми, мешают ребенку развиваться и жить полноценно. Диагностикой и подбором правильных методов коррекции детских страхов занимаются неврологи и нейропсихологи при помощи педагогов, родителей; при наличии соматических заболеваний может потребоваться участие педиатра и врачей узких специальностей.

Общие сведения о состоянии

Страх – естественный инстинкт человека, возникающий как ответ на угрозу, возможную опасность. В детском возрасте в силу развитого воображения и эмоциональной нестабильности такие страхи в большинстве случаев надуманны, не имеют под собой реального основания. Тем не менее, такое состояние очень распространено, является угрозой для психики ребенка и требует обязательного вмешательства специалистов. Пущенный на самотек детский страх впоследствии может стать причиной настоящей фобии, которая сохранится в течение всей дальнейшей жизни.

Причины детских страхов

Страх у детей формируется из-за чрезмерной впечатлительности, доверчивости, яркой фантазии, неумения отделять реальность от сказки. По сути он – ответ на внешние обстоятельства, где ведущую роль играют воспитание и взаимоотношения ребенка с членами семьи. Возможных причин возникновения детских страхов много, и каждая из них способна спровоцировать сильное эмоциональное потрясение, которое может обернуться выраженным тревожным расстройством.

  • Пережитые негативные события, которые оставляют глубокий эмоциональный след. Например, укус собаки, после которого ребенок сильно боится любых четвероногих, или просмотр страшного фильма, откуда малыш переносит образ злодеев и монстров в реальный мир. Таким событием может стать любая ситуация, где ребенок столкнулся с негативом, агрессией, угрозой в свой адрес или адрес близких.
  • Запугивания со стороны взрослых: родителей, бабушек и дедушек, воспитателей, посторонних или малознакомых людей. Попытки воспитания путем угрозы в стиле «не будешь кушать, прибежит волк и унесет в лес» или «не будешь меня слушаться, придет доктор и сделает укол» провоцируют обоснованные детские страхи перед указанным объектом. В результате малыш ужасно пугается любой картинки, где изображен волк или большая собака, а реальная встреча с врачами в случае болезни приводит к длительной истерике.
  • Повышенная тревога родителей за безопасность ребенка. Постоянные переживания взрослых, одергивания, предостережения о возможной опасности («не подходи к собачке, она укусит», «не лезь наверх, а то упадешь») эмоционально программируют сознание ребенка на неудачу. В итоге у малыша зарождается чувство тревоги, которое постепенно перерастает в безотчетный страх перед элементарными действиями, новыми местами и событиями.
  • Агрессия со стороны взрослых. Когда родители или иные близкие родственники открыто демонстрируют свою силу и превосходство над ребенком по каждому поводу, это снижает уровень доверия малыша ко взрослым, приводит к тому, что дети постоянно ожидают неприятностей. Подобное поведение также нередко приводит к патологическому вранью: пытаясь избежать наказания и агрессии, ребенок лжет буквально на каждом шагу.
  • Взрослые компьютерные игры, фильмы, мультсериалы и книги, в которых встречаются сцены насилия, смерти. Сталкиваясь со злом в любом его проявлении, ребенок бессознательно переносит полученные знания и опыт на реальную жизнь. В результате герои «оживают», подстерегая малыша за углом, в темной комнате, под кроватью.

В некоторых случаях причиной возникновения страха у детей являются психические расстройства (неврозы, невропатия), и тогда боязнь становится симптомом конкретного заболевания, которое можно и нужно контролировать.

Классификация

По видам детские страхи классифицируют по самым разным направлениям, начиная от причин возникновения и заканчивая выраженностью симптоматики. В целом все состояния подразделяют на три группы:

  • навязчивые страхи, которые обусловлены реально пережитыми жизненными ситуациями (боязнь животных, высоты, замкнутого пространства, воды);
  • бредовые страхи, когда логическая взаимосвязь между объектом опасения и причиной возникновения боязни нелогична, даже абсурдна;
  • сверхценные страхи, когда точкой отсчета становится любое событие, активизировавшее фантазию ребенка; такое состояние не проходит, боязнь постепенно разрастается, охватывая все мысли и чувства малыша.

У детей наиболее распространены сверхценные виды страха, которые ребенок взращивает в себе, придумывая все новые подробности, наделяя объект боязни удивительными способностями и качествами.

Симптомы детских страхов

Проявления патологической боязни напрямую зависят от возраста ребенка. В период новорожденности это состояние характеризуется инстинктивными вздрагиваниями, вскидыванием рук над головой, громким плачем, беспокойством. По мере развития малыш начинает узнавать маму, запоминает ее запах, голос, и, когда мама надолго уходит, начинает переживать, плакать, таким образом выражая свои эмоции.

Ближе к году может появиться страх перед незнакомыми людьми, большими объектами, которые издают громкие звуки или быстро приближаются. Все это отражается в беспокойном, плаксивом поведении, а при резком испуге оборачивается внезапным громким плачем, попыткой отвернуться от источника негатива.

В более осознанном возрасте симптомами страха у детей могут послужить:

  • категорическое нежелание малыша оставаться в комнате одному;
  • необходимость все время проводить рядом с мамой/папой/бабушкой в любой момент дня и ночи;
  • закрывание лица или зажмуривание глаз при прохождении определенного места в квартире или доме;
  • ночные кошмары, переходящие в длительный плач наяву;
  • жалобы ребенка на его преследование сказочными персонажами, героями из мультиков или фильмов;
  • внезапные вскрики и плач при резком изменении освещения, громком звуке, появлении в поле зрения незнакомого человека.

Чем старше становится ребенок, тем больше возможностей у страха. Взрослея, дети получают знания и опыт, которые могут находить отражение в эмоциональном состоянии. Например, в случае внезапной смерти кого-то из родственников, аналогичного сюжета в фильме ребенок начинает патологически переживать за собственную безопасность, жизнь и здоровье родителей, или, получив нагоняй за двойку, школьник боится возвращаться домой. Ребенок начинает искать доступные ему выходы из неприятной ситуации, старается избежать неотвратимой беды, что в результате становится причиной реальных физических проблем: головной боли, потери аппетита, нарушения сна, запоров.

Детские страхи – не просто временное явление, которое малыши перерастают. На почве постоянных переживаний могут развиться психические заболевания, с которым бороться гораздо сложнее: неврозы навязчивых состояний и депрессий. Подростки, страдавшие в младшем возрасте от какого-либо страха, становятся мнительными, неуверенными в себе, боятся заводить новые отношения, испытывают трудности в общении, учебе и социализации.

Диагностика

Основной способ определить наличие, причину и уровень страха – беседа ребенка со специалистом. С помощью психотерапевтических методик и опросников врач может выявить изначальный источник переживаний, оценить текущее эмоциональное состояние малыша. Немалую диагностическую ценность в этом отношении имеют так называемые проективные методики, когда психолог просит детей нарисовать или иным творческим способом выразить свой страх.

В случае реальных психических нарушений проводится стандартный комплекс обследования, включающий лабораторные анализы, ЭЭГ, МРТ головного мозга, консультации невролога, педиатра и других узких специалистов.

Лечение детских страхов

Основная задача терапии – создать для ребенка благоприятную обстановку дома, которая будет олицетворять спокойствие, уверенность. Очень важна эмоциональная поддержка родителей: так малыш будет чувствовать, что он не остается со своей проблемой один на один, у него есть защита.

Основными методами коррекции детских страхов являются:

  • психотерапия, включающая индивидуальные беседы с психологом, в ходе которых дети обсуждают свои эмоции и переживания, учатся выражать и преодолевать боязнь, а также проективные техники;
  • медикаментозная поддержка, направленная на снижение тревожности, нормализацию сна, стабилизацию эмоционального фона малыша;
  • семейная психотерапия, в ходе которой врач помогает родителям найти нужный подход к ребенку, подобрать разумные методики воспитания и восстановить доверительные отношения между детьми и взрослыми.

Очень важно, чтобы родители относились к детским страхам со всей серьезностью, не отмахивались от малышей, которые жалуются, по мнению взрослых, на ерунду.

Профилактика

Родители и члены семьи – самые важные люди в жизни ребенка, именно они отвечают за атмосферу в доме, взаимоотношения между взрослыми и детьми, общую здоровую обстановку.

Для того, чтобы снизить вероятность возникновения страхов у малышей, желательно:

  • не показывать маленьким детям фильмы со сценами насилия, убийства, преследования людей фантастическими созданиями;
  • читать книги и сказки, соответствующие возрасту и развитию;
  • дозировать игры на компьютере, планшете или телефоне;
  • не усердствовать с гиперопекой;
  • не запугивать детей выдуманными объектами и, тем более, реальными людьми (врачами, сотрудниками полиции, службы МЧС, учителями, соседями, незнакомцами);
  • не проявлять агрессию по отношению к малышам.

В большинстве случаев при своевременном реагировании и адекватной родительской помощи страхи родом из детства там и остаются, превращаясь лишь в не слишком приятные воспоминания в более старшем возрасте.

Психологи и нейропсихологи клиники «СМ-Доктор» всегда придут на помощь в борьбе с детскими страхами. К Вашим услугам индивидуальная и групповая терапия, игровые занятия и многое другое. Вместе мы найдем подход даже к малышу с непростым характером.

Консультация для родителей «Детские страхи»

Количество просмотров: 7033

В последнее время большинство родителей обеспокоены проявлением страхов у детей. Одним детям страшно оставаться в темной комнате, другие не решаются съехать на санках с горки, третьи убегают при виде паучка. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны. Их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения, эмоциональной стабильности, тревожности и неуверенности в себе.

По своей сути страхи – это ощущение беспокойства или тревоги, возникающее в ответ на реальную или воображаемую угрозу для жизни или благополучия. Страхи не являются однозначно опасными и «вредными « для ребенка. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит поведение.

Детский страх – это обычное явление для развития психики ребенка. Обычно страхов много у тех детей, чьи родители сами многого боятся, не уверены в своей жизни.

О том, что ребенок испытывает страх, свидетельствует следующее:

  • ребенок не засыпает один, не разрешает выключить свет
  • часто закрывает уши ладонями
  • прячется в угол, шкаф
  • отказывается от участия в подвижных играх
  • не отпускает маму от себя
  • беспокойно спит, кричит во сне
  • часто просится на руки
  • не хочет знакомиться и играть с другими детьми

Различают несколько видов страхов.

  • страхи сказочных персонажей
  • страх темноты и кошмарных снов
  • пространственные страхи (высоты, глубины)
  • социально-опосредованные страхи (людей, наказаний, одиночества)

Большое количество разнообразных страхов – показатель невротического состояния. Перечисленные страхи носят временный, переходящий, возрастной характер. С ними не нужно бороться, просто поддержите ребенка, принимая такую особенность его психического развития.

Профилактика страхов.

  1. Наилучшим средством профилактики детских страхов является взаимопонимание родителей и детей.
  2. Важно, чтобы требования к ребенку в семье были едиными.
  3. Не относитесь к страхам детей, как к капризам. Никогда не наказывайте ребенка, если он продолжает бояться.
  4. Обсуждайте с малышом его страхи. Главная задача родителей — понять, что именно беспокоит его и что является причиной страха.
  5. Не высмеивайте страхи, реально осложняющие жизнь ребенка.
  6. Постоянно уверяйте ребенка, что он в полной безопасности, тем более, когда вы, родитель, рядом с ним. Ребенок должен верить вам.
Вот несколько упражнений, которые могут помочь справится со страхом.

1.Нарисуй свой страх.

Ребенку предлагают нарисовать свой страх на листе. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?»

2. Придумываем сказку.

Сочините вместе с ребенком сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть ?Попросите детей нарисовать это.

3.Где живет страх?

Предложите ребенку несколько коробок разного размера, скажите: «Сделай, пожалуйста, дом для страха и закрой его крепко».

4. Выкидываем страх.

Из пластилина дети катают шарик, приговаривая: «Я выкидываю страх». Затем шарик выкидывают в мусорное ведро.

5. Отпускаем страх.

Надуйте воздушные шары, дайте ребенку. Отпуская шар в небо, повторять: «Шар воздушный улетай, страх с собою забирай». Пока шар улетает, повторять стишок.

6. Нарисовать свой страх и написать: «Волшебник Добросил, преврати мой страх в…(глобус, конфету, радугу, стрекозу….). Письмо запечатать в конверт. Принести ребенку ответ.

Однако бывают и другие страхи, их называют «невротические».

В их основе психическое потрясение, травма, неумение взрослых справляться с возрастными проблемами ребенка, жестокость в отношении, конфликты в семье, высокая тревожность у родителей. Такие страхи сами не проходят, необходима помощь специалистов.

Как вам статья?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Cosmetism
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: