Аутизм у детей или?

Детский аутизм (расстройство аутистического спектра). Лечение детского аутизма в Москве, Центр им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ.

Содержание
  1. Детский аутизм: причины, симптомы, лечение
  2. Детский аутизм. Что это такое?
  3. Детский аутизм. Признаки и симптомы
  4. В чем разница между аутичными чертами и диагнозом аутизм?
  5. Причины возникновения аутичных расстройств и аутизма
  6. Как проявляются аутичные черты
  7. Как проявляется более тяжелая форма аутизма
  8. Аутизм и умственная отсталость – отличия и совместимость
  9. Аутизм
  10. Задержка психического развития
  11. Умственная отсталость
  12. Как отличить?
  13. Умственная отсталость у детей с аутизмом
  14. Расстройство аутистического спектра у детей: причины РАС, симптомы, виды и диагностика
  15. Наши статьи
  16. Ранний детский аутизм и Расстройство аутистического спектра – доступно о сложном.
  17. Ранний детский аутизм (РДА).
  18. Расстройство аутистического спектра (РАС).
  19. Диагностика.
  20. Что дальше?
  21. Детский аутизм: как его распознать и что делать после постановки диагноза?

Детский аутизм: причины, симптомы, лечение

Детский аутизм — это сложное состояние, выражающееся в нарушении развития психической сферы и других систем организма, которое не зависит от этнической принадлежности человека, социального статуса или стиля отношений в его семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники. Иногда поведение малыша кажется особенным с самого рождения. В других случаях ребенок, который развивался абсолютно нормально, может неожиданно утратить ранее приобретенные навыки. Если родители считают, что с ребенком что-то не так, важно как можно скорей рассказать о своих опасениях специалисту!

Детский аутизм. Что это такое?

Научные исследования аутизма проходят по всему миру, но причины возникновения у ребенка таких особенностей поведения и развития пока не найдены.

Известны следующие факты:

1. Как минимум, у одного из ста детей сегодня диагностируют то или иное расстройство аутистического спектра (РАС);

Читайте также:  Какой преподнести подарок мужу на день свадьбы?

2. Детский аутизм (или расстройство аутистического спектра) чаще встречается у мальчиков, чем у девочек;

3. В большинстве стран людей с расстройством аутистического спектра больше, чем больных диабетом, раком и СПИДом вместе взятых;

4. Пока точно не определены анализы для диагностики детского аутизма;

5. Некоторые признаки аутизма будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни, но помочь детям с РАС можно.

Чем раньше начать профессиональную реабилитацию ребенка, тем больше будет у него возможностей адаптироваться в социуме и быть успешным в разных сферах жизни.

Детский аутизм. Признаки и симптомы

  • Симптомы аутизма могут быть весьма серьезны, а могут быть практически незаметны;
  • У многих детей с расстройством аутистического спектра интеллектуальное развитие будет соответствовать возрастной норме;
  • Дети с РАС особым образом воспринимают информацию;
  • Некоторые дети имеют феноменальную память и могут быть успешны в музыке, математике или искусстве;
  • Часть детей с РАС не говорят, но могут общаться, используя альтернативные средства коммуникации: жесты, обмен карточками с рисунками;
  • Как правило, детей с РАС будет отличать стереотипное, повторяющееся поведение и желание жестко следовать определенным привычкам и ритуалам;
  • У людей с РАС в любом возрасте будут сохраняться сложности в построении отношений с другими людьми.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ: на что обратить внимание родителям детей 1,5 — 2 лет

Если вы заметили у своего ребенка суммарно три и более признаков, приведенных ниже, или вы видите, что он заметно отстает в приобретении навыков, желательно провести более полную диагностику развития малыша.

СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ребенок ведет себя так, будто он «настроен на свою волну», его сложно заинтересовать чем-либо:

  • не замечает, когда мама уходит из комнаты или возвращается в комнату;
  • расстраивается и протестует, когда взрослый пытается поучаствовать в его игре;
  • сидя в кроватке, может монотонно кричать — вместо того, чтобы позвать маму;
  • не улыбается в ответ на улыбку;
  • не реагирует на свое имя;
  • отчаянно сопротивляется объятиям, не дает взять себя на руки.

СФЕРА ПОВЕДЕНИЯ

  • играет в игрушки необычным образом, например, выстраивая их в ряд;
  • у наблюдающего за ребенком может возникнуть ощущение, что ребенок «прилип взглядом» к какому-то предмету;
  • может долго кружиться вокруг своей оси;
  • вращает предметы, близко поднося их к глазам;
  • не проявляет интереса к игрушкам, но при этом может постоянно интересоваться каким-то бытовым предметом, например, обогревателем;
  • пытается есть, лизать или кусать несъедобные предметы (подушку, одеяло, одежду);
  • может длительное время щелкать пальцами, поднеся руки к самому лицу;
  • сидя на одном месте, может подолгу раскачиваться;
  • может не любить посещать новые места и избегать любых новых впечатлений.

СФЕРА КОММУНИКАЦИИ

Ребенок с аутизмом:

  • может быть очень привязан к кому-либо одному из близких, например, к маме, не отпуская ее от себя даже на короткое время;
  • гораздо позже других детей начинает говорить;
  • часто не использует жесты, а вместо этого пользуется руками других людей, подводит взрослых туда, куда ему надо (использует «управляемую руку» взрослого);
  • избегает контакта «глаза в глаза»;
  • «автоматически» повторяет услышанные слова или фрагменты предложений, песен, стихов.

НАРУШЕНИЕ МОТОРИКИ

  • может постоянно ходить на цыпочках;
  • может часто и многократно взмахивать руками и потряхивать кистями рук;
  • не может освоить детские подвижные игры, научиться залезать на шведскую стенку или кататься на велосипеде.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Многие дети с РАС очень чувствительны:

  • с трудом переносят определенные виды шума, музыку, яркий свет или мигание лампочки, резкие запахи;
  • закрывают уши руками;
  • обнюхивают предметы;
  • с трудом переносят прикосновения к коже, не любят мыться, причесывать волосы, носить некоторые виды одежды;
  • часто кричат, т.к. испытывают боль в животе, зубную и другие виды боли, но не могут сообщить об этом.

ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА САМОМУ СЕБЕ

Ребенок может кусать свои руки и царапать тело, вырывать у себя на голове волосы, биться головой о пол или стену.

НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ОПАСНОСТИ

Ребенок ведет себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения или, наоборот, он чрезмерно боязлив и осторожен.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • ребенок соглашается только на определенный узкий набор продуктов и не готов пробовать новые виды еды;
  • страдает поносами (запорами).

НАРУШЕНИЯ СНА

Часто путает день и ночь, может быть активным в любое время суток.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ

1. Поделитесь своими сомнениями с педиатром, который наблюдает вашего малыша, или с любым другим специалистом в детской поликлинике — неврологом, психологом, логопедом и т. п.

2. Запишитесь на прием к участковому психиатру.

3. Запишитесь на консультацию в ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой ДЗМ» (принимает детей от 1 года до 18 лет). Запись на прием по будням с 8.00 до 20.00, в субботу с 9.00 до 19.00, воскресенье — выходной.

Запись на прием к специалистам осуществляется по: телефону: +7 (495) 44-55-495 или электронной почте: [email protected].

Пожалуйста, обратите внимание, что по действующему в РФ законодательству информация об обращении в Центр им. Г.Е. Сухаревой является врачебной тайной, не сопровождается «постановкой на учет» и будет передана участковому психиатру по месту жительства только с согласия родителей и в том случае, если необходимо решение социальных вопросов, например, ребенку требуются льготные лекарства и/или оформление инвалидности.

В чем разница между аутичными чертами и диагнозом аутизм?

Считается, что нет четкой границы между психическим здоровьем и патологией, но современная психиатрия проводит эту границу достаточно уверенно, различая черты характера и заболевание. Аутичные черты и аутизм не исключение

Многих родителей пугает заключение врача «АЧ» – аутичные черты, которые ставят их ребенку. Но не всегда есть повод для паники. Потому что у детей в возрасте 3-х лет (а именно в это время возможно поставить диагноз) уже достаточно сформированный характер со своими, индивидуальными чертами. И вполне есть место для одной-двух «аутичных черт».

Причины возникновения аутичных расстройств и аутизма

До сих пор не выявлены четкие причины развития аутизма, точнее, аномального развития мозга, при котором хуже работают отдельные его участки, ответственные за социальные связи. Известно, что в развитии аутизма играет роль генетический фактор, имеет место и воздействие следующих факторов:

• ожирение у матери

• перенесенные во время беременности инфекции, особенно цитомегаловирус или краснуха

Но детский аутизм – всегда врожденное заболевание, не приобретенное. И его нельзя путать с аутичными чертами.

Как проявляются аутичные черты

К аутичным чертам относят следующие признаки:

• однообразные повторяющиеся движения или стимы (например, раскачивание, размахивание руками и так далее)

• бурная реакция на запахи, касания, яркий свет или громкий звук

• проблемная коммуникация – нет зрительного контакта, игнорирование обращения

• ребенок не интересуется общением, даже в семье для общения выбирает только некоторых членов

• ребенок привязан к определенным вещам

• избирательность в еде

• сложности с формированием моторных навыков

• проблемы с речью

• пассивность или, наоборот, агрессивность или истеричность.

Нужно учитывать, что наличие двух или трех черт – не признак аутизма. Даже взрослый человек избирателен в еде, может не любить телесные контакты или не переносить громкие звуки. Даже стимы есть у вполне здоровых людей (привычка качать ногой, к примеру). Если некоторые из перечисленных черт проявляются, но не мешают ребенку развиваться нормально, усваивать поступающую информацию, выражать свои потребности, общаться с членами семьи – нет особого повода для беспокойства. Тем не менее, нужно следить за развитием малыша, и если черты усугубляются или к ним добавляются новые – это повод посетить специалиста.

Как проявляется более тяжелая форма аутизма

Аутичные черты и аутизм, в чем основная разница? В первую очередь, в выраженности черт и их большом количестве, из-за чего страдает развитие ребенка. К признакам аутизма относят:

• выраженное избегание контактов

• трудности в обучении новому

• отсутствие навыков самообслуживания

• отставание в развитии моторики

• нарушения памяти, внимания

• отсутствие или серьезное нарушение речи

• неумение обращаться за помощью (ребенок просто плачет или истерит, но не говорит, что ему нужно)

• невозможность зрительного контакта, ребенок не может посмотреть на что-то, если его попросят

• ребенок не может повторять действия за другими

• отсутствие сюжетно-ролевых игр.

Такие признаки требуют наблюдения у специалиста и своевременной коррекции. Нужно отметить, что при нарушении эмоционального и социального интеллекта у аутистов часто страдает умственное развитие. Также наблюдается избирательное развитие интеллекта – например, фотографическая память, отличные успехи в рисовании или математике, при существенном отставании в других областях.

Аутизм и умственная отсталость – отличия и совместимость

Дети, поведение которых кажется странным в выражении эмоций, сильно отличающихся от сверстников, плохо поддающихся обучению, сторонящихся людей и демонстрирующих непонятные реакции, заставляют волноваться родителей. Они спрашивают специалистов, все ли нормально с их чадом, нет ли у него каких-либо отклонений, хотят знать точный диагноз. Впрочем, последнее очень важно, так как правильное определение проблемы поможет правильно среагировать и принять меры по лечению, коррекции, должным образом относиться к ребенку, его обучать.

В этой статье не будет говорить о тяжелых психических расстройствах, каковой является шизофрения и ряд других заболеваний. Остановимся на отклонениях с похожими симптомами: аутизм, задержка психического развития, умственная отсталость. Их проявления кое-где совпадают, а в некоторых вариантах сильно расходятся. Все же, при глубоком изучении, они различаются и поэтому требуют своего подхода, как со стороны родителей, так и педагогов. Давайте разбираться.

Аутизм

Это расстройство развития ребенка появляется у малышей в возрасте 2 года, однако диагноз можно подтвердить позже – в 3–5 лет. Аутисты строят собственный мирок и не хотят его покидать, им нравится играть в полном одиночестве, не общаться ни с кем. Связь таких детей с внешним миром нарушена, хотя они вполне здоровы в физическом плане.

  • замкнутость на самом себе, избегание людей, не ищут друзей;
  • предпочитает играть в одиночестве;
  • трудности в вербальном (речь, письмо) и невербальном (мимика, жесты, прикосновение, оценка внешности и голоса) общении. Задержка речи, мутизм – случайное произношение фраз и слов;
  • нарушено социальное взаимодействие – отсутствие эмоций на действия других людей, оставляет без ответа обращение к нему, не смотрит в глаза, не привязывается ни к кому;
  • стереотипное поведение – наличие определенных обязательно выполняемых ритуалов, повторение однотипных движений продолжительное время, эхолалия – повторение слов;
  • может проявлять агрессию при попытке наладить контакт, кричит;
  • любые изменения, происходящие вокруг, ему мешают.

Для некоторых людей (1–2 человека) аутичные дети делают исключение и могут общаться с ними.

Точной причины аутизма не установлено, хотя многие специалисты склоняются к генетической версии. Некоторые же считают, что вызвана такая патология органическими заболеваниями мозга.

Аутисты любят музыку. При легкой форме расстройства они даже могут превосходить по интеллекту своих ровесников, лучше учатся, но лишь по некоторым предметам, так как их умственное развитие весьма избирательно. К тому же такие люди очень часто демонстрируют выдающиеся способности в отдельных сферах (науке, искусстве) и могут вполне нормально адаптироваться в обществе при правильном подходе к воспитанию, обучению и специальной коррекции.

Задержка психического развития

В этом случае у ребенка ниже нормы для его возраста психомоторика, речь, эмоции мышление, внимание, память и т.д. Такие дети отличаются излишней вялостью, они с трудом овладевают самыми простыми навыками – пользоваться ложкой, одеваться. Они позже начинают говорить, сторонятся ровесников, взрослых, нелюдимы.

ЗПР, по мнению специалистов, явление проходящее, и если вовремя принять меры и проводить правильную коррекцию, то к 10 годам она полностью проходит. Причины такого расстройства: соматические болезни, в том числе и будущей матери до и в течение беременности.

Умственная отсталость

По-другому эту патологию называют олигофрения или интеллектуальная недееспособность. Тут все гораздо хуже, так как исправить почти ничего невозможно. Нарушение в развитии головного мозга и центральной нервной системы приводит к остановке совершенствования интеллекта ребенка. Абстрактно мыслить он не в силах, нарушены когнитивные функции, эмоции простые и бедные.

Умственно отсталый ребенок медленно говорит и ходит, так как вегетативное состояние у него особое. Память у него ограничена, способности к обучению и получению навыков ниже, чем средние, часто он не может сам себя обслуживать нормально. Такой малыш легко привязывается к людям, хорошо к нему относящимся. Он не замыкается в себе и легко, с удовольствием, идет на контакт.

Как и аутисты, дети с таким расстройством тоже очень любят музыку.

Патология эта врожденная или проявляется у малыша до трех лет. Следует, однако, отметить, что при слабой выраженности диагноз могут поставить и после прохождения курса начальной школы.

Важно: прогрессировать олигофрения не может.

«Виновники» интеллектуальной недееспособности вполне определены:

  • курение и прием алкоголя будущей матерью в период беременности;
  • воздействие токсинов на плод;
  • гипоксия при родах;
  • синдромы Клайнфелтера, Дауна и т.п.

Как отличить?

Различить аутистов и детей с задержкой психического развития и иногда просто невозможно. Например, у первых быть трудности с учебой, похожие на ЗПР, а у вторых наблюдаться пристрастие к одиночеству, как при аутизме. Но есть особенности, которые позволят понять, что это за расстройство:

Трудности с речью, стесняются говорить

Говорит хорошо (в овладении речью может даже обогнать сверстников), но лишь то, что ему нравится и часто ­– самому себе. Может вообще отказаться разговаривать.

Не умеет начинать общение, но очень бы хотел поиграть со сверстниками

Не желает общаться, играть с другими детьми, ничуть не страдает от одиночества

Паника при появлении каких-либо новшеств, любовь к ритуалам

Привязан к членам семьи, ищет их одобрения и ласки

Со временем при планомерных занятиях совершенно проходит

Аутизм полностью не излечивается, можно только адаптироваться к социуму

В чем отличие олигофрении от аутизма вполне понятно, и расписывать это вряд ли нужно. Поражение участков головного мозга исправить невозможно, поэтому такого ребенка следует воспринимать, какой он есть.

Аутизм, если он «чистый», то является вполне осознанным выбором ребенка. А вот дети с олигофренией и ЗПР и хотели бы быть другими, но не могут. В этом как раз и есть главное отличие.

Умственная отсталость у детей с аутизмом

Такая форма расстройства тоже считается умственной отсталостью, но на главенствующем месте все же находятся признаки аутизма. Именно поэтому так тяжело родителям ребенка с установленным диагнозом «атипичный аутизм» узнать, что их чадо к тому же еще и олигофрен – у него тяжелая или умеренная форма интеллектуальной недееспособности.

У детей с расстройством аустического спектра, сопровождающегося глубокой умственной отсталостью, плохо сформированы психические процессы. У них примитивные чувства, кратковременная механическая память, не развито мышление, неустойчивое внимание. Они могут стихийно проявлять отрицательные эмоции. Мелкая моторика плохая, хотя движения вполне скоординированы.

С учителем такой ребенок старается не вступать в контакт: не приветствует и не прощается с ним, не реагируют на его речь, не смотрит в глаза. Поэтому организовать нормальный образовательный процесс с таким индивидом весьма сложно.

Осуществляется обучение в домашних условиях. В настоящее время существует три этапа, рекомендуемого для работы с подобным учеником, приходящему к нему учителю.

1. Установление контакта и обустройство ситуации, комфортной ребенку. Происходит все таким образом:

  • занятия проводятся в том месте, где хочется ученику – здесь ему будет удобнее, спокойнее, можно достигнуть концентрации его внимания;
  • мать обязательно должна присутствовать на уроке и даже помогать своему чаду выполнять задания. Следует отметить, что в начале процесса ребенок не будет слышать постороннего человека, действовать придется через родительницу;
  • учитель должен избегать прямого взгляда в глаза ученика, чтобы не спровоцировать его аутоагрессию и агрессию;
  • начало и конец урока должны быть четко обозначены – это снизит тревожность ребенка при смене видов деятельности;
  • для повышения мотивации обучающегося необходимо подобрать индивидуальный дидактический материал, который ему нравится;
  • весь процесс обучения должен быть соответствовать желаниям, и, конечно же, возможностям ребенка. При неизменной теме урока технология подачи материала и его содержание может меняться, если ученик будет реагировать на них негативно. Поэтому педагогу необходимо запастись несколькими вариантов учебников, дидактического материала, заданий. И чем больше их будет, тем лучше, ведь подобная гибкость подачи способна лучше реализовать возможности и потребности ученика, повысить его мотивацию;
  • установлению контакта и его поддержанию помогает подражание ребенком действий педагога, воспроизводимых совместно. Это зрительный контроль, захват предметов, удерживание их, обучение пользования карандашом и ручкой;
  • навыки самообслуживания формируются путем установки, что урок не закончен, пока ученик все не уберет со стола.

2. Освоение учебных стереотипов. Этот этап реализуется следующим образом:

  • занятия проводятся за одним и тем же столом, ребенок должен сидеть по установленным правилам;
  • начало и конец занятий четко обозначаются;
  • выполненные задания перемещаются слева направо:
  • проводится работа над указательными жестами;
  • вводятся и используются словесные инструкции, просьбы типа «положи», «двигай», «возьми», «покажи». Делается это постепенно.
  • мать, присутствующая на уроке, постепенно удаляется в соседнее помещение;
  • после уроков ребенок помогает педагогу собрать учебный материал;
  • учебные действия углубляются путем внедрения в использование цветных карандашей, пластилина, клея и т.п.

3. Этот этап продвигается по вышеупомянутому алгоритму и предполагает расширение усвоенных ранее навыков:

  • целесообразное обустройство рабочего места;
  • четкое обозначение время уроков и перерывов;
  • присутствие на занятиях матери ограничивается как можно больше;
  • закрепление и отработка слов-просьб и введение новых;
  • расширение лексики, позволяющей отразить предметные, эмоциональные, бытовые навыки;
  • подталкивание к активному говорению;
  • углубление мотивации обучения;
  • обучение выражения позитивных эмоций от результата деятельности;
  • совместные с учителем и самостоятельные действия;
  • совершенствование пользования книгой, тетрадью, ручкой, карандашами, пластилином. Введение в обиход иголки, линейки, ножниц.

Все эти этапы для успешности образовательного процесса ребенка-аутиста с умственной отсталостью следует выполнять в полном объеме. Учителю необходимо быть очень корректным, внимательным. От такого ученика не стоит требовать соблюдения тишины, ведь звуками он демонстрирует свои эмоции, и педагог сможет определять его настроение.

Полной концентрации внимания тоже ждать не стоит. Все дело в том, что малыш, не смотрящий на учителя, объясняющего материал, при выполнении практической работы обязательно сфокусируется на том, что нужно.

Вопросы должны быть краткими, четкими, хорошо сформулированными. Немедленного ответа требовать не следует, как и отвлекать ребенка частыми вопросами.

Объяснения строятся с помощью наглядно-практического метода. Для этого лучше показывать мелкие предметы, хорошо помещающиеся на ладони ребенка. Но можно использовать и те, что размером не более листа А-4.

Нужно чаще хвалить ученика, поощряя его не только словами, но и прикосновениями и вкусностями.

Следует понимать, что нет четкого обозначения времени, затрачиваемого на каждый этап обучения. Все зависит от состояния ребенка. Однако переходить к следующему можно лишь при условии, что ученик хорошо освоил то, что ему прививает педагог.

Обозначенные выше стадии обучения – только начальная работа над получением образования и умений особенными детьми. Далее все будет проходить сложнее, но при этом алгоритмов специалисты будут придерживаться тех же, что описаны выше.

В результате успешного процесса ребенок сможет получить оптимальный, доступный ему, объем знаний и навыков, освободиться от тесной опеки родителей, научится коммуникации, стать более самостоятельным, социализироваться.

Расстройство аутистического спектра у детей: причины РАС, симптомы, виды и диагностика

Что такое расстройство аутистического спектра

Расстройство аутистического спектра (РАС) – это нарушение нервного развития, характеризующееся проблемами социального взаимодействия, двигательными и поведенческими стереотипами. Это расстройство встречается все чаще, при этом РАС диагностируется во всех этнических, расовых и социально-экономических группах.

В МКБ-10 расстройства аутистического спектра не выделены в отдельную категорию, но они входят в раздел: Общие расстройства психологического развития (F84). В новой версии классификатора (МКБ-11) для РАС введена отдельная диагностическая единица «Расстройство аутистического спектра».

Основные причины развития

Точного понимания по поводу причин возникновения данного расстройства нет. Высказывались разные версии – от влияния ранней вакцинации до старшего возраста отца или матери ребенка. Но абсолютное большинство сведений, полученных в результате проведенных исследований, опровергают связь РАС и вакцинации.

К причинам расстройств аутистического спектра относят генетические и средовые факторы. При этом на долю генетической предрасположенности приходится от 64 до 91% всех случаев. Механизм передачи от родителей к детям до конца не исследован, но медики установили, что наибольший риск развития у однояйцевых близнецов.

Есть и другие причины РАС:

  • Хромосомные и обменные болезни. Возникновение расстройства аутистического спектра связывают с генезом синдрома Дауна, ломкой X-хромосомы, фенилкетонурии.
  • Недоношенность плода. Есть определенная связь между этим нарушением и патологическими факторами, воздействующими на центральную нервную систему в кризисные периоды. Поэтому, если ребенок родился недоношенным, то он автоматически входит в группу риска.
  • Возраст родителей. Есть прямая связь между возрастом родителей на момент зачатия и развитием аутистических нарушений. В группу риска входят дети, отцам которых более 50 лет (матерям – 35-40 лет на момент зачатия). Кроме того, РАС развивается у младенцев, рожденных несовершеннолетними мамами.

Аутистические расстройства чаще всего диагностируются у мальчиков – примерно в 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Многие исследователи пишут об экологических причинах этих нарушений. Был выявлен определенный перечень потенциально опасных веществ, которые могут влиять на развитие расстройств аутистического спектра: полихлорированные дифенилы, свинец, углеводороды, инсектициды и дым из выхлопной трубы автомобилей. Но пока не доказано точная связь этих веществ и развития РАС.

Классификация расстройств аутистического спектра

В основе классификации РАС лежат особенности клинической картины и этиопатогенетических механизмов. Следующие расстройства входят в данную категорию:

  • Аутизм. Развивается в раннем возрасте, но ряд случаев может диагностироваться позже. Симптоматика характерна для большинства аутистических расстройств – регресс речи, проблемы в социальных взаимодействиях и стереотипии.
  • Синдром Аспергера. Клиническая картина выглядит лучше, чем при аутизме. Среди симптомов выделяются однообразность в поведении, неуклюжесть, проблемы с восприятием юмора, непонимание сарказма, а также некоторая эксцентричность.
  • Синдром Ретта. Это генетическая патология, которая диагностируется у девочек. Симптоматика яркая – однообразные круговые движения руками, нарушение речевой функции, олигофрения. Некоторые специалисты не относят это заболевание к аутистическим расстройствам по причине того, что у детей с синдромом Ретта сохранен интерес к общению.
  • Атипичная форма аутизма. Отличается от обычной формы детского аутизма тем, что проявляется в более позднем возрасте, при этом могут не присутствовать все симптомы, характерные для аутизма.
  • Дезинтегративное детское расстройство (синдром Хеллера). Для этого состояния характерны проявления, как при аутизме. Не все специалисты относятся эту патологию к числу РАС.

Проявления расстройств аутистического спектра

РАС характеризуется уникальной смесью симптомов, которые зависят от степени нарушения и того, как именно оно влияет на поведение ребенка.

У некоторых детей проявляются признаки аутистического расстройства с первых месяцев жизни. Это безразличие к тем, кто осуществляет уход, отсутствие зрительного контакта и другие проявления. При этом другие дети могут вести себя вполне нормально в первые годы жизни, но потом происходят изменения в их поведении – они становятся отстраненными, теряют языковые навыки, которые были приобретены ранее.

Есть различия и в уровне интеллекта. У одних детей могут наблюдаться проблемы с обучением, тогда как другие дети могут иметь нормальный или даже высокий уровень интеллекта. Они хорошо учатся и воспринимают информацию, но у них отсутствует интерес к коммуникации с другими людьми, при этом они плохо приспосабливаются к социальным ситуациям.

К основным признакам расстройства аутистического спектра относятся:

  • Проблемы с коммуникацией. Дети с этим расстройством не могут сближаться с другими людьми, инициировать диалог или поддерживать беседу. Они не способны сопереживать и делиться своими эмоциями.
  • Нарушение социальных взаимодействий. Есть проблемы в понимании ролевого и чувственного подтекста отношений с людьми. Дети не принимают участие в общих занятиях, играх, либо они делают это, но без особого вовлечения в процесс.
  • Проблемы с использованием и пониманием невербальных средств общения. Дети практически не используют интонацию в своей речи, жесты и мимику. Как правило, они избегают зрительного контакта.
  • Сильная привязанность к неодушевленным предметам. Дети-аутисты могут сильно привязываться к любимым игрушкам, одежде или личной коллекции (марки, значки и т.д.).
  • Нездоровая реакция на внешние раздражители. При этом есть некоторая парадоксальность в том, что нейтральные сигналы, вроде шепота или прикосновений к телу, могут вызывать крайне негативную реакцию, а такие воздействия, как боль или другие неприятные факторы, воспринимаются абсолютно спокойно.
  • Шаблонность поведения. Люди с расстройством аутистического спектра часто имеют повторяющие модели поведения и деятельности. Дети могут монотонно бегать по кругу, стучать кружкой по твердой поверхности. У взрослых часто наблюдается патологическая педантичность к расположению вещей и мебели в комнате. Многие испытывают сильную потребность в некоем постоянстве и цикличности – строгий распорядок дня, прогулка по единому маршруту, определенное время приема пищи и т.д.
  • Вербальные стереотипии. Они выражены во фразовой и словесной эхолалии – многократные и бессмысленные повторы слогов, окончаний и отдельных слов.

Симптомы расстройства аутистического спектра зависят от тяжести нарушения – от легкой до тяжелой формы. К примеру, у многих пациентов диагностируются проблемы в двигательной сфере – их походка становится шаткой, есть небольшие проблемы с координацией. При тяжелой форме этих нарушений наблюдается полное отсутствие движений и речевой функции.

Расстройство аутистического спектра у детей диагностируется на основе данных клинического обследования. В ряде случаев достаточно собрать семейный анамнез, сделать опрос родителей и провести анализ поведенияребенка: его способность налаживать связь, поддерживать зрительный контакт и т.д.

Как правило, используются следующие средства диагностики:

  • Тесты со специальными опросниками.
  • Электроэнцефалография. ЭЭГ проводится для выявления эпилепсии, т.к. аутистическое расстройство может сопровождаться эпилептическими припадками.
  • Ультразвуковое исследование головного мозга. Обследование может выявить аномалии строения мозга, которые провоцируют симптоматику РАС.
  • Обследование у отоларинголога. Это один из способов дифференциальной диагностики, позволяющий исключить тугоухость у ребенка.

Родители сами могут увидеть проявления в поведении своего ребенка, характерные для аутистического расстройства. При этом некоторые симптомы можно заметить уже до 1 года. В первые месяцы жизни малыши недостаточно подвижны, не проявляют интереса к ярким игрушкам, есть определенная скудность мимики.

В более зрелом возрасте характерны другие проявления. Вот несколько признаков, при наличии которых имеет смысл обратиться к специалисту:

  • У ребенка проблемы с концентрацией внимания, он постоянно растерян и забывчив.
  • Он не любит любые перемены в своей жизни. Испытывает дискомфорт при смене привычной для него ситуации, предпочитая выполнять монотонные и хорошо знакомые ему действия. Отсутствие интереса к общению, к познанию чего-то нового.
  • Игнорирование обращения к себе, проявление агрессии и отказ в выполнении просьб.
  • Ребенок избегает зрительного контакта, испытывает раздражение при повышении голоса и любых прикосновений к нему.

Наши статьи

Ранний детский аутизм и Расстройство аутистического спектра – доступно о сложном.

Ранний детский аутизм (РДА) — к сожалению, в современной медицине до сих пор нет четкого определения этого диагноза. Под это определение попадает не какое-то конкретное нарушение или патология развития головного мозга, а общий набор поведенческих симптомов и проявлений, основные из которых – снижение или отсутствие коммуникативных функций, изменения эмоционального фона, социальная дизадаптация, ограниченность интересов, набор стереотипных действий, избирательность. И в результате часто получается так, что понятия «аутизм», «ранний детский аутизм» и «расстройство аутистического спектра» используются как синонимы, что в принципе неверно.

Сразу оговоримся, что аутизм, как диагноз, может быть поставлен ребенку лишь в среднем школьном возрасте. До этого момента у ребенка может быть диагностирован только ранний детский аутизм, который, как правильно, проявляется в возрасте до 3 лет.

Крайне важно провести разделительную черту между понятиями «расстройство аутистического спектра» и «ранний детский аутизм». Важно это потому, что отсутствие четкой дифференциации между РАС и РДА приводит к тому, что многим детям не удается оказать результативную помощь. Так как от правильной постановки диагноза зависит маршрут лечения и коррекции ребенка.

Ранний детский аутизм (РДА).

Под этим диагнозом понимается отклонение в психическом развитии, которое проявляется целым спектом нарушений, связанных с трудностями выстраивания отношений с окружающим миром.

За последние несколько лет количество детей с РДА значительно возросло. Согласно открытым данным, частота РДА составляет примерно 2-4 случая на 10.000. Заключения о причинах возникновения данного заболевания до сих пор достаточно противоречивы. Происхождение РДА связывают со сложными биологическими факторами, такими как генетические дефекты (от 2 до 3% аутистов имеют в анамнезе наследственный фактор) или перинатальное органическое поражение центральной нервной системы ребенка. В зону риска прежде всего попадают беременные женщины на ранних сроках, на организм которых могут оказывать негативные действия различные факторы, такие как: некоторые компоненты продуктов питания, алкоголь, никотин и наркотики, лекарственные препараты, внутриутробные инфекции, стрессы, загрязненность внешней среды, а также, согласно некоторым данным, электромагнитное поле мегаполисов.

Как уже было сказано выше, ранний детский аутизм, как правило, диагностируется в возрасте до трех лет и имеет сразу несколько симптомов (как минимум, три или четыре из всей симптоматики аутистического спектра). Как правило, частый компонент нарушения – трудности взаимодействия с другими, даже самыми близкими людьми, а также невозможность выражения собственных эмоций.

Признаки раннего детского аутизма:

  • У ребенка выраженная склонность к компульсивному (намеренному соблюдению правил), стереотипному поведению («бесцельным» повторяющимся действиям – раскачиваниям, бегу по кругу, взмахам руками, вращениям головы и др.), определенной последовательности выполнения действий (ритуальное поведение). Ему также свойственна чрезмерная избирательность. Например, к некоторым цветам (вплоть до полного неприятия некоторых цветов) или в еде (вплоть до принятия только одного-двух продуктов).
  • Ребенок либо вообще избегает, либо трудно идет на контакт – не улыбается, не откликается на свое имя, чурается посторонних. Слабо реагирует на обращенную к нему речь, избегает зрительного контакта. Не проявляет эмоций (в том числе, любопытство) и не воспринимает встречные эмоции (жесты, мимику, интонации); ему комфортнее с предметами, а не с людьми.
  • Наблюдается повышенная чувствительность к свету и звукам, нарушение ритма сна и бодрствования;
  • В грудном возрасте ребенок, при попытке взять его на руки, не проявляет ответной реакции (пассивен) или, наоборот, выражает сопротивление.

Речевое развитие таких детей также имеет свои характерные черты (если такие дети начинают говорить, то с ярко выраженной задержкой, их речи свойственны эхолалии, отсутствие местоимений, интонационная монотонность, штампованность, аграмматизмы). Дети с РДА не могут различать чувства, поэтому их пугает любое эмоциональное проявление, они встречают его в штыки. Они не понимают, ни какие эмоции испытывают они сами, ни какие эмоции испытывает по отношению к ним окружающий мир (например, не понимают, улыбается ли ему мама, одобряет ли его действия или, наоборот, сердится). Поэтому они плачут и успокаивают себя с помощью стереотипных движений, которые дают им ощущение безопасности.

Проблема заключается в том, что все эти симптомы не являются специфичными только для детей с РДА (то есть теми, по которым можно было бы однозначно классифицировать именно этот диагноз). Некоторый другие заболевания могут проявляться таким же набором симптомов.

В данном случае речь идет о расстройстве аутистического спектра (РАС) или аутистических чертах поведения.

Расстройство аутистического спектра (РАС).

На первый взгляд симптоматика РАС очень напоминает тот ряд признаков, который присущ раннему детскому аутизму. Но, как правило, расстройство аутистического спектра проявляется одной-двумя, так называемыми, аутоподобными чертами – те же проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, определенная социальная дезодоптация, нежелание играть со сверстниками, нежелание общаться со взрослыми, беспричинный страх, произвольные или непроизвольные крики, эмоциональная возбудимость. Это также может быть набор определенных стереотипных действий и повторяющихся движений.

И, тем не менее, при всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА – не одно и то же.

Попытки найти определение, что же такое на самом деле «расстройство аутистического спектра», скорее, сведутся к описанию все тех же внешних признаков, нежели к конкретной формулировке. РАС расплывчато определяют как общее расстройство развития. Почему определение РАС такое неопределенное? Это связано с тем, что расстройство аутистического спектра не является самостоятельным заболеванием как таковым. На самом деле это психолого-педагогическая классификация особенностей эмоциональной сферы ребенка. Расстройство аутистического спектра всегда является последствием неврологического нарушения центральной нервной системы ребенка. Как самостоятельное проявление, без неврологической причины, РАС существовать не может.

РАС и РДА имеют лишь похожие проявления, но абсолютно различны в части самой природы нарушения.

И тут мы подходим к очень важному заключению – употребление понятий РАС и РДА как синонимов не допустимо ни в коем случае. Краеугольным камнем в оказании помощи детям с такими симптомами является вопрос безошибочной постановки диагноза. Эффективность всей дальнейшей работы по реабилитации ребенка зависит в первую очередь от патогенеза – установления причины нарушения. Неверные выводы могут стать причиной того, что РДА будет ошибочно диагностирован и приписан тем детям, которые на самом деле РДА не страдают.

Диагностика.

Процесс постановки диагноза РДА чрезвычайно сложен, предполагает обследование ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссии, в рамках которой происходит комплексная диагностика ребенка). Помимо сбора подробного анамнеза необходимо проведение широкого спектра клинических и психологических исследований, расширенного неврологического и соматического обследования, функциональной диагностики (ЭЭГ, УЗДГ, вызванные потенциалы) и, при необходимости, генетического анализа.

Для постановки точного диагноза и, как следствие, подбора правильных коррекционных программ требуются консультации сразу нескольких врачей – в первую очередь, психиатра и невролога. Не менее важная роль в диагностике отводится клиническому психологу (нейропсихилогу, патопсихологу) – квалифицированному специалисту в области медицинской (клинической) психологии. Это специалист, в компетенцию которого входит исследование высших психических функций ребенка и его эмоциональной сферы. Клинический психолог обладает широким диагностическим инструментарием, с помощью которого он может выделить области памяти, внимания, мышления и коммуникации, требующие коррекции. В диагностическом обследовании обязательно должен принимать участие логопед-дефектолог для моделирования комплекса дальнейшей коррекционной работы. Так как запуск речи у ребенка с аутистическими чертами – это очень важная задача. Ведь именно речь является основой коммуникации и связи ребенка с окружающим миром.

Что дальше?

Только безошибочно поставленный диагноз позволяет подобрать правильные методы коррекции речевых и поведенческих нарушений. В обоих случаях они будут принципиально разными. И понимать это чрезвычайно важно.

Ранний детский аутизм крайне сложно компенсировать, и, как правило, детей с таким нарушением обучают социальной адаптации, как то: навыки самообслуживания, навыки вербального (максимум), а скорее всего невербального взаимодействия с окружающим миром. Это может быть развитие кинестетических навыков (умение воспринимать свое тело, направление движений, пространство), дающих ребенку невербальное понимание, какие именно сообщения посылает ему окружающий мир.

Зачастую для аутичных детей единственным способом общения и самовыражения становятся специальные карточки с картинками PECS, с помощью которых они могут сообщать о своих желаниях и намерениях. Достаточно эффективной альтернативой общения с помощью карточек ПЕКС может оказаться общение с помощью письма. Такие дети, как правило, очень хорошо понимают буквы и вполне в состоянии обучиться письму (печатанию). В нашей практике были потрясающие результаты при использовании такой формы обучения. Во многих случаях способ общения через письмо удается перевести (трансформировать) в вербальную, продуцированную речь.

Во многих случаях коррекции поведенческих нарушений при раннем детском аутизме эффективно работает применение поведенческой терапии АВА (applied behavior analysis).

Разумеется, необходимо применение медикаментозной терапии. В тех случаях, когда она подобрана правильно, она дает быструю положительную динамику.

Одной из самых эффективных на сегодняшний день методик является транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС). Это инновационная методика, широко применяемая в реабилитации на Западе, позволяет с помощью кратковременных магнитных импульсов активировать нервные клетки в пострадавших участках мозга и «заставить их работать». Этот метод безболезненный, неинвазивный и практически не имеющий противопоказаний. С помощью ТМС стало возможным всего за 10-12 сеансов повлиять на восприятие ребенком окружающего мира.

Что касается расстройства аутистического спектра, то здесь компенсаторные возможности существенно шире. В сравнении с ранним детским аутизмом РАС гораздо проще поддается коррекции, и прогноз наступления существенных положительных изменений более благоприятный. С одной стороны, работа с РАС предполагает использование многих методик, что были описаны выше. При этом одной из самых больших ошибок является бездумное копирование этих методик (опять же в случае отсутствия правильно поставленного диагноза: РАС или РДА). В частности, речь идет о переводе ребенка с аутистичными чертами на карточки PECS. Реальность, к сожалению, такова, что в 80% случаев такой ребенок в дальнейшем уже не возвращается в вербальную коммуникацию. Таким образом, карточки PECS целесообразно начинать применять лишь с того возраста, когда перепробованы все варианты, и наступило понимание, что научить ребенка вербальной коммуникации другими методами невозможно.

Одним из важнейших моментов в коррекционной работе является междисциплинарный подход. Работа с такими детьми предполагает совместное взаимодействие сразу нескольких специалистов. И тут очень важно понимать, что разобщенный, не целостный подход чреват тем, что каждый врач в отдельности начинает работать над проблемой с ракурса только своей специализации, что сильно снижает результат и может вообще привести к его отсутствию. Идеальным решением является применение комплексной программы для коррекции речевых и поведенческих нарушений «Нейроабилитация», которую курирует специалист, обладающий сразу несколькими квалификациями (нейропсихолог, патопсихолог, клинический психолог, дефектолог). От первой консультации и до конечного результата руководитель программы полностью контролирует взаимодействие медикаментозной терапии и коррекционных мероприятий, проводимых всеми специалистами.

В заключении важно сказать, что самой большой ошибкой в коррекционной работе может стать упущенное время. При первых же проявлениях вышеназванных признаков имеет смысл как можно раньше обратиться за консультацией к опытному неврологу. А в случае подтверждения диагноза РДА или РАС сразу же начинать заниматься коррекцией. Вам потребуется много времени и ресурсов, но результат того стоит.

Детский аутизм: как его распознать и что делать после постановки диагноза?

Аутизм – это болезненное состояние психики, для которого характерна отрешенность человека от внешнего мира, неспособность устанавливать социальные контакты, полная погружённость в себя. Подробно об этом расстройстве рассказала Татьяна Косова, врач-психиатр, заведующая детским диспансерным отделением СККСПБ №1, главный детский психиатр Министерства здравоохранения Ставропольского края и СКФО.

Называть аутизм болезнью ошибочно. Это расстройство психики, которое сохраняется на протяжении всей жизни, тогда как понятие «болезнь» предполагает её начало, течение и завершение. «Заразиться» от кого-то или внезапно заболеть аутизмом невозможно. Как отметила Татьяна Косова, единственной и однозначной причины возникновения аутизма не существует. Их несколько, одна из которых – генетическая.

Причиной аутизма может стать нарушение развития мозга в определенные этапы внутриутробного развития ребенка. Это случается тогда, когда беременность протекает с патологиями, или женщина в этот период переносит тяжелое инфекционное заболевание. Причиной также может стать родовая травма.

Аутизм неизлечим, но с этим диагнозом можно жить и оставаться социально активным членом общества. Не существует какого-то единого рецепта, как облегчить симптомы аутизма. Важно одно – взять под наблюдение психическое расстройство как можно раньше.

Что в поведении ребёнка должно насторожить родителей: возможные признаки аутизма

Аутизм входит в группу нарушений психического развития, для которых характерны стереотипные формы поведения, нарушение социального взаимодействия и общения.

– Общаясь, мы смотрим друг другу в глаза, используем мимику и жесты. Дети с диагнозом аутизм не делают этого. Они не могут устанавливать зрительный контакт с другими людьми. Они не смотрят в глаза, и порой создается ощущение, что они не слышат обращенную к ним речь. Часто приходится проверять ребёнка у сурдолога, чтобы исключить патологию слуха, – отмечает Татьяна Косова.

Татьяна Нестеровна Косова

Врач-психиатр рассказала, что дети с расстройствами аутистического спектра не могут указать на какой-то предмет, не смотрят в направлении жеста, не способны поделиться своей радостью и интересами с другими. У таких детей наблюдается или отсутствие речи, или задержка речевого развития. В речи могут присутствовать различные штампы: какие-то фразы из мультфильмов и сказок, повторение одних и тех же слов или слогов. Дети не способны использовать речь, как функцию коммуникации. Они могут спонтанно рассказать стихотворение или сказку, не привязываясь к обстановке. Необходимость с кем-то пообщаться вызывает у них огромные трудности. Они часто неправильно используют глаголы, употребляют повелительное наклонение или говорят о себе в третьем лице: «Ваня хочет кушать. Ваня не хочет гулять».

Аутизм можно заметить в раннем детском возрасте. Такой ребенок не реагирует на маму и папу, не может отличить родных от чужих. Он безразличен к игрушкам, не кричит, когда голоден или нужно сменить подгузник. У него нет взгляда глаза в глаза и отсутствует указательный жест. Позже такой ребенок не будет использовать игру, как средство коммуникации, наделять игрушки определенной ролью и говорить за них разными голосами. Он может выстраивать их в ряд или перебирать. Дети с аутизмом используют неигровые предметы. Они играют с веревочками, камешками, любят пересыпать песок, открывать краны и подолгу смотреть, как течёт вода.

Как помогут ребенку в Ставропольской психиатрический больнице?

При лечении любого психического заболевания важно как можно раньше обратиться к специалистам. Ранее диагностирование психического расстройства, начало лечения и проведение различных коррекционных мероприятий позволяет облегчить будущую социальную адаптацию и помочь развитию необходимых навыков.

– Если у ребенка кто-либо или сами родители заподозрил аутизм, нужно обратиться к детскому психиатру. Врач консультирует и назначает необходимое дообследование. Затем ребенок направляется к психологу. В детском диспансере больницы открыт кабинет психологической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Психолог, работающий в этом кабинете, проводит диагностику по специальной методике для подтверждения диагноза и коррекционную работу.

Если у ребёнка выраженные сопутствующие заболевания, если ребенок очень возбуждён, не спит, у него заметны агрессивные навязчивые движения, требуется медикаментозное лечение. Это лечение можно проводить в амбулаторных условиях под наблюдением, но в редких случаях нужна стационарная форма лечения. Логопед и психолог проводят диагностику и коррекционные занятия. Психологические занятия проходят индивидуально и в группах. Специалисты больницы работают и с родителями. На консультациях они рассказывают, как правильно вести себя, как организовывать быт, учиться, отдыхать, заниматься творчеством и не терять связь с обществом. Родителям напоминают, что не стоит ждать от детей с аутизмом сразу больших побед и достижений, но каждому их успеху нужно радоваться и продолжать терпеливо заниматься, выполняя все рекомендации специалистов. «Без помощи родителей мы, конечно, ничего не можем сделать. Родители – это наши первые и главные помощники», – подчеркнула Татьяна Косова.

Чем раньше будет выявлена патология у ребенка, тем раньше ему будет оказана помощь. Это может быть психологическая, медикаментозная, комплексная помощь. У детей с диагнозом аутизм много сопутствующих заболеваний, поэтому обследование проводят разные специалисты и на основании их заключений подбирается индивидуальная программа. Помощь направлена на развитие эмоционального состояния ребёнка, его познавательных способностей, коммуникативных и социально значимых навыков.

Как вам статья?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Cosmetism
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: