- 7 барьеров в общении. Как преодолеть?
- Барьеры общения и способы их преодоления
- Причины возникновения барьеров в общении
- Основные барьеры коммуникации и способы их преодоления
- Готовые работы на аналогичную тему
- Другие барьеры общения и пути их устранения
- Как Преодолеть Барьеры в Общении с Другими
- Что такое ‘Барьеры Общения’?
- ‘Я’ и ‘другие’: преодолевая барьеры
- Психологические барьеры общения
- Коммуникативные барьеры общения
- Видео: Барьеры в общении. Как преодолеть?
- Как преодолеть барьеры общения?
- Заключение
- Коммуникативные барьеры и их преодоление Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»
- Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдуллина А.Ф.
- Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абдуллина А.Ф.
- Текст научной работы на тему «Коммуникативные барьеры и их преодоление»
- Психологические барьеры: причины, виды, как преодолеть
- Что такое психологический барьер
- Причины психологических барьеров
- Виды психологических барьеров
- Интеллектуальный
- Эстетический
- Барьер «первого впечатления»
- Мотивационный
- Ситуативный
- Моральный
- Психологический барьер установки
- Психологический барьер возраста
- Симптомы психологического барьера
- Способы преодоления психологических барьеров
- Как устранить психологический барьер в общении
- Барьеры общения: виды барьеров и способы от них избавиться
- Суть проблемы
- Виды барьеров
- Коммуникационные
- Взаимодействия
- Восприятия
- Качества характера, создающие проблемы
- Способы вычислить тип барьера
- Рекомендации, которые помогут избавиться
7 барьеров в общении. Как преодолеть?
Существуют барьеры, которые мы осознанно или нет ставим перед своим собеседником, значительно снижая уровень взаимопонимания. Избегая их употребления в своей речи, вы сможете значительно улучшить свои коммуникативные навыки.
7 основных типов барьеров в общении:
- «Это неверно!» «Неправильно!» «Ты дилетант!» «Ты несёшь какую-то чепуху!» и любые другие фразы, относящиеся к оценочному суждению. Негативная оценка качеств и действий собеседника, может восприниматься им как нападение в его сторону, как указание на то, что он какой-то не такой, нехороший, что впоследствии ведёт к оборонительной позиции с его стороны и затуханию коммуникации.
Вместо этого, если вам что-либо не нравится в собеседнике или в том, что он сделал, начинайте с положительных моментов, а потом говорите о том, чтобы вы хотели, чтобы он исправил:
«Слушай, Иван, мне понравилось как ты выполнил этот проект! У меня тут есть кое-какие соображения, как его можно было бы сделать ещё лучше!»
- «Я бы на твоём месте так не делал», «Мой тебе совет, держись от него/её подальше» и т.д. – практически всегда любой непрошеный совет вызывает в нашем собеседнике раздражение. Когда вы даёте совет, о котором вас не просили, вы как бы ставите себя выше, умнее, мудрее своего собеседника, что может вызывать у него чувства отторжения и негодования.
Если вы имеете такую привычку, то от неё просто нужно отказаться и воздерживаться от непрошенных советов, даже если это сделать очень хочется.
- «И где тебя носило?» «Да как ты смеешь?» «Да кто ты вообще такой?» и прочиериторические вопросы, на которые можно не отвечать, так же могут вызывать в собеседнике раздражение и даже агрессию.
Вместо этого, старайтесь задавать не общие вопросы в пустоту, а более конкретные, направленные на человека с проговариванием чувств используя «Я-высказывания»:
«Дорогой, почему тебя не было так долго? Я волновалась за тебя»
- «Замолчи!» «Иди в свою комнату!» «Сейчас же прекрати!» и другиефразы, проговариваемыев приказном тоне, рушат вашу коммуникацию и создают отчуждение между собеседниками. Приказы уместны в армии, на производстве, но никак не в близких или дружеских отношениях, где партнёры должны общаться на равных.
Если вы склонны давать приказы, заменяйте их на просьбы – уважайте своего собеседника:
«Петя, ты стучишь ручкой по столу, у меня это вызывает раздражение, не мог бы ты перестать это делать?»
- «Ты никогда не моешь за собой посуду!» «Ты всегда опаздываешь!» «Вечно ты всем недоволен!» и пр. – любые обобщения, которые начинаются со слов всегда, все, никогда, вечно и т.д. заставляют вашего собеседника занять оборонительную позицию, оправдываться или нападать на вас в ответ.
Вместо этого, старайтесь говорить конкретно о том, что вас в данной ситуации, в данный момент не устраивает, и чтобы вы хотели вместо этого, используя «Я-высказывания»:
«Дорогой, я вижу, что посуда не помыта, это меня огорчает, ведь мы с тобой договаривались о том, что ты теперь будешь мыть посуду за собой. Я бы хотела, чтобы ты всё-таки помыл за собой посуду и выполнил наши с тобой договорённости. Хорошо?»
- «Конечно, ты же у нас самый умный!» «Даа. красавица, писанная!» и пр. – такие фразы, произнесённые в саркастической или ироничной манере, принижают собеседника и являются показателем скрытой или пассивной агрессии. Как правило воспринимаются негативно и могут обидеть собеседника.
Если вы склонны к язвительной манере общения, это может говорить о скрытой или пассивной агрессии, которая находит выход в сарказме и иронии. Если вы хотите доброжелательных отношений с окружающими, вам нужно отказаться от таких речевых конструктов, а лучше, разобраться с причинами пассивной агрессии с психологом или психотерапевтом.
- «Ты хочешь меня позлить!» «Ты никогда не идёшь мне на встречу!» «Чужое мнение для тебя ничего не значит!» и пр. – такие заявление могут быть последствиями психологической защиты, называемой проекцией. Суть её в том, что, человек сам не замечает за собой — то что он видит в других, в явной форме присутствует в нём самом. Психика защищается и не хочет видеть в себе недостатков – так как придётся признаться в своём несовершенстве и работать над собой. А так, можно спроецировать свои негативные качества на других людей и умыть руки, очень удобно.
Такие механизмы можно выявить и проработать с психологом или на сеансе психотерапии.
Если какие-то из вышеперечисленных барьеров присутствуют в вашей жизни, рекомендую как можно быстрее от них избавиться и заменить на конструктивный и вежливый диалог с использованием «Я-высказываний». Это может заметно улучшить ваши коммуникативные навыки и наладить общение с окружающими.
Как справляться с барьерами?
Если барьеры использует ваш собеседник, то существует несколько способов, как с ними справляться:
- Согласиться с тем, с чем возможно.
Вы выбираете из проговорённой вам фразы то, с чем вы можете согласиться и далее выражаете свои желания и точку зрения:
«Это дурацкий план!»
Ответ: «Да, возможно мой план далёк от совершенства, но я бы хотел воплотить его в жизнь»
- Конкретизация.
Если ваш собеседник чересчур эмоционален или склонен к необоснованной критике, старайтесь выводить его на конкретику и спросить его о том, что он предлагает взамен:
«Это дурацкий план!»
Ответ: «Что конкретно вам не нравится в моём плане и что вы предлагаете?»
- Игнорировать.
То есть, вы опознали барьер, но никак на него не реагируете и продолжайте общение как ни в чём не бывало. Это подходит в тех случаях, когда ваш собеседник находится в состоянии аффекта, стресса (что-то произошло, что вызывает в вашем собеседнике бурные чувства, с которыми ему трудно справиться) или, когда у вас нет времени выяснять отношения, а нужно срочно решить какую-то проблему или рабочую задачу;
- Поставить границу.
Если что-то в общении, вызывает у вас эмоциональный дискомфорт, гнев или унижает ваше личное достоинство, то вы можете прямо сказать об этом в конструктивной форме:
«Я не хочу говорить в таком тоне. Пожалуйста, говорите спокойно»
Если речь идёт о более близких отношениях, то уместно ставить границу проговаривая свои чувства через «Я-высказывание» (более подробно здесь — https://www.b17.ru/article/278379/)
- Отражение чувств партнёра.
Такой вариант подходит если вы находитесь в близких отношениях и в тех случаях, когда проблема вашего партнёра объективно больше, нежели ваша.
Например, вы дома сломали ноготь и хотите об этом пожаловаться мужу, а у него на работе сорвалась крупная сделка. Понятно, что уместнее будет повременить с историей про ноготь и выслушать, поддержать мужа, если ему это необходимо:
«Чёртовы лицемеры! Вот всегда они так поступают!»
Ответ: я понимаю, ты злишься, но не переживай, будет и на твоей улице праздник.
- Пересказ очевидного.
В этой технике важно проговаривать очевидные вещи насколько можно спокойно и искренне, без сарказма и иронии:
«Ты несешь какую-то чепуху!»
Ответ: «бывает, что некоторые слова кажутся чепухой»;
«Такого у нас еще не было!»
Ответ: «Да, у нас с тобой бывало разное»;
«Это неправильно!»
Ответ: «Многие вещи на первый взгляд кажутся неправильными».
Отвечая в такой форме, можно избежать накала эмоций и снизить шанс возникновения конфликта в разговоре.
Таким образом избегая построения своего диалога с использованием вышеперечисленных барьеров, а вместо этого использую техники ведения конструктивного диалога, можно значительно повысить свои коммуникативные навыки и улучшить социальную жизнь.
ЗАПИСЫВАЙТЕСЬ НА КОНСУЛЬТАЦИЮ!
+7 953 373 40 03 (WhatsApp, Viber, Telegram)
ПСИХОЛОГ ВИТАЛИЙ БАРАНОВ
ЭКСПЕРТ ПО САМООЦЕНКЕ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
Барьеры общения и способы их преодоления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Барьер общения – это психологический феномен, представляющий собой трудности, которые проявляются в процессе общения коммуникатора и реципиента. Зачастую они могут стать поводом для конфликта или препятствием для взаимопонимания и взаимодействия.
Причины возникновения барьеров в общении
Одна из причин неэффективности делового общения представляет собой существование барьеров в коммуникации. Причины их возникновения включают:
- Психологические особенности партнеров (например, разница в интеллектуальном уровне, темпераменте, мышлении и др.);
- Социальные, политические, религиозные, национальные различия, разный уровень образования;
- Различия в словарном запасе и лексиконе;
- Различное знание предмета обсуждения.
С проблемами в общении сталкивался почти каждый человек, вне зависимости от пола, возраста, социального статуса, ценностей и установок. Это предполагает то, что причины барьеров разные и могут присутствовать в жизни каждого. Они могут осознаваться или не осознаваться людьми, вступающими в общение. От этого в большей степени зависит то, насколько быстро человек способен заметить, что у него проблема и то, как он сможет их решить. Коммуникативные барьеры могут быть также надуманными одним или несколькими собеседниками.
Основные барьеры коммуникации и способы их преодоления
Барьеры общения представляют собой препятствия в ходе коммуникации, которые имеют отношение к обмену информацией между собеседниками. Среди самых распространенных барьеров можно выделить:
- семантический,
- фонетический,
- логический.
Семантический барьер возникает, когда 2 человека под одинаковыми понятиями подразумевают абсолютно разные вещи. Он возникает почти всегда и везде, так как люди очень по-разному понимают многие вещи. По этой причине, разговаривая на одну и ту же тему, мы можем говорить о разном, сталкиваясь с непониманием друг друга.
Готовые работы на аналогичную тему
Для разрушения этого барьера нужно хорошо понимать партнера и его картину мира, которая представлена смыслами, вкладываемыми в разные категории. Если возникают возможные неточности, нужно подробно объяснить, что вы имеете в виду. Также в беседе важно стараться использовать понятные для собеседника слова и их сочетания.
Фонетический барьер заключается в плохой технике речи. В этом случае не понятно, что говорит собеседник. Это мешает воспринимать сообщаемые им сведения. Если интерес в общении с таким человеком присутствует, то необходимо приспособиться к его манере говорить. Можно изредка переспрашивать в непонятных местах.
Если происходит неформальное или дружеское общение, то можно в мягкой форме донести до собеседника, что понять его сложно из-за некоторых особенностей речи. Здесь по возможности он может подстроиться и скорректировать данные недостатки.
Логический барьер представляет собой неумение индивида выражать собственные мысли. В речи таких людей путаются причинно-следственные связи, некоторые понятия подмениваются.
Если пришлось общаться с таким собеседником, то необходимо набраться терпения: слушать его очень внимательно и задавать вопросы, что поможет получить необходимые сведения. Любой человек, обнаруживший у себя подобную особенность, должен постараться от нее избавиться. Существует несколько советов для таких людей:
- послушать, как выражают свои мысли хорошие ораторы или писатели,
- прочитать литературу по логике,
- записаться на курсы ораторского мастерства,
- попросить друзей дать обратную связь с рекомендациями и др.
Другие барьеры общения и пути их устранения
У каждого человека есть характер, при этом некоторые его черты могут кого-то не устраивать. Личностный барьер заключается в том, что у кого-то эти черты настолько заострены, что даже сам характер может представлять собой барьер.
Особенности данного барьера могут быть связаны с незнанием своих особенностей или с недостатком самоконтроля. Так, чрезмерная медлительность или, наоборот, суетливость способна в определенных ситуациях раздражать партнеров по общению.
Барьеры взаимодействия связаны с взаимодействием с человеком в процессе общения. Они возникают из-за недовольства поведением партнера по общению. Как правило, в точках зрения собеседников присутствуют существенные различия.
Мотивационный барьер проявляется при наличии разных мотивов вступления в контакт у партнеров по общению. Например, человек хочет получить поддержку от подруги, а она желает, чтобы вы обсудили ее новую прическу. Здесь человек может столкнуться с непониманием, а партнеры часто по этой причине ссорятся. Для исключения подобный ситуаций важно сразу прояснить друг другу, что вы хотите получить в ходе общения.
Барьер некомпетентности можно часто встретить в совместной работе. Человека может злить некомпетентность партнера, когда он начинает говорить очевидные глупости для вас. Все это вызывает злость, досаду и чувство, что вы потеряли время. Существует 2 варианта решения – либо постепенное подталкивание человека к более глубокому пониманию вопроса (например, ненавязчивое объяснение), либо сворачивание общения. Выбор будет зависеть в основном от целей.
Этический барьер находит проявление при несовместимости нравственных позиций партнеров. Здесь важно не пытаться заниматься перевоспитанием или высмеиванием собеседника. Гораздо более эффективно свернуть общение или попытаться найти взаимовыгодный компромисс, особенно если у вас предусмотрена какая-то важная общая цель.
Причина проявления барьера стилей общения состоит в том, что у каждого человека своя уникальная манера, которая зависит от темперамента, характера, воспитания, профессии и прочих факторов. Как правило, ее формирование — это достаточно длительный процесс, а впоследствии ее становится сложно менять.
Стиль общения состоит из основного мотива (зачем вы общаетесь – самоутверждение, поддержка), отношения к другим людям (доброта, терпимость, жестокость), отношения к себе и характера воздействия на людей (давление, манипуляция, уговоры). Часто стиль общения другого человека приходится просто принимать, так как поменять его сложно, а общаться необходимо.
Как Преодолеть Барьеры в Общении с Другими
Барьеры в общении часто мешают нам в процессе коммуникации. Эти барьеры приводят к тому, что собеседникам не удаётся понять друг друга.
Общение – неотъемлемая часть жизни человека. От умения быстро устанавливать контакты с окружающими в современных условиях зависит успешность личности практически во всех сферах жизнедеятельности.
Все стремятся к приятному и эффективному общению, однако иногда возникают ситуации, когда обмен информацией нарушается и партнерам сложно понять друг друга.
К этому приводят барьеры общения, которые существенно затрудняют диалог между собеседниками.
Язык иногда вместо дороги превращается в барьер.
Дэниел Киз. Цветы для Элджернона. Доктор Штраус
Что такое ‘Барьеры Общения’?
Это факторы, которые способствуют потере и искажению смысла информации в процессе взаимодействия. Они приводят к снижению эффективности коммуникации, возникновению напряжения и отрицательных переживаний. Часто они становятся основной причиной конфликтных ситуаций. Все барьеры общения делятся на две группы: психологические и коммуникативные.
‘Я’ и ‘другие’: преодолевая барьеры
В повседневной жизни, когда мы сталкиваемся с ситуациями общения, близости, переговоров или общей деятельности с другими людьми, часто возникает ощущение “преодоления барьера” или существования какого-то крупного барьера, между личностями, который не позволяет им адекватно взаимодействовать друг с другом. Многие философы, писатели и просто бытовые исследователи обращали внимание на колоссальную разницу в восприятии человеком своего “я” и ощущения “других”.
Те люди, которые находятся за пределами нашего “я” оказываются чужими, непредсказуемыми и часто приносят неприятные ощущения, боль и разочарование – именно из-за того, что чем более близким становиться человек, тем в большей степени на него перекладываются индивидуальные представления о том, что правильно, и что нет, как нужно жить и действовать. Соответствующие ожидания не оправдываются никогда, потому что другой человек – совершенно другая, отдельно сформировавшаяся личность, у которой другие интересы, способности и цели в жизни. Однако, даже такое вполне логичное разочарование заставляет не открыть себе понимание “других”, а отстраниться от общения. Ж.П.Сартр сформулировал такой психологический процесс очень афористично: “Ад – это другие”.
На самом же деле путь к взаимопониманию прост и необыкновенно логичен, как это ни странно. Для того, чтобы нормально и адекватно воспринять других людей, необходимо присматриваться к их характерным реакциям, способам поведения, особенностям восприятия мира, к тому, что и как они делают, и как реагируют на те или иные события. Внимательное наблюдение должно сопровождаться как можно более широким и разнообразным общением с задействованием как можно большего диапазона инструментов – разговора, совместной деятельности, обмена впечатлениями, совместного творчества или разделения его результатов и т.д. Чем в большем количестве разнообразных ситуаций проявит себя человек, тем больше о нем можно узнать, и тем точнее будет наше поведение по отношению к нему.
Психологические барьеры общения
Психологические барьеры возникают в следствие индивидуально-психологических особенностей людей, которые вступают в процесс общения (скрытность, скромность, различия в типах темперамента), а также в результате особенностей отношений между партнерами (недоверие, антипатия).
Определяющим для возникновения ситуаций непродуктивного общения становятся личностные аспекты. В связи с тем, что каждый человек воспринимает события и явления окружающего мира субъективно, оценивает их с точки зрения своего индивидуального опыта, ему иногда бывает сложно понять партнера по общению, у которого другая точка зрения и другие особенности восприятия.
Основные виды психологических барьеров:
- Эстетические барьеры – возникают в ситуации, когда человеку не нравится внешний вид собеседника. Это может касаться особенностей его внешности, стиля одежды, определенных деталей гардероба.
- Интеллектуальные барьеры – заключаются в отличиях типов мышления, скорости протекания мысленных операций и различиями уровня интеллектуального развития. Например, общение оптимиста и пессимиста не всегда можно назвать продуктивным, ведь один будет искать в любой ситуации плюсы и пути выхода, а второй – акцентировать внимание на негативе. К интеллектуальным можно отнести барьер некомпетентности, когда человек не разбирается в обсуждаемой теме, что вызывает у партнера по общению чувство огорчения или раздражения.
- Мотивационные барьеры – проявляются, когда у людей разные цели. Это приводит к непониманию, искаженному восприятию информации.
- Моральные или этические барьеры – эффективности общения мешает несовместимость нравственных позиций, принципов, взглядов.
- Барьер установки – если у человека есть негативная установка по отношению к партнеру, то его слова воспринимаются не объективно, часто с внутренним протестом. Возникать он может в результате предыдущего опыта общения или на основе отзывов других людей.
- Барьер отрицательных эмоций или плохого физического состояния – относятся к ситуативным барьерам. Иногда проблемы в общении возникают, когда у человека плохое настроение или самочувствие, и он не настроен на установление контакта с другими.
Коммуникативные барьеры общения
Коммуникативные барьеры возникают, если между собеседниками есть несоответствие словесного запаса. К этой группе также относятся проблемы, связанные с отсутствием аналогий понятий в разных языках и другие сложности перевода.
Основные виды коммуникативных барьеров:
- Семантические барьеры – возникают, когда партнеры по общению под аналогичными понятиями подразумевают разные вещи. Например, один человек фразу «хороший метод достижения цели» понимает, как способ, который не навредит окружающим людям, а другой – как стратегию достижения желаемого любой ценой, даже если окружающие пострадают.
- Логические барьеры – проявляются, если человек не умеет четко и последовательно выражать свои мысли. В таком диалоге нарушаются причинно-следственные связи, и часто происходит подмена понятий.
- Фонетические барьеры – это плохая техника речи у говорящего. Когда слова звучат нечетко и непонятно, что затрудняет восприятие информации.
Видео: Барьеры в общении. Как преодолеть?
Как преодолеть барьеры общения?
Человека в современном мире невозможно представить без речевых коммуникаций. Каждый день приходиться общаться на работе или учебе, с друзьями или коллегами. Но настоящей проблемой может стать барьер, который мешает грамотно общаться с окружающими и отделяет человека от нормальной жизни.
Один из самых распространенных барьеров — комплекс неполноценности. Люди с низкой самооценкой считают, что они хуже других, не видят своих достоинств и предпочитают проживать свою жизнь тихо и спокойно. Но на самом деле, стоит только сменить имидж, начать работать над собой и улыбаться трудностям, так потребность в общении появляется сама собой. Неуверенность в себе проходит с практикой. Психологи советуют не обходить людей стороной, а как можно чаще пробовать поддержать разговор.
Еще одной проблемой в общении может стать и завышенная самооценка. Комплекс превосходства проявляется в предвзятом отношении к окружающим людям. Человек чувствует себя лучше остальных и считает, что разговаривать с ними можно неуважительно и свысока. Конечно, такое отношение никого не устраивает и контактов с такой личностью скорей всего будут стараться избегать. Но если человек сам понимает причину трудностей в общении, то справиться с ними поможет самоконтроль и лояльное отношение к обществу. При разговоре, можно попробовать найти в собеседнике положительные черты, благодаря этому беседа пройдет более комфортно для обеих сторон.
Часто, случается так, что человек просто боится вступать в контакт с кем-либо. Например, не найти нужных слов, показаться глупым или сказать что-то не то. Появляется страх быть не принятым и осужденным. Возможно, у человека не хватает навыков общения или недостаточный словарный запас. Выход из такого положения – практика. Можно тренироваться перед зеркалом, как бы разговаривая с воображаемым другом. Попробовать вести переписки в интернете, ведь не имея возможности смотреть на собеседника, выражать свои мысли гораздо легче. Конечно, нужно больше читать и развивать словарный запас, чтобы подбирать слова для любой ситуации. Важно оставаться самим собой и не бояться о том, что подумают другие. Каждый человек воспринимает все по-разному, и найдутся те, кто сможет помочь справиться с этим барьером.
Сложность заключается в том, что зачастую причины возникновения сложностей общения не осознаются людьми. Особенно актуально это для психологических барьеров. Если коммуникативные преграды воспринимаются сразу и для их устранения часто достаточно уточнить смысл сказанного, переформулировать предложения и поработать над своей речью, то психологические сложности являются следствием подсознательных установок. Они плохо поддаются контролю.
Следите за своей внешностью и манерами общения, они должны соответствовать ситуации.
Пытайтесь воспринимать собеседника объективно и безоценочно.
Заключение
Для того, чтобы правильно с человеком взаимодействовать, нужно как можно больше о нем знать, и действовать в соответствии с его программой действий, а не со своей. Следует смиренно принять тот факт, что другие люди, даже те, которые вследствие обстоятельств являются нашими близкими, на самом деле – совершенно другие, мыслят, чувствуют и действуют не так как мы. Настоящая близость становится возможной только после достижения этого понимания и его практического воплощения.
Начать общаться с людьми совсем не сложно. Живое общение действительно приносит огромное удовольствие и помогает добиваться поставленных целей.
Обновлена: 18.06.2020, 07:10 Количество слов: 1218 Время на чтение: 6 мин.
Распечатать
Спасибо авторам за эту статью, которую уже прочли 148 792 раз!
Спасибо нашим читателям, которые оставили 5 комментариев и уже оценили статью 55 раз!
- 80
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Алексеич , 24 ноя, 2021 35 217 просм. • 1 отв. • 28 комм.
Василиса , 26 окт, 2021 246 834 просм. • 1 отв. • 288 комм.
Алёнка , 21 окт, 2021 87 099 просм. • 1 отв. • 81 комм.
Алиса , 18 окт, 2021 637 165 просм. • 1 отв. • 123 комм.
Владислава , 07 окт, 2021 101 621 просм. • 1 отв. • 85 комм.
Коммуникативные барьеры и их преодоление Текст научной статьи по специальности « Психологические науки»
Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдуллина А.Ф.
В статье рассматриваются самые распространенные барьеры общения . Коммуникативные барьеры это препятствия на пути к пониманию собеседника. Для преодоления «барьеров» необходимо точно оценить ситуацию, чётко выяснить причины возникновения «барьера» и действовать согласно намеченной схеме.
Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Абдуллина А.Ф.
Текст научной работы на тему «Коммуникативные барьеры и их преодоление»
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
Аспирант Башкирский ГАУ г. Уфа, Российская Федерация
КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ
В статье рассматриваются самые распространенные барьеры общения. Коммуникативные барьеры -это препятствия на пути к пониманию собеседника. Для преодоления «барьеров» необходимо точно оценить ситуацию, чётко выяснить причины возникновения «барьера» и действовать согласно намеченной схеме.
Ключевые слова Общение, коммуникативный барьер, умение слушать, восприятие.
Иногда у нас складывается впечатление, что собеседник защищается от нас, наших слов и переживаний, что он возводит какие-то преграды, защитные сооружения, на пути общения. В деловом общении адекватность восприятия информации между партнерами во многом зависит от наличия или отсутствия специфических коммуникативных барьеров. Что же такое барьеры общения?
Коммуникативные барьеры — это психологические трудности, возникающие в процессе общения, служащие причиной конфликтов, или препятствующие взаимопониманию или взаимодействию [2, с.89].
Барьеры общения могут быть связаны с характерами людей, их стремлениями, взглядами, речевыми особенностями, с манерами общения. В реальной жизни люди очень редко бывают верно «услышаны» другими. Это связано с тем, что в культурах многих народов прививаются такие, социально одобряемые качества личности как: целеустремленность; настойчивость в достижении своих целей; конкурентоспособность, способность к лидерству. Эти качества мало дополняются развитием других качеств, необходимых для эффективного взаимодействия с другими людьми, таких как способность и умение слушать и понимать другого человека. Поэтому в реальной жизни большинство из нас испытывает хронический дефицит искреннего слушания со стороны других людей.
Такие качества человека, как целеустремленность, настойчивость в отстаивании своей точки зрения, оказании воздействия на людей и достижении своих интересов и целей при взаимодействии с ними принадлежат к числу неотъемлемых социально одобряемых качеств человека в современном мире. Однако форма отстаивания своих интересов очень часто препятствует, а не способствует их реализации и приводит к возникновению психологических барьеров, конфликтов и других отрицательных последствий. И происходит это потому, что, исходя из конкретных условий своей жизни, многие люди быстрее приобретают навыки и привычки защитно-агрессивного поведения, как неэффективного заместителя директивного общения. Закрепляясь, они становятся достаточно устойчивыми чертами личности человека и типичными особенностями его коммуникативных качеств.
Вот несколько рекомендаций, которые позволяют более эффективно и безболезненно решать спорные вопросы:
^ выражайте свои позиции, стремления, чувства и идеи открыто, ясно и прямо без извинений или принижений как себя, так и оппонента;
^ при обсуждении конкретных действий, позиций, при оказании воздействия делайте больший акцент на преимущества или отрицательные последствия для достижения целей партнера по общению;
^ избегайте использования личных нападок, унижений или угроз в адрес оппонента, т.е. стремитесь связывать свои цели с целями оппонента, а не с его личностными особенностями;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
^ четко осознавайте и контролируйте свои эмоциональные состояния в ходе взаимодействия и стремитесь направлять их для осуществления положительных действий;
^ используйте «позитивные» слова и выражения; по возможности, избегайте «эмоционально-нагруженных» фраз и оценочных суждений или безразличия к личности партнера и его интересам;
^ избегайте нетерпеливости, уступчиво-унизительной манеры обращения.
В психологическом плане большое значение имеет именно форма выражения: четкость, ясность, уверенность в собственных идеях, отсутствие защитных реакций, и главное — увязывание предлагаемого решения с потребностями и интересами собеседника.
^ не извиняйтесь за то, что вы обращаетесь к партнеру с просьбой, чтобы избежать уступчиво принизительную форму общения. Когда вы начинаете фразу с извинения, то тем самым вы сообщаете партнеру, что в вашей просьбе есть что-то неудобное или невыгодное для него. То есть извинение с самого начала несет в себе ожидание негативной реакции со стороны оппонента. И есть большая вероятность получить ее в ответ на свое предложение [1, с.97].
Как преодолеть барьеры в общении? Прежде всего — вырабатывать чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Помогает также умение видеть за каждым неадекватным поступком человека проявление его психологических особенностей, а может быть, и проблем.
Наши типичные ошибки:
• неправильные ожидания в отношении партнера (неправильные ожидания возникают в результате следующей ошибки: если мы знаем человека недостаточно, лишь какую-то его положительную или отрицательную черту, то нередко достраиваем его образ как положительный или отрицательный, а потом связываем свои ожидания с нами же созданным образом);
• нам кажется, что партнер должен догадываться о том, что мы чувствуем (лучше сразу четко сформулировать свои ожидания, объяснить причины и т.д.);
• если поведение человека нам неприятно, нам кажется, что он плохо к нам относится или даже делает это нам назло (причина же может быть совсем в другом; людей обычно огорчают и раздражают несправедливые обвинения в плохом отношении, получается, что мы сами и провоцируем конфликт);
• мы стараемся оправдать ожидания собеседника (в общении с хорошим человеком это приводит к неестественности отношений, которая нередко обнаруживается в самый неподходящий момент; если же мы идем на поводу у манипулятора, последствия еще хуже) [4, с.135].
Жизнь сталкивает нас с разными людьми. И очень редко дарит тех, в общении с которыми барьеры не возникают. Поэтому следует быть снисходительными к проявлениям некоммуникабельности и уметь делать общение бесконфликтным. Чтобы преодолеть барьеры в общении, нужно поставить «диагноз» себе или партнеру и так построить свое поведение, чтобы уменьшить или устранить барьер [3, с.12 -13].
В заключение хотелось бы сказать еще об одном важном правиле коммуникации, способствующем преодолению барьеров общения, — «Думайте о взаимной выгоде!» Взаимодействие будет наиболее эффективным, если оба партнера по коммуникации получат выигрыш от общения.
Список использованной литературы:
1. Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. — Мн., 2001. — 364с.
2. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. — Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. — С.78 -113.
3. Игебаева Ф.А. Деловое общение: практикум. — Уфа: «Башкирский ГАУ», 2010. — 112 с.
4. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов /Под ред. В.Н. Лавриненко. — М., 2003. — 326с.
Психологические барьеры: причины, виды, как преодолеть
Психологический барьер — неприятное состояние, которое мешает полноценной жизни. Внутренний страх и тревога не позволяют заводить новые знакомства, проявлять себя интересным собеседником, а иногда и просить о необходимой помощи. Рассмотрим, почему возникают психологические барьеры и как от них избавиться.
Что такое психологический барьер
Психологический барьер — это состояние человека, которое мешает совершать желаемые действия и становится препятствием для проявления своих качеств личности.
Например, даже при желании он не может свободно беседовать в компании нового человека, ограничиваясь кратким «да-нет». При этом среди старых знакомых он обычно открытый и расслабленный.
Если психологический барьер приводит к негативным переживаниям, то стоит задуматься о причинах их возникновения. Это поможет разобраться, как преодолеть такое состояние.
Причины психологических барьеров
Люди настолько зациклены на себе, что считают себя и свои проблемы уникальными. А между тем, более 30% из них регулярно испытывают проблемы в общении, а, значит, сталкиваются и с психологическими барьерами. Наиболее часто это выражается в тревожности, дискомфорте и необоснованном страхе:
- страх, что вас неверно поймут;
- тревога, что не получится сделать что-то новое, в чем нет практического опыта;
- стресс, вызванный незнакомой обстановкой и людьми;
- волнение и неуверенность при общении с незнакомцами.
Эти признаки найдут у себя люди, которые имеют заниженную самооценку, внутреннюю дисгармонию, тяжелый замкнутый характер, инфантильность и переживания о неизвестности будущего.
В общении с другими людьми они воспринимают и передают информацию через призму собственного опыта. Именно это и становится причинами возникновения психологических барьеров.
Виды психологических барьеров
На возникновение трудностей в коммуникации влияет не только индивидуальный опыт, но и различия во взглядах, темпераментах, чертах характера, типах личности и условиях воспитания. Психологические барьеры в общении можно разделить на несколько видов.
Интеллектуальный
Типы мышления собеседников часто могут не совпадать: например, один человек обрабатывает информацию быстрее, чем другой. Это делает коммуникацию не очень комфортной, что и создает барьер. Также имеет значение и уровень интеллекта: людям с высоким интеллектом вряд ли будет интересно общаться с человеком более низкого уровня IQ. Интеллектуальный психологический барьер возникает и при обсуждении профессиональных вопросов, если у людей разная компетентность в этом, — такая беседа приведет к разочарованию или раздражению.
Эстетический
Эта преграда появляется, когда у человека возникает неприязнь к собеседнику, связанная с его внешностью или манерами. Можно пытаться не замечать раздражающие особенности: неряшливый вид, необычные черты лица, тембр голоса или сильную жестикуляцию, но внимание с сути разговора все равно будет переключаться на эти детали.
Барьер «первого впечатления»
Этот вид психологического барьера чем-то похож на предыдущий. Но суть его в том, что человек испытывает внутренний страх при первой встрече с кем-либо. Этот страх связан с переживаниями о том, что он не сможет произвести впечатление и понравиться собеседнику, а, возможно, сделает и скажет еще и лишнее, что напрочь оттолкнет окружающих.
Поэтому многие люди при первом знакомстве стараются остаться сдержанными, молчаливыми и безынициативными — ведь в таком случае неудачная встреча не нанесет большого вреда самолюбию.
Мотивационный
Если у людей, занятых одним общим делом, разные взгляды и цели на него, то рано или поздно это приведет к непониманию и возникновению психологического барьера. Командной работы при таких условиях явно не получится.
Например, семейный отдых будет испорчен, если каждый его участник стремится исполнить свои планы: мама хочет съездить на популярный курорт к морю и солнцу, папа хочет спокойно расслабиться на рыбалке, а дети и вовсе надеются остаться дома без родительского контроля.
Ситуативный
Ежедневно у каждого человека возникают ситуации, которые влияют на настроение. Даже мелкая неурядица может серьезно его подпортить. Испытывая негативные эмоции, вряд ли получится построить открытый и конструктивный диалог. Человек будет воспринимать все попытки разговорить его как вторжение в личное пространство, поэтому будет создавать психологический барьер для общения.
Моральный
Это самый труднопреодолимый психологический барьер. Даже если обе стороны будут заинтересованы в конструктивном диалоге, в процессе они столкнутся с разногласиями. Взрослому человеку очень непросто отказаться от своих устоявшихся взглядов и принципов.
Но у этого вида психологического барьера есть и положительная сторона. Люди, которые избегают общения с грубыми, лживыми, двуличными людьми, оберегают себя таким способом от контактов с неприятными личностями (например, маргиналами).
Психологический барьер установки
Если у человека есть причина негативно относиться к собеседнику, то он всеми явными и скрытыми методами будет пытаться построить преграду в общении с ним. И, несмотря на то, что он сам устанавливает такие коммуникативные связи, даже при желании, изменить свое отношение может быть непросто.
Психологический барьер возраста
Психологический барьер возраста — это часто встречающаяся ситуация в повседневном общении. Это непонимание между людьми разного возраста, которые не понимают поступков и мыслей другого поколения. Такая ситуация может стать причиной многих конфликтов как в семье, так и на работе.
Симптомы психологического барьера
Психологические барьеры в общении проявляются по-разному, но все они являются следствиями пережитых травм и психологических особенностей личности.
Чаще всего психологические барьеры в общении проявляются как:
- предвзятое отношение к собеседнику, сомнение во всех его словах;
- неестественные проявления сексуальности;
- скованность в движениях, тихий голос;
- снижение чувствительности;
- внутреннее напряжение;
- необоснованные попытки защищать себя и отстаивать мнение, даже когда никто не ставит его под сомнение;
- отстраненность, отсутствие заинтересованности по отношению ко второй стороне;
- спутанность мыслей, косноязычие;
- разное понимание с собеседником объекта разговора;
- наигранность в поведении, интонациях и жестикуляции;
- чувство стыда.
Способы преодоления психологических барьеров
Если вы понимаете, что у вас присутствуют симптомы психологических барьеров и они мешают налаживанию контактов с собеседником, то нужно провести работу над собой. Если игнорировать эту проблему, то в скором времени к остальным проявлениям добавятся: безынициативность, готовность уступать во всем, неумение выражать и отстаивать свое мнение.
Для преодоления психологических барьеров нужно проработать следующие аспекты.
- Научиться прислушиваться к себе и определять свои чувства. В момент, когда что-либо смущает, стоит замедлиться и задать себе вопрос: «Что я чувствую сейчас?». Тогда дальше строить общение станет немного проще.
- Попробовать активную терапию: индивидуальные или групповые тренинги. Со специалистом, который способен объективно оценить ситуацию со стороны, будет намного проще найти и устранить первопричину психологических зажимов. К основным видам терапии можно отнести: танцы, ритмичную двигательную гимнастику, занятия искусством, телесную терапию, отработку практических навыков общения (спросить дорогу, занять очередь, позвонить в службу поддержки и т.п.)
- Отработать универсальные фразы, которыми можно устранить неловкую паузу в разговоре. Хорошо, если они не будут тесно связаны с какой-то определенной темой.
- Приучите себя задавать вопросы собеседнику. Этим вы не только поддержите беседу, но и покажете свою заинтересованность в разговоре, а также узнаете больше информации о предмете разговора. Хорошо, если это будут открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа, а не сухого «да-нет».
- Занимайтесь своим саморазвитием и расширением кругозора. Так вы поднимете свою самооценку и узнаете много нового, о чем можно завести беседу. Например, можно подписаться на интересных личностей, паблики и каналы в соцсетях. Это поможет получить новую информацию стихийно, а не выискивая на специальных ресурсах.
Как устранить психологический барьер в общении
Если вы почувствовали напряжение в разговоре с собеседником, то можно попробовать устранить этот психологический барьер универсальными способами.
Барьеры общения: виды барьеров и способы от них избавиться
Барьеры общения – преграды, которые мешают полноценно обмениваться информацией, понимать собеседника. Если у человека возникают такие барьеры – необходимо определить их тип и устранить. Для этого созданы специальные техники.
Суть проблемы
Барьеры – специфические препятствия, которые приводят к искажению смысла слов в ходе коммуникации. Общение становится менее эффективным, возникает напряжение и отрицательные эмоции. Часто эти барьеры становятся причиной конфликтов. Преграды бывают психологическими и физиологическими. Первые связаны с тонкостями человеческой психики. А вторые проявляются вследствие физиологических нарушений у одного или всех собеседников (плохое зрение, глухота, проблемы артикуляции).
Виды барьеров
В современной психологии выделяют три разновидности психологических барьеров: коммуникационные, взаимодействия, восприятия.
Коммуникационные
Коммуникативные барьеры связаны с неспособностью собеседников (или одного из них) выражать мысли логично, доступно, четко и вежливо. В этом случае значение имеют словарный запас, техника речи и характер человека. К коммуникационным барьерам относят:
- семантический (одни и те же термины люди понимают по-своему; преодолеть эту преграду можно, подбирая понятные для партнера слова; стоит уточнять, что означает использованный термин);
- логический барьер (неумение выразить идеи логично и понятно; важно набраться терпения, переспрашивать);
- нарушения речи (мешают восприятию информации, но изменить речь трудно, лучше к ней приспособиться);
- неумение слушать (спутник перебивает, «переключается» на собственные мысли; компенсировать чужой недостаток можно собственным искусством речи);
- барьер модальностей (важно уметь определять основной канал восприятия у собеседника; это делает людей терпимее, позволяет найти подходящий способ общения с конкретным спутником, делает общение эффективным);
- барьер характера (важно сдерживаться, чтобы характеры партнеров не привели к сложностям и конфликтам; темпераментные люди считаются неудобными собеседниками);
- невежливость (мешает деловой коммуникации; пресекать невоспитанность лучше всего собственным спокойствием; важно помнить цель общения – взаимодействие, а не разногласия; не стоит отвечать резко – это приведет к стычке; собеседника «отрезвит» холодный и нейтральный тон);
- несовпадение словарного запаса (эта смысловая преграда возникает из-за интеллектуальных, психологических, культурных различий спутников; нужно переспрашивать, объяснять трудные термины, подбирать более понятные слова и комментировать свои идеи);
- языковые преграды (стороны взаимодействуют на разных языках или по-разному владеют одним языком).
Взаимодействия
Этот тип преград возникает во время общения. Большую роль играет внутренний мир собеседника: его образованность, моральный уровень, стиль общения. Выделяют такие барьеры:
- мотивационный (появляется, если у собеседников разные мотивы взаимодействия; один может стремиться к быстрой прибыли, а другой – желать развития общего бизнеса; партнерам стоит сразу обсудить и согласовать цели, иначе совместная деятельность обречена на провал);
- некомпетентности (некомпетентность одной из сторон раздражает вторую сторону, появляется чувство досады; если человек разбирается в вопросе частично – можно спокойно сообщить ему нужную информацию; не стоит делать это демонстративно);
- этический (моральная несовместимость собеседников; не стоит перевоспитывать или упрекать человека, это приведет к раздору; лучше прекратить контакт или искать компромисс);
- стилевой (стили общения бывают разными; это связано с темпераментом, профессией, воспитанием, социальным положением человека; стиль общения может быть доброжелательным, жестким, нейтрально-деловым; цель коммуникации играет большую роль: самоутверждение, принуждение, сотрудничество, поддержка собеседника; важно осознать, что манера общения – выражение глубинных качеств, поэтому изменить ее трудно, лучше адаптироваться и принять).
Восприятия
Барьеры восприятия связаны с первым впечатлением партнеров, с их предрассудками. Эти преграды возникают в момент вступления в контакт. Среди них выделяют:
- эстетический (с неопрятным партнером трудно взаимодействовать);
- барьер социальных положений (препятствует комфортной коммуникации; особенно если это подчиненный, который привык бояться начальника; чтобы устранить этот комплекс, стоит проговаривать: «Начальник – просто человек со всеми человеческими слабостями, причин для страха нет. Моя речь будет спокойной, ведь я уважаю свой труд и себя. Шеф это почувствует»).
- отрицательных эмоций (с расстроенной личностью непросто общаться; не стоит принимать грубые интонации на свой счет; следует перед встречей узнать, какое настроение у ее участников; иногда лучше перенести беседу, чем неэффективно тратить время; если встреча обязательно должна состояться – перед деловым разговором нужно позаботиться об эмоциональном состоянии собеседника);
- состояния здоровья (наблюдательный человек заметит недомогание партнера и сократит время контакта, чтобы не переутомлять его);
- психологической защиты (если закрытость и агрессивность сотрудника являются его защитной реакцией – стоит поменять отношение к коллеге; ведь он «отзеркаливает» негативное отношение к себе; постепенно контакт наладится);
- установки (у человека могут сформироваться отрицательные установки к партнеру или компании; нет смысла уговаривать агрессивно настроенного человека; нужно спокойно воспринять неприязнь, увидеть в ней невежество и плохую осведомленность; это поможет оградиться от негатива; постепенно мнение партнера изменится);
- барьер двойника (человек склонен судить об окружающих по себе, ждет от спутника поступков, характерных для себя; следует помнить об этом феномене и не проецировать на коллег собственные качества);
- барьер ошибочных стереотипов (проявляется в недоверии, скептическом отношении; такой человек отталкивается от негативного опыта; важно пересиливать себя и анализировать объективно каждую ситуацию).
Качества характера, создающие проблемы
На первое место можно поставить гордыню, ведь остальные качества – производные от нее. Эта черта проявляется в возвышении себя и снисходительном отношении к окружающим. Контактируя с гордецом, человеку приходится сдерживаться, чтобы избежать конфликтов.
Хвастовство – способ самоутверждения. За этой чертой может скрываться неуверенность, потребность в похвале. Хвастливые личности часто бывают тщеславными. Это следующая отрицательная черта. Тщеславный человек зависит от лести, чужого мнения. Он верит в свою значимость, только если видит одобрение окружающих. Важно научиться хвалить себя, ведь льстецы редко бывают искренними. Их цель – манипулирование тщеславным человеком.
Властолюбие выражается в неприятии чужих мнений и желаний. Это болезненная потребность контролировать окружающих. Чтобы плодотворно общаться с властолюбивым человеком, нужно уметь четко аргументировать позицию. В первую очередь властолюбец подавляет неуверенных личностей.
Вспыльчивость – неспособность осознавать свои эмоции, контролировать их. Вспыльчивая личность замечает последствия эмоционального «взрыва» после его окончания. Собеседникам такого человека приходится проявлять особенное спокойствие, не «отзеркаливать» грубые слова противоположной стороны.
Способы вычислить тип барьера
Нужно проанализировать свои переживания и реакции партнера. Коммуникационные преграды связаны не с содержанием диалога, а с особенностями речи: логикой повествования, словарным запасом, четкостью произнесения слов.
Преграды взаимодействия возникают в ходе общения. В этом случае одну из сторон не устраивает моральный облик, уровень знаний и характер партнера. Барьеры восприятия – стереотипы, ожидания. Если психологическая преграда возникла слишком быстро или еще до общения – это барьер восприятия.
Визуально напряжение между спутниками проявляется через язык тела. Обращают внимание на:
- мимику (напряженное лицо, улыбка не соответствует выражению глаз);
- позу (закрытая поза – спутник отворачивается, скрещивает конечности; излишняя расслабленность и рассеянность также считаются признаками психологической закрытости);
- жестикуляцию (резкие движения; невольно сжатые кулаки);
- выражение глаз (отсутствующий, «бегающий» или длительный взгляд).
Рекомендации, которые помогут избавиться
Существуют проверенные способы преодоления преград в общении. К ним относятся:
- «имя собственное» (важно произносить имя спутника; такое внимание помогает человеку самоутвердиться; это расслабляет, вызывает доверие);
- «зеркало отношений» (выражается в теплой улыбке, доброжелательном тоне и участливом выражении лица; у спутника возникает ощущение защищенности);
- «золотые слова» (комплименты создают иллюзию совершенствования, появляется чувство удовлетворенности);
- «терпеливый слушатель» (внимательное выслушивание жалоб человека);
- «личная жизнь» (стоит проявить внимание к внутреннему миру и увлечениям спутника; после этого человек «открывается», общается активнее).
Некоторые барьеры можно устранить, а остальные – умело обойти. Важно проявлять терпение, внимательность и участливость.
Как вам статья?